Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 11. Этнические конфликты.



 

1.Изучение этнических конфликтов в зарубежной науке.

2.Отечественная этноконфликтология.

3.Понятие и виды этнических конфликтов.

Межэтнические взаимодействия - один из важных аспектов человечества. Проблема межэтнических отношений чаще становится предметом изучения в том случае, когда в отношениях между этническими группами возникает напряженность, появляется межэтнический конфликт.

В мировой науке нет четкости в обозначении рассматриваемой нами области: «межгрупповые отношения», «межгрупповое поведение», и даже межгрупповой конфликт» употребляются почти как равнозначные. Термин «межгрупповой конфликт» не подходит для обозначения всей изучаемой области: хотя конфликтные отношения между группами - неотъемлемое свойство человеческого общества, такое же неотъемлемое свойство -сотрудничество и даже интеграция групп.

Одна из фундаментальных потребностей человека - это потребность принадлежности к какой-либо общности -  семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важное место в этом ряду принадлежит этнической общности. Самоидентификация “я -  русский”, “я -  украинец”, я - татарин -  это выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.

В данной главе мы хотели бы подробнее остановиться на проблеме межэтнических конфликтов, истории их возникновения и изучения в зарубежной и отечественной этноконфликтологии, видах, особенностях и способах урегулирования конфликтов.

1. Превращение этнического конфликта в самостоятельный предмет научного анализа происходит в 1960 - 1970-е годы. Тогда публикуются исследования М.Дойча, Г.Кона, Д.Кэмпбелла, П.Шибутани и других авторов. В этих работах этнический конфликт становится если не еще самостоятельным объектом изучения, то, по крайней мере, занимает одно из главных мест. Кроме того, проблему конфликтов затрагивают многие ученые, изучающие межэтнические отношения в целом. Но особенно обильны в этот период были публикации с описанием и анализом конкретных этнических конфликтов по всему миру. Шестидесятые и семидесятые годы можно рассматривать как этап накопления и первичного анализа эмпирического материала. Это свидетельствует о том, что научная отрасль переживает эпоху своей юности, а становление теоретической этноконфликтологии относится к 1980-м годам.

В развитии зарубежной этнической конфликтологии можно выделить три этапа:

В 80-е годы в западной обществоведческой науке предпринимаются попытки выйти на теоретико-методологический уровень анализа проблемы, хотя такого рода поиски в целом не характерны для западного, особенно англо-американского обществознания. Издается несколько теоретических работ английского исследователя Э. Смита, уже имевшего к этому времени известность в научных кругах благодаря более ранним публикациям по проблемам этнорасовых отношений. Хотя нельзя сказать, что эти исследования полностью посвящены изучению этнорасовых конфликтов, так как имеют более широкий контекст, однако именно этот широкий контекст рассмотрения проблем неизбежно приводит автора к теоретико-методологическому анализу феномена этнической конфликтологии.

Большую известность приобретают теоретическая работа Э. Геллнера «Нации и национализм», опубликованная в 1991 г. и на русском языке, и исследование П. Ван ден Берщ «Феномен этничности».

Теоретико-методологические аспекты анализа этнических конфликтов затрагиваются в работах многих других зарубежных авторов (Ф. Гросс, Н. Гонзалес, У. Коннор , Э. Кофман , Д. Мак-Керди , С. Уильямс, Р. Шервуд, М. Эсман и др.). Итак, 1980-е гг. можно обозначить как теоретико-методологический этап развития мировой этно-конфликтологии.

Со второй половины 80-х и особенно в 90-е годы ведущим предметом исследования зарубежной этноконфликтологии стала проблема выхода из социальных конфликтов, их урегулирования и разрешения. В большинстве работ выход из этнического конфликта исследуется как частный случай исхода социальных конфликтов. При этом проблема завершения именно эт- нического конфликта изучена значительно меньше, чем других социальных конфликтов. К такого рода работам следует в первую очередь отнести труды Дж. Александера, Ф. Дьюкса, Р. МакГарри, М. Росса, Дж. Ротмана, Дж. Рубина, Т. Саати, Дж. Толанда и др. Таким образом, современные зарубежные работы по этноконфликтологии имеют, прежде всего, прикладной характер и этап развития этноконфликтологии в 1990-е годы можно обозначить как прикладной, или технологический.

Итогом нескольких десятилетий эмпирического и теоретического поиска стало формирование ряда этноконфликтологических школ. В различных работах эти школы определяются по-разному. Можно выделить следующие школы, точнее, традиции в этноконфликтологии:

- «реалистическая» традиция в этноконфликтологии, восходящая к аналогичной традиции общей конфликтологии (Л. Коузер, К. Боулдинг и др.), многочисленные сторонники которой утверждают, что в основе этнических конфликтов, как и других социальных конфликтов, лежит борьба за овладение материальными ресурсами, за власть ради достижения экономических целей и что за национально-этнической формой социальной борьбы необходимо искать подлинные материальные мотивации.

- «эволюционистская» традиция в этноконфликтологии, сторонники которой считают, что причины этнических конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической стратификации общества. К этой традиции можно отнести многочисленных сторонников статусных концепций этнического конфликта;

- социально-психологическая традиция в этноконфликтологии, имеющая немало спецификаций и в основе которой лежит преимущественно методология фрейдизма;

Каждая из этих школ внесла и продолжает вносить новое знание в научный поиск, и в основе каждого из течений лежат определенные эмпирические обобщения, делающие теоретические выводы авторов более аргументированными. В то же время изучение работ представителей разных школ и течений свидетельствует о стремлении к сведению многообразных причин и факторов, детерминирующих этнические конфликты, к какому-либо одному, реально существующему, но все же вряд ли единственному основанию.

2. Отечественная конфликтология стала развиваться в нашей стране с конца 1980-х - начала 1990-х гг. При этом, в отличие от зарубежной конфликтологии, именно отечественная этноконфликтология сразу же заняла в нашей стране лидирующие позиции в науке, и лишь позднее стали формироваться другие отрасли конфликтологии – политическая, юридическая, трудовая, рыночная и т. д.

Отличительной чертой становящейся отечественной этнической конфликтологии можно считать то значительное внимание, которое уделялось и уделяется в работах отечественных этноконфликтологов теоретико-методологическим аспектам анализа этнических конфликтов. Среди них можно обозначить следующие:

- проблема сущности этноса как социальной системы.

- понимание сущности нации, ее природы, проблем национальной идентификации.

- вопрос о методологических подходах к анализу этнических конфликтов.

Отечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких интеллектуальных потоков, существовавших к концу 1980-х гг.

Во-первых, это группа историков и этнографов, в той или иной степени изучавших этнические конфликты в зарубежных странах и накопившая немалый объем эмпирических знаний об этнических, этнорасовых и этноконфессиональных конфликтах в разных странах мира. Это работы Ю.В.Бромлея, Л.М.Дробижевой, А.П.Королевой, М.Э.Крамаровой, С.В.Михайлова, М.И.Семиряги, В.А. Тишкова, С.А.Токарева, Н.Н. Чебоксарова и др.

Во-вторых, это многочисленный контингент специалистов в области национальных отношений советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в силу резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих ранее латентных этнических конфликтов в нашей стране. В этой связи необходимо назвать имена Ю.В.Арутюняна, Т.Ю.Бурмистровой, М.Н.Губогло, М.С. Джунусова, К.X. Ханазарова и других. Работы этой группы ученых были сильно идеологизированными (за некоторым исключением работ психологов), за что они подвергались критике со стороны этнологов, однако было бы неправильным отрицать в них наличие позитивного содержания и определенного прироста знания. В этих работах последнего десятилетия содержится немало ценного, они, как правило, более осторожны в своих оценках советского опыта управления этнонационалъными процессами и не рассматривают его как однозначно негативный, что также принципиально важно при выработке мер по стабилизации этнонациональной ситуации в нашей стране.

В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. Некоторые из психологов, которые изучали психологию макросоциальных отношений, включали в объект своих исследований психологию национальных отношений, и если еще не имели возможности изучать психологию реальных этнических конфликтов в нашей стране, то, по крайней мере, выявляли и описывали противоречивые механизмы психологии межгрупповых, в том числе межэтнических, отношений. В этом аспекте следует прежде всего назвать работы В.С. Агеева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, С.К. Рощина, Г.У. Солдатовой, П.Н. Шихирева и др.

В-четвертых, это сформировавшееся со второй половины 1980-х гг. и в 1990-е гг. достаточно мощное социолого-политологическое направление в отечественном обществознании. Многие из тех, кого можно отнести к этой научной традиции (А.А. Гусейнов, А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, В.Н.Иванов, Б.И.Краснов, В.И.Кудрявцев, Л.И. Никовская, С.А. Эфиров), отводили значительное место в своих работах изучению этнических конфликтов.

В-пятых, это большая группа ученых в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в регионах повышенной этнической конфликтности. В таких регионах сформировались школы и направления, функционируют лаборатории и центры, издается немало научной литературы. Специфика региональных этноконфликтологических школ заключается прежде всего в более тесной интеграции ученых различных направлений и достаточно устойчивой связи с региональными управленческими структурами. 

Таким образом, становление отечественной этнической конфликтологии в целом состоялось. Эта научная дисциплина уже занимает свое место в структуре научных исследований и в учебном процессе.

3. Прежде чем говорить о межэтнических конфликтах, определим понятие этноса. Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.

Этнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценностей этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.

Этнический конфликт - форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Существует 2 подхода к проблеме межэтнических конфликтов. Первый – сущностный, в рамках которого исследуется связь между конфликтом и феноменом этничности, причиной конфликтов признаются этнические различия.

Второй подход назван функциональным. Связь между конфликтом и этничностью сугубо функциональна; этничность не создает конфликты, а выступает формой их проявления.

По существу конфликт есть способ разрешения противоречий, следовательно нужно смотреть именно на эти противоречия. Далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос.

Дробижева Л.М. предлагает два основных принципа классификации этнических конфликтов:

- по характеру действий конфликтующих сторон

- по содержанию конфликтов, по основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона.

Классификация по характеру действий конфликтующих сторон была предложена Э. Паиным и А.А. Поповым. Именно эти авторы первыми опубликовали статью по этническим конфликтам в СССР. В своей классификации они выделяли:

Конфликты стереотипов. Этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа». Как пример приводится армяно-азербайджанский конфликт. Взаимная неприязнь возникла задолго до активной стадии конфликта.

Конфликт идей. Выдвижение тех или иных притязаний. Обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики).

Конфликт действий. Митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Эта классификация скорее отражает стадии и формы межэтнических конфликтов, однако многие конфликты так и остаются «конфликтами идей».

Итак, можно сделать следующие выводы.

Самыми трудными для урегулирования считаются этнотерриториальные конфликты, под которыми понимают споры, ведущиеся от имени этнических общностей, относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Любое притязание на территорию, если оно отрицается другой стороной, - уже конфликт.

Таким образом, можно выделить основные особенности этнических конфликтов:

1. Этнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Как правило, любой межэтнический конфликт — это даже не “два в одном”, а и три, и четыре “обычных” конфликта в едином межэтническом пространстве.

2.  Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы.

3. Большинство из крупных межэтнических конфликтов имеют глубокие исторические корни.

4. Этнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности (язык, быт, вера) — это не свобода слова или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.

5. Этнические конфликты носят “хронический” характер, они не имеют окончательного разрешения, т.к. этнические отношения весьма подвижны.

План семинарского занятия.

1.Три этапа в развитии зарубежной этнической конфликтологии

2.Понятие этнического конфликта в отечественной науке

3.Понятие и виды этнических конфликтов

4.Принципы классификации этнических конфликтов

5. Основные особенности этнических конфликтов

Проблемные вопросы.

1.В чем разница между отечественной и зарубежной этноконфликтологией?

2.Классифицируйте по видам этнические конфликты, которые име­ли место в советское и постсоветское время в нашей стране.

3.Можно ли считать этнические конфликты неизбежным следствием самого факта существования и развития многонационального государства?

Вопросы для обсуждения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь