Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 17. Позитивная психология



 

1. История и основные исследователи.

2. Проблемы методологии позитивной психологии.

3. Современные исследования и перспективы.

4. Нейрофизиологические механизмы позитивного поведения и счастья.

 

1. Позитивная психология – это отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека (как индивида и в качестве члена различных человеческих общностей). Цель – научно-психологическое исследование оптимального функционирования человека, поиск факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету индивидов и сообществ.

Эта отрасль психологии появилось в конце 1990-х,  главным образом , по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж.Вейланта, Э.Динера, М.Чиксентмихали и др. Идеи позитивности в психологии и психотерапии обсуждались ранее, ниже мы остановимся на этом вопросе. Но Селигман и его последователи считают, что общая парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности – к позитивности, от концепции болезни – к концепции здоровья. Ведь психология сейчас занимается преимущественно тем, что плохо в жизни человека и в отношениях между людьми. Она как бы «забыла» о сильных сторонах, концентрируясь на человеческих слабостях, ориентируется преимущественно на то, чего человеку «не хватает». Чрезмерное внимание уделяется таким явлениям как болезни, дистрессы и т.д. В современной клинической психологии до сих пор господствует т.н. ДСМ (DSM) – 800-страничная классификация человеческих несчастий, используемая в диагностических целях. В результате, например, нам известно многое из психологии предрассудков, насилия, но мы ничего не знаем о психологии щедрости, героизма и т.д. Согласно Селигману, современная психология по сути дела стала виктимологией. Человек рассматривается как принципиально-пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т.н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств. Усилия психологов традиционно направлены на то, чтобы повысить самооценку людей. В частности, считается, что низкая самооценка ведет к депрессии, подростковой беременности, суицидам, насилию, злоупотреблениям алкоголем и наркотиками, а повышение самооценки может оказаться лекарством от всех этих недугов. Однако, например, террористы-самоубийцы, руководители преступных организаций и дети-насильники как раз обладают высокой самооценкой. Движение за высокую самооценку сейчас очень популярно в первую очередь в США, среди педагогов, психотерапевтов, родителей (в большой мере это результат работы психологов гуманистической ориентации, которые утверждают, что люди всегда должны себя чувствовать хорошо). Селигман считает, что самооценка выполняет функцию прибора, показывающего состояние системы человеческой психики: когда у тебя все хорошо в жизни – самооценка высокая, когда возникают трудности – самооценка понижается, что, в частности, приводит к депрессии. Депрессия сейчас активно молодеет, хотя целая индустрия развлечений работает для подрастающего поколения. Тридцать лет назад средний возраст людей, страдающих от депрессии, был 29,5, сейчас – 14,5, депрессия стала заболеванием подростков. Лекарства не всегда могут помочь в ее преодолении. Селигман считает, что мы должны учить детей реалистичному оптимизму, основанному на личной ответственности людей и на том, что они делают хорошо.

Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится объяснить в терминах психологии, «почему,  несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться».

Уже в научной психологии начала 20 века были попытки синтеза различных направлений и подходов в сторону позитивности. Например, классический бихевиоризм, который возник как реакция на недостатки интроспективного метода Вундта и на успехи в изучении психологии животных и с самого начала утверждавший, что в человеке можно все изменить в позитивную сторону, испытал критику со стороны своих молодых последователей в плане учета действительной сложности человеческого поведения и психики. По Фрейду, бессознательная часть человеческой психики препятствует человеку в поисках счастья. Следовательно, Фрейд развивал «негативную психологию», а неофрейдистские направления подчеркивают позитивную природу человека. Как классический психоанализ, так и классический бихевиоризм исходили из предположения, что люди находятся под влиянием таких основополагающих мотивационных факторов как агрессия, эгоизм и стремление к простым удовольствиям – с этой точки зрения любые социальные взаимодействия у людей возможны только посредством контроля своих эмоций. Следствием таких предположений является социал-дарвинистская идея «выживания наиболее приспособленных».

Необходимо отметить, что сам Дарвин эту идею не разделял. Противоположная точка зрения нашла свое подтверждение в недавних психологических исследованиях, согласно которым социализация и умение жить в группах представляют собой адаптивные черты.

Позитивные эмоции, равно как и негативные, составляют часть человеческой природы и эволюционно обусловлены. Поэтому мы не можем полностью избавиться от негативных эмоций, просто нужно обеспечить в человеческой жизни больше места позитивным. Например, фобии с эволюционной точки зрения представляют собой психологические механизмы, позволяющие избегать потенциально опасных ситуаций. Есть вполне преодолимые фобии, но, если, например, у вас агарофобия (боязнь открытых пространств и общественных мест) – то психотерапия может вам как-то помочь, но не сделает так, чтобы вам действительно нравилось гулять по большим супермаркетам и присутствовать на рок-концертах на открытом воздухе. Видимо, следует найти иные места для удовольствия.

Гуманистическая психология возникла как учение, противопоставившее себя позитивизму как в форме бихевиоризма, так и в форме психоанализа. В самом понятии «гуманистическая психология» содержится противопоставление научной психологии, отдается предпочтение личностному опыту, смысловой сфере человека, соприкосновению человека с литературой, искусством – гуманистическая психология вышла из терапевтической практики, ориентированной на личностный рост, самоактуализацию, развитие человеческого потенциала. В гуманистической психологии имеется множество собственно позитивно-психологических моментов, например,   идея, идущая еще от древних греков и развитая позднее Ж.Ж.Руссо, что человек по своей природе добр. Гуманистическая психология, как и позитивная психология, обращает внимание скорее не на патологию, а на здоровье и благополучие. Но есть и существенные различия между двумя направлениями.

Некоторые историки позитивной психологии указывают на следующую последовательность «революционных вызовов»: гуманистическая психология – вызов психоанализу и бихевиоризму, позитивная психология – вызов гуманистической в направлении большей научности.

Позитивная психология все более набирает вес в современном психологическом сообществе и, несмотря на свою молодость, сейчас довольно популярна среди исследователей, практиков, преподавателей, особенно молодых. Первая рабочая встреча по позитивной психологии состоялась в городке Акумаль в Мексике в январе 1999 года. Развивается программа последипломной подготовки специалистов по позитивной психологии, выпускаются книги, развертываются разнообразные программы и Интернет-ресурсы, налаживаются рабочие контакты между исследователями во многих частях мира. Институт Гэллапа с 2002 стал местом проведения ежегодных международных конференций по позитивной психологии, в которых принимают участие до 500 психологов. Расширяет свою деятельность и Европейская Ассоциация Позитивной Психологии. В российском Интернете вы можете найти значительное количество объявлений о тренингах и семинарах, обучающих позитивной психологии.

2. Для дальнейшего понимания идей позитивной психологии необходимо определение позитивности как психологического понятия. В этом отношении существенную помощь могут оказать теоретические наработки отечественных психологов, например, культурно-историческая психология Л.С.Выготского. Другой акцент делается на  «позитивности» не только как собственно-научном принципе, позитивность понимается  как своеобразный нравственный идеал, это содержание заложил Огюст Конт. Современное подержание позитивности можно найти в работах, касающихся позитивного мышления, Нормана Винсента Пила.

Фундаментальные установки позитивной психологии по отношению к психологического консультированию и психотерапии заключаются в том, чтобы выявить сильные стороны человека. Давайте представим себе, вслед за Селигманом, официантку, которая пришла на психотерапевтический прием с рядом «запросов», и вы понимаете, что главная проблема в том, что она, по сути дела, ненавидит свою работу. Вы тщательно анализируете, в чем состоят ее сильные качества. Например, таковым является общение с другими людьми, и, допустим, она с вашей помощью сможет переопределить свою профессиональную деятельность: вместо того, чтобы думать о ней как о необходимости таскать тяжелые подносы, она станет воспринимать ее как психологическую работу с целью сделать посетителей ресторана более счастливыми. Несомненно, она хорошо с этим справится, так как обладает для этого отличными способностями.

Как и научная психология, психотерапия до сих пор тоже работала с человеческими слабостями. Это довольно тяжело, как для клиентов, так и для психотерапевтов, но должна бы также опираться на сильные стороны человека. Если вы взаимодействуйте с людьми на основе того, что они делают хорошо, они будут рады об этом говорить. Это не только техника установления контакта с клиентом, а самостоятельная терапевтическая стратегия и, можно предположить, что если человек посвятит жизнь развитию своих позитивных качеств, его недостатки и проблемы уйдут сами по себе, либо приобретут для него не столь болезненную значимость.

Позитивная психология представляет собой не самостоятельный раздел современной психологии, а скорее движение, тесно связанное со всем многообразием современных психологических исследований и практик. Причем работа осуществляется сразу на нескольких уровнях: биологическом, личностном, уровне взаимодействия между людьми, институциональном, культурном и глобальном (Селигман, Чикчесмихаи, 2000). В основном проводятся эмпирические исследования и их тематика очень разнообразна. Что такое счастливое Рождество? Как позитивные эмоции могут предохранить людей от депрессии и ощущения одиночества? Как влияет настроение человека на функционирование его иммунной системы? Какова специфика моделей позитивного личностного развития? Такие острые социальные проблемы как глобализация, современная экономическая и политическая жизнь также находятся в центре внимания исследователей в области позитивной психологии.

Позитивная психология в настоящее время – динамичная, бурно-развивающаяся дисциплина, в которой борются и одновременно дополняют друг друга научно-психологическая и гуманистическо-психологическая тенденции. В движении участвуют разные исследователи, всех объединяет позитивный взгляд на человека, его природу, развитие, деятельность, отношение к миру, себе и другим.

Итак, можно утверждать, что позитивная психология, являясь индикатором интеграционных тенденций в современной психологической науке и практике, стремится повысить значимость и ценность психологии в глазах общества. Она появилась в контексте не только определенных историко-научных, но и конкретных историко-культурных обстоятельств.

3. Выделяются три основных направления исследований позитивной психологии:

1) субъективное ощущение счастья (позитивные эмоциинаслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своем будущем – оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

2) высшие индивидуально-психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение и сочувствие, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т.д., то, что в истории гуманитарного знания называлось «добродетелями»);

3) позитивные социальные институты (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Человеческое счастье не является результатом «работы генов» или «работы судьбы» – человек может жить счастливо, используя присущие ему и составляющие его качественную специфику сильные качества. Только поняв и адекватно используя их, можно действительно помочь человеку достичь удовлетворения жизнью, реализовать все возможности, которые нам дарит судьба, больше реально сделать в частной жизни (например, для своей семьи), в своей профессиональной деятельности, для общества - локального сообщества и человечества в целом. Высшие человеческие качества составляют также необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний, например, депрессии.

В концепции «потока» (flow), введенной М.Чиксентмихали, говорится о том, что для каждого человека существует виды деятельности, позволяющие ему делать именно то, что ему хочется. Время как бы останавливается, и человек лишь мечтает о том, чтобы эта деятельность никогда не кончалась. Когда же он делает то, что ему не хочется и у него часто все плохо получается, – тогда, можно сказать, что он находится «вне потока». Например, как горнолыжник, который вместо того, чтобы наслаждаться видом гор, думает, что вот-вот упадет, и озадачен тем, как себя вести, чтобы этого не случилось.

Рядом исследователей в позитивной психологии (Э.Динер, Д.Канеман) изучается субъективное благополучие (well-being). Является ли материальное благополучие и его преумножение достаточным в психологическом смысле? Будет ли человек более счастливым, став обладателем еще бóльшего количества денег, домов и машин. Результаты исследования американского социального психолога Д.Майерса показали, что, в то время как средний доход американцев с 1960 по 1990 возрос в два раза, процент людей, которые считают себя счастливыми, значительно снизился.

Одним из наиболее изучаемых показателей является удовлетворенность жизнью. Самой первой была шкала, состоящая из 1 вопроса. Насколько Вы сейчас удовлетворены жизнью в целом? Оценка производилась по семибалльной шкале от абсолютной неудовлетворенности до абсолютной удовлетворенности. Единства в оценке единичных показателей, задействованных в измерении удовлетворенности нет до сих пор. Можно перечислять различные сферы жизни и американские исследователи приводят разные весовые показатели отдельных сфер жизни.

Но, как показали обобщения, сделанные М.Аргайлом, профессором Оксфордского университета, 7 сфер составили 80% удовлетворенности жизнью. Это: семейная и домашняя жизнь;  деньги и цены; жизненный уровень; социальные ценности и нормы;  социальные отношения; жилищные условия; здоровье и работа.

Вопрос открытый: общая удовлетворенность зависит от суммы вкладов по каждой сфере жизни, или именно она влияет на удовлетворенность отдельными сторонами своей жизнью. Возможно, причинная связь разворачивается в двух направлениях. Дальнейшее уточнение значимости отдельных факторов привело к достаточно единодушному ранжированию: доход, состояние здоровья, занятость и работа, социальные отношения, досуг, жилищные условия и образование.

Важна роль социального сравнения, которое происходит при оценке собственного жизни, а не столь важно непосредственное эмоциональное состояние. Так показано, что сравнение по типу «сверху вниз» (сравнение с менее удачливыми индивидами) приводят к усилению удовлетворенности; а «снизу вверх» - к снижению. Для объективного сравнения индивиды сами выбирают с кем себя сравнивать. Оказалось, что для людей с высокой удовлетворенностью жизнью чаще сравнивают снизу вверх.

Роль адаптивности в удовлетворенности жизнью показана следующим образом. К негативным и к позитивным обстоятельствам человек достаточно быстро приспосабливается, но некоторым людям НИКОГДА не удается привыкнуть к неблагоприятным условиям, и они чувствуют себя несчастливыми. Также обнаружено, что удовлетворение, получаемое от привычных источников, со временем не ослабевает.

Когнитивные факторы, такие как атрибуция и ощущение контроля, а также восприятие событий прошлого, также связаны с удовлетворенностью жизнью. Изучалось и влияние позитивных иллюзий, но, видимо, более полезными являются реалистичные рассуждения.

4. Нейрофизиологические механизмы счастья также изучались американскими исследователями. Представители позитивной психологии понимают, что счастье - категория субъективная, и каждый представляет себе счастье по-своему. Измерить его, как волнение или испуг, невозможно. Поэтому они осторожно нащупывают объективные критерии, непротиворечивые определения. Эдвард Динер, психолог из Иллинойского университета, интересуется специфическими ситуациями, когда и как человек ощущает себя счастливым? Он считает, что частота, а не интенсивность подобных ощущений составляет человеческое счастье. Мощный прилив счастья может означать, что в остальное время человек несчастлив. Лучше быть умеренно, но постоянно счастливым, чем иногда сверхсчастливым. Если верить Ричарду Дэвидсону, то счастье не в здоровье и не в деньгах, и не в разделенной любви или верной дружбе. Он считает, что все секреты счастья находятся  в нашем мозге - в коре левой предлобной доли. Лаборатория профессора Дэвидсона (штат Висконсин) занимается исследованиями счастья, там он проводит очень важные эксперименты, исследуя активность мозговых структур у взрослых и детей, у мужчин и женщин, у оптимистов и пессимистов. Обнаружилось, что у всех, чья левая предлобная кора склонна к возбуждению, с лица не сходит радостная улыбка.

Опыты Ричарда Дэвидсона с левым и правым полушариями мозга не оставляют никаких сомнений во врожденности счастливого или несчастного характера. Восходят эти опыты к многочисленным исследованиям, проведенным в 60-80-х годах, после того, как Роджер Сперри открыл функциональную асимметрию полушарий. С помощью электрошока или снотворного, вводимого в сонную артерию, ученые отключали одно полушарие и смотрели, как будет себя вести другое. У полушарий оказались ярко выраженные индивидуальные характеры. Вот, например, отключается правое, и левое остается в одиночестве. На интеллектуальном уровне это особенно не отражается, зато с эмоциональностью творятся чудеса. Человека охватывает эйфория, он возбужден, весел, говорлив, его реакции маниакальны, он сыплет глупыми претенциозными шутками, он импульсивен и беззаботен. Словоохотливость его граничит с назойливостью, на каждый вопрос он дает подробнейший ответ, облеченный в неправдоподобно правильную форму.

Иную картину являет правое полушарие. Оно постоянно не в духе, и мир окрашен для него в черный цвет. Эксперименты показали, что правое сопряжено со сферой чувственного восприятия. А левое - с двигательной сферой. Отсюда и разница во временной ориентации - у правого все в настоящем и прошлом, у левого - в настоящем и будущем. Правое грустит, разочаровывается и сожалеет, левое уповает, надеется, ждет и подбадривает себя. Если отключение правого вызывает эйфорию, а отключение левого - глубокую депрессию, значит, сущность левого - безоглядный оптимизм, а сущность правого - беспросветный скепсис и пессимизм. Самоубийцы - это люди, у которых доминирует правое полушарие. У беспечных, импульсивных людей, доминирует левое.

В наши дни уже не обязательно отключать полушария, чтобы разобраться в их особенностях. Существует сканирующая аппаратура, на экране по яркости свечения видно, какой отдел мозга в большинстве случаев активнее всего. У тех, кто считает себя оптимистом, постоянно высока активность левой предлобной коры. У них, кстати, высока активность и иммунной системы, сопротивляющейся всем болезням, от простуды до рака. И, напротив, люди, склонные к тоске и печали, обнаруживают преимущественную активность правой предлобной коры.

Дэвидсон испытывал "левополушарных" и "правополушарных" по-всякому. Он, например, лишал на целый день заядлого курильщика курева, а в конце опыта говорил, что тот через две минуты получит сигарету. Во время этих двух минут левая кора светилась у курильщика на экране сканнера как прожектор. Потом Дэвидсон нашел трех человек, как огня боящихся публичных выступлений. Перед выходом к рампе у них правая кора полыхала. Когда об этих опытах узнали фармацевтические фирмы, они тотчас кинулись к Дэвидсону. Нельзя ли при помощи таблеток превращать "правополушарных" в "левополушарных", несчастливых в счастливых? Дэвидсон разочаровал фармакологов: обычные антидепрессанты и увеличивают активность левой коры, связь между химией и психикой гораздо сложнее. Не совсем ясно, что тут причина и что следствие, то ли люди делаются счастливыми благодаря левополушарной активности, то ли эта активность возникает благодаря тому, что люди делаются счастливыми?

Дэвидсон, да и другие исследователи сознают, что, несмотря на врожденные склонности, ощущение счастья - это больше, чем сумма мозговой активности. Многое зависит от "контекста". Поспрашивайте об этом людей в солнечный день и в пасмурный - в первом случае счастливцев окажется больше. Доктор Шворц, рассказывает об эксперименте, который он провел в Мичиганском университете. Неподалеку от копировальной машины психологи разбрасывали монеты стоимостью в 10 центов. Люди, которые их находили, на вопрос, счастливы ли они вообще, отвечали всегда утвердительно. Но это ощущение длилось не более 20 минут. Ощущение счастья связано, как выяснилось, и с этническим контекстом: 65 процентов датчан ответили при психологическом опросе, что они жизнью вполне удовлетворены. В Италии и во Франции таких счастливчиков нашлось всего 10 процентов.

Американцы чувствуют себя счастливее жителей Азии, в том числе и живущих в достатке. Особенно это различие ощущается в сравнении с японцами. Японцы, как говорит Э.Динер, слишком страдают от своих недостатков. Американцам их недостатки тоже известны, но они не придают им такого значения.

Свою лепту в процесс определений и уточнений вносит М.Аргайл. Не в деньгах счастье, утверждает он вслед за Дэвидсоном, вспоминая всем известную поговорку. Однако, считает он, для бедняка счастье все-таки в деньгах. Но люди на работе, особенно, когда они уверены, что начальство их не видит, находят счастье в другом: в возможности в рабочее время посплетничать, рассказать и послушать свежий анекдот, окунуться в атмосферу праздности, выводящую из себя пришедших по делу посетителей.

Большинство исследователей убеждено, что счастливыми или несчастными в широком смысле слова люди рождаются. Традиционные в генетике опыты с близнецами подтверждают это со всей очевидностью. Степень "счастливости" или " несчастливости" у однояйцовых близнецов, разлученных сразу после рождения, бывает поразительно одинаковой, в то время как у двуяйцовых, даже выросших вместе, она может быть различной.

Итак, позитивная психология является отраслью психологии и опирается на интеграционные тенденции в современной психологической науке и практике. Исследование факторов и предпосылок, делающих людей успешными и счастливыми связано не только с пониманием нейрофизиологических механизмов и условий его жизни, но связано с широким контекстом социальных, культурных и исторических обстоятельств.

Проблемные вопросы.

1. Что, по вашему мнению, все – таки делает людей счастливыми или несчастными?

2. Кто счастливее: мужчины или женщины?

Вопросы для обсуждения.

1.  Дайте научное определение счастья.

2. Систематизируйте факторы, связанные с эффективностью или успешностью личности, для этого разделите их на поведенческие, эмоциональные и когнитивные.

3. Перечислите основных авторов и исследователей позитивной психологии.

4. Каковы основные проблемы методологии позитивной психологии?

Литература.

1. Аргайл М. Психология счастья. СПБ.: Питер, 2003. – 271 с.

2. Курбатов В.И. Анатомия и психология бизнеса. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 320 с.

3. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.:Смысл,1999. - 352 с.

4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. - М. : КДУ, 2009. - 190 с.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. -  СПб.: Питер. -  2000. - 528 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь