Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 16. Информационное противоборство в конфликте



 

1. Современная мифология и СМИ.

2. Герменевтика как методологический подход к изучению психологической информации.

3. Теория А. Грамши о согласии и власти.

 

1. В исследованиях рекламного воздействия и массовых коммуникаций выделяют две основные парадигмы или подхода. Медиацентрированная парадигма основное внимание уделяет проблеме воздействия канала массовой коммуникации на потребителя, на подчинение человека силе воздействия массовой коммуникации.

В человекоцентрированной парадигме главный упор делается на потребителе массовой коммуникации, его потребностях.

Воздействия информационного потока на потребителя информации через средства массовой коммуникации основывается на том, что его определенные поступки и рассуждения связываются якобы с одними потребностями, но на самом деле за ним стоят другие потребности, которые и управляют потребителем. Мотив такой смещенной потребности называют мифом, а систему постоянно употребляемых в данном обществе мифов – мифологией. Мифологию потребителей современного информационного технического общества называют Мифологией Технического общества или Т-Мифологией. Для описания воздействия сообщений, искажающих структуру и смысл сообщений,  используется понятие Мифологические Аргументации. Используются приемы аргументации через эмоционально-образные решения, стереотипы, не осознаваемые человеком.

Теория Аргументации (Ф. Еемерен, Р. Гротенхорсти, 1992) для области рационально-логических аргументов имеет общие точки соприкосновения с Мифологическими Аргументациями. Принцип мифоцентрированности сообщения означает, что потребитель действительно активно выбирает сообщения средств массовой коммуникации, но удовлетворяющие не его потребности, а его Мифы. Мифы же вытекают из системы ценностей общества и группы, к которым принадлежит потребитель. Удовлетворение мифов потребителя  не ведет к удовлетворению его потребностей, оно только обещает это удовлетворение.

Через принцип мифоцентрированности снимается противоречие между медиаориентированной и человекоцентрированной парадигмой исследований. То есть снимаются противоречия между системами проектирования массовых коммуникаций, ориентированных на общество, и системами проектирования, ориентированными на потребителя, что весьма важно. Средства массовых коммуникаций в современном мире формируют общественно - индивидуальное состояние системы “мир – человек – люди - мир”. Становление желаемого - необходимого мира требует опережающего формирования мифологического уровня знания общества (М.В.Меткин, http://dvo.sut.ru/libr/soirl/i119metk/index.htm).

Итак, в средствах массовой информации под современным мифом чаще всего понимают структуру и смысл сообщения, злонамеренно искажающего суть некоторой проблемы и пути ее разрешения. Можно выделить как мифы, граничащие с простым обманом, так и мифы, определяемые как некоторые объективно обусловленные в потребительском обществе идеи. Эти идеи изменяют мировоззрение, пути удовлетворения потребностей человека. Для систематического описания мифов важным является описание потребностей человека. Напомним, основные потребности человека.

- В пище, дыхании, движении, отдыхе (физиологические потребности).

- В безопасности, уверенности, положительной самооценке.

- В слиянии и присоединении с другим человеком и группой людей.

- В творчестве.

- В познании и  освоении мира.

- В проявлении воли.

- В целостном мировоззрении, это непротиворечивая картина мира, личностная идентификация (пол, личность, общество, род, культура), поиск объекта уподобления, преклонения, система ценностей, программа проживания.

- В сверхсмысле.

Важно, что от мировоззрения человека в значительной степени зависят пути удовлетворения потребностей. Предъявление изображений, обладающих некоторыми формальными элементами – инвариантами (Дж. Гибсон, 1988), их организация и динамика способны воздействовать на человека и корректировать его мировоззрение.

Можно перечислить потребности, которые затрагивает т.н. мифология.

Волшебность (искажает и эксплуатирует потребность в сверхсмысле). Подаваемая информация содержит обещание чудесного усиления своих ресурсов каждому. Усиление ресурсов связывается с обладанием неким предметом.

Антропоморфность. Она основана на потребности  в познании, освоении мира. Эксплуатируется особенность нашего мышления, одушевляющего объекты окружающего мира и заставляющего ждать этого одушевления.

Тотемичность. Происходит искажение и эксплуатация потребности в познании и освоении мира, в целостности мировоззрения. Сообщение придает объектам статус загадочных и могущественных существ, перед которыми недолго и оробеть, но владение ими так приятно.

Символичность. Информация склонна придавать объектам значение символов успеха.

Псевдоэкзистенциальность связана с формированием ложных установок. Искажается и эксплуатируется потребность в безопасности. В тоже время происходят качественные искажения информации, искажается и эксплуатируется потребность в познании и освоении мира. Происходит замена деятельности наблюдением (искажается потребность в познании мира). Потребителя информации можно обездвижить неким периодическим и развивающимся действием. Например, передачей по TV футбола, хоккея, новостей.

Это ложные смыслы жизни -  смысл жизни декларируется в следовании некоторым условным действиям (следование моде, накопление денег и т. д. Происходит замена процесса обладанием (псевдосчастье), бегство от действительности (развлечения, гиперинформированность, трансы). Также формируется стремление отгородиться: вас будут стараться убедить, что совершение некоторой последовательности действий и владение некоторыми объектами даст покой и безопасность.

Ложное слияние основано на искажении потребности в слиянии с кем – либо. В отличие от З.Фрейда, Э.Фромм разделял Эрос на физиологическую, эротическую потребность и глубинное стремление к духовному слиянию с каким-либо объектом / субъектом. Данная мифология и предлагает подобное слияние.

Ложное творчество (искажается и эксплуатируется потребность в творчестве). Вместо действительного творчества происходит обещание его имитации.

Ложные препятствия и опасности опираются на потребность в проявлении воли. Внушается мысль, что обладание данным объектом требует силы воли, мужества, так как оно опасно или опасен путь его получения.

Искажения мировоззрения происходят посредством принудительного означивания. Объект “смыкают” в сознании с некоторыми хорошо известными и значимыми, например, поддерживается ложная аффилиация через маркеры - самоприсоединение к группе.  Ложная аффилиация через врагов: сплачивание против окружающего антагониста – мрака. Фаллологоцентрация  складывается из двух понятий: логоцентрации – особенности европейского мышления, основанного на бинарной оппозиции “черное – белое”, “добро – зло”, “день – ночь”, “верх – низ” и т. д. Одну принято наделять положительным значением, а вторую – отрицательным значением. Фаллоцентрация проявляется в оппозиции “мужчина – женщина”, мужчина наделяется главенствующим положительным значением.  

Также навязываются ложные стереотипы, роли, сценарии поведения. С точки зрения психологических наук нет ложных сценариев жизни – каждый живет так, как может.

Так под формальными признаками беспристрастного информирования скрываются глубинные структурные искажения ситуации. Например, анекдот про соревнование двух бегунов (советского и американского) – ТАСС сообщает: “Наш бегун пришел вторым, а американец предпоследним”.

2. В изучении конфликтов значительную роль играют не только та информация, которая преподносится сторонами, и причины, которые они указывают, но и тщательный анализ вербальных сообщений сторон. Достаточно широкое распространение получил подход, называемый герменевтикой. Именно он дал начало психолингвистике и психосемантике, которые в настоящее время являются самостоятельными отраслями психологии. Практическое значение этих исследований в том, что речевые сообщения являются серьезными средствами воздействия на сознание и поведение человека. Сила и направленность этих воздействий может быть связана как с исцелением, так и вредным воздействием на психику человека.

Итак, герменевтика началась с герменизма – античного религиозно-философского учения, которое оперировало символами и тайными знаками, зашифровывая истину (герметичность). Герменевтика в исходном смысле – это толкование текстов, например, алхимиков, монахов, предсказателей – представителей оккультных наук. В одном из гимнов Гомера есть шутка о мальчиках – рыбаках. На вопрос «Как улов?», они ответили, что «все, что выловили, бросили, а то, что не выловили, уносим». Эта шутка приводится многими философами. Ницше говорит, «что требует самых упорных доказательств, так это очевидность».

В средние века толкованию подверглось Священное писание. Далее наиболее ярким мастером герменевтики стал Макиавелли. Он первым из теоретиков заявил, что власть держится на силе и согласии. Современные исследования показали, что он по-новому «переписал» работы Платона, Ливия, Данте. Его мысль: слова политиков всегда нуждаются в истолковании.

В 19 веке герменевтика стала общефилософским методом и расширила круг объектов для изучения. Она стала претендовать на то, что есть и смыслы, скрытые от самих авторов, которые надо понимать.

В современной науке его представителями являются Фуко, Хайдегер и Хабермас.

Герменевтику используют и в археологии знания – поиске понятий, которые лежат в основе современной цивилизации – дух, тело, свобода, преступность и т.д. Иногда появляются поразительные и неведомые смыслы.

В современной социальной жизни герменевтика стала использоваться с целью внедрения в сознание других людей скрытых смыслов. Теперь слово и текст стали рассматриваться как часть выражения знака. По оценкам американского психолога Дж. Руш, язык жестов насчитывает 700 тысяч сигналов, в то время как самый полный английский словарь лишь 600 тысяч.

Само поведение тоже является иносказанием, в котором используется невербальный язык. Многие слова, жесты и действия имеют смысл лишь в определенной культуре. Например, японцы долгое время не понимали поцелуй как выражение любви, он им был противен. Муклухо-Маклай, согласно историческим свидетельствам, придя к кровожадным папуасам, сел, разулся и уснул. Его поняли – пришел с мирными намерениями. Научно доказано, что большинство жестов не имеют биологического смысла, человек придумывает и усваивает их лишь в обществе.

Таким образом, интерпретации подлежит огромное количество знаковых систем, она требует знаний, умений и творческих способностей. Задача исследователя – как можно полнее воссоздать в уме реальный контекст сообщения и встроить в него услышанное и увиденное. Специально скрываемые стороны понять трудно, поиск направлен на определение той стороны, которой это выгодно. Поэтому этот психологический процесс требует свободы воли и мужества.

Также трудность заключается в том, что около 30% людей не способно переключаться между разными контекстами, они воспринимают поступающую информацию не критично и однозначно. Те, кто анализирует внимательно смыслы сообщений - понимающие  - делятся на два основных типа. Одни начинают с того, что стараются по мере возможности восстановить логику автора сообщения, до поры оставляя свои версии. Если они находят в логике автора изъяны, то здесь они начинают копать.

Второй тип не тратит времени на понимание интеллектуальных инструментов автора сообщения, они принимают готовый вывод сообщения как одну из нескольких версий. Они конструируют разные контексты и примеряют начальную версию автора.

На практике оба подхода применяются в комбинации. Например, в настоящее время М.С.Горбачева считают мастером усредненной версии, без понимания глубоко смысла и причин. Психологическая защита, мы ранее говорили о феномене каузальной атрибуции, срабатывает сразу – мы принимаем наиболее понятную версию, не вдаваясь в размышления.

Так в одном из американских журналов исследователи рассматривали влияние расовых стереотипов на умы читателей. Был напечатан рисунок: автобус, в салоне которого поскандалили двое – белый и черный. В руке одного из них был нож. Через несколько месяцев рисунок напечатали снова – без ножа. Задали вопрос: в руке у кого был нож? Большинство читателей ответило, что у черного, хотя и было все наоборот.

Анализ происходящего должен быть основан на изучении позиции, тактики и средствах сторон, но вопрос о неявных смыслах происходящего является главным для исследования. Методы, которые исследуют истинный смысл и информацию, предназначенную для внедрения в умы общественности, разрабатываются в таких отраслях знаний как филология и лингвистика, психолингвистика, психосемантика и др. О них мы будем говорить позже, подробно рассмотрим наиболее надежные и авторитетные методики.

3. Современные социальные конфликты, а мы не будем сейчас определять, к какому типу (этическим, религиозным, организационным и т.п.) они принадлежат, в реальности носят многослойный и неоднозначный характер. Многие причины являются не только психологическими, но и социальными,  исторически и политически сложившимися. С другой стороны, мы часто пытаемся анализировать сложившуюся ситуацию, лишь используя знания об экономических или правовых отношениях. Человек может не осознавать конфликт в полной мере, но его недовольство и протест выражаются по отношению к организации, друзьям и коллегам эмоционально. Тем более, что равенство перед законом не всегда означает равенство перед фактом. Создается ситуация, когда работники фирмы четко понимают устройство и цели, но протестуют против различных проявлений власти. Тому, кто собирается заниматься кадровой работой, конфликтами и построением отношений с общественностью, надо понимать, что в наше время - время физического ненасилия и «демократии» - массовое внушение (от создания выгодных образов до формирования корпоративной культуры и солидарности) является главным средством управления.

Одной из наименее известных в России теорий, касающихся воздействия на общественное сознание, является теория гегемонии Антонио Грамши. Он был теоретиком и основателем Итальянской компартии. Писал «тюремные тетради» в соответствующем месте. Долгое время его работы не были известны в России, не смотря на то, что имели общенаучное значение, его «марксизм» помогает понять современные общественные явления, а не те государства и революции, которые описывали К.Маркс и В.Ленин. Московичи С. позднее выражает следующую мысль: внешнее подчинение уступает место внутреннему подчинению масс, видимое господство подменяется незримым, от которого невозможно защититься.

В американских социальных науках с помощью теории А.Грамши исследуется огромное количество явлений - процессы разжигания национальных конфликтов, тактики религиозной и иной власти, эффективность рекламы, тексте обращений и посланий и т.д.

Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии и угнетении, но и на согласии. Механизм власти - убеждение. Овладение собственностью не гарантирует стабильности власти. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши назвал гегемонией. Этой тонкий и непрерывный процесс, это не просто согласие, а активное и доброжелательное согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу. По его мнению, экономика - скелет общества, а идеология – его кожа. Что же важнее?

И установление, и подрыв согласия это «молекулярный» процесс, это изменение мнений и настроений в сознании каждого человека малыми порциями. Гегемония опирается на так называемое «культурное ядро» общества – совокупность представлений человека о мире, о человеке, о добре, о зле, о прекрасном, об отвратительном. Пока это ядро стабильно, в обществе сохраняется порядок – «устойчивая коллективная воля». Новый порядок опирается на огромное количество книг, статей, рекламы, споров (шоу) и т.д. Самый эффективный способ воздействия – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли, начали понимать не разумом, а на веру.

Главным действующим лицом в установлении гегемонии является интеллигенция, установление идеологии происходит именно через этот класс. Продавая свой труд, интеллигенция тянется туда, где деньги, начинает служить задачам социального согласия и управления. Новые силы порождают собственную интеллигенцию. Опираясь на его теорию, культурологи объясняют роль вещи «ширпотреба» в установлении и поддержании гегемонии буржуазии в западном обществе. Если вещи проектируются с учетом их функции как знаков, то они становятся решающей силой в установлении общественного сознания – сегодня общества потребления. Рокфеллер довел мысль до абсурда: мы может завоевать сознание африканской интеллигенции, наладив производство всего двух вещей – авторучки и полуботинок.

Другими механизмами являются стандартизация и сегментация в обществе. Это необходимо в гражданском обществе, чтобы люди были «атомизированы» или индивидуализированы, но соединены безопасным для властьимущих единством. Например, в Америке соединение разных сегментов нации происходило на основе спортивных символов и образов. 

Сегодня многие говорят о трагедии Грамши, почти все его предупреждения и мысли, как мобилизовать своих товарищей и мобилизовать их способность здраво мыслить, было использовано в противоположных целях, таких как принижение человека, отключение здравого смысла и манипуляция его мнением для усиления власти меньшинства, обладающего властью.

Способность критично относиться к информации можно в себе развивать, в сфере человеческих отношений и в профессиях типа «Человек – Человек» понимание истинных смыслов сообщений повышает не только эффективность коммуникаций, но и позволяет грамотно выстроить линию поведения и повысить удовлетворенность общением. Исследование бесконфликтного или позитивного поведения также стало предметом исследования, видимо, полностью устранить конфликты из своей жизни человек не может. К вопросам счастья и удовлетворенности своей жизнью и деятельностью мы вернемся в следующей лекции.

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию.

1.    Метафоры и образы как знаковые системы.

2. Использование неофициальных каналов информации, его особенности, преимущества и возможный ущерб от использования.

3. Организация собственного информационного потока. Принципы собственного информационного потока.

4. «Связи с общественностью» как средство кризисного урегулирования и средство предотвращения конфликта или минимизации его последствий.  

Проблемные вопросы.

1. Ложь как средство воздействия на «своих» и «чужих».

2. Этические проблемы, возникающие при организации собственного информационного потока.

3. Как верифицировать поступающую информацию во время конфликтного взаимодействия?

Вопросы для обсуждения.

1. Какие эффекты и психологические закономерности учитываются при информационном воздействии?

2. Расскажите об этапах и особенностях собственного информационного потока.

3. Какие психологические средства воздействия могут быть эффективны при конкурентном противостоянии в бизнесе?

4. Какие меры могут способствовать ослаблению социальной напряженности?

5. Как формируются социальные установки?

6. Расскажите о Т-мифологии. Каковы потребности мифологии?

7. Каким образом противостояние в конфликте связано с информацией противоборствующих сторон?

8. Перечислите искажения потребностей, которые происходят при воздействии рекламы и СМИ на потребителя.

Литература.

1. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе . - CПб.: Питер, 2005. - 208 с.

2. Калиберда Е. Г. Связи с общественностью: вводный курс.- 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Логос, 2004. - 144 с.

3. Московичи С. Машина, творящая богов. - М.: Центр психологии и психотерапии, Изд-во "КСП+", 1998. - 560 с.

4. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи . - CПб.: Питер, 2003. - 192 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь