Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МАНТРИЧЕСКАЯ ТРИБХАНГА-КРИЙЯ



Слияние с чистой Пустотой называется самадхи.

Шьяма Чаран Лахири

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: второй этан пятой омкар-крийи, трибхангамурари-самантрак-крийя, крийя трех изгибов с мантрой, вторая часть шестой крийи, шестая крийя II, ОК-5-2.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: безмолвная трибханга-крийя.

После того как вы научитесь мягко рассекать узлы в Медулле, Анахате и Муладхаре, можно будет углубить данную технику, включив в нее мукти-мантру (Ом Намо Бхагавате Васудевайя). Благодаря этой мантре значительно повышается уровень концентрации внимания, позволяя рассекать узлы с большей интенсивностью. Таким образом, подъем энергии выполняется так же, как в первой омкар-крийе, только теперь мы не прибегаем к помощи дыхания.

Низведение энергии в мантрической трибханга-крийе отчасти осложняется необходимостью помещать слоги мантры в точки, не всегда расположенные в чакрах. Внимание исходит из Бинду и направляется к левой стороне головы. Затем мы разворачиваем его направо и рассекаем первый узел, с усилием произнося про себя слог Те. Аналогично, произнося остальные слоги мантры, мы подчеркиваем рассечение соответствующих узлов.

Ниже приводится схема примерного расположения слогов мантры на пути Трибхангамурари. Точки, которые вы видите, — это не новые чакры, но энергетические завихрения. Данная техника выполняется в медленном темпе, так, чтобы на пути Трибхангамурари у вас было достаточно времени для удара по каждой из этих точек.

Полный цикл самантрака длится одну минуту, и нужно стараться как можно точнее уложиться в этот промежуток времени, поскольку это оптимальный период для того, чтобы энергия отреагировала на ваши действия. Поначалу данную технику повторяют по 24 раза за один сеанс медитации, затем каждые две недели добавляют еще по 24, пока число повторений за день не достигнет 192.

Выполнение

1. Выполните крийя-пранаяму и нави-крийю, затем поднимите язык и сконцентрируйтесь на свете Кутастхи; совершенно забудьте о дыхании — дышите естественно. (Существует разновидность данной техники, при которой дыхание выполняется как при крийя-пранаяме.)

2. На протяжении 30 секунд медленно поднимайте прану по сушумне из Муладхары в Бинду, мысленно произнося слоги: Ом в Муладхаре, На в Свадхиштхане, Мо в Манипуре, Бха в Анахате, Га в Вишуддхе и Ва в Бинду.

3. После того как вы достигнете Бинду, начинайте медленно опускать энергию к левой стороне головы, затем, описав дугу, поверните поток вправо и наискось рассеките Медуллу, мысленно произнося слог Те. Убедитесь, что помещаете слог мантры точно в Медуллу.

4. Теперь продолжайте опускать прану в диагональном направлении вправо, пока не достигнете правого плеча, после чего начните разворачивать поток по дуге влево. В точке поворота произнесите слог Ва.

5. Когда будете пересекать Анахату, продолжайте мысленно тянуть звук « а-а-а » предыдущего слога, ощущая, как узел рассекается совместной силой мантры и дыхания. Кроме того, двигаясь к сердечной чакре, почувствуйте, что вы немного ускоряетесь. Это также будет способствовать рассечению узла в этой точке. Как только вы выйдете из Анахаты, начинайте замедляться по мере своего продвижения в левой стороне тела. Когда вы опуститесь в диагональном направлении примерно на два с половиной сантиметра ниже уровня сердечной чакры, произнесите слог Су.

6. Теперь начинайте поворачивать поток энергии вправо, описывая дугу, которая окончится в Муладхаре. Когда вы достигнете точки в левой стороне спины на высоте около двух с половиной сантиметров ниже уровня Манипуры, произнесите слог Де.

7. Следующая точка находится примерно над самым центром левой ягодицы. Дойдя до нее, произнесите слог Ва.

8. Продолжайте двигаться по диагонали, пока не достигнете конечной точки этой цепи — Муладхары. Мысленно произнесите в ней слог Йя, представляя, как вы постукиваете по чакре и будите свернувшуюся в кольца спящую энергию плененной Кундалини.

9. Полный цикл восхождения и нисхождения (шаги 2—8) занимает около одной минуты. Обычно упражнение повторяют 24 раза, постепенно увеличивая количество повторений, пока оно не достигнет 192.

Что дальше?

Мантрическая трибханга-крийя считается освоенной, когда полностью поднимается Кундалини либо когда практикующий способен на протяжении двух недель выполнять технику по 192 раза в день.

Примерное расписание занятий

Техника

Недели

1 и 2 3 и 4 5 и 6 7 и 8 9 и 10 11 и 12 12 и 13 14 и 15

Основное расписание

Нади-шодхана* 3 3 3 3 3 3 3 3
Уджайи-пранаяма* 3 3 3 3 3 3 3 3
Талабья-крийя 50 50 50 50 50 50 50 50
Маха-мудра 3 3 3 3 3 3 3 3
Нави-крийя 4 4 4 4 4 4 4 4
КП-1 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24
КП-2 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24
КП-3 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24
Трибханга мантри-ческая 24 48 72 96 120 144 168 192
Поверхностное дыхание 12 12 12 12 12 12 12 12
Ментальная крийя 24-36 24-36 24-36 24-36 24-36 24-36 24-36 24-36

Перед сном

Маха-мудра 3 3 3 3 3 3 3 3
Короткое дыхание 12 12 12 12 12 12 12 12
Йони-мудра 1 1 1 1 1 1 1 1

* Факультативно.

Иогическая мудрость: Просветление

Если вы регулярно и правильно выполняете техники крийи, то вполне вероятно, что через какое-то время даже без помощи каких-либо гуру в лице человека ваше представление о просветлении изменится. Сливаясь со звуком Ом, вы временно забываете свою самость, а ваше Высшее «Я» приходит к единству с Ом. Таким образом, прежняя личность внезапно перестает существовать, и остается лишь другой, высший уровень реальности. Ом можно сравнить с лестницей, по которой йог восходит ко все более высоким уровням духовного восприятия, пока в один прекрасный день не достигнет наивысшей ступени, где его взору откроется свет Кутастхи. Когда мы сливаемся с этим уже знакомым нам светом, он пробуждает в нас давно утраченные воспоминания о нашей истинной идентичности. Спросите себя: «Кто я на самом деле? Я существо, облеченное в форму? Или я звук? Или вовсе нечто иное? Может быть, я сущность, стоящая за звуком, взгляду которой доступно все сущее? » Свет знает ответы на эти вопросы.

А теперь стоит поразмыслить вот над чем. Можно строить свою жизнь, руководствуясь желанием увидеть сияние этого света, вернуться к высшему состоянию. Но крайне важно помнить о необходимости сохранять равновесие между этим стремлением и своими мирскими обязанностями. Что же тогда имел в виду Лахири, когда учил последователей: «Только крийя есть истина, все остальное — ложь»? Действительно ли «все остальное» ложь?

После продолжительной каждодневной практики крийи этот вопрос уже не кажется столь серьезным; можно даже рассмеяться, вспоминая, с каким недоумением мы раньше смотрели на этот мир и как действовали в нем. Теперь трудно даже представить, как такой вопрос мог прийти нам на ум. Прежние представления о гуру, богах и духовном прогрессе ныне кажутся совершенно устаревшими. Теперь мы видим свою былую глупость и утверждаем: есть только иллюзия и Омкар, а кроме того — чистое сознание, чистое бытие; мы понимаем, что в основе всех переживаний более низкого порядка лежит грубая субъективная реальность. Больше не нужно называть никаких имен; мы всего-навсего жаждем взойти по ступеням к своему дому, царству недвойственности.

Мы обнаружили, что в ходе практики крийи у нас очистились нади и открылась сушумна, и теперь мы с каждым днем становимся ближе к Реальности Омкар. Но мы не святые и не особенные — мы просто достигаем умиротворения, сосредоточиваемся на высшей реальности и учимся любить ее сильнее, чем иллюзию. Раньше мы думали, что человек — это тело, наделенное духом, а на самом деле это Дух, облеченный в тело.

Если вы еще не пришли к осознанию этого факта — не сомневайтесь, что это скоро случится: достичь нирвикальпа-самадхи, о котором так много говорят, — значит всего лишь воссоединиться с Реальностью Омкар и непрестанно пребывать в ней, находиться в этом высшем состоянии сознания каждое мгновение повседневной жизни.

 

УРОК31.

ТРИБХАНГА-ТХОКАР-КРИЙЯ

 

Когда крийя самопроизвольно осуществляется

в шести чакрах,

 йог может сказать обо всем на свете.

Шьяма Чарам Лахири

 

 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ: тхокар-трибхангамурари-крийя, третий этап пятой омкар-крийи, третий этап шестой крийи, шестая крийя III, ОК-5-3.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: мантрическая трибханга-крийя.

Трибханга-тхокар-крийя подобна мантрической трибханга-крийе с тем отличием, что данная техника включает в себя движения тхокар, которые необходимо осторожно и тщательно выполнять по мере того, как внимание неотступно следует по пути Трибхангамурари. Поначалу плавное движение, совершаемое головой, может показаться довольно сложным, однако оно в значительной степени способствует углублению концентрации внимания на пути Трибхангамурари (см. рис. 44).

Данная техника также считается частью шестой крийи. Полное ее выполнение может оказаться крайне продолжительным и трудоемким, поэтому йог вправе самостоятельно определить, сколько времени уделять этому этапу крийи.

Внимание! Совершаемое движение оказывает нагрузку на шею и плечи и при многократных повторениях может привести к травме. Если сомневаетесь, выполняйте его с меньшей амплитудой, число повторений увеличивайте медленно и постепенно. Рекомендуется также через каждые несколько дней делать перерыв, особенно на раннем этапе практики.

Выполнение

1. Выполните нави-крийю и крийя-пранаяму, затем поднимите язык в кхечари-мудру и сконцентрируйтесь на Бхрумадхье. Не забывайте фокусировать внимание на отзвуках, доносящихся из каждой точки на пути Трибхангамурари. Забудьте о дыхании.

2. Руки с переплетенными пальцами поместите на область пупка, так чтобы оказывать восходящее физическое давление на первые три чакры. Опустите подбородок на грудь. Спину держите прямо. В данном упражнении двигается только шея.

3. Мысленно произносите слог Ом в Муладхаре, начиная одновременно вдыхать и поднимать подбородок.

4. В Свадхиштхане мысленно произнесите слог На. Подбородок к этому моменту должен подняться на 1/5 всего пути к ровному положению.

5. В Манипуре мысленно произнесите слог Мо. Подбородок поднимается на 2/5 пути к ровному положению.

6. В Анахате мысленно произнесите слог Бха. Подбородок поднимается на 3/5 пути к ровному положению.

7. В Вишуддхе мысленно произнесите слог Га. Подбородок поднимается на 4/5 пути к ровному положению.

8. В Бинду мысленно произнесите слог Ва. Подбородок приходит в ровное положение. Весь подъем длится около 30 секунд.

9. Нисхождение займет также 30 секунд. Далее предстоит описать головой путь Трибхангамурари от Бинду до Муладхары, пересекая линию позвоночника в точках расположения узлов и концентрируясь на завихрениях за пределами сушумны. Не крутя головой и не поднимая плечо, слегка наклоните голову влево (ухом к плечу). Поднимая подбородок, заведите голову назад, мысленно произнося слог Те в Медулле. Так вы пройдете первую дугу пути Трибхангамурари. На мгновение задержитесь в этом положении, затем переходите к следующему движению.

10. Теперь очень медленно поверните голову по вертикальной оси как можно дальше вправо. В это время внимание и энергия движутся к восьмому центру Трибхангамурари. Коснитесь подбородком правого плеча, произнося слог Ва в восьмой точке. Не забывайте о необходимости воспринимать вибрацию этого центра в Кутастхе. На мгновение задержитесь в таком положении, затем двигайтесь дальше. При необходимости можно немного приподнять плечо, чтобы дотянуться до подбородка, однако не прилагайте для этого усилий, поскольку непосредственное соприкосновение плеча с подбородком не обязательно. Главное — воспринимать вибрацию восьмого центра в Кутастхе, пока реверберирует слог Ва.

11. Очень медленно поверните голову влево, направляя энергию и концентрацию по пути Трибхангамурари через четвертую чакру к девятому центру. Когда голова до конца повернется влево, совершается второй ментальный удар: коснитесь подбородком левого плеча, мысленно произнося слог Су в девятом центре, ощутите вибрацию в Кутастхе. Как и на предыдущем шаге, можно немного приподнять плечо, что, впрочем, не обязательно.

12. Теперь медленно опускайте и поворачивайте голову в обратную сторону так, чтобы подбородок двигался вдоль левой ключицы. Описав дугу в 30°, мысленно произнесите слог Де в десятой точке Трибхангамурари. Как и прежде, ощутите вибрацию этого завихрения в Кутастхе.

13. Описав дугу в 60е, мысленно произнесите слог Ва, концентрируясь на одиннадцатой точке Трибхангамурари. В Кутастхе ощутите вибрацию этого завихрения.

14. И наконец, когда голова будет наклонена прямо вперед, вы достигнете двенадцатой точки в Муладхаре. Здесь произносится последний слог — Йя. Сфокусировав внимание на Муладхаре и слоге Йя, не забудьте сконцентрироваться на Кутастхе.

15. Выполнение полного цикла упражнения занимает 60 секунд. Повторите шаги 1 — 13 в общей сложности 36 раз.

16. В завершение выполните один цикл самантрака, затем от 6 до 12 циклов первой омкар-крийи, после чего останьтесь в позе для медитации, фокусируя внимание на свете Кутастхи.

Рекомендации

Трибханга-тхокар-крийя — это действенная техника, позволяющая йогу достичь сколь угодно высокого уровня концентрации. Первое время упражнение выполняется 36 раз, затем число повторений увеличивается на 36 каждую неделю, пока не достигнет 1296, что будет занимать около 21 часа 36 минут. И хотя на первый взгляд это кажется невозможным, опытный крийябан достигает таких высот настолько, насколько он свободен от мирских обязанностей. Большинство практикующих приступает к трибханга-тхокар-крийе только после выхода на пенсию.

Примерное расписание занятий

Техника

Уровень

1 2 3 4  5  6  7  8

Основное расписание (количество циклов)

Нади-шодхана* 3 3 3 3 3 3 3 3 Уджайи-пранаяма* 3 3 3 3 3 3 3 3 Талабья-крийя 50 50 50 50 50 50 50 50 Маха-мудра 3 3 3 3 3 3 3 3 Нави-крийя 4 4 4 4 4 4 4 4 КП-1 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 КП-2 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 КП-3 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 12-24 Тхокар 12 12 12 12 12 12 12 12 Трибханга-тхокар 36 72 108 144 180 216 252 288 Трибханга безмолвная 25 25 25 25 25 25 25 25 Ментальная крийя от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24 от 24

Перед сном

Маха-мудра 3 3 3 3 3 3 3 3 Крийя с коротким дыханием 12 12 12 12 12 12 12 12 Йони-мудра I 1 1 1 1 1 1 1

* Факультативно.

Что дальше?

Чтобы завершить третий этап пятой крийи, выполняя технику в полном объеме, требуется около девяти месяцев. Когда вы достигнете максимального числа повторений, переходите к шестой омкар-крийе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь