Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шестой аспект: канида-тахупо



С каждым дыханием мы теряем какую-то часть энергии, поскольку на выдохе выделяется больше праны, чем поступает на вдохе. Для того чтобы управлять этим аспектом, необходимо замедлить выдох. В практике крийя-кундалини-пранаямы продолжительность выдоха в два раза превышает время вдоха. Это прекрасно согласуется со всеми остальными аспектами. После выполнения крийя-йоги этот ритм сохраняется, создавая замечательное ощущение энергии и покоя.

В течение дня рекомендуется как можно чаще проверять и возобновлять этот ритм дыхания.

Во сне мы дышим в обратном ритме; именно поэтому слишком долгий сон оказывает ослабляющее воздействие. Название канида-тахупо означает «математическая формула» и отображает математическое соотношение (1: 2) между продолжительностью вдоха и выдоха. Для того чтобы добиться правильного ритма, необходимо выполнить какую-то часть техник крийи, совершая мысленный отсчет.

 

 

Дхьяна (20—25)

Следующие техники преследуют разные цели: очистить подсознание; направить потоки энергии на позитивные цели, тем самым повышая качество жизни; подготовиться к более высоким уровням медитации, которые приведут в итоге к самадхи.

Вот общие правила выполнения этих техник:

1. Практиковать необходимо минимум 15 минут в день, а еще лучше— по два сеанса в день после выполнения пранаямы.

2. Найдите удобную позу. Рекомендуется позиция со скрещенными руками и пальцами, соединенными в чин-мудре или джана-мудре.

3. Старайтесь не выбирать человека (за исключением Бабаджи) в качестве объекта медитации.

4. В конце каждого сеанса напишите в дневнике отчет, что поможет вам войти в состояние отвлеченности.

[20] Шуддхи

Шуддхи — это базовая техника, которая очищает подсознание и делает возможными все остальные асаны. Ключ к успешному выполнению этой техники кроется в позиции отстраненности.

Понаблюдайте за мыслями, которые спонтанно возникают в вашем сознании; не пытайтесь подавлять или поощрять их. Как только эти мысли появляются, мысленно или вслух произнесите слово «отстраненность». Вы осознаете, что эти мысли не являются частью вашей сущности; они отделены от истины. Как правило, эти случайные мысли порождает, создает или изгоняет ваш ум.

Если вас переполняет целый поток мыслей, это признак того, что вы успешно справляетесь с выполнением работы по очистке подсознания: вся «грязь» поднимается на поверхность, а посредством отстраненности вы избавляетесь от нее. С другой стороны, если у вас возникает мало мыслей или их нет совсем и вы остаетесь в состоянии отстраненности, в том числе от мысли о самой отстраненности, значит, вы вошли в чистое состояние безмолвия. Вы находитесь на пороге самадхи. По мере накопления опыта за этим последуют моменты чистого экстаза.

[21] Эка-рупа

Выберите объект, на который вы будете медитировать, а затем выберите на этом объекте только одну деталь. Начните с трех минут шуддхи, после чего сфокусируйтесь на выбранном предмете, пытаясь удерживать на нем внимание 10-15 минут. При этом вы не должны испытывать никаких ощущений, кроме чистой визуализации конкретной детали. Если возникает слишком много отвлекающих моментов, вернитесь к практике шуддхи, с тем чтобы достичь большей отстраненности. (Выберите для медитации интересный или важный объект, иначе вам будет скучно. Позаботьтесь о том, чтобы у объекта, который вы выберете, были четко различимые детали; солнце и небо в данном случае не подходят.) Если с выполнением этой техники не возникает проблем, в следующий раз следует выбрать другую деталь объекта для медитации или даже другой объект.

[22] Инэй-рупа

Начните с одной минуты шуддхи и одной минуты предыдущей техники, а затем визуализируйте каждую часть выбранного объекта и того, что его окружает. Используйте только зрение, как будто вы смотрите немое кино — будь то воображаемый фильм, или реальный, или образы из воспоминаний о каком-то реальном событии, или сочетание всего этого. Какое бы переживание вы ни выбрали, без колебаний исследуйте его. Вы можете также визуализировать (создавая в своем уме соответствующий ментальный образ) место, в котором вы хотели бы жить, или идеальную новую работу. Если вы страдаете от какого-то недуга, можете использовать эту технику вместе с традиционными методами лечения, визуализируя желаемые результаты. Цель этой техники состоит в том, чтобы увеличить действенность визуализации: вы должны стать хозяином своей судьбы, способным изменить свою жизнь. Когда в вашем уме создается яркий образ, это открывает дорогу к его воплощению в реальность.

[23] Арупа

Выберите какой-либо абстрактный объект, на который вы хотели бы помедитировать (например, храбрость, искренность, справедливость). Этим должно быть то, что вам нравится. После одной минуты практики шуддхи начинайте мысленно составлять письменный рассказ об этом объекте или представьте себе, что объясняете это другому человеку. Сначала попытайтесь дать определение выбранному объекту, а затем перечислите разные его аспекты. Преобразуйте любой зрительный образ в идею. Сохраняйте отстраненность: не входите в царство эмоций. Например, если вы медитируете на радость, вы должны постараться не испытывать радость. Просто определите абстрактную идею радости. Эта техника развивает способность к чистым размышлениям, умение различать определенные нюансы одного и того же абстрактного объекта. Это помогает отличать реальность от иллюзии. Йог должен постоянно совершенствовать свою способность различать тонкости, чтобы быть в состоянии преодолеть все иллюзии. Никто не должен считать, что он не может попасть в ловушку заблуждения.

[24] Пурна-бхава-индрия

Эта техника завершает технику 22 (инэй-рупа).

Начните с техники шуддхи, затем выполните технику «немого кино», после чего постепенно подключите оставшиеся четыре канала восприятия, а в самом конце включите эмоции. Рекомендуется создавать очень богатое переживание, в котором есть звуки, объекты, к которым можно прикоснуться, пища, которую можно вкусить. Разумеется, должна быть некая преемственность или нить, связывающая разные события. Это даже более мощная техника, чем инэй-рупа (22): она представляет собой сочетание всех предыдущих техник медитации. По этой причине необходимо заранее продумать, как вы будете воплощать в жизнь свои визуализации. Например, вы можете задать себе вопрос: «Какое из своих многочисленных желаний я реализую в первую очередь? Другими словами, какое желание в случае его выполнения принесет наибольшее счастье не только мне, но и другим людям? » Выбрав желание, создайте переживание, в котором реализация этого желания будет вашей конечной целью. Пусть события происходят сами по себе, пусть желания возникают произвольно. В таком случае необходимо постоянное внимание, с тем чтобы ситуация разворачивалась в интересном направлении, в котором было бы много уроков и эмоций.

Если вы визуализируете своего наставника, вы можете использовать во время практики интеллектуальный аспект и свой предыдущий опыт, накопленный при выполнении техники 23 (арупа).

[25] Медитация на пульс

Проверьте пульс, прикоснувшись одной рукой к запястью другой руки. Уберите руку и попытайтесь прочувствовать пульс во всем теле. По мере накопления опыта вы сможете ощущать пульс в любой части тела, в любой момент времени. Эта техника развивает экстрасенсорные способности, позволяя человеку оказывать влияние на других людей. Будьте осторожны с этими способностями и используйте их только во благо!

[26] Мантры

Мантра Кришны: Аум Клим Кришнайя Говиндайя Гопиджана Валабхайя Сваха.

Мула-мантра Бабаджи: Аум Шри Крийя Мулагуру Бабаджи Нама Ом.

Полное отречение Бабаджи: Аум Сат Гуру Бабаджи Нагарадж Пурна Саравана Кашими.

Шива: Ом Нама Шивайя Синг Ванг Ким Ам.

Дурга: Аум Шринг Дургайя Намаха.

Рама: Аум Шри Рам Джай Рам Джай Джай Рам.

Агастьяр: Аум Клин Вунг Парамгуру Агастьяр Тамил Анал Потрей.

Тирумулар: Аум Тирумандира Сиддха Тирумулар Синг Потрей.

Другие асаны

[27] Маюрасана (поза павлина)

Тело удерживается над полом только на руках. Главное в этом упражнении — ощущать сильное напряжение в районе печени.

[28] Парда-асана-наули-крийя

Эта техника дополняет предыдущую; ее цель заключается в том, чтобы расслабить мышцы, которые были в напряженном состоянии при выполнении предыдущей техники. Практикуйте эту технику крийи в положении стоя, расставив ступни немного шире плеч, колени слегка согните и наклонитесь вперед ровно настолько, чтобы положить руки на колени. Двигайте брюшную стенку внутрь и наружу; при этом мысленно произносите Ом-Ом-Ом... (примерно по два слога Ом в секунду). Мышцы спины должны быть расслаблены. Мышцы живота должны как можно больше приближаться к позвоночнику.

[29] Ширшасана (стойка на голове)

Существуют разные способы выполнения ширшасаны (стойки на голове), однако рекомендуется при этом опираться на стену и никогда не находиться в этом положении более двух минут.

[30] Гарудасана (поза орла)

В этой позе правая нога обхватывает левую ногу, а правое предплечье находится под левым предплечьем. Через одну минуту необходимо повторить упражнение с другой ноги. Старайтесь избегать увеличенной концентрации энергии в голове, поскольку это может повлечь за собой циркуляцию энергии в нади и чакрах.

[31] Амарантха-коккуасана-хуки-бандах-курам

(поза сидящего журавля с замком на талии)

Сидя на стуле, сцепите руки за спиной. Наклонитесь вперед. Несколько раз вытяните голову вперед примерно на сантиметр параллельно полу. Это упражнение открывает нади.

[32] Пати-чакра-асана ванекам-мудра курам

(поза полуколеса с мудрой приветствия)

При выполнении этой асаны необходимо принять то же положение, что и в позе полуколеса (12), за исключением того, что руки должны быть подняты над пупком с пальцами, повернутыми вверх. Эта техника способствует циркуляции энергии в Манипуре. Если вы открыли нади посредством предыдущей асаны, энергия Манипуры продвигается дальше, в направлении Сахасрары.

[33] Триконасана с мудрами

Для того чтобы понять эту асану, необходимо освоить два этапа асаны 17 (триконасаны).

Первый этап. Займите ту же позицию, что и в первом этапе асаны 17, после чего опускайте палец, на котором вы фокусируете свой взгляд, удерживая остальные пальцы на плече. Опуская палец, энергично массируйте большим пальцем

плечо, особенно впадину между шеей и верхней частью плеча. Это движение может вызвать боль в предплечье.

Второй этап. Займите ту же позицию, что и во втором этапе асаны 17, но обе руки положите на плечи, а большими пальцами активно массируйте те же точки.

Третий этап. Выполните оба этапа основной асаны 17.

Четвертый этап. Выполните снова первый этап данной асаны (33), поместив опущенную руку на внутреннюю сторону стопы. Двигайте стопу вверх-вниз. Затем помассируйте внешнюю сторону стопы.

Эта асана готовит тело к потоку пранической энергии.

Упражнения для глаз (34—55)

(34] Ниндра-шанти-тратак-крийя

(упражнение в положении стоя для расслабления глаз)

Заведите руки за спину. Поверните голову и туловище сначала направо, затем налево. Повторяйте повороты от одной до пяти минут. Глаза должны двигаться вместе с головой, но при этом очень важно не смотреть ни на что конкретное (другими словами, не нужно ни на чем фокусировать взгляд).

(35] Амаратхи-шанти-тратак-крийя

(упражнение в положении сидя для успокоения глаз)

Эта асана аналогична предыдущей, но выполняется в положении сидя. Просто поворачивайте голову в разные стороны. Глаза должны быть расслаблены; ни на что не смотрите. Выполняйте эту практику максимум три минуты.

(36] Аиртака-тратак-крийя (упражнение на концентрацию взгляда)

Возьмите газетный лист с текстом, напечатанным мелким шрифтом. Фокусируйте взгляд по одной букве за раз, пытаясь увидеть в ней каждый изъян. Задерживайте взгляд пять секунд на каждой букве. Просмотрите так не более двух строчек.

(37] Пурна-шанти-тратак-крийя (упражнение для полного успокоения глаз)

На пять минут прикройте глаза ладонями. Сначала вы будете видеть огни, но затем изображение станет однородным и темным. Огни — это признак умственной активности. Прижимайте кости, окружающие глаза, но не сами глазные яблоки. Опустите локти на колени.

Тратак на сиддху

Посмотрите на фотографию выбранного вами сиддхи (Сиддха («совершенный») - йог, достигший совершенства: человек великих духовных достижений или обладающий магической силой. - Прим. ред.). На протяжении первых двух минут выполняйте шуддхи (асана 20). Затем сфокусируйтесь на одной точке той же фотографии (асана 21). Можете задействовать воображение, поскольку фотография — это только отправная точка. В какой-то момент вы увидите, как начинают появляться и другие вещи (асана 22). Например, если вы смотрите на не очень четкое красное пятно на лбу сиддхи, вы можете увидеть на нем пылинки. Вы можете также обнаружить, что это пятно не идеально круглое и что в нем есть изъяны. Затем вы можете визуализировать, как сиддха выполняет то или иное действие.

Сфокусируйтесь на том, что вы видите, не испытывая при этом никаких чувств. Затем помедитируйте на какой-либо абстрактный объект (асана 23), что бы это ни было, — например, вы можете использовать для этого даже цитату из Священного писания. В этот момент вы начнете ощущать жар, ветер, эмоции и т. д. (асана 24), как будто вы сидите рядом с сиддхой.

После 20 минут выполнения этой практики минимум 16 раз произнесите либо мантру Шивы, либо мантру Вишну в зависимости оттого, чьим учеником является этот сиддха — Шивы или Вишну. (См. также книгу Маршалла Говиндана «Бабаджи и традиция крийя-йоги 18 сиддхов».)

Мантра Шивы: Ом НомахШивайя Синг Ванг Ким Ам.

Мантра Вишну: Ом Намо Бхагавате Васудевайя.

Углубление пранаямы (56—59)

[56] Матрика-пранаяма

Дышите через нос, постоянно создавая в горле звук Ши-и-и (на вдохе и на выдохе). Придерживайтесь ритма 2: 0: 2: 0 (сделайте очень медленный вдох; не задерживайте дыхание; сделайте медленный выдох, потратив на это примерно столько же времени, что и на вдох; снова начните делать вдох, не делая паузы).

Эта пранаяма наполняет все ваше существо огромным зарядом энергии. После этой практики вы почувствуете, что ваше дыхание стало очень спокойным, а значит, таким стал и ваш ум.

[57] Пурна-шуддхи (дыхание для полного очищения)

Вдохните через нос, делая длинный глубокий вдох, в котором должны быть задействованы все мышцы, а затем выдохните через рот, прикрыв верхней губой нижнюю. Выдох завершите резким звуком Ф-ф-ф-ф. Повторите упражнение несколько раз.

[58] Хатха-шуддхи

Вдохните через нос и с силой выдохните через одну ноздрю. Повторите по пять раз на каждую ноздрю. Это упражнение позволяет удалить из ноздрей слизь. Вы можете представлять себе, что в это время очищаете позвоночник.

[59] Нахиши-сурийя-кали-матрика-пранаяма (ритмичное солнечное дыхание через ноздрю)

Дышите только через правую ноздрю; сделайте 25 вдохов. Это упражнение согревает тело. Ритм дыхания тот же, что и в асане 56.

[60] Нахиши -чандира-кали-матрика-пранаяма

Дышите только через левую ноздрю; сделайте 25 вдохов. Это упражнение охлаждает тело. Ритм дыхания тот же, что и в асане 56.

[61] Кай-курли-ши-далал-пранаяма (охлаждающее дыхание через трубку из ладоней)

Сложите ладони трубкой и вдохните через эту трубку ртом. Язык тоже должен быть свернут трубкой. Во время вдоха вы почувствуете свежесть воздуха. Выдохните через нос, направляя свежее дыхание на ту часть тела, которая нуждается в подпитке. Делая вдох, создавайте низкий шум. Повторите этот процесс семь раз.

[62] Сваша-каша-най-пранаяма (дыхание при туберкулезе легких)

На последних секундах вдоха плечи разворачиваются, открывая фронтальную часть грудной клетки. В начале выдоха просто расслабьте плечи и опустите их. Вы почувствуете определенный эффект на праническом уровне. Повторите упражнение десять раз.

[63] Речак-канай-най-пранаяма (пранаяма на выдохе при астме)

Сделайте вдох через нос и выдохните воздух маленькими порциями через рот, сложив губы так же, как в асане 57. Повторите упражнение семь раз.

[64] Пурак-канай-най-пранаяма (пранаяма на вдохе при астме)

Вдохните воздух мелкими порциями и выдохните так, как в асане 57. Повторите упражнение семь раз.

[65] Пурак-речак-канай-най-пранаяма (пранаяма на вдохе и выдохе при

астме)

Вдохните и выдохните воздух мелкими порциями через рот, сложив губы так же, как в асане 57. Повторите упражнение семь раз.

[66] Най-пранаяма (собачье дыхание)

Дышите как собака — медленно, со свисающим изо рта языком. Это упражнение оказывает освежающее воздействие.

[67] Пранаяма-гати (пранаяма «вой животных»)

Закройте рот и издайте очень громкий звук, напоминающий вой животного. Делайте этот звук сначала только на вдохе, затем только на выдохе, а затем на вдохе и на выдохе — по три минуты, чтобы всего получилось девять минут.

[68] Тука-пранаяма (пранаяма сна)

Во время дыхания придерживайтесь ритма 2: 0: 1: 0.

(Вдохните очень медленно; не задерживайте дыхание; выдохните, потратив на выдох половину времени вдоха; сразу же начните вдох, не делая паузы.) В горле создается тихий звук; кхечари-мудру делать не нужно. Эта пранаяма усиливает сонливость, поскольку данный ритм имитирует естественный ритм дыхания во время сна.

[69] Прана-даршана-дхьяна-крийя

Посмотрите на небо, не фокусируя взгляд ни на чем конкретном. Вы увидите небольшие частицы света, пляшущие как маленькие светлячки, которых разносит ветер. В тех местах, где живут люди с духовной ориентацией, вы увидите больше таких огней. Затем вы, скорее всего, увидите пятна и темные линии, которые не поддаются воздействию ветра: они связаны с астральным миром. Вы можете увидеть также существ или духов природы, но они появляются только в определенных местах.

 

Наполнение дхьяны

[70] Техника медитации на один запах

Выберите запах, которого нет вокруг вас, и после трех минут шуддхи сфокусируйте на нем свое внимание. Рекомендуется выполнять это упражнение несколько недель подряд, всегда медитируя на один и тот же запах. Сначала у вас будет такое ощущение, что вы воспринимаете этот запах ноздрями, но затем он станет вашей ментальной реальностью. Визуализацию применять не следует.

[71] Техника медитации на подобные запахи

Начните с одной минуты шуддхи, а затем еще минуту выполняйте предыдущую технику. После этого ощутите разные запахи одного типа. Например, если вы начинаете с запаха розы, дальше можно ощутить запах других роз, растущих в вашем воображаемом саду. Непрерывно переходите от одного запаха к другому, представляя себе, что вы ходите по саду между кустами роз.

[72] Техника медитации на один звук

Для этой техники можно выбрать какое-либо классическое произведение. Представьте себе, что ваши глаза закрыты и вы ничего не видите.

[73] Техника медитации на подобные звуки

Начните с одной минуты шуддхи, а затем еще минуту выполняйте предыдущую технику. После этого представьте себе, что слышите другие звуки. Очень важно, чтобы это был непрерывный процесс, пусть даже звуки получаются разными.

[74] Техника медитации на один вкус

На протяжении одной минуты выполняйте технику шуддхи, после чего ощутите один вкус.

[75] Техника медитации на подобные вкусы

Начните с одной минуты шуддхи, а затем еще минуту выполняйте предыдущую технику. В аюрведе различают шесть вкусов: соленый, сладкий, горький, вяжущий, острый, кислый. При выполнении этой техники рекомендуется исследовать все шесть вкусов.

[76] Техника медитации на одно ощущение

Представьте себе, будто вы берете что-то в руку, или что-то касается вашей руки, или вы чувствуете ветер или солнце на своей коже, или кто-то делает вам массаж. Почувствуйте, будто вы касаетесь шелка, листьев...

[77] Техника медитации на подобные ощущения

Начните с одной минуты шуддхи, а затем еще минуту выполняйте предыдущую технику. После этого поработайте с разными ощущениями.

 

Смешение разных техник

[78] Мехам-каликан-дхьяна-крийя (рассеивание облаков)

Эту технику крийя-йоги, известную под названием «рассеивание облаков», необходимо выполнять на открытом воздухе. Посмотрите на маленькое облако в небе и представьте себе, что ваш ум подобен лазерному лучу, рассеивающему это облако.

[79] Мехам-шефте-марде-паюм-дхьяна-крийя (собирание облаков)

Рекомендуется начать практику этой асаны с заполнения дыр в уже существующих облаках.

[80] Прана-сахитча

Сфокусируйтесь на той части тела, которую вы хотите наполнить праной (это может быть больной орган или отдельная чакра). Расслабьте эту часть тела, а затем сделайте выдох так, как это делается в технике пурна-шуддхи (асана 57), но сосредоточив внимание на данной части тела. Повторите упражнение семь раз, ощущая приток энергии в эту точку.

[81] Бхаджан

Сделайте глубокий вдох, после чего произнесите нараспев ноту «до», сосредоточив осознание на Муладхаре. Затем произнесите ноту «ре», сосредоточившись на Свадхиштхане; «ми» — на Манипуре, «фа» — на Анахате, «со» — на Вишуддхе, «ля» — на Бинду, «си» — на Сахасраре.

[82] Мандхира-матрика-пранаяма

(мантра в чакрах с дыханием в ритме матрики)

Во время вдоха и выдоха (в ритме 2: 0: 2: 0) мысленно произносите нараспев мантру. Сосредоточьтесь на соответствующей чакре. Сделайте минимум 11 вдохов и выдохов. При этом не нужно ничего визуализировать. Данная техника Позволяет пробудить чакру. На протяжении всего сеанса работайте только с одной чакрой.

[83] Прана-деха-сукам-даршана-дхьяна-крийя

Начните с выполнения асаны «матрика», поскольку ваша способность видеть астральное тело зависит от количества имеющейся у вас энергии. Данная техника сводится к тому, чтобы посмотреть на кончик носа и увидеть, как энергия вытекает наружу. Вы можете увидеть ореол света. Возможно, вы увидите сияние на кончике носа и на его поверхности; цвет этого сияния может меняться. Затем перейдите к другим частям тела и в самом конце попытайтесь увидеть ауру других людей.

[84] Маха-деха-шукана-даршана-крийя

Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь не внутри себя, а смотрите на собственное тело, как будто оно перед вами. Вы сидите перед самим собой и смотрите на разноцветную ауру («тень»), окружающую ваше тело. Обратите внимание на то, что цвета меняются со сменой эмоций. Следовательно, эта тень — это не классическая аура, которую вы видите открытыми глазами, а нечто более тонкое: ваше ментальное тело.

[85] Джнябаха-крийя-шанган-корвадж (крийя для цепочки воспоминаний)

Вернитесь в прошлое на несколько лет, месяцев, дней. Выберите любой период. Восстановите в памяти то, что тогда происходило. Выберите важные события, возможно, те, которые стали переломными в вашей жизни. Лучше всего вспоминать прошлое постепенно, а не охватывать многолетний период за один сеанс. Так вы можете добраться до самого детства, первых лет жизни, или

даже до своего рождения, однако лучше начинать с более доступных событий. Воспоминания связаны между собой как звенья одной цепи.

[86] Джвнапун-асана-сурья-кали-мантрам

(женские позы с солнечным дыханием для улучшения пищеварения)

Сядьте на пол, поверните обе ступни направо, а левой рукой обопритесь о пол. В этой позе рекомендуется принимать пищу. Позу необходимо сохранять 25 минут.

[87] Курачи-пун-асана — чандра-матрам

(охлаждающие женские позы с лунным дыханием)

Сядьте на пол, поверните обе ступни налево, а правой рукой обопритесь о пол. В этой позе необходимо оставаться 25 минут.

[88] Таши-ирака-талачи-крийя (статическая концентрация)

Примите позу шавасаны: для вас не существует настоящего. Напрягите и расслабьте разные группы мышц, начиная от шеи и продвигаясь дальше. Старайтесь не делать никаких движений: если вы хотите напрячь кисть руки, не следует сжимать ее в кулак.

[89] Таши-шалана-крийя (крийя для вибрации мышц)

Эта техника аналогична предыдущей, за исключением того, что напряжение необходимо усиливать до тех пор, пока мышцы не начнут вибрировать. При этом в каждой группе мышц появится дрожание.

[90] Шайви-шукам-махасиддхи-крийя (крийя для развития яснослышания)

После одной минуты шуддхи визуализируйте себя в другом месте. Попытайтесь услышать, что там происходит в этот момент. Для этого вы должны быть способны изолировать слух, что требует освоения техники 72.

[91] Кун-шукам-махсиддхи-крийя (крийя для развития ясновидения)

После одной минуты шуддхи визуализируйте себя в другом месте. Попытайтесь увидеть, что там происходит в этот момент. Для этого вы должны быть способны изолировать зрение.

[92] Таши-талачи-крийя

(релаксация посредством мантры Ом и самовнушения)

Лежа в позе шавасана, напрягайте тело на вдохе и расслабляйте мышцы на выдохе. Дышите только через нос. Во время вдоха мысленно повторяйте Ом; во время выдоха — Расслабление.

[93]        Малачеке-шихикай (лечение запора)

Эта техника (в отличие от техники 28) выполняется в положении сидя. Двигайте стенкой живота внутрь-наружу, произнося нараспев: Ом-Ом-Ом... (делайте это относительно быстро: примерно два Ом в секунду). Выполните 25 движений.

[94]        Джаландхара-бандха-крийя (блокировка подбородка плюс вибрация)

Опустите подбородок на грудь и создайте вибрацию во всем теле. Это обеспечивает приток свежей энергии в голову. Когда вы поднимете голову, почувствуйте, как вместе с ней поднимается и энергия. Практикуйте Джаландхару от 30 до 60 секунд. Повторите упражнение пять раз.

[95]        Уддияна-бандха-крийя (блокировка живота плюс вибрация)

Создайте вибрацию в стенке живота. Выполняйте упражнение от 30 до 60 секунд и повторите его пять раз.

[96] Мула-бандха-крийя (блокировка мышц промежности и сфинктера)

Примите положение сидя, опираясь промежностью на пятку или теннисный мяч. Сжимайте промежность и анус до тех пор, пока они не завибрируют. Эта практика укрепляет мышцы. Выполняйте упражнение от 30 до 60 секунд и повторите его пять раз.

[97]        Мука-нуни-дхьяна-крийя (концентрация на кончике носа)

Сфокусируйте взгляд на кончике носа и попытайтесь сохранить концентрацию на этой точке на протяжении 15 минут. Вы можете открывать и закрывать глаза или держать их полузакрытыми.

[98]        Пурва-матхья-дхьяна-крийя (концентрация на межбровье)

Сфокусируйтесь на точке между бровями и попытайтесь сохранить концентрацию на этой точке на протяжении 15 минут. Вы можете открывать и закрывать глаза или держать их полузакрытыми.

[99]        Сахасрара-дхьяна-крийя (концентрация на лотосе из 1008 лепестков)

Направьте взгляд вверх и сосредоточьтесь на своей макушке. Представьте себе, что ваше «Я» там сидит.

[100]        Муп-бандха-крийя

Выполняйте три бандхи вместе на протяжении 10 минут без вибрации. Затем создайте вибрацию на 30-60 секунд и повторите эту вибрацию пять раз. Эту гехнику можно выполнять и в положении стоя.

[101] Тукан-инми-яги-шихичай — лечение бессонницы

(поза полурыбы с поддержкой и без нее и со спящей пранаямой)

Находясь в позе полурыбы (асана 8), дышите в ритме 2Ю: 1: 0. За спину можно положить подушку.

 

Чакра-дхьяна-йога (102—122)

Первая часть (102—108)

Во время выполнения этих техник глаза должны быть открытыми. Представьте себе каждую чакру в виде цветка, проникая внутренним взглядом сквозь тело и одежду. Сфокусируйтесь на том фрагменте позвоночника, где расположена соответствующая чакра. Ваше внимание должно быть сосредоточено не на физическом теле, а на жизненном теле, где и расположена чакра.

Астральное тело легче увидеть с открытыми глазами. Всегда начинайте с одной минуты шуддхи, а затем визуализируйте цветок с определенным количеством лепестков того цвета, который соответствует данной чакре. Визуализируйте цветок, повернутый вверх; как и в случае с лепестками, можете использовать воображение.

[102] Шипаву-муладхара-чакра-дхьяна-крийя

(медитация на Муладхару с красными лепестками)

Визуализируйте четыре красных лепестка; при этом вы не должны ощущать жар. Если у вас пробуждается сексуальное желание, практикуйте с закрытыми глазами.

[103] Кави-свадхиштхана-чакра-дхьяна-крийя

Визуализируйте чакру Свадхиштхана с шестью оранжевыми лепестками.

[104] Манджал-манипура-чакра-дхьяна-крийя

Визуализируйте чакру Манипура с десятью желтыми лепестками.

[105] Пачай-анахата-чакра-дхьяна-крийя

Визуализируйте чакру Анахата с двенадцатью зелеными лепестками.

[106] Оуда-вишуддхи-чакра-дхьяна-крийя

Визуализируйте чакру Вишуд дха с шестнадцатью синими лепестками (цвета темного неба). Глаза опущены вниз, как будто вы смотрите сквозь свою голову.

[107] Ананда-орида-аджня-чакра-дхьяна-крийя

Визуализируйте два лепестка цвета индиго со слабым розовым оттенком. Это не фиолетовый цвет, а классический «чернильный». Откройте глаза и сфокусируйтесь на точке между бровями, хотя на самом деле эта чакра находится немного за лбом. Взгляд направлен вверх, в направлении этой точки на лбу.

[108] Нийя-сахасрара-чакра-дхьяна-крийя

Визуализируйте 1008 лепестков фиолетового цвета; все, что находится вокруг этих лепестков, — золотистого цвета. Взгляд направлен вверх, но чакру нужно видеть сверху вниз.

Вторая часть (109—115)

В этих техниках используется мантра, а взгляд направлен на то место, в котором расположена соответствующая чакра.

Начинайте выполнение каждой техники с одной минуты шуддхи, а затем выполните описанную выше технику визуализации. Произносите такую молитву Бабаджи: Ом...чакра мандхира дхьяна крийя Бабаджи Тат Сат (вместо троеточия вставьте название чакры). Затем 108 раз повторите мантру соответствующей чакры, сохраняя фокус на этой чакре.

[109] Муладхара-чакра-мандхира-дхьяна-крийя

Мантра: Ринг Лам Ом.

[110] Свадхиштхана-чакра-мандхира-дхьяна-крийя

Мантра: Ванг Бум.

[111] Манипура-чакра-мандхира-дхьяна-крийя

Мантра: Ранг Рум.

[112] Анахата-чакра-мандхира-дхьяна-крийя

Мантра: Сунг Юм.

[113] Вишуддха-чакра-мандхира-дхьяна-крийя

Мантра: Лам Ом.

[114] Аджня-чакра-мандхира-дхьяна-крийя

Мантра: Мунг Аум.

[115] Сахасрара-чакра-мандхира-дхьяна-крийя

Мантра: Аунг.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь