Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Курс лекций

По специальности: ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

 

 

Составил:

Ст. преподаватель, к.и.н.

Е.Л. Потемкин

 

Люберцы 2007


Содержание

 

Тема 1. Определение предмета. Мифология. Ранние формы верований. Национальные религии. Мировые религии. Религиозно-философские школы Китая

Тема 2. Древневосточные религии. Ведическая литература. Брахманизм. Буддизм. Джайнизм. Индуизм. Даосизм. Конфуцианство

Тема 3. Иудаизм. Танах. История иудаизма. Религиозные праздники

Тема 4. Ветхий Завет. Книги Ветхого Завета. Закон. Пророки. Писания. Неканонические книги

Тема 5. Возникновение христианства. Иудеи и идумеи. Религиозные партии и евреи рассеивания. Распространение христианства. I-VII Вселенские соборы

Тема 6. Православие. История православия. Принятие христианства на Руси. История Русской Православной Церкви. Особенности вероучения и культа. Символ веры

Тема 7. Святые и старцы Русской православной церкви. Серафим Саровский. Игнатий Кавказский. Амвросий Оптинский. Феофан Затворник. Иоанн Кронштадский. Старцы. Оптина пустынь

Тема 8. Католицизм. Особенности вероучения. Церковная организация. Борьба за святые места в Палестине

Тема 9. Философия католицизма. Христианская философия в эпоху поздней античности. Схоластика. Философия Фомы Аквинского. Современная теологическая философия. Христианство о бытии, происхождении человека, познавательных способностях человеческого разума

Тема 10. Протестантизм. Новые религиозные учения. Лютеранская церковь. Кальвинистская церковь. Англиканская церковь. Пресвитерианство. Баптизм. Реформаторские течения в теологической философии

Тема 11. Ислам. Основы ислама. Коран. Основные требования. Повседневная жизнь мусульманина. Религиозно-философские течения в исламе

Источники и литература


Тема 9. Философия католицизма. Христианская философия в эпоху поздней античности. Схоластика. Философия Фомы Аквинского. Современная теологическая философия. Христианство о бытии, происхождении человека, познавательных способностях человеческого разума

 

Христианская философия в эпоху поздней античности. Распространяясь среди евреев Палестины, христианство уже в первые десятилетия нашей эры завоевало приверженцев среди других народов восточного Средиземноморья. Космополитизм эллинов, сменивший вскоре национальную богоизбранность евреев, заложил основу второй после буддизма мировой религии. К началу II века, в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима, разрыв иудаизма с христианством оформился окончательно. В эпоху поздней античности кесарийские, малоазийские и североафриканские богословские школы, святые отцы церкви Василий Великий (330 - 378), Григорий Нисский (ум. 394), Григорий Чудотворец (ум. 270), Иоанн Златоуст (347 - 407), Кирилл Иерусалимский (314 - 386), Августин Блаженный (353 - 430) и др. расширили христианское вероучение и заложили основы католицизма, теократии (греч. «теос» - бог, «кратос» - власть) и средневековой схоластики.

Согласно учению Августина Блаженного созданный Богом мир является подтверждением того, что Бог существует. Бог творил мир в прошлом, творит его в настоящем и будет творить в будущем. Для того чтобы познать мир достаточно человеческого знания, но истинное неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

История общества и жизнь человека протекают в борьбе земного с божественным. Государственная власть погрязла в грехах и язычестве, но она необходима, так как большинство людей далеки от Бога. Она будет существовать и далее, но короли и императоры должны подчиниться Папе Римскому и выражать волю христианской церкви. Церковь - единственная сила, способная объединить мир, так как священнослужители объединены в Церковь и близки к Богу. Бедность и подчинение народа не угодны Богу, но пока эти явления существуют, с ними надо мириться и надеяться на лучшее. Тем более, что путь человека к счастью не закрыт, поскольку счастье состоит в поиске ведущих к праведности истин, праведники же в награду от Бога получат жизнь вечную.

Схоластика (англ. «school» - школа) - богословско-философская наука средневековья, целью которой являлось объединение веры и знания, христианского вероучения и философии. Библия давала материал для богословия, философия - форму. Характерной чертой схоластики являлось то, что истины Откровения должны были оставаться неприкосновенными, философии следовало привести их в систему, найти им подтверждение и не более, отсюда и высказывание - philosophia theologiae ancilla (лат. «философия прислуга богословия»).

Делом философии было, прежде всего, создание стройной богословской системы, т.е. исследование всех отдельных пунктов вероучения с позиции pro (лат. «за») и contra (лат. «против»), их объяснение и доказательство, приведение в единое целое и последовательное изложение. Рассматривая при этом множество связанных с вероучением, но не затрагивающих его основ вопросов (например: «Как могли все люди согрешить в Адаме? », «Почему Бог стал человеком? »), схоласты достигли высот утонченного диалектического остроумия, отличились необыкновенной производительностью невероятных умозаключений и предположений.

Главная заслуга схоластики состоит в том, что она своими исследованиями и доводами дала христианскому вероучению ясность, точность и определенность, привела его в порядок и систему. Вместе с тем, множеством курьезных вопросов и нелепых доказательств, ловкостью и изворотливостью в диалектических спорах, запутанностью не соответствующих важности дела дроблений и подразделений большинства богословских систем она вовлекла в обсуждение богословских вопросов множество до того абсолютно индифферентных (англ. «indifferent» - равнодушный, безразличный) к ним людей, возродила интерес к образованию, породила - к богословию (сегодня только в Риме и его окрестностях действует около 50 исследовательских центров и католических вузов, 14 из которых имеют статус папских университетов).

Философия Фомы Аквинского (1225-1274). В XIII веке приведенное Августином Блаженным доказательство существования Бога, выводимое из существования Его творения - окружающего мира, стало недостаточным, поэтому Фома Аквинский привел пять дополнительных доказательств:

всё движущееся двигает кто-то и этот кто-то - Бог;

причина всего существующего Бог;

поскольку существует необходимость, необходимостью является Бог;

поскольку существуют степени совершенства, существует и абсолютное совершенство - Бог;

всё сущее имеет смысл, следовательно, существует Бог, который придает смысл всему.

Согласно учению Фомы Аквинского всё в мире обрело существование по воле Бога, поэтому назначение вещей известно только Ему; вещи существуют в Его сознании в виде мысли, т.е. первоначально нематериальны; Бог может изменить сущность вещи и может прекратить её существование (отсюда идея Божественного замысла в католицизме и промысла Божьего в православии).

У Фомы Аквинского нет деления мира на идеальный и материальный, материя и сознание - это единое целое живого Бога. Разумом можно познать многое, но основополагающие вопросы бытия, такие как триединство Бога, сотворение мира, первородный грех, можно познать только через доступное верующим Божественное откровение (веришь - поймешь, в противном случае не трать напрасно время). Следовательно, вера - первична, а противоречащие ей знания - неистинны. Таким образом, Фома Аквинский логически доказал всемогущество Бога и зависимость от Него всего сущего, преимущество идеи над материей, истинность знания соответствующего вере и поставил философию в подчиненное положение к теологии.

Николай Кузанский (1401 - 1464) подтвердил сказанное Фомой Аквинским, но, заключив Вселенную в Боге и отождествив ее с Ним, раздвинул границы Бога и Его творения до бесконечности. Признавая Бога как высший разум и мастера бытия, в развитии человеческого общества, тем не менее, Ему отказал, связывая их только с естественными причинами. Его антиклерикализм (греч. «анти» - против, греч. «клирик» - принадлежащий к церковнослужителям) оказал существенное влияние на распространение антирелигиозных настроений в Европе, Америке и России.

Современная теологическая философия занимается исследованием бытия Творца и человека, рассматривая существующие в мире проблемы через призму христианской религии, т.е. реалий христианского мира. Папа Римский Иоанн Павел II отметил, что главная цель теологии - помочь каждому конкретному человеку раскрыть смысл и проблемы его бытия, открыть вечные истины и ценности современного мира, понять их и синтезировать.

Неотомизм (лат. «neo» - новый, «thomismus» - учение Фомы Аквинского) - наиболее авторитетное течение современной теологической философии. В основе неотомизма лежит учение Фомы Аквинского, его главные принципы остались без изменения:

единство веры и знания. Согласно данному принципу истины веры и разума не противоречивы и взаимно дополняют друг друга в познании Бога, человека и мира; логическое понимание сущности вещи не противоречит ее духовному пониманию; разница в пути познания мира заключена в самом человеке. (Библия: «Ухо у них необрезанное, и они не могут слушать», Сир. 6: 10, ожесточился человек, не способен прислушаться к голосу собственного сердца);

преимущество веры перед знанием. Согласно данному принципу в ситуациях, когда знания противоречат вере, делай то, к чему лежит душа твоя. (Библия: «Во всяком деле верь душе твоей и это есть соблюдение заповедей», Сир. 32: 24).

Отличие неотомизма от предыдущих теологических учений заключается в том, что исследования бытия Бога уступили место исследованиям проблем бытия человека. Человек в понимании неотомистов - побуждаемый Богом к творчеству архитектор своего бытия (Библия: «Думы мои - достояние сердца», Иов. 17: 11). В результате общество должно достигнуть состояния, непохожего на все известные (в вечности оценки может не быть, поскольку она начинается с ограничений), а человек - индивидуальности (Библия: «Много у Господа скрытых, сокровенных и других и идут они разными путями»).

Персонализм - направление теологической философии, исследующее процесс становления личности. Согласно данному учению стремление человека к Богу, добру и совершенству ведет либо к персонификации личности в вечности (Библия: «Побеждающему дам камень и имя не нем»), либо к индивидуализации ее через осознание своей уникальности (Библия: «Мудрость человека в годах и его сердце», Иов. 12: 12).

Бытие. Религия (лат. «благочестие, святость») поделила мир на три части: небесный, земной и подземный. Согласно политеистической религии - в центре Вселенной находился мир богов, бессмертие которых прекращалось с концом мира, на земле - мир людей, под землей - царство мертвых. Оказаться причисленным к миру богов человек мог только благодаря героизму или таланту (обманувший смерть и ставший бессмертным Сизиф был обречен на бесконечную, тяжелую и бессмысленную с точки зрения человека работу). В мировых монотеистических религиях возможность устроить свой внутренний мир и приобщиться к Богу получили все верующие. Человек стал абсолютной ценностью, а любовь к Богу и людям - первой и главной заповедью (Библия: «Иисус сказал: возлюби Господа Бога … и ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», Мф. 22: 37-40).

Бытие в христианстве имеет девять уровней: семь небесных («На седьмом небе от счастья»), земля, ад. На небе под управлением архангела Михаила обитают девять ангельских чинов:

высший ангельский лик представляют самые близкие к Богу три ангельских чина (чин - это ангелы одного достоинства): шестикрылые серафимы (араб. «шуруфа» - высокий, знатный, благородный), херувимы (евр. «телец») и престолы («Тебя там встретит огнегривый лев, а так же вол наполненный очей, с ними золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый»). Путь к дереву жизни охраняет херувим;

средний ангельский лик представляют направляющие и охраняющие людей ангелы: господства, силы и власти;

низший: управляющие вселенной начала, открывающие высшие тайны архангелы, хранители людей ангелы.

Часть сакрального (англ. «sacred» - священный, неприкосновенный) пространства присутствует в земном мире - это пространство храмов, особенно близкое к Богу во время богослужений.

Ад - противоположность рая. Иисус Христос спускался в ад и, согласно неканоническим представлениям, благодаря этому адские муки перестали быть вечными, появилась надежда освобождения.

Время в христианстве линейно для бытия и человека: имеет начало - сотворение мира; ряд поворотных событий - изгнание из рая, искупление греха, Страшный суд; конец - утверждение Царства Божьего на земле, в котором течение времени прекратится (Библия: «Прекратится последовательность убегающих дней и наступающая с ними старость»).

Укрепляя людей в вере, религия указывает на превосходящие силы Бога (Библия: «Малое в Боге - сила несокрушимая»), обладающего абсолютной волей (Библия: «Ни одна из малых птиц не упадет на землю без воли Отца вашего», Мф. 10: 29), исключительным разумом и законом правды (Библия: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы», Мф. 12: 20). Власть Бога над земным бытием абсолютна (Библия: «Все предано Мне Отцом Моим», Мф. 11: 27), постоянна (Библия: «Бог не есть Бог мертвых, но живых», Мф. 22: 32) и невидима (Библия: «Явись постящимся перед Отцом твоим, Который втайне». Мф. 6: 18).

Происхождение человека из животного мира вызывает множество вопросов, но большинством ученых считается неоспоримым и подтверждается Церковью (Библия: «И создал Господь Бог человека из праха земного», Быт, 2: 7. В.С.Соловьев: «Люди должны любить друг друга, потому что произошли от обезьяны»). Вместе с тем, христианская религия указывает и на божественное происхождение человека (Библия: «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою», Быт. 2: 7).

Согласно Божественному происхождению человек изначально совершенен и наделен всей совокупностью достоинств, какими обладает Отец Небесный (Библия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», Быт. 1: 27), но живет в мире добра и зла и обязан не только сделать свой выбор в течение жизни, но и отстоять его. Выбор не прост, поскольку достойное поведение человека среди порочных людей сопряжено с унижением достоинства, клеветой, изгнанием из общества и смертью (Библия: «Мерзость для нечестивого - идущий прямым путем», Притч. 29: 27), поэтому Господь учит не бояться смерти (Библия: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода», Ин. 12: 24).

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне», говорится в Евангелии (греч. «Благая весть») от Матфея (Мф. 10: 28) о двух сущностях (ипостасях) человека - материальной и духовной. Обе ипостаси составляют мир человека (Библия: «Не ищите Царствия Небесного здесь или там, оно внутри вас»), для их соединения необходима Церковь с ее духовной практикой (Библия: «Я есть дверь к Отцу»). Человек может развивать духовную сущность или оставить без внимания, что люди и делали, пока Господь не сократил продолжительность их жизни (Библия: «И сказал Господь: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет», Быт. 6: 3). Отказ от божественного заводит сознание в тупик безысходности, признание существующих норм и правил общежития растворяет человека в обществе и принуждает следовать к успеху тропой унижений.

Познавательные способности человеческого разума. До появления современной науки мир понимался людьми как вечное, неизменное, совершенное бытие Бога. Человек не мог ничего прибавить к его свойствам и ничего убавить от него, в нем не было места сомнениям относительно реальности окружающего мира. Познавательные способности человеческого разума также не вызывали сомнений, поэтому в аристотелевско-схоластической традиции сознание человека не трактовалось как особая реальность и никто не помышлял о его специальном исследовании.

Согласно христианскому воззрению знание окружающего мира существует в сознании человека изначально (Библия: «Сотворил Бог мужчину и женщину, благословил их и сказал им», Быт. 1: 27-28), именно он давал имена предметному, растительному, животному мирам, исходя из понимания их сущности (Библия: «Привел Господь животных и птиц к человеку, чтобы видеть как назовет человек всякую душу живую, чтобы так и было имя ей», Быт. 2: 19). Поэтому мудрость человека заключается не в познании известного, а в познании самого себя. Не завидуй, помни, Кем отмеряно. Отвращайся от зла (Библия: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе», Мф. 12: 35). Будь разумным (Библия: «Много разума у людей терпеливых» Притч. 14: 29) и мудрым (Библия: «Мудрость - удел старцев» Иов. 12: 12).

В эпоху средневековья накопленная духовная практика общения с Богом во время молитвы открыла христианам, что сознание, помимо знания окружающего мира, включает в себя знание трансцендентного бытия, полученного в состоянии погружения в молитву.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Курс лекций

По специальности: ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

 

 

Составил:

Ст. преподаватель, к.и.н.

Е.Л. Потемкин

 

Люберцы 2007


Содержание

 

Тема 1. Определение предмета. Мифология. Ранние формы верований. Национальные религии. Мировые религии. Религиозно-философские школы Китая

Тема 2. Древневосточные религии. Ведическая литература. Брахманизм. Буддизм. Джайнизм. Индуизм. Даосизм. Конфуцианство

Тема 3. Иудаизм. Танах. История иудаизма. Религиозные праздники

Тема 4. Ветхий Завет. Книги Ветхого Завета. Закон. Пророки. Писания. Неканонические книги

Тема 5. Возникновение христианства. Иудеи и идумеи. Религиозные партии и евреи рассеивания. Распространение христианства. I-VII Вселенские соборы

Тема 6. Православие. История православия. Принятие христианства на Руси. История Русской Православной Церкви. Особенности вероучения и культа. Символ веры

Тема 7. Святые и старцы Русской православной церкви. Серафим Саровский. Игнатий Кавказский. Амвросий Оптинский. Феофан Затворник. Иоанн Кронштадский. Старцы. Оптина пустынь

Тема 8. Католицизм. Особенности вероучения. Церковная организация. Борьба за святые места в Палестине

Тема 9. Философия католицизма. Христианская философия в эпоху поздней античности. Схоластика. Философия Фомы Аквинского. Современная теологическая философия. Христианство о бытии, происхождении человека, познавательных способностях человеческого разума

Тема 10. Протестантизм. Новые религиозные учения. Лютеранская церковь. Кальвинистская церковь. Англиканская церковь. Пресвитерианство. Баптизм. Реформаторские течения в теологической философии

Тема 11. Ислам. Основы ислама. Коран. Основные требования. Повседневная жизнь мусульманина. Религиозно-философские течения в исламе

Источники и литература


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь