Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О мерах в борьбе с алкоголизмом.



Священномученик Владимир пишет, что "история борьбы с алкоголем учит, что абстиненц и я (полная трезвость – авт.) доселе всюду показывала себя единственным действенным и пригодным средством против врага? .. В сюду, где была работа в борьбе с алкоголизмом с положительным успехом, — это была работа абстиненции, которая одна только не оставалась в этом отношении без результатов …

Какая польза от указания проф ессора Гарнака и других подобных проповедников на „нравственную силу”, которая должна якобы защитить человечество от этого врага, когда этот алкоголь отчасти уже уничтожил эту силу и продолжает это уничтожение и далее? Где найти теперь людей с такою крепостию сил, какими были наши предки? "

В конце своего доклада Владыка Владимир даёт советы разным категориям людей:

  Трезвенникам, сторонникам абсолютного отказа от алкоголя:

" Мы желали бы только, чтобы все живущие в разсеянии и в разных местах абсти­ненты открыто заявляли свое единомыслие с теми, которые пролагают и расчищают пути к воздержанию, чтобы они вступали в их общества, братства и союзы и таким образом практически помогали бы разрывать постепенно оковы дурной привычки! .." Они " необходимо должны, путем доводов, на существе дела основанных, оказывать воздействие на совесть и решение " тех, которые еще не пришли к абсолютному воздержанию от алкоголя.

  Всем благомыслящим людям:

" Для всех благомыслящих людей, которым дорого благо и интересы ближн е го, главною задачею должно быть устранение предра с судков и предубеждени й про­тив полн о го отречения от алкоголя и потому мы всею полно­тою любви своей просили бы сделать это хотя бы в виде опыта. Чрез отречение от сомнительн о го наслаждения несо­мненно опасным напитком — ничего не теряют, а только выигрывают и в жизнерадостности, и в крепости телесных и духовных сил ".

  Призванным воспитывать народ:

" А все те, которые призваны, или воображают себя при­званными, воспитывать народ и хотят словом и писани е м просвещать людей, исправлять и обращать их к Богу и покаянию, пусть помнят, что дурная привычка, которая тысячи и миллионы привела к пьянству и погибели, никогда не будет искоренена и побеждена, если вместо того, чтобы пода­вать народу добрый пример, будут говорить вину такия слова и воспевать такие дифирамбы, как профессор Гарнак, а пот о му им по преимуществу нужно помнить слова Апостола: „смотрите, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных”.

Немного истории.

Коснёмся немножко истории. Современная алкогольная пропаганда через рекламу, телевидение и литературу убедила сегодняшнее общество, в том числе и современных православных христиан, что пьянство – это исконная русская традиция и что наш народ так пьёт, как сегодня уже на протяжении многих столетий, но "до сих пор не вымер". Это ложь. Подлинная история говорит о другом. Алкоголизм как бедствие всенародного масштаба в русском народе начался только с середины ХІХ столетия, когда появились винно-водочные фабрики и пивные заводы и "более совершенная техника нов о го времени довела алкогольную промышленность до полн о го развития… ". Через это употребление алкоголя выросло во много раз и пьянство перешло с личностного уровня на уровень всенародной проблемы. Для подтверждения наведу свидетельства из двух исторических книг.

Иван Прыжов. «История кабаков в России в связи с историей русского народа». 1868 год. Это – первое и до настоящего времени единственное обстоятельное исследование по истории питейного дела и пьянства в России, на Украине и в Белорусии с конца Х столетия до середины 1860-х годов включительно. Оно содержит исчерпывающую для своего времени сводку сведений, почерпнутых из обширного круга опубликованных отечественных и зарубежных источников и сочинений историков, а также собранных в ходе непосредственного «полевого» изучения современной Прыжову кабацкой жизни. До него считалось, что пьянство – это как бы исконная русская традиция. Книга Прыжова убеждает в обратном, показывая, что пьянство как общественное явление в его крайних выражениях первоначально (со второй половины XVI века) было насильственно навязано русским сверху и лишь затем расширенно воспроизводилось. Это происходило как в силу мощной системы «окабачивания» населения, так, для части последующих поколений, и в силу тяжелых социальных условий (пили «с горя»), и в силу появившихся обычаев, имевших не столь уж давние корни.

В книге "Допетровская Русь" некий Москевич, польский дворянин, который долго прожил в России в начале XVII века, оставил дневники. Вот что он пишет: "Московитяне соблюдают великую трезвость, которую требуют строго и от вельмож, и от народа. Пьянство запрещено. Корчем и кабаков нет по всей России. Негде купить ни вина, ни пива. И даже дома, включая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного. Иные пытались скрывать бочёнки с вином, искусственно заделывая их в печах. Но и там, к большой беде, виновных находили. Пьяного тотчас отводят в пьяную тюрьму, нарочно для них устроенную. замеченного в пьянстве вторично, снова сажают в тюрьму надолго. Потом водят по улицам и нещадно секут кнутом. Наконец освобождают. За третье же вино опять в тюрьму, потом под кнут, из кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут, виновного раз до десяти, чтобы, наконец, пьянство ему омерзело"

С той поры, как началось повальное пьянство с середины ХІХ века в противодействие этому начало подниматься в русском обществе всенародное трезвенное движение. Мало кто знает, что в истории социального служения Русской Православной Церкви есть славная страница — трезвенное движение конца XIX – начала XX веков — яркий пример системной комплексной организации церковной социально-педагогической работы. А было в те годы очень немало сделано в борьбе с пороком пьянства. Существовало более двух тысяч православных братств и обществ трезвости, которые проводили просветительскую и антиалкогольную работу, постоянно служили молебны о страждущих, тысячи и тысячи людей принимали обеты трезвости, издавались десятки и сотни книг, брошюр и листовок о пользе абсолютно трезвого образа жизни. В образовательные учреждения, особенно в семинариях и воскресных школах, вводился предмет под названием "Наука о трезвости". Именно благодаря этой трезвенной общественной деятельности, движущей силой которой была Русская Православная Церковь, большинство населения страны были трезвенниками.

Одним из показательных результатов общественной антиалкогольной работы есть то, что в 1913 г. Госдума тогдашней России приняла годовой бюджет на 1914 г., который полностью исключал поступления от продажи вино-водочных изделий, а это на тот час составляло треть всего российского бюджета. К тому же в России с 1914 по 1925 годы благодаря последнему царю-страсторепцу Николаю ІІ существовал так называемый "сухой закон", во время которого употребление алкоголя на душу населения колебалось от 0,2 до 2л в год. Но об этом, к сожалению, среди современных людей полное невежество. На удивление современнику, есть данные, что на 1905 год Россия занимала второе место по трезвости среди десяти найбольших стран мира (после Норвегии) с показателем 3,13 л на душу населения (для сравнения: во Франции – 23,32 л, в Германии – 10,06 л, в Великобритании – 8,83 л, в США – 6,56 л). При этом многие деятели били тревогу. А сейчас у нас 14 – 25 л на душу населения в год и мы…молчим. Сложилась даже противоположная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, наше общество считает его каким-то ненормальным. Автор данных строк после нескольких лет изучения этого вопроса абсолютно убеждён, что Православная Церковь на протяжении всей своей истории говорила только о пользе воздержания, а не умеренности, и всегда призывала к трезвости и трезвению. Исследовано, что из 150 святых (см. Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского), в житии которых говорилось об их отношении к вину, 140 были абсолютными трезвенниками, и только 10 из них держались умеренности (при чем здесь нужно приметить: умеренности того вина, которое по своему содержанию близко стояло к виноградному соку).

Наши дни

Если мы, нынешние православные христиане, держимся повсеместного культуропитейства, то это, по моему убеждению, признак нашего обмирщения, незнания духа нашей веры, свидетельство того, что мы стали плотские, а не духовные, боясь больше людей, чем Бога. Вспомним, что говорит апостол Иаков: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак. 4,4). То, что нам кажется незначительным или маловажным, перегибом, "фанатизмом" или сектантством, на самом деле может быть существенной истинной, отсутствие которой у нас может быть преградой для нашего вечного спасения. Оно уже является преградой для исцеления наших близких от пьянства, ибо, не замечая того, мы сами ввергаем их туда или утверждаем в нём своим необдуманным, раболепным, а отсюда и греховным отношением к вину и всякому алкоголю.

Вопреки современным антихристианским нормам на сегодня трезвенные православные традиции в нашей Церкви возрождаются. В 2008 году было создано Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение", которое объединило в себе уже действовавшие братства трезвости и стало координационным центром всего трезвенного движения в современной Православной Церкви. С 2011 года оно уже действует при синодальном отделе по социальному служению и благотворительности Московского Патриархата. На начало 2012 года известны уже более 60 приходских и епархиальных братств трезвости в России, Украине, Белоруссии и Казахстане, некоторые из которых уже отпраздновали своё 15-летие и 10-летие. Но по сравнению со многими тысячами православных приходов, это, конечно же, очень и очень мало.

С благословения Святейшего Патриарха Кирилла в 2009 году создан Церковно-общественный совет по защите общества от алкогольной угрозы, который возглавил архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря в Москве. Такие же советы предстоятель РПЦ благословил создавать и на региональных уровнях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь