Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Слишком много – это сколько?
Когда родители спрашивают нас, как долго можно позволять ребенку играть, первое, на что мы обращаем внимание, – это использование времени. «Что делал бы ваш ребенок, если бы не видеоигры?» Если дети, живущие по соседству, устроили на улице баскетбольный матч или играют в футбол в ближайшем парке, полагаем, в большинстве случаев для ребенка было бы полезней выбрать физическую нагрузку и общение со сверстниками. Времяпрепровождение с друзьями позволяет улучшить социальные навыки. Не страшно упустить одну-две такие возможности, но если это упущение входит в обычай, оно может иметь негативные последствия. Как мы выяснили в главе 5, ребенок может утратить навыки в случае отсутствия соответствующей практики, что нарушает развитие исполнительных функций. Когда видеоигры становятся способом избегания дискомфорта, сопровождающего взаимодействие с другими людьми, могут возникнуть трудности. Видеоигры особенно любимы теми детьми, которым сложно овладеть социальными навыками, кому непросто играть с ровесниками. Мы считаем, что у таких детей видеоигры пользуются успехом особенно потому, что виртуальная реальность не выдвигает практически никаких социальных требований и дети чувствуют себя более комфортно. Поскольку игры дают временную передышку, может возникнуть негативная зависимость, когда отчуждение от социальных требований, сопровождающих взаимодействие с окружающими, будет компенсироваться самоизоляцией через погружение в игровой мир. Такой эскапизм может укорениться, и тогда порочный круг будет трудно разорвать. Видеоигры настолько захватывают детей, что им становится сложно оторваться от виртуального мира, особенно если они испытывают дискомфорт при взаимодействии со сверстниками. Некоторые дети находят в этом возможность отвлечься от всего на несколько часов и восстановить силы. Возьмем, например, стеснительного ребенка, который сталкивается с трудностями в школе. Его учебный день длится шесть или семь часов, на протяжении которых он напряженно работает и при этом находится в состоянии тревоги. Возможность сбежать от всего этого слишком соблазнительна. Некоторым детям игры нравятся за их динамичность, темп и звуковое сопровождение. В обоих случаях дети будут сопротивляться требованию прекратить игру. Родители должны знать, что увлечение перерастает в проблему, когда их дети чрезмерно погружаются в игру и агрессивно реагируют на родительскую просьбу прерваться. Такая реакция – тревожный симптом, свидетельствующий о том, что ребенок начинает терять контакт с окружающим миром и что родителям пора вмешаться. Современные дети в такой мере «запрограммированы» на получение быстрого результата, что не могут отложить переход на следующий уровень до завтра, к тому же в некоторых играх не предусмотрена функция паузы, которая позволяла бы продолжить игру позднее. Дети хотят сделать это прямо сейчас и могут запаниковать, если им этого не позволить. Такое поведение – повод для беспокойства, поскольку свидетельствует, что ребенок не только привык, чтобы его желания исполнялись немедленно, но и не способен принять ограничения, касающиеся пользования играми. Одно дело – играть, чтобы отвлечься и расслабиться, и совершенно другое – посредством игры систематически избегать требований, которые ставит перед нами реальная жизнь. Родителям следует вводить строгие правила и ограничения, касающиеся видеоигр, если их ребенок: • не может остановить игру, когда его об этом просят; • настолько поглощен игровым процессом, что не реагирует, когда к нему обращаются взрослые; • заканчивает игру в состоянии эмоционального возбуждения.
Пытаясь понять, много ли времени ваш ребенок проводит за видеоиграми, важно также учитывать такой фактор, как социальный контекст виртуального игрового мира (то есть выяснить, кто еще играет). Собираются ли дети большой группой, чтобы играть сообща? Приходят ли дети к вам домой, чтобы поиграть с вашим ребенком? Играют ли одноклассники друг с другом по Сети? Приходится ли ребенку во время игры общаться с незнакомыми людьми? Эти вопросы помогут собрать информацию, на основании которой мы можем дать рекомендации для родителей. Случается, что во дворе собираются 10–15 детей и они устраивают соревнование? Или делятся на две команды и играют в одну игру друг против друга? Такое взаимодействие будет полезным, поскольку подразумевает живое общение и не позволяет ребенку потерять контакт с реальным миром. Видеоигры могут быть хорошей тренировкой коммуникативных навыков. Мы убеждены в пользе практики. Если же ребенок играет в видеоигру в одиночестве, чтобы сбежать от реального мира, он ничего не тренирует. Но если он играет вместе с другом, тренировка может иметь место. Наверное, не стоит ожидать, что ребенок, испытывающий тревогу в процессе общения, присоединится к группе ровесников, собирающихся для совместной игры, но если хотя бы один приятель придет в гости, чтобы поиграть с ним и поесть шоколадного печенья, это будет в интересах и ребенка, и родителей. Кто не захочет попрактиковаться в поедании печенья вместе с другом? Когда видеоигры становятся только одним из видов совместного времяпрепровождения, они перестают отличаться от других совместных игр. Видеоигра становится просто электронной версией настольной игры. Только когда из-за видеоигр ребенок перестает пользоваться возможностями взаимодействия с другими детьми, этот вид деятельности становится контрпродуктивным.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы