Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 14. Третья сторона в урегулировании конфликтов.



 

1. Основные причины этнических конфликтов 

2. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.

3. Роль третьей стороны в конфликтах.

1. В развитии конфликтов, как правило, большую роль играет субъективный фактор, т.е. имеются люди заинтересованные в конфликте и сознательно их провоцируют и поддерживают. Действие этих людей, сил обычно непросто обнаружить: свои интересы подобные люди вуалируют броскими лозунгами, доступными простому человеку призывами, или вообще находятся в тени конфликтов.

Кроме того, следует заметить, что в этнических конфликтах много иррационального, не укладывающегося в рамки элементарной логики и здравого смысла. Конфликтующие стороны, как правило, многократно игнорируют открывающие возможности для предотвращения углубления или урегулирования конфликтов. Создается впечатление, что люди зачастую намеренно идут на обострение конфликтов, обрекая себя и семьи на многочисленные страдания. Часто конфликт выходит из-под контроля противоборствующих сил, развивается по своей собственной логике, продолжает углубляться даже, когда обе стороны заинтересованы в его прекращении. Таким образом, среди основных причин межэтнических конфликтов можно выделить следующие:

- социально-экономические (неравенство в уровне жизни, различ­ное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти);

- политические (возрождение этничности в любой стране сопро­вождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и в автономии на местном уровне; они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность суще­ствующей государственной системы, отстаивая право на самооп­ределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации);

- культурно-языковые (недостаточное, с точки зрения предста­вителей этнического меньшинства, использование его языка и культурных символов в общественной жизни);

- этнодемографические (сравнительно быстрое изменение соот­ношения численности контактирующих народов вследствие миг­рационных процессов и различий в уровне естественного при­роста);

- экологические (ухудшение качества окружающей среды и ис­пользуемых природных ресурсов в результате их загрязнения или истощения вследствие использования представителями иной эт­нической группы или государством, ассоциируемым с другим народом);

- этнотерриториалъные (несовпадение государственных или ад­министративных границ с границами расселения народов);

- исторические (прошлые взаимоотношения народов - войны, отношения политического господства - подчинения, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти);

- конфессиональные (включая различия в уровне религиозности населения);

- культурные (культурные различия в широком смысле слова, от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры);

- психологические (угроза насильственного разрушения привыч­ного образа жизни, материальной и духовной культуры, системы ценностей и традиционных норм).

2. За свою историю человечество накопило немалый опыт ненасильственного урегулирования конфликтов. Однако лишь со второй половины XX столетия, когда стало очевидным, что конфликты являются реальной угрозой выживанию человечества, в мире начала складываться самостоятельная область научных исследований, один из главных предметов которой - предупреждение открытых, вооруженных форм проявления конфликтов, их урегулирование или улаживание, а также разрешение конфликтов мирными средствами. Имеются современные политические ситуации, которые требуют рассмотрения межэтнических или межрелигиозных конфликтов, возникающих внутри той или иной страны в единстве с международными конфликтами. Причин, вызывающих необходимость такого ракурса, несколько.

Во-первых, конфликт, возникнув как внутренний, порой перерастает в международный вследствие подключения более широкого круга участников и выхода за пределы государства. Примерами расширения конфликта за счет новых участников могут служить многие региональные и локальные конфликты второй половины XX столетия (достаточно вспомнить Вьетнам, Афганистан), когда вмешательство таких крупнейших держав, как США и СССР, превращало их в серьезную международную проблему. Однако новые участники могут оказаться задействованы в конфликте невольно, например, за счет притока к ним огромного числа беженцев. С такой проблемой столкнулись, в частности, европейские страны во время Югославского конфликта. Еще один вариант вовлечения других стран во внутренний конфликт возможен в том случае, если конфликт остается внутренним, но в нем, например, в качестве заложников или жертв, оказываются граждане других государств. Тогда конфликт приобретает международную окраску.

Во-вторых, конфликт из внутреннего может стать международным в результате дезинтеграции страны. Развитие конфликта в Нагорном Карабахе показывает, как это происходит. В момент своего возникновения в Советском Союзе этот конфликт был внутренним. Его суть состояла в определении статуса Нагорного Карабаха, который являлся частью территории Азербайджана, но большинство населения которого составляли армяне. После распада СССР и образования на его месте самостоятельных государств — Армении и Азербайджана — конфликт в Нагорном Карабахе превратился в конфликт между двумя государствами, т.е. международный.

В-третьих, вовлечение в процесс урегулирования внутренних конфликтов посредников из третьих стран, а также посредников, выступающих от имени международной организации или в своем личном качестве (т.е. не представляющих никакую конкретную страну или организацию), становится нормой в современном мире. В качестве примера можно привести конфликт в Чечне, в котором с посреднической миссией выступали представители Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Участие международных посредников также может вести к тому, что различия между внутренними и международными конфликтами становятся все менее определенными, а границы между этими двумя видами конфликтов стираются, т.е. конфликты интернационализируются.

3. С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. Они судили, кто прав, а кто виноват, и выносили решения о том, на каких условиях должен заключаться мир.

Понятие "третья сторона" является широким и собирательным, включающим в себя обычно такие термины, как "посредник", "наблюдатель за ходом переговорного процесса", "арбитр". Под "третьей стороной" может пониматься также любое лицо, не имеющее статуса посредника или наблюдателя, однако занятое вопросами урегулирования конфликтных отношений между другими сторонами. В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании конфликтов могут выступать один человек, иногда группа из двух-трех и более профессионалов, а также и государства.

Медиация – один из древних способов разрешения конфликта. Она была известна в древнем Китае, странах Африки, где старейшины рода выступали в качестве профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций. Как общественно значимая деятельность медиация сформировалась в 60-е годы в США.

В роли третьей стороны в конфликте могут выступать как официальные медиаторы, так и неофициальные. Официальными медиаторами могут быть:

- отдельные государства;

- межгосударственные организации (например, ООН);

- государственные правовые институты (суд, прокуратура и др.);

- представители правоохранительных органов;

- общественные организации;

- руководители предприятий;

- профессиональные медиаторы - конфликтологи.

Неофициальными медиаторами обычно являются:

- представители религиозных организаций;

- известные и авторитетные люди (политики, бывшие государственные деятели);

- неформальные лидеры общественных групп разного уровня;

- старшие по возрасту (мать, отец и т.д.).

Из всех средств ограничения и принуждения, которые используются третьей стороной, наиболее распространенными являются операции по поддержанию мира (термин введен Генеральной Ассамблеей ООН в феврале 1965 г.), а также применение санкций в отношении конфликтующих сторон. Вопросы, связанные с операциями по поддержанию мира и с введением санкций, подробно изучаются в рамках правовых дисциплин. Однако они имеют и политические аспекты, на которых необходимо остановиться.

Национальные государства с момента своего формирования и по настоящее время очень активно выступали и выступают в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов, так как конфликты, особенно вооруженные, всегда самым непосредственным образом затрагивали их интересы.

При этом важно подчеркнуть, что третья сторона вмешивается в конфликт именно с целью его мирного урегулирования, а не для оказания помощи одному из участников. В последнем случае в зависимости от характера вмешательства третья сторона становится его прямым или косвенным участником.

Третья сторона может вмешиваться в конфликт самостоятельно, а может - по просьбе конфликтующих сторон. Ее воздействие на участников конфликта очень разнообразно. Среди средств воздействия различают две группы:

- убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения;

- принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий.

В сфере межэтнических конфликтов, как и во всех других, все также действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства.

Особой задачей урегулирования межэтнического конфликта явля­ется достижение национального согласия, представляющего собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласо­вания их интересов, устремлений и требований, достижение вза­имоприемлемого результата.

Национальное согласие возможно при участии в согласитель­ном процессе наряду с легитимными властными структурами пред­ставителей различных общественных, национальных, политиче­ских организаций, движений, инициатив на основе консенсуса всего общества. В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, нацио­нальные и другие различия ярко выражены, национальное согласие является инструментом регулирования отношении между раз­личными группами, общностями, в том числе и этническими. На­циональное согласие предупреждает перерастание обостривших­ся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные конфликты. Достижение его осуществляется в процессе перегово­ров, носящих конструктивный характер.

Важной формой достижения согласия или завершения конф­ликта между этническими общностями, их представителями выс­тупает заключение межэтнического компромисса. Он предполагает достижение взаимопонимания или частичное завершение межэт­нического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения межэтнического конфликта таким способом исполь­зуется в условиях, когда участники имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворе­ния интересов одной из конфликтующих сторон. В этом случае заключается соглашение, имеющее определен­ные временные параметры. По истечении определенного времени одна из сторон или обе в равной мере будут обладать возможностями для пересмотра заключенного межэтнического компромис­са с целью изменения результата в свою пользу. Проблема будет разрешена в процессе завершения конфликта или он потеряет свою актуальность.

В случае возникновения вооруженного конфликта достижение компромисса прежде всего направлено на прекращение военных действий между его участниками, после чего возможно привлечение и использование мирных средств. Каждая из сторон, приняв решение о своем согласии на заключение межэтнического комп­ромисса, определяет с учетом своих интересов допустимые ниж­ние границы уступок, на которые она готова пойти. Принятие уступок ниже допустимых границ означает ее поражение в межэт­ническом конфликте.

Как показывают исследования отечественных ученых, суще­ствуют следующие направления предупреждения и преодоления этнических конфликтов:

- раннее прогнозирование (знание ситуации даст возмож­ность принять необходимые меры до того, как конфликт выз­рел);

- оперативное решение наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат; организа­ционно-политическая и разъяснительная работа;

- налаживание диалога противостоящих сторон, переговор­ного процесса, как правило, с участием нейтральной стороны;

- применение санкций — экономических, политических, ад­министративно-правовых, вплоть до санкционированного приме­нения силы органами охраны общественного порядка;

- организация взаимовыгодного предпринимательства: строи­тельства совместных предприятий, свободных экономических зон, зон совместной торговли, в целом — налаживание полнокровного экономического сотрудничества;

- создание инфраструктуры духовного сотрудничества, разви­тие туризма, спорта и т.п.

Таким образом, успех может быть достигнут, как правило, только на тех этапах конфликта, когда он существует в восприятии сторон – до начала конфликтных действий и после их завершения. Ни один из психологических способов урегулирования конфликтов не является идеальным, так как ни один психологический механизм не способен разрешить социальные проблемы. Но даже не изменяя социальную ситуацию, психологические подходы способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отношений между родителями и детьми, объединению людей вокруг общих целей, уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения грубых механизмов межгруппового восприятия и перемещению центра тяжести на отношения межличностные. И для достижения этих целей необходимо использовать возможности всех рассмотренных моделей, вне зависимости от того, какая теоретическая концепция за каждой из них стоит.

 

План семинарского занятия

1. Причины и факторы этнических конфликтов. Социально-экономические факторы.

2.  Территориальные проблемы и споры.

3.  Роль и место религии в этнических конфликтах.

4. Способы урегулирования этнических конфликтов.

5. Роль третьей стороны  при урегулировании конфликтов.

Проблемные вопросы.

1.С помощью усвоенных знаний постарайтесь спрогнозировать даль­нейший характер развития межнациональных отношений в России.

2.Дайте оценку процесса урегулирования этнического конфликта, например, в Косово.

3.Предложите стратегию разрешения конфликта, например, в Чечне.

Вопросы для обсуждения.

1.Назовите причины и факторы, способствующие возникновению межэт­нических конфликтов.

2.Какова роль третьей стороны в урегулировании конфликтов?

3.Выделите основные направления предупреждения и преодоления этнических конфликтов

Литература.

 1. Андреева Г. М. Социальная психология.- 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 364 с.

2. Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамики массового сознания // Социологические исследования. — 1993. — № 8.

3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 10-24.

4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 320 с

5. Шихирев П.Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 15–23.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь