Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 7. Святые и старцы Русской православной церкви. Серафим Саровский. Игнатий Кавказский. Амвросий Оптинский. Феофан Затворник. Иоанн Кронштадский. Старцы. Оптина пустынь
Святой - превосходная степень праведности и совершенства, применимая к Богу и освященным Церковью подвижникам веры. Серафим Саровский (1795 - 1833). Прохор Мошнин, родился в семье курского купца. В 1794 - 1825 годах жил отшельником в хижине в 2-х часах ходьбы от Саровского монастыря и никого не принимал у себя. В 1801 году был сильно избит мужиками, после этого сгорбился и не мог ходить без посоха. Преподобный Серафим носил белые одежды (а не черные монашеские), железный пояс, лапти, на груди - железные кресты весом 9 кг, на спине - железные кресты весом 3, 5 кг, мешок с камнями и Евангелием. Сначала питался выращенным на своем огороде, затем только одной травой снитью, которую варил и ел. 3 года провел в молитве, стоя на коленях на огромном камне. В 1807 - 1810 годах хранил обет молчания. В 1810 - 1825 годах жил в неотапливаемой келье монастыря, не покидая ее - затворником, и, по-прежнему, носил вериги. Какое-то время спал в сидячем положении на полене, позже - в изготовленном собственноручно гробу. Молился и читал вслух Библию. Его затворничество продолжалось 15 с половиной лет и закончилось 25 ноября 1825 года. Началось старчество. Все последние 8 лет он принимал у себя множество посетителей. Одет был в белую одежду со знаками священнического достоинства. Он обладал даром ясновидения, исцеления и пророчества. Многие говорили, что после разговора с ним в их душах происходила перемена и жизнь изменялась («Я имел счастье видеть его светлее солнца»). Игнатий Кавказский (1807- 1867) - Дмитрий Александрович Брянчанинов, родился в имении отца, родственник президента Академии художеств А.Н.Оленина, епископ Кавказский, кавалер ордена Св. Анны 1 ст. (1861). В 1822 году поступил в Главное инженерное училище (при поступлении на 30 мест было 130 претендентов), вскоре отмечен генерал-инспектором Николаем Павловичем, приглашен им в Аничковский дворец и представлен великой княгине Александре Федоровне. В 1826 году с отличием окончил училище. В январе 1827 года приглашен во дворец к великому князю Михаилу Павловичу, где было собрано все высшее начальство инженерного училища. Ему предложили место в гвардии, но он отказался (великий князь: «Почетнее спасать душу свою, оставаясь в миру». Д.А. Брянчанинов: «Остаться в миру и желать спастись, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть»). Великий князь направил его офицером в Динабургскую инженерную команду, но в конце 1827 года освободил от службы по состоянию здоровья. В 1831 году Дмитрий Александрович принял постриг под именем Игнатия, через месяц посвящен в иеромонаха и назначен настоятелем Пельшемской обители в Вологодской губернии. В 1833 году по рекомендации Николая I (Николай I: «Не захотел служить мне, где я предполагал и избрал путь по своему произволу - на нем и уплати мне долг свой за воспитание, которое я тебе дал и за любовь мою к тебе. Даю тебе пустынь, чтобы ты превратил ее в образцовый в глазах столицы монастырь») распоряжением Священного Синода игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Сергиевой пустыни (из 13 человек), находившейся между Петербургом и Петергофом, здесь он прожил 24 года. Николай I приказал выделить на строительство 100.000 рублей, большую сумму пожертвовала императрица Александра Федоровна, 40.000 рублей пожертвовал друг Игнатия Михаил Чихачов, 50.000 монастырь получил по завещанию умершего в нем петербургского купца Макарова, по просьбе настоятеля ссуду в 30.000 с выплатой в рассрочку на 8 лет выдала комиссия духовных дел. Игнатий вернул монастырю половину присвоенной экономическими крестьянами монастырской земли, другую часть получил по указу 1835 года. В результате монастырь был в изобилии обеспечен собственными овощами, ржаным хлебом, молочными продуктами. Лишнего сена стали ежегодно продавать на сумму до 1.500 рублей. В 1836 году Святейший Синод возвел монастырь в первый класс, в 1837 году численность монастырской братии возросла до 42 человек. В монастыре было построено три новых храма. Деятельности Игнатия помогало умение подбирать и направлять людей. В 1838 году назначен благочинным всех монастырей Санкт - Петербургской епархии (определен к наблюдению за церковным благоустройством). В этом звании был твердым представителем административной власти и чутким к людям руководителем вплоть до возведения в сан епископа. С 1857 года епископ Кавказский и Черноморский. Ставропольская епархия из 500.000 прихожан была учреждена около 1840 года. Половина (старообрядцы) по просьбе Кавказского линейного начальства сразу же была выведена из управления епископа и отдана в ведение обер-священника Кавказской армии. В Ставрополе Игнатий прожил три года, а затем, после перенесенной оспы, с пенсией 1.500 рублей в год в сопровождении игумена, двоих иеромонахов и нескольких послушников удалился в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, настоятелем которого был назначен прибывший с ним игумен Августин. Амвросий Оптинский (1812 - 1891) - Гренков Александр Михайлович родился в семье пономаря села Большая Липовица Тамбовской губернии. В семье было 8 братьев и сестер и жила она в доме деда священника того же села. По окончанию духовного училища получил от училищного начальства фамилию Гренков. Окончил с отличием Тамбовскую духовную семинарию, работал домашним учителем, затем - преподавателем греческого языка Липецкого духовного училища. В 1839 году ушел в Оптину пустынь, в 1842 году пострижен с именем Амвросий. Принял активное участие в переписке старца Макария и помогал ему при переводе книг святых отцов. После смерти Макария стал его духовным наследником. Считая помощь людям важней литературного творчества, все свое время посвятил посетителям. Кроме небольшого перерыва на чай и обед, он принимал их до позднего вечера свыше 30 лет. Люди поражались его сердечностью, простотой и знанием жизни, приобретенным в общении с Макарием и Леонидом. В первой половине 50-х гг. заболел и с тех пор по причине болезни и слабости большую часть времени проводил полулежа в своей келье, совершать поклоны и просто подняться ему было трудно («В нем билось внимательное к горю людей сердце»). Амвросий: «Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой». Феофан Затворник (1815 - 1894) - Говоров Георгий Васильевич родился в семье священника села Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии. Окончил духовное училище, Орловскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию со степенью магистра (1837-1841). Во время учебы в академии в 1841 году принял постриг с именем Феофан. Смотритель Киево-Софийского духовного училища, ректор Новгородской семинарии в 1842-1847 гг. Профессор и помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. В 1848-1854 гг. жил в Палестине. Архимандрит 1955), настоятель церкви Русского посольства в Константинополе (1856), ректор и профессор Санкт-Петербургской духовной академии (1857), преподаватель в светских школах столицы (1857-1859), епископ Тамбовской епархии (1859), Владимирской (1863). По личной просьбе в Священный Синод назначен настоятелем Вышинской пустыни Тамбовской епархии (1866). Пустынь была расположена на большой поляне, окруженной еловым лесом, на берегу реки Выши. В Выше он устроил в своих кельях (маленьком доме с двумя комнатами) церковь. Затворник в 1872 - 1894 гг. Ежедневно к нему приходило 20-40 писем, на которые он неизменно отвечал, питался три раза в день - утром и вечером чай с хлебом, в обед яйца и стакан молока (кроме постных дней). В комнатах были: железная кровать, стол, шкаф, множество книг по истории, философии, богословию, медицине, анатомии, географии, атласы, телескоп, микроскоп, фотоаппарат, краски, написанные им иконы и картины из жизни Иисуса Христа. Себя затворником не считал, говоря, что ест, пьет и спит вдоволь, в то время, как настоящие затворники не едят, не пьют, не спят и ничего не делают, только молятся. Феофан Затворник: «У меня простое уединение, работать лень, писать тоже, из-за чего мучить себя. Нечего сказать и нечем оправдаться! Душа ожестела. Беда! ». Канонизирован в 1988 году «как подвижник веры и благочестия». Иоанн Кронштадтский (1829 - 1908) - Иоанн Ильич Сергиев, родился в семье псаломщика села Суры Архангельской губернии, окончил приходскую школу, семинарию, Петербургскую духовную академию. Священник в Кронштадтском Андреевском соборе с 1855 года. Храм, вмещавший более 7.000 человек, всегда был полон народа, многие приходили за час до службы, чтобы занять лучшие места. В храм он ездил на лошади, чтобы народ не задержал в пути. Когда выезжал, за ним бежала толпа, но постепенно отставала. Для его прохода в алтарь вдоль стены храма была установлена решетка, охраняемая у выхода двумя сторожами. «Я увидел отца Иоанна смертельно-бледного, медленно, шаг за шагом продвигающегося вперед в безжалостных тисках, с видимым трудом высвобождавшего руку для благословения. И чем ближе он продвигался к выходу, тем толпа становилась настойчивей, беспощадней и крикливей». «В Петербурге его ждала большая толпа народа. Его давили люди телами, женщины цеплялись за рукава и полы рясы, намеренно удерживая на месте. То левый, то правый рукава рясы поднимались над головами, когда он вырывался из их цепких рук». «Он был человеком сильным, чистым, энергичным и необыкновенным. В беседе выражение лица его менялось, иногда с поразительной быстротой. Говорил чисто, звучно, отчетливо и резко. Был погружен в глубины души и находился в своем особом мире и мире веры. При нем недопустимы были веселые разговоры, шутки, курение». «В беседе наедине он говорил таким голосом, от которого сердце по детски раскрывалось, размягчалось, как воск и невольные слезы сдавливали горло, мешая вырваться в словах накипевшей признательности». «Он был похож на обыкновенного сельского священника, среднего роста с кроткими детскими светлыми глазами, русой бородой и косичкой на затылке». «В нем не было ни малейшей сентиментальности, его делом была работа». Весь свой заработок отец Иоанн тратил на еду и лекарства для бедных. Каждое утро к нему приходило 1.000 - 1.500 кронштадтских нищих, церковнослужители выдавали им 50 - 75 рублей на еду и ночлег. Он устроил ночлежный приют, в котором взималось по 3 копейки с человека за ночь, рабочий дом и 12 благотворительных заведений, которые обходились ему в 50 -60.000 рублей ежегодно. Своей жизнью отец Иоанн снискал дар прозорливости и исцеления: по его молитве умирающие выздоравливали, буйнопомешанные приходили в себя, слепые прозревали. К нему приходили тысячи писем, в том числе с деньгами. К нему съезжались тысячи людей, иногда из-за отсутствия мест им приходилось ночевать на чердаках и сеновалах. «Когда отец Иоанн почти повелительно сказал «Кайтесь! », по всей церкви поднялся страшный плач-рыдание, продолжавшийся 5-10 минут». Старцы (валаамские, киевские, оптинские, родонежские, саровские, соловецкие и др.): Агапит (75), Адриан (53), Александр (68), Алексий (77), Амвросий (79), Амфилохий (76), Анатолий (70), Антоний (70), Аристоклий (80), Архип (61), Варнава (75), Вонифатий (86), Гавриил (71), Георгий (47), Герман (71), Дамаскин (86), Зосима (66), Иероним (82), Илларион (51), Иоанникий (84), Иона (100), Иосиф (129), Леонид (73), Макарий (72), Моисей (86), Назарий (74), Наум (76), Парфений (66), Серафим (74), Стефан (60), Феофан (75), Филарет (83) и другие. Леонид (1768-1841). Лев Данилович Наголкин - родился в мещанской семье города Карачев Орловской губернии. До 1794 года служил приказчиком и много ездил по России. С 1797 года послушник Свято-Введенской Оптиной пустыни, в 1801 году пострижен в монашество под именем Леонид. В 1804-1808 гг. настоятель Белобережской пустыни. В 1808 году поселился в уединенной келье в лесу со старцами Феодором и Клеопой. В 1811-1812 гг. они переселились в Валаамский скит. После смерти Клеопа в 1817 году Феодор и Леонид ушли в Александро-Свирский монастырь. В 1828 году Леонид переселился в Богородицкую Площанскую пустынь, в 1829 г. - в Свято-Введенскую Оптину пустынь. Среди шести сопровождавших его учеников был будущий святитель Игнатий (Брянчанинов). Старец Леонид поселился не в самой пустыни, а в скиту, который находился неподалеку от монастыря в густом еловом лесу. Спал не более 3 часов, питался скудно 2 раза в день. Его день и день учеников начинался в 2 часа ночи с утренней молитвы, затем богослужения продолжались с двумя небольшими перерывами до вечера. Вечером монахи беседовали со старцем в его келье. Авторитет Леонида рос, в его скит стекалось много народа, а в обитель - монахов и послушников. В 1836 году старца перевели из скита в монастырь, ему было запрещено принимать мирян и носить схиму. Но к нему шли люди со всей России и количество посетителей с каждым годом увеличивалось, не допустить их было невозможно. Леонид заложил первый камень в основание старчества Оптиной пустыни, которая затем почти целое столетие была выдающимся местом религиозной жизни России (Леонид: «Если мы не будем их принимать, то куда они пойдут со своим горем? »). По воспоминаниям Игнатия Брянчанинова «старец Леонид никогда не давал советов от самого себя, а всегда от Священного Писания или Святых отцов». Макарий (1788-1860). Михаил Николаевич Иванов - родился в небогатой дворянской семье коллежского асессора села Железники Калужской губернии. После окончания приходского училища работал бухгалтером, чиновником Казенной палаты г. Курска. С 1810 года послушник в Богородицкой Площанской пустыни. В 1815 г. пострижен под именем Макария. В 1819 г. ходил в Киев, в 1824 г. ездил в Ростов. В 1834 г. ему было разрешено переселиться в Оптину пустынь, где он прожил последующие 26 лет монашеской жизни. С 1836 года духовник, с 1839 г. - скитоначальник. Макарий стал духовным преемником Леонида, к нему стекалось народа больше, чем к Леониду и письма не сходили с его стола. Сложные и запутанные вопросы после беседы с ним становились ясными и понятными. Оптина пустынь была расположена на опушке огромного густого бора на берегу одного из притоков Оки. Монастырь был обнесен стенами, внутри находилось несколько церквей, кельи, хозяйственные строения. В начале XIX века здесь проживало около 300 монахов и послушников. Богослужебный и общежительный уставы в монастыре соблюдались строго. К концу XIX века в библиотеке монастыря находилось 30.000 книг. Личной собственности ни у кого не было, питались в общей трапезной, одежду и обувь получали от монастыря. Только для старцев еду готовили отдельно и приносили в кельи. Старцы, как правило, жили в обнесенном деревянным забором скиту, расположенном в полукилометре от монастыря. Внутри скита был густой запах цветов, росших по обе стороны широкой, посыпанной песком дорожки, маленькие чистые кельи с маленькими окнами, пасека, пруд, кипарисовая аллея.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы