Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Алкогольная катастрофа современности



Кажущаяся

Безопасность

или учение священномученика

Владимира (Богоявленского) о трезвости

 

" Ради Господа , пролившего за нас кровь Свою , должны и мы быть готовыми приносить для наших братьев всякую жертву , которая может помочь им . Но самая лучшая из этих жертв – это пойти впереди их с добрым примером и совсем отказаться от употребления спиртных напитков ".

Священномученик Владимир Богоявленский


 




Вместо предисловия

"Приехав домой, в Питер, с радостной мыслью, что алкоголизм побежден и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания правды Божией, но мой путь омрачило происшествие. Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи, начало сплошной седмицы. Пришли они с вином.

Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, чти зло не в вине, а в неумеренном его употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить еще и еще меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым. Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить. Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге - привело к полной потере здоровья и инвалидности".

«Исповедь русского алкоголика», опубликована в газете

«Православный Санкт-Петербург» за июль 2003 г.

 

По милости Божией, этот человек смог вновь победить страсть и вернуться к трезвости. Но сколько людей погибает, так и не раскаявшись и не услышав евангельской вести по причине соблазна, посеянного в их немощных душах нашим «праздничным» и повседневным винопитием.


 


Алкогольная катастрофа современности

" Об ычно такова наша мера: как будем пьяные,

Есть ли прямая заповедь?

В первую очередь нужно признать, что прямой заповеди христианину пить или не пить вино в Библии мы не найдём. В ней ясно осуждается порок пьянства, но что до употребления вообще вина в Писании существует как бы неопределённость. Причину такой неопределённости митрополит Владимир видит в том, что " Библия написана для народа Божия. Христос и апостолы говорили так, как требовало то время, и во всяком случае так, чтобы народ мог понимать их. Алкоголизма в том виде, как он господствует сейчас, тогда не знали. Иудеи были и до настоящаго времени остались народом трезвым и умеренным, и в этом, по крайней мере, отношении они не представляют из себя „страждущаго народа”. И алкоголь также совсем не мог в те времена играть такой господствующей роли.

Только со времени основания больших новейших спиртных фабрик и пивоваренных заводов, вино стало производит ь ся из всевозможных продуктов, только тогда алкогольный вопрос сделался осо­бенно жгучим. Только более совершенная техника нов о го времени довела алкогольную промышленность до полн о го развития… ».

А посему « то, ч то Христос не предусмотрел всех отдельных обстоятельств , это не должно смущать нас и сбивать с толку. Он имел в виду только великое, це­лое, а не отдельны е части. Также точно Христос нигде, например, не обличает са моубийства; но ужели мы поэтому стали бы обвинять Его в том, что Он дозволяет самоубийство? Равным образом Он никогда не порицал рабства, — должны ли и мы, поэтому, сим­патизировать рабству и стоять за него? .."

Не по букве, а по духу.

"… Нет , – продолжает митрополит Владимир, – мы должны ско­рее поступать по смыслу Его слов: „люби ближняго твоего, как самого себя! ” и: „не введи нас во искушение! ". Значит, если же нет прямой заповеди в отношении вина, то нужно увидеть её по духовному смыслу в других указаниях Святого Писания. И Владыка об этом пишет:

" Христос, великий Учитель, Сам учит нас правильно толковать Священное Писание, — не по букве его, а по духу… М ногие же стоят на буквальном смысле учения Христа, вопреки Его воле, и через это впадают по местам и по временам в превратное догматствование ".

"М ногие же стоят на буквальном смысле"…, "впадают в превратное догматствование "... Разве не это происходит сегодня? Буквальное и поверхностное толкование таких мест Святого Писания как: "вино веселит сердце человека" (Пс. 103,14), "употребляй немного вина" (1Тим. 5,23), евангельского повествования о браке в Кане Галилейской и других привело к тому, что многие люди, считающие себя православными, на церковных праздниках, на день Ангела или на день рождения у себя или у других пьют (хотя, как думают, совсем даже немного, чисто символически) вино или, хуже того, крепкие алкогольные "напитки". И делается это со спокойной совестью, которая успокаивается еще и тем, что будто-бы и "сам устав приписывает вино" и правило апостольское говорит, чтобы мы "не гнушались вином". А праздников у нас, православных, нужно приметить, очень предостаточно.

Но что в конце концов происходит? Мы верующие воцерковлённые люди как бы не спиваемся от этого, но… спиваются наши мужья... спиваются наши жёны… спиваются наши дети… спивается наш народ. Вопрос: есть ли в этом вина нас, православных людей, ведь внешний мир смотрит в первую очередь на нас как на образцов духовной жизни и нравственности? Не буду спешить излагать своё мнение, давайте лучше посмотрим, что говорит по этому именно поводу священномученик Владимир (Богоявленский).

Мы все больны

Без сомненья, трудно выйти чистыми и неосквернёнными из алкогольных перипетий современного общества. Сильнейшая алкогольная пропаганда, сплошная алкогольная безграмотность людей, бездействие и неправильный пример тех людей, которые, по славам митрополита Владимира, " по своему звани ю и служебному положению обязан ы более, чем другие, работать в деле уврачевания народа от недуга " , а также наша врождённая немощь и удобопреклонность ко греху привели наших страждущих близких к глубокому падению в пьянство и другие тяжёлые пороки. Какой врач вылечит, какой батюшка вымолит, какая "бабка" "исцелит" – терзаются душой многие родственники пьяниц и алкоголиков. Но не эти вопросы в первую очередь нужно решить. Сначала необходимо разобраться в себе и устранить те причины алкогольной болезни наших близких, которые исходять именно от нас. Во многих случаях родные алкоголика играют решающую роль в их алкогольной зависимости или исцеления от неё. Кого не убедили слова апостола Павла или митрополита Владимира, послушайте ещё современных специалистов медиков:

В и тал и й Морозов, вице-президент "Медицинский центр "Бехтерев": "Не бывает безопасных доз алкоголя. Почему? Вот мы не приделяем вниманию медицинскому аспекту. Вот мы говорим: надо заставить пьющего человека себя контролировать. Вы поймите, что в принципе это невозможно. Потому что ключевой синдром алкоголизма – это синдром первой рюмки. Человек выпивает стартовую дозу – ему уже не остановится. Причем синдром этот формируется не сразу. Чтобы сформировался алкоголизм, нужен достаточно длительный промежуток времени. Это очень много зависит от наших генов. По наследству нам передается то, сколько рюмок мы можем выпить, прежде чем у нас разовьется клинические проявления алкогольной болезни. Если у человека плохая генетика, то он выпил первый раз в своей жизни, и у него происходит бурное развитие алкогольной болезни, он спивается буквально за месяц или за год".

Юрий Вяльба, врач психотерапевт-нарколог, эксперт Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнезом: "Как можно больному человеку или обществу давать хоть 30 г алкоголя, если он уже болен? Вот мы все больны. И как нам можно вот эти 30 г принимать?"

Алексей Шабашов, глава правления Асоциации "Здоровые регионы": " Колеги и друзья! Необходимо осознать тот момент, что мы сегодня находимся в страшной ситуации. Собравшись, мы можем поговорить и разойтись. Но необходимо думать о том, что сегодня за этот день уже помрёт не меньше 2000 росиян через то, что они выпили алкоголь. Кого-то убьют, кто-то сам совершит преступление, кто-то пьяный сядет за руль, у кого-то будет инфаркт миокарда, у кого-то будет гострое нарушение мозкового кровообращения. Что бы мы не говорили о каких-то мерах, эти меры не реализовываются в России в полной мере, потому что мы проирываем войну алкогольной отрасли. Алкоголизация фантастичская. У нас всех алкоголь-ориентированное поведение. Мы не осознаём масштабов катастрофы, мы не осознаём масштабов проблемы Всё общество должно переосмыслить своё отношение к алкоголю. Алкоголь – зло, алкоголь – яд".

Исходя из всех вышеприведённых высказываний и внимательно всматриваясь в алкогольную ситуацию в наше время, можно с уверенностью сказать, что абсолютное большинство людей в противостоянии алкогольному соблазну – это духовно и нравственно (часто и телесно) слабые братья и сестры: они сильно ослабели в вере, пали нравственно, заблудились в познании истины, а потому очень трудно им или даже невозможно духовно бороться с грехами, в т. ч. и с алкогольным грехом. Для них преодолеть соблазн, какой они постоянно встречают почти на всех праздничных застольях, в том числе (лучше сказать особенно) и на "православных", который исходит от самых близких им людей "выше сил", он рано или поздно, по словам святого, "погубляет их". Приведённая в начале этой брошюры "Исповедь русского алкоголика" не наиболее ли убедительно свидетельствует нам всем об этом.

Кто защитит наших детей?

По данным опросов среди школьников в возрасте 15 лет еженедельно употребляют алкоголь 19% девочек и 29% мальчиков, что наркологами уже классифицируется как начальная стадия алкогольной зависимости. Дети, в первый раз попробовавшие алкоголь дома (а таких большинство) , спиваются в 9 раз чаще . 90 % преступлений, которые совершаются подростками, совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Колонии до отказа забиты ребятами, которые украли, побили, убили, напившись до невменяемого состояния. С тех, что выходят, больше половины возвращаются назад. По данным Министерства обороны России, среди 10 юношей призывного возраста, девушки могут надеяться только на двоих в будущей счастливой жизни, а 8 – это будущие наркоманы, пьяницы, преступники и т. д. "Если мы и дальше останемся все такими ленивыми, нелюбопытными и равнодушными, если государство и всё общество не примет каких-то самых решительных мер – будет катастрофа", – говорит тот же архим. Тихон.. Следующее поколение с этой проблемой уже не справиться. Есть ещё шанс справиться с ней нам, нынешним людям, если станем внимать активистам трезвого движения:

"Стран а сто нет от алкоголя. Первое, что нужно сделать, это перестать пропагандировать алкоголь. Вот если я был бы производителем алкоголя и мне надо было споить Россию, я бы что сделал? Вышел бы и сказал: люди пейте, хрюкайте, в корыте лежите? Нет. Я бы сказал: люди пейте культурно, пейте умеренно, хорошие вина, под хорошую закуску, вы только начните и пейте.

Что ж надо делать? Вопрос ставится так: в стране, которая гибнет от алкоголя, что мы должны сказать нашей молодёжи – пейте культурно или живите трезво? Вот где идёт водороздел.

Вот представьте ситуацию. Начали бы воровать в каком-то городе. Меня бы прислали туда в этот город. Я бы собрал всё начальство, вышел и сказал: "Вообще говоря, воровать плохо, по многу тащить – никуда не годиться. Но если нельзя, чтоб не воровать, – я то вас понимаю, – то воровать надо культурно, воровать надо умеренно, воровать надо так, чтобы без особых социальных последствий. Воровать надо так, чтобы нам поворовать и детям бы осталось. А вы бы меня спросили: "А вы сами, товарищ лектор, часом не воруете? Я бы сказал: "Ну что вы! Я только по праздникам, только по праздникам культурно тащу". Вот точно такая же идеология здесь сидит".

 

 

(Владимир Георгиевич Жданов, председатель "Союза борьбы за народную трезвость", проект "Общее дело", дискуссия "Возможна ли на самом деле "культура пития?")

О противниках трезвости

 

 

Какими же слепыми или даже преступными (если это делается вопреки явному видению) становятся слова и дела противников трезвости на фоне приведённых выше слов Священного Писания, Святого Отца, а также фактов, цифр и соображений современных неравнодушных к алкогольной проблеме людей. К великому сожалению, в среду многих верующих людей закралось сегодня подозрение в нечистоте и сектантском характере трезвенных убеждений и стремлений. Об этом и пишет с болью в сердце священномученик Владимир Богоявленский:

 

 

"Конечно, чрезвычайно легко и удобно делать нападение на борцов трезвости, якобы поддающихся великому самооб­ману, когда совсем не знают и не могут хорошо себе объ­яснить того, что собственно они утверждают, когда, вместо того, чтобы опровергнуть и доказать, набрасывают только на их мнения ложный свет и потом подвергают их осмеянию, как невежд и наивных людей, и нравственно уничижают их"

Не потому ли алкоголь совершил такой победоносный ход в нашем обществе, что ему удалось найти своих друзей и защитников и в лице духовних православних людей и мирян, при чем никто из них не взял на себя труд изучить посвященную этому предмету литературу?

"Несмотря на то, что алкоголь есть злейший враг каждой истинной религии, иные думают, привлечь, как видите, луч­шую из всех религий (христианство) на свою сторону, чтобы одержать верх над нами и нашими стремлениями. Почему? Потому что смотрят на наше дело большею частью с известным предубеждением и без надлежащего исследования и произносят о нем суд общими, недостаточно обоснован­ными фразами. Но наступит время — и наступает уже — когда все будет исследовано, и получатся, мы уверены, совсем другие результаты ".

Православные братья и сестры, пробудитесь! Защищая умеренное употребление вина, мы проталкиваем путь алкоголизму. Необходимо стараться розсеивать у себя эти предубеждения, чтобы к нам проникло признание необходимости трезвенной работы и отказа от употребления вина. " Нужно избегать его не ради только того действия, которое происходит от злоупотребления, но и ради всякаго простого действия, производимаго и умеренным употреблением … Тот лучше всего поступает, кто совершенно воздержи­вается от спиртных напитков ".

Если же кто искушается недолжным поведением по отношению к алкоголю кого-то из современного православного духовенства, напоминаю слова Спасителя, который сказал, что прийдет время и будут такие искушения от диавола, "чтобы прельстить, если возможно и избранных" (Мф. 24, 24; Мк.13, 22). А к каждому священнику можна отнести слова: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас" (Иоан.15:16). А Ветхий Завет о возможности ошибиться священнику в отношении вина еще более конкретно говорит:

"Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спот ы каються" (Ис.28:7).



Вино в Библии

"Отчего происходит жажда к вину?

Размышление

А разрешается это кажущееся противоречие совершенно просто. Дело в том, что иудейский народ в качестве напитка использовал как перебродивший, алкогольний, так и неперебродивший, безалкогольный, виноградный сок, просто в Библии одно и другое называется одним общим словом "вино" (по-єврейски iajin – "яин"). Еврейское слово "яин", которое означает "вино", в Библии встречается 140 раз. "Яином" опьянел Ной, "яин" веселит сердце человека, и об "яине" говориться в Исайи (16, 10) и Иеремии (48, 33; 40, 10-12). Приводя эти тексты, митрополит Владимир говорит:

" Вытекает ли отсюда, что i ajin, т. е. вино, всегда в Библии обозначает перебродивший напиток? НЕТ! Напротив, i ajin в Библии есть генерическое выражение (родовое понятие) для обозначения виноградных ягод и виноградного вина, перебродившего и не перебродившего, алкогольного и неалкогольного, опьяняющего и неопьяняющего ".

А также:

" Неоспоримо то, что Иудейский народ в смысле напитка употреблял как перебродивший, так и неперебродивший виноградный сок, было ли это питательное, или только вкусовое средство. И очень вероятно, что под неперебродившим вином разумелся не один только свежий сок из ягод виноградных, но что евреи так же хорошо, как и другие народы, умели этот неперебродивший грозд предохранять от брожения и на долгое время сохранять его неперебродившим …

Мы имеем дело здесь в одном случае с даром Божиим, как чистым произведением природы, а в другом с вином, в коем совершился процесс брожения, которое есть „продукт искусства” человека, или, если можно так назвать, процесс ухудшения ".

Остсюда стаёт понятным такая разница Библии в отношении вина. И далее святитель Киевский приводит слова доктора Адлера, английского обер-раввина ортодоксальних иудеев:

" Я не знаю ни одного авторитета, котор ый ограничивал бы употребление слова "вино" только вином перебродившим".

Приведя ещё свидетельства многих древних писателей (Аристотеля, Плиния, Атенея, Диоскорида, блж. Августина, Колумеллы), ученых (Стюарта, Мейера, Гезения) и путешественников (Тавернира, Нибура) в пользу того, что в древности были развиты различные способы предохранения виноградного сока от брожения (это достигалось посредством кипячения, охлаждения и недопущения воздуха масляным слоем или другою плотною закупоркою, путем сгущения сока при помощи огня, а также при помощи и антисептических (предохраняющих от гниения) средств, серы и т.д.) и его широко употребляли в пищу многие народы, в том числе и еврейский, митрополит Владимир делает заключение, что там, где Библия предостерегает от вина, разумеется алкогольный перебродивший виноградный сок, а там, где о вине говорится в положительном смысле, имеется ввиду чистый безалкогольный виноградный напиток. Всё начинает выясняться, когда задаёш вопрос: где и в какой мере в Библии под словом "вино" необходимо понимать перебродивший (алкогольный) и где неперебродивший (свободный от алкоголя) виноградный сок?. Профессор Гарнак, против которого писал митрополит Владимир свой труд, а также другие противники трезвости, этого пункта винного библейского вопроса даже и не касаются, "что в высшей степени является странным, хотя, может быть, для противников воздержания и выгодным ". Может быть его намеренно обходят, – вопрошает Владыка, – хотя об этом "написаны знатоками дела целые тома".

Есть еще одно еврейское слово, которое также переводится как "вино" – это "тийрош". Под ним еще более вероятнее в большинстве случаев разумеется чистый виноградный непереброженый сок или даже сама виноградная ягода. В некоторых случаях "тийрош" в Синодальной Библии так и перевели – "сок" или "виноград". Кто не видит в приведённых ниже словах Библии даное утверждение, с тем спорить не буду.

"Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок /"тийрош"/, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить" (Ис.65:8)

" И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе … и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино /"тийрош"/ твое, и елей твой …" (Втор.7:12,13)

"И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком /"тийрош"/ и елеем" (Иоил.2:23,24)

"Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пре д собою землю обильную хлебом и вином /"тийрош"/ , и небеса его каплют росу" (Втор.33:28)

"Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином /"тийрош"/ " (Прит.3:9,10)

"И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина /"тийрош"/ и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего… " (Неем.10:37 ) "…И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина /"тийрош"/ и масла в кладовые "-Неем.13:12

" И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок /"тийрош"/ мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? " (Суд.9:12,13) (Сравн. Пс.103,14)

Митрополит Владимир пишет:

" Яс но видно, что тирош близко стоит к виноград­ному грозду и к человеческому питанию именно в таком же стоит отношении, как и хлебное зерно. Он некоторым образом обозначает сырой, невыделанный продук т" .

"Э тим словом обозначается и часть винограда, готовая совсем для употребле­ния. Он мог быть перебродившим и неперебродившим, мог быть даже просто виноградною кистью, гроздом":

“Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда /"яин"/ в точилах: я прекратил ликованье” - Ис . 16, 10

„Вы же собирайте вино ("тийрош") и летние плоды и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли... И собрали вина и летних плодов очень много" ( Иер . 40 , 10—12).

"Все лучшее из елея и все лучшее из винограда /ти й рош/ и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе" ( Числ. 18:12 ).

И даже при дворе египетского фараона пили непереброженое вино: „И чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руку фараону" (Быт. 40, 11).

Пусть никто не думает, что автор данной заметки хочет с Библии вывести учение абсолютной трезвости – это не так. В Священом Писании нет такого обязательного для всех предписания. Просто священномученик Владимир хочет сказать, что если профессор Гарнак и ему подобные хотят в Библии под словом "вино", которое на еврейском означены словами "яин" и "тийрош", видеть исключительно алкогольное вино, то этого никто " никак и никогда не докажет ". Исключительно алкогольный "напиток" видно в Библии только под другим словом – "сикера".

" Еврейское слово сикера встречается в Библии 23 раза и всегда переводится словами „крепкий напиток” и „крепкое питие”. П ервоначально оно обозначало жидкости обильные сахаром . Позже под ним всегда единодушно подразумевали опьяняющий напиток , которы й содерж и т в себе от 30 до 50% алкоголя. Э ти сикеры производимы были также и из других плодовых соков (фиников, смоквы, изюма, граната и отчасти из меда ). Против этого крепкого напитка Священное Писание высказывается однозначно очень строго. Оно нигде не прославляет и не благословляет его, а напротив провозглашает :

" Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином " (Ис. 5, 2).

Или: " Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток” (Ис. 5, 22)"

Для священников есть отдельная заповедь в отношении вина и сикеры: "Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого" (Лев.10:9,10).

Что мы назовём секерой в наше время? Конечно же водку, которая из всех растворов этилового спирта наносит найбольший духовный и социальный вред нашему обществу.

Наука об алкоголе

Не оставляет без внимания Владыка Владимир и медицинский научный аспект алкогольной проблематики. Об этом им говорится, что многие ветхозаветные увещания "удивительно гармонирует с позднейшими и новейшими исследованиями науки. Этой последнею догнано, что уже и незначительной дозы вина, постоянно употребляемой, достаточно для того, чтобы ослабить тончайшие и нежнейшие части нашего мозга, чтобы отуманить ясную способность рассудка, – этого высшего Божьего дара, который возвышает нас над всеми другими творениями. Сюда относятся и такие, например, количества вина, которые признаются нормальными, очень „умеренными” и позволительными, как в нравственном, так и в общественном и гигиеническом отношении. Даже и такие „умеренные” порции, которые часто позволяются как „укрепляющие и оживляющие” действуют, как это с достоверностию доказано, разрушающим образом на душевные и телесные функции и силы. И это происходит – чего не следует никогда забывать – таким образом, что подвергающийся этому губительному яду, нисколько этого не замечает и не чувствует".

Есть такая книга об алкоголе, которая называется "Сберечь свободу", её автор Алескандр Почекета. Он собрал в этой книге много информации об алкоголе из разных областей науки.

Некоторые выдержки из неё мне хочеться процитировать.

"…Наркотик или пищевой продукт?

Наиболее авторитетным (но почему-то почти неизвестным среди населения) является мнение Всемирной Организации Здравоохранения:

СПЕЦИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ 28 сессии Всемирной Организации Здравоохранения (1975 год): АЛКОГОЛЬ — НАРКОТИК,

Немного истории.

Коснёмся немножко истории. Современная алкогольная пропаганда через рекламу, телевидение и литературу убедила сегодняшнее общество, в том числе и современных православных христиан, что пьянство – это исконная русская традиция и что наш народ так пьёт, как сегодня уже на протяжении многих столетий, но "до сих пор не вымер". Это ложь. Подлинная история говорит о другом. Алкоголизм как бедствие всенародного масштаба в русском народе начался только с середины ХІХ столетия, когда появились винно-водочные фабрики и пивные заводы и "более совершенная техника нов о го времени довела алкогольную промышленность до полн о го развития… ". Через это употребление алкоголя выросло во много раз и пьянство перешло с личностного уровня на уровень всенародной проблемы. Для подтверждения наведу свидетельства из двух исторических книг.

Иван Прыжов. «История кабаков в России в связи с историей русского народа». 1868 год. Это – первое и до настоящего времени единственное обстоятельное исследование по истории питейного дела и пьянства в России, на Украине и в Белорусии с конца Х столетия до середины 1860-х годов включительно. Оно содержит исчерпывающую для своего времени сводку сведений, почерпнутых из обширного круга опубликованных отечественных и зарубежных источников и сочинений историков, а также собранных в ходе непосредственного «полевого» изучения современной Прыжову кабацкой жизни. До него считалось, что пьянство – это как бы исконная русская традиция. Книга Прыжова убеждает в обратном, показывая, что пьянство как общественное явление в его крайних выражениях первоначально (со второй половины XVI века) было насильственно навязано русским сверху и лишь затем расширенно воспроизводилось. Это происходило как в силу мощной системы «окабачивания» населения, так, для части последующих поколений, и в силу тяжелых социальных условий (пили «с горя»), и в силу появившихся обычаев, имевших не столь уж давние корни.

В книге "Допетровская Русь" некий Москевич, польский дворянин, который долго прожил в России в начале XVII века, оставил дневники. Вот что он пишет: "Московитяне соблюдают великую трезвость, которую требуют строго и от вельмож, и от народа. Пьянство запрещено. Корчем и кабаков нет по всей России. Негде купить ни вина, ни пива. И даже дома, включая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного. Иные пытались скрывать бочёнки с вином, искусственно заделывая их в печах. Но и там, к большой беде, виновных находили. Пьяного тотчас отводят в пьяную тюрьму, нарочно для них устроенную. замеченного в пьянстве вторично, снова сажают в тюрьму надолго. Потом водят по улицам и нещадно секут кнутом. Наконец освобождают. За третье же вино опять в тюрьму, потом под кнут, из кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут, виновного раз до десяти, чтобы, наконец, пьянство ему омерзело"

С той поры, как началось повальное пьянство с середины ХІХ века в противодействие этому начало подниматься в русском обществе всенародное трезвенное движение. Мало кто знает, что в истории социального служения Русской Православной Церкви есть славная страница — трезвенное движение конца XIX – начала XX веков — яркий пример системной комплексной организации церковной социально-педагогической работы. А было в те годы очень немало сделано в борьбе с пороком пьянства. Существовало более двух тысяч православных братств и обществ трезвости, которые проводили просветительскую и антиалкогольную работу, постоянно служили молебны о страждущих, тысячи и тысячи людей принимали обеты трезвости, издавались десятки и сотни книг, брошюр и листовок о пользе абсолютно трезвого образа жизни. В образовательные учреждения, особенно в семинариях и воскресных школах, вводился предмет под названием "Наука о трезвости". Именно благодаря этой трезвенной общественной деятельности, движущей силой которой была Русская Православная Церковь, большинство населения страны были трезвенниками.

Одним из показательных результатов общественной антиалкогольной работы есть то, что в 1913 г. Госдума тогдашней России приняла годовой бюджет на 1914 г., который полностью исключал поступления от продажи вино-водочных изделий, а это на тот час составляло треть всего российского бюджета. К тому же в России с 1914 по 1925 годы благодаря последнему царю-страсторепцу Николаю ІІ существовал так называемый "сухой закон", во время которого употребление алкоголя на душу населения колебалось от 0,2 до 2л в год. Но об этом, к сожалению, среди современных людей полное невежество. На удивление современнику, есть данные, что на 1905 год Россия занимала второе место по трезвости среди десяти найбольших стран мира (после Норвегии) с показателем 3,13 л на душу населения (для сравнения: во Франции – 23,32 л, в Германии – 10,06 л, в Великобритании – 8,83 л, в США – 6,56 л). При этом многие деятели били тревогу. А сейчас у нас 14 – 25 л на душу населения в год и мы…молчим. Сложилась даже противоположная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, наше общество считает его каким-то ненормальным. Автор данных строк после нескольких лет изучения этого вопроса абсолютно убеждён, что Православная Церковь на протяжении всей своей истории говорила только о пользе воздержания, а не умеренности, и всегда призывала к трезвости и трезвению. Исследовано, что из 150 святых (см. Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского), в житии которых говорилось об их отношении к вину, 140 были абсолютными трезвенниками, и только 10 из них держались умеренности (при чем здесь нужно приметить: умеренности того вина, которое по своему содержанию близко стояло к виноградному соку).

Наши дни

Если мы, нынешние православные христиане, держимся повсеместного культуропитейства, то это, по моему убеждению, признак нашего обмирщения, незнания духа нашей веры, свидетельство того, что мы стали плотские, а не духовные, боясь больше людей, чем Бога. Вспомним, что говорит апостол Иаков: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак. 4,4). То, что нам кажется незначительным или маловажным, перегибом, "фанатизмом" или сектантством, на самом деле может быть существенной истинной, отсутствие которой у нас может быть преградой для нашего вечного спасения. Оно уже является преградой для исцеления наших близких от пьянства, ибо, не замечая того, мы сами ввергаем их туда или утверждаем в нём своим необдуманным, раболепным, а отсюда и греховным отношением к вину и всякому алкоголю.

Вопреки современным антихристианским нормам на сегодня трезвенные православные традиции в нашей Церкви возрождаются. В 2008 году было создано Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение", которое объединило в себе уже действовавшие братства трезвости и стало координационным центром всего трезвенного движения в современной Православной Церкви. С 2011 года оно уже действует при синодальном отделе по социальному служению и благотворительности Московского Патриархата. На начало 2012 года известны уже более 60 приходских и епархиальных братств трезвости в России, Украине, Белоруссии и Казахстане, некоторые из которых уже отпраздновали своё 15-летие и 10-летие. Но по сравнению со многими тысячами православных приходов, это, конечно же, очень и очень мало.

С благословения Святейшего Патриарха Кирилла в 2009 году создан Церковно-общественный совет по защите общества от алкогольной угрозы, который возглавил архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря в Москве. Такие же советы предстоятель РПЦ благословил создавать и на региональных уровнях.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

О трезвости по пунктах.

1. Несомненно, что виноградная лоза есть дар Божий и её плод, виноградная ягода, есть очень драгоценный продукт, и приготовляемый из неё виноградный сок может быть с благодарностию употребляем во здравие нам и во славу Божию. Но приготовление из виноградн о го сока посредством брожения крепк о го алкогольн о го вина есть дело чисто человеческое. И если отсюда происходит вред для человека и всего человечества, то он должен быть всячески устра­няем, и его нельзя уже оправдывать указанием на вино, как на дар Божий.

2. Нравственность требует от нас господства духа над телом и сообразного с этим попечения о теле и исключает всякую недостойную человека неумеренность. Не совершенное воздержание в каждом случае есть высший, нравственный идеал, но целесообразное, находящееся под воздействием и руководством духа, употребление членов тела. Если бы совер­шенное воздержание при всех обстоятельствах было самым высшим идеалом, тогда девство, например, или безбрачие было бы высшим идеалом нравственности. Но эта мысль не верна; так как всеобщее безбрачие повело бы к нарушению заповеди Божией: раститеся и множитеся и наполняйте землю и к прекращению человеческаго рода.

3. Но нравственность может в индивидуальном случае налагать обязанность к личному воздержанию от алкоголя, будет ли это происходить из желания избежать вреда для тела, или в целях воздействия на других людей. Такая обязанность, принимаемая на себя в виде обета, носит в себе свое внутреннее нравственное оправдание. Совет Спаси­теля богатому юноше: „иди, продай свое имение и раздай нищим” происходил из такой индивидуальной заботы о спасении души, но не был всеобщим, обязательным для всех законом.

4. Личная свобода совести кажд о го отдельн о го человека есть неоценимое сокровище, которое должно быть уважаемо и соблюдаемо при всех обстоятельствах. Иисус Христос самоопределение личности всегда имел пред глазами, как нравственный идеал. Но путь к этому самоопределению Он показал не в безусловном утверждении собственнаго „я” при эгоистическом попрании и полном игнорировании всех других существований, но в самоотвержении, сопряженном с принесением собственнаго „я” на дело служения любви к ближнему. Чрез это свобода отдельной личности является неразрывно связанною с долгом любви к целому обще­ству. В добровольной отдаче себя служению этому долгу любви и заключается торжество свободы.

5. Если, таким образом, я знаю, что весь народ, среди котораго живу я, тяжело страдает от какого-нибудь бедствия, то эта любовь обязывает меня сделать все, что только я могу предпринять к устранению бедствия, а прежде всего употребить то средство, которое может быть наиболее действенным. А самое действительное средство против алкоголя как в отношении общественнаго оздоровления, так и уврачевания отдельных его жертв, есть совершенное отречение от употребления спиртных напитков. Если мой взгляд на это дело таков, что я глубоко проникнут убеждением в истинности его, то это полное воздержание может быть для меня индивидуальным нравственным долгом любви. Исполнение этого долга будет самым решительным образом укреплять меня в деле публичной агитации и в наступательных действиях борьбы и придавать моим словам самую действительную силу.

6. Если я по своему звании и служебному положению обязан более, чем другие, работать в деле уврачевания народа от недуга, то индивидуальный нравственный долг любви может сделаться для меня таким, который я должен исполнять также и по моему призванию. Отсюда вытекает долг воздержания, ближе всего лежащий на священниках и деятелях и деятельницах в области внутренней миссии, к коему они призываются своим общественным положением и должностию.

Заповедь священникам

"В ветхом завете священникам дана была за­поведь. Господь говорил с Аароном и сказал: „Ты и сыновья твои с тобою не должны пить никакого вина и крепких напитков, когда вы входите в скинию собрания, дабы не умереть. Это вечный закон всем вашим потомкам, чтобы вы могли различать, что свято и несвято, что чисто и нечисто, и чтобы вы учили сынов Израиля всем законам, которые Господь дал чрез Моисея”(Лев. 10, 8—10). В Новом Завете нет уже определений за­кона, но только любовь, а любовь есть самая большая заповедь: „любовь есть исполнение закона”. А потому ради этой любви те, которые по своему призванию являются преимуще­ственными благовестниками спасающей любви во Христе Иисусе, прежде всех должны помогать в борьбе с алкоголизмом своим полным воздержанием."

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Прот. Евгений Пейков, член Донбасского православного общества "Трезвение". Статья "Причины и возможные пути преодоления непонимания некоторыми богословами трезвенного движения в Русской Православной Церкви".

"Все же довольно громко звучат внутри Церкви голоса, настороженно указывающие на якобы несоответствие целей и задач обществ трезвения учению Православной Церкви…Многих смущает сближение с некоторыми активистами светского трезвенного движения, деятельность которых действительно в некоторых моментах противоречит учению Церкви.

Противники трезвения правы в том, что в Библии нет учения об абсолютной трезвости, и попытки вывести из нее это только вызывают шквал справедливой критики и дискредитируют саму идею православного трезвенного движения.

На мой взгляд, идея современного трезвенного движения может быть построена на принципах, некоторые тезисы которых я попытаюсь высказать:

1. Необходимо различать богословское учение Церкви, незыблемое и неизменяемое во все времена, и формы ее внешнего существования в различных социальных средах, которые могут меняться. Например, формы церковно-государственных взаимоотношений. Они менялись от гонений до симфонии, и наоборот. К изменяемым формам жизни Церкви относятся и миссионерские методы. Апостол Павел, обращаясь к древним грекам, использовал цитаты древнегреческих философов, сегодня диакон Андрей Кураев в беседах с молодежью цитирует не Аристотеля и Платона, а Кинчева и Шевчука.

2. Позиция, занимаемая нами в отношении возможности или запрета на употребление спиртного, ни в коем случае не является вопросом догматическим, а является вопросом внешней формы духовной жизни православных христиан. Следовательно, решение этого вопроса лежит не в области Священного Писания, и даже не в сфере исторических исследований: «что и как пили древние христиане». Множество попыток изучить эти вопросы показали, что всегда было две точки зрения, одни святые писали, что изредка можно употреблять немного вина, не до опьянения, другие не рекомендовали это вовсе. Все зависело от обстановки и самого человека.

3. Занять твердую антиалкогольную позицию вынуждает нас не догматика и вероучение, а обстановка в сегодняшнем обществе, состояние современных людей, а также множество соблазнов, исходящих от нетрезвых членов Церкви.

4. В то же время у каждого христианина сохраняется свобода выбора в вопросе о возможности умеренного употребления вина, и никто не вправе входящего в Церковь человека принуждать еще и к этому подвигу, если он не готов его принять по своей воле.

5. Люди, чувствующие свою ответственность за миссию Церкви в обществе, не должны оставаться в стороне от вопроса трезвения, особенно священники, так как на нас направлены пристальные взгляды многих людей.

6. Не следует смешивать проповедь трезвения с любыми спорными политическими, медицинскими и другими теориями, популярными в среде светских трезвеннических обществ, не копировать их методы, а заняться изучением и возрождением положительного опыта работы православных обществ трезвения, имевших огромное влияние на общество в начале XX века".

Основная литература:

1. Священномученик Владимир (Богоявленский). Против ли нас (абстинентов) Бибилия? Доклад митрополита Владимира, читанный на противоалкогольном съезде в Москве 6-го августа 1912 года // В борьбе за трезвость, М., 1912. №11-12. С. 3-43.

2. Священник Алексий Мороз, Владимир Цыганков. Уроки трезвости. – М., СПб. 2009. – 304с.

3.Библия. Изд. Свято-Успенской Почаевской Лавры (русский Синодальный перевод).

4. Александр Почекета. Сбереч свободу. – Киев, 2011. – 68 с.

5. И. П. Клименко. Образ и значение вина в Пятикнижии Моисеева. – Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" Русской Православной Церкви.

6. Протоиерей Евгений Пейков. Статья "О пьянстве и трезвении" и "Причины и возможные пути преодоления непонимания некоторыми богословами трезвенного движения в Русской Православной Церкви".

7. Баккиоки С. Вино в Библии. Изд. "Источник жизни", 2004.

8. Иерей Игорь Бачинин. Как создать общество трезвости на приходе. – Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение".

9. Прот. Алексий Бабурин, Г. В. Гусев. Русская Православная Церковь в борьбе за трезвость народную.

10. История трезвенного движения в России до 1917 года. – Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение".

 

Видеоматериалы:

1. Жданов Владимир Георгиевич. Видеолекция "Алкогольно-наркотический террор против Святой Руси".

2. Проект "Общее дело". Фильмы "Чижик-пыжик, где ты был?", "Давайте выпьем" и дискуссии после фильмов.

3. Проект "Общее дело". Дискуссия "Возможна ли на самом деле "культура пития"?


 


Кажущаяся

Безопасность

или учение священномученика

Владимира (Богоявленского) о трезвости

 

" Ради Господа , пролившего за нас кровь Свою , должны и мы быть готовыми приносить для наших братьев всякую жертву , которая может помочь им . Но самая лучшая из этих жертв – это пойти впереди их с добрым примером и совсем отказаться от употребления спиртных напитков ".

Священномученик Владимир Богоявленский


 




Вместо предисловия

"Приехав домой, в Питер, с радостной мыслью, что алкоголизм побежден и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания правды Божией, но мой путь омрачило происшествие. Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи, начало сплошной седмицы. Пришли они с вином.

Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, чти зло не в вине, а в неумеренном его употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить еще и еще меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым. Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить. Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге - привело к полной потере здоровья и инвалидности".

«Исповедь русского алкоголика», опубликована в газете

«Православный Санкт-Петербург» за июль 2003 г.

 

По милости Божией, этот человек смог вновь победить страсть и вернуться к трезвости. Но сколько людей погибает, так и не раскаявшись и не услышав евангельской вести по причине соблазна, посеянного в их немощных душах нашим «праздничным» и повседневным винопитием.


 


Алкогольная катастрофа современности

" Об ычно такова наша мера: как будем пьяные,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.128 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь