Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 10. Протестантизм. Новые религиозные учения. Лютеранская церковь. Кальвинистская церковь. Англиканская церковь. Пресвитерианство. Баптизм. Реформаторские течения в теологической философии



Новые религиозные учения. В XVII в. представители реформационного (лат. «reformatio» - преобразование, исправление) направления Мартин Лютер (1483 - 1546), Жан Кальвин (1509 - 1564) и Эразм Роттердамский (1469 - 1536) предложили пересмотреть взаимоотношения верующих с церковью и предоставить право свободно читать Библию каждому христианину, чтобы верующие могли установить личные отношения с Богом, а не поддерживать их через посредников в лице священнослужителей. Вскоре Библия была объявлена единственным источником вероучения, проповеди, пение псалмов и молитвы стали центральными в богослужении, крещение и причащение превратились в символические обряды, были отвергнуты культ Богородицы, чистилище, монашество, крест, священные облачения и иконы. Верующие отказались подчиняться папе Римскому и объявили единственным путем спасения человека его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Вскоре в северных немецких княжествах оформилась лютеранская, или евангелическая, в Швейцарии - кальвинистская, Англии - англиканская Церкви, затем Церкви баптистов, методистов, адвентистов и др.

Лютеранская церковь. В основу сформулированных Лютером принципов Реформации легло библейское утверждение: «Праведный верой жив будет». Он записал их в виде 95 тезисов, главные из которых:

жизнь верующего должна быть непрерывным покаянием (Христос: «Кайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное»);

ни от каких небесных кар церковь освободить не может (Лютер: «Папа может снять только те наказания, которые он сам наложил по своей воле или на основании церковного устава»);

Римский папа не властен над чистилищем (Лютер: «Постановления о том, какие налагать наказания кающимся устанавливаются для живых»);

папская индульгенция не спасает от наказания (Лютер: «Истинно кающихся Господь прощает без папской грамоты»);

существование католической «сокровищницы добрых дел» выгодно только богатым (Лютер: «Подлинное сокровище церкви - Евангелие»).

Эти тезисы были обнародованы 31 октября 1517 года.

Кальвинистская церковь. Основой кальвинизма стали «Наставления в христианской вере» Жана Кальвина, опубликованные в 1536 году, когда протестантство как учение уже сложилось. Опираясь на Ветхий Завет, он разработал положение о предопределении всех людей, согласно непознаваемой Божественной воле, на избранных и осужденных. Ни верой, ни добрыми делами человек не может изменить свою судьбу, избранные определены к спасению, отверженные обречены на вечные страдания.

Основополагающим принципом пуритан-конгрегационалистов (англ. «congregation» - религиозное братство) Великобритании и ее колоний стала автономия каждой конгрегации. В отличие от кальвинистов они привлекли к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Пуритане проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем Божьей благодати считают всю общину. Утверждение о непогрешимости Библии и учение о предопределении судьбы для них менее важны, чем для кальвинистов.

Англиканская церковь - государственная церковь Англии. В 1534 году, после разрыва с Римской католической церковью, английский парламент объявил короля Генриха VIII главой церкви, Церковь была подчинена государственной власти. С середины XVI века богослужение стало проводиться на английском языке, были отменены иконы и посты, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось среднее учение между римским католицизмом и континентальным протестантизмом, его основы изложены в «Книге общих молитв».

Пресвитерианство - государственная религия Шотландии с 1792 года. Во главе церковной общины просвитериан (умеренных пуритан) стоит избираемый ее членами пресвитер (греч. «старейший»). Общины объединяются в местные и государственные союзы. Обряды сводятся к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, Символ веры и «Отче наш» не читаются. Праздниками считаются только выходные дни.

Баптизм (греч. «погружать в воду, крестить водой») - наибольшее по числу последователей протестантское учение. Его последователи проводят крещение только взрослых людей. Основной постулат: «Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Он должен принять ее сознательно». Богослужение максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане (баптисты) сохранили четыре обряда: крещение для взрослых, причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение священства. Крест символом почитания не является.

Реформаторские течения в теологической философии: неопротестантизм, тейярдизм.

Неопротестантизм - направление в теологической философии, согласно которому неверующие люди находятся в наполненном тревогами и страхом видимом мире, вывести их из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом и тем самым приобщает его к высшему миру. Посредник при этом в лице священника не нужен, так как Бог, являясь первоосновой всего сущего, присутствует везде.

Тейярдизм - реформаторское течение в теологической философии. Его основоположник - священник, член ордена иезуитов Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) окончил Оксфордский университет. Цель учения - создать научно-теологическую дисциплину, объясняющую основы Вселенной исходя из принципа эволюционизма (развития природы путем эволюции от простого к сложному). Основная идея - эволюция материи к Духу.

Каждый элемент реальности зарождается и пребывает в Боге, являющемся субстанцией всего мироздания, источником, средоточием и центром мира, его исходной точкой, с которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой Божественную среду, следовательно, материя одушевлена (Библия: «Господь может из камней сих сотворить детей», но «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»). Повторяя теорию эволюции (движение от простого к сложному, переход количественных изменений в качественные, идею скачков и отрицания новыми этапами предыдущих), Шарден отметил, что когда какая-либо величина достаточно выросла, она резко меняет свой вид, состояние, природу на противоположную (в природе крайности имеют предельные величины, по достижению которых переходят в иное состояние, ср. коллапс звезд).

Совокупность внешних и внутренних условий на Земле породили из неорганических мегамолекул живые клетки - новую форму существования материи. Затем появился человек, человечество и ноосфера - сфера духа и коллективный разум, возникший как совокупность Суперэго. Одновременно в результате синтеза центров человеческого сознания в духовном центре - Универсуме произошло Боговоплощение Иисуса Христа, ставшего центром мира, с которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Христогенез (Боговоплощение Иисуса Христа) - конец человечества, пантеизм (греч. «пан» - всё, «Теос» - Бог) - начало его.

 

Тема 11. Ислам. Основы ислама. Коран. Основные требования. Повседневная жизнь мусульманина. Религиозно-философские течения в исламе

 

Основы ислама. От первого Откровения Мухаммаду до победы ислама в 632 г. почти на всей территории Аравийского полуострова прошло немногим более 20 лет. Для Мухаммада быть истинным мусульманином означило соблюдать три главных условия веры: в отношении к Богу - молитва, к ближнему - милостыня, к себе - воздержание (пост).

Коран в переводе с арабского означает «то, что читают, произносят». Коран делится на 114 сур (глав), расположенных в порядке убывания их длины, за исключением первой суры. В свою очередь каждая сура делится на аяты - фразы или фрагменты фраз. Впоследствии для удобства чтения Коран был разделен на тридцать частей (джузов), или на шестьдесят разделов (хизбов). Все суры (кроме 9-ой) начинаются с традиционного вступления: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного».

Коран был передан Мухаммаду в откровениях. Мухаммед называл источником своих откровений «Небесную книгу», которая открывалась Пророку частями, сначала в Мекке, а потом в Медине. Поэтому мекканские суры, которые делят по происхождению на три периода, отличаются от мединских по содержанию, стилю, языковым особенностям. Суры первого мекканского периода (древнейшей из них считается сура 96) возвышенны и эмоциональны; суры второго периода более спокойны, философичны, посвящены в основном проповеди Единобожия. В сурах третьего периода много сказаний о пророках. Суры мединского периода в основном содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, поскольку именно в Медине Пророк стал реализовывать религиозно-правовые нормы ислама.

При жизни Мухаммада Коран существовал в устной форме, и некоторые люди (их называли «кари») заучивали его наизусть. Тогда же начали записывать отдельные фрагменты, но полный сборник сур еще не был составлен. После смерти Пророка, чтобы не утерять священные тексты, их начали собирать и записывать вместе. В годы правления халифа Османа (644-656) была составлена рукописная книга, которая считается первым изданием Корана. Существовало несколько отличных друг от друга версий Корана, но в эпоху Омейядов (VII-VIII вв.) был составлен канонический текст, который не претерпел изменений вплоть до наших дней. Однако благодаря специфике арабской письменности (краткие гласные звуки не записываются), одно и то же слово часто можно прочитать и понять по-разному, поэтому существуют семь канонических вариантов чтения Корана, из которых используются два.

При наличии множества предписаний Коран оставляет в то же время возможность для различных их трактовок. Это обстоятельство, а также многочисленные разночтения потребовали создания традиции толкования священного текста, которая получила название «тафсира».

Кроме того, как и в других великих религиях, письменный священный текст мусульман дополняется устными преданиями (хадисами)о Пророке и его сподвижниках, которые в VIII-IX вв. были собраны вместе и записаны. Сборник получил название «Сунны» и также является важным источником вероучения мусульман. Существуют шесть общепризнанных авторитетных сборников хадисов, составленных известными деятелями раннего периода ислама. В более поздние эпохи стали составляться сборники хадисов по тематическому принципу, а также сборники избранных хадисов.

Основные требования к мусульманину отличаются простотой и обязательны для исполнения. Жизнь мусульманина должна опираться на пять столпов, или основ веры:

формула исповедания веры («шахада»): «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха». Любой человек, с искренним чувством произнесший эту формулу, может считаться мусульманином. Ислам учит, что каждый человек несет ответственность за свою духовную жизнь (Коран: «И всякий, кто грешит, грешит во вред своей души», 4: 112). При этом религиозная вера должна быть принята свободно, по велению сердца (Коран: «Нет принуждения в религии», 2: 257);

молитва («салят»), которую мусульманин должен произносить пять раз в день, в течение суток от рассвета до заката. Цель молитвы - стремление к наивысшему ощущению своего единства с Богом. Молитва укрепляет человека в вере и помогает ему помнить о Боге каждую минуту его жизни (Коран: «А когда вы закончите молитву, то помните Аллаха - стоя, сидя и лежа на боку», 4: 104). Молитва, как учил Пророк, есть величайшая радость и одновременно дело огромной важности (Коран: «И когда поднялся раб Аллаха, взывая к Нему, то они (джинны) готовы были собраться вокруг него», 72: 19).

Молиться можно в любом подходящем для этого месте, но предварительно требуется совершить ритуальное омовение, чтобы сердце молящегося исполнилось чистоты. По преданию, Мухаммеду принадлежат слова «Чистота - половина веры». Где бы мусульманин ни находился, во время молитвы он должен быть обращен лицом к Мекке. Предпочтительней совершать молитву в мечети.

В пятницу, святой для мусульман день, полуденную молитву требуется совершать в мечети, при входе в которую верующий обязан снимать обувь.

Мечеть - не только место молений, но и помещение для религиозных занятий, диспутов и вообще центр мусульманской религиозной жизни. Главное место в мечети - михраб (ниша), указывающая направление на Мекку. К ней молящиеся обращаются лицом, там же находится ведущий молитву священнослужитель - имам. Рядом с михрабом ставится возвышение, с которого читается проповедь по пятницам. Каждая мечеть имеет один или несколько минаретов, с которых специальным призывом пять раз в день мусульман оповещает о молитве служитель мечети муэдзин.

Молитва состоит из набора произносимых религиозных формул, которым соответствует определенное положение тела молящегося, который может становиться на колени, простираться ниц, касаясь лбом пола. Помимо канонической молитвы, существуют специальные молитвы-просьбы, молитвы за упокой души и т.д.;

подаяние нуждающимся («закят»). В исламе требование милосердия занимает особо важное место. Не случайно, слово милостыня, первоначально означало «очищение». Чистота человеческого сердца достигается милосердием Коран: «Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите», 3: 86). Милостыня должна подаваться искренне, а не «из лицемерия перед людьми». Каждый верующий мусульманин должен отдать часть доходов или имущества бедным. В древности обычно взималась десятина или двадцатая часть доходов и общая сумма перераспределялась между неимущими. Милостыня также могла отдаваться продуктами. В настоящее время почти во всех мусульманских странах требование подаяния нуждающимся реализуется через систему налогообложения. Тем не менее, добровольные пожертвования, подача милостыни считаются почетным долгом каждого благочестивого мусульманина.

По учению ислама, из трех основных религиозно-нравственных заповедей (молитвы, милостыни и поста) вторая наиболее важна. Людям, обремененным земными заботами, трудно возвыситься душой к Богу; также тяжело им сопротивляться искушениям плоти и сохранять воздержание. Однако быть милосердным способен всякий человек (Коран: «Знаешь ли, что есть вершина добродетели? Выкупить пленного, накормить в дни голода сироту ближнего и нищего», 90: 12-16);

пост («саум»). Для очищения души и тела каждый мусульманин обязан поститься в течение священного месяца Рамадан, девятого по мусульманскому календарю. Согласно преданию, именно в этот месяц Мухаммаду было дано первое Откровение. Днем (от восхода до заката солнца) верующему запрещается есть, пить, развлекаться. Он должен работать, молиться, читать Коран, предаваться благочестивым размышлениям. Намеренное нарушение поста строго карается, вплоть до тюремного заключения. Однако требования к постящимся должны быть разумны: от поста освобождаются больные, дети, беременные женщины, путешествующие, воины во время боевых действий и т.д. Допускается также случайное нарушение поста. При этом желательно возмещение поста в другое время или замена его благотворительной деятельностью. Воздержание предписывается Кораном не в целях умерщвления плоти, а для сохранения душевной чистоты и нравственной свободы.

Важнейшим постом является пост в месяц Рамадан. Считается, что именно в этот период человеку легче всего искупить его грехи, совершенные за целый год. Однако особо благочестивые мусульмане соблюдают и добровольные посты: по какому-либо обету, ради искупления, в дни полнолуний, солнечных и лунных затмений и т.д.;

паломничество в определенное время года («хадж»). Каждый мусульманин, чтобы явить свое благоговение перед Всевышним, а также в память о пророке Мухаммеде, должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку. От хаджа освобождаются неимущие, слабоумные, одинокие женщины. Веской причиной для освобождения раньше могли стать опасность маршрута и разбой на дорогах. Но в любом случае верующий должен использовать все имеющиеся возможности, чтобы совершить паломничество, в крайнем случае послать кого-то от своего имени. Мусульмане, совершившие хадж, пользуются большим уважением и часто носят особую одежду, подчеркивающую их особый статус, например зеленую чалму.

На период хаджа верующие входят в особое состояние ихрам: одеваются специальные белые одежды, с этого момента и до конца хаджа им запрещено стричь ногти и волосы. По прибытии в Мекку паломники совершают ряд обязательных ритуалов, составляющих хадж и посвященных различным событиям из жизни Мухаммада и других великих пророков. Сначала верующие семь раз обходят Каабу, целуют священный черный камень и пьют воду из священного источника Земзем. Затем они семь раз пробегают между двумя холмами - Сафа и Марва. На втором этапе хаджа паломники направляются в долину Мина, находящуюся в нескольких километрах от Мекки. Они проводят целый день на горе Арафат, где происходит массовое моление и произносится проповедь. Последующая ночь проходит у горы Муздалифа, а на следующий день происходит торжественное заклание овец. В тот же день хадж завершается главным общемусульманским праздником жертвоприношения.

Помимо Мекки, святыми местами считаются Медина и Аль-Кодс (Иерусалим) - оттуда, с Храмовой горы, Мухаммед вознесся на небо. Там же произошло событие, одинаково почитаемое приверженцами трех монотеистических религий: мусульманами, христианами и иудеями - Ибрагим в доказательство силы своей веры готов был принести сына в жертву Богу. Существуют также мусульманские святыни в Ираке, Иране, Сирии, Афганистане, связанные с жизнью и деятельностью мусульманских подвижников. Все эти места также являются объектами паломничества.

Повседневная жизнь мусульманина регулируется дополнительными, немногочисленными, но строгими предписаниями и запретами, помогающими ему сохранять чистоту и праведность мыслей и поступков.

Такие предписания и запреты содержатся в Коране и в священных преданиях. На их основе был сформирован канонический закон ислама (шариат). Религия освящает всю жизнь мусульманина, и поэтому любое нарушение норм шариата является преступлением перед Создателем.

Согласно законам шариата, за нарушение которых предусматривается строгое наказание, мусульманам запрещается употребление алкоголя и наркотиков, свинины, мяса некоторых диких животных и мертвечины. Строго запрещены аморальные занятия - воровство, ростовщичество и азартные игры.

Шариат предусматривает систему особых обрядов и ритуалов, которым мусульманин должен следовать в жизни. Помимо соблюдения основных предписаний существуют специальные обряды именаречения, обрезания для мальчиков, свадебные и похоронные обряды и др.

Мужчины и женщины считаются равноправными в исламе, но на мужчину как на главу семьи налагаются дополнительные обязанности. Мусульманам предписывается вести скромный и умеренный образ жизни, посвящать основное время труду, семье и религиозным обязанностям. Особенная забота должна проявляться по отношению к детям и родителям.

Мусульманину, строго следующему канонам ислама, свойственно стремление к миру и согласию, уважение всех людей, независимо от их религиозной принадлежности (Коран: «Не делайте насилия людям из-за их веры»). Преднамеренное убийство в исламе решительно осуждается, за исключением особых случаев, вызванных внешней агрессией (Коран: «Преступивший закон против вас заслуживает того же», 2: 195).

Религиозно-философские течения в исламе. Ислам, требуя от своих последователей соблюдения основных религиозных принципов, допускает в рамках вероучения значительное разнообразие традиций, обрядов и философских воззрений. Еще при жизни Мухаммада в среде мусульман проявились религиозные разногласия. Согласно словам самого Пророка, записанным в одном из хадисов: «После меня в исламе будет 72 пути», но все эти «пути» не выходят за рамки основных догматов вероучения. Самым крупным разделением ислама были и остаются течения суннитов и шиитов. По учению шиитов, Али, наделенный божественной благодатью, и его потомки-имамы олицетворяют принципы наследственной верховной власти и пророчества. Имамы, по учению шиитов, непогрешимы и безгрешны, что ставится под сомнение суннитскими богословами, отстаивающими идею выборности каждого имама.

За много веков развития двух главных направлений в исламе они стали отличаться не только своим пониманием законной власти, но и многими особенностями в других сферах религиозно-общественной жизни. Существуют различия в принципах юридических решений, праздничных ритуалах, отношении к иноверцам, деталях молитвы, гражданском праве. Опираясь на собственную систему методов и приемов в изучении и решении богословских вопросов шииты создали свое комментирование Корана. Шиитам в большей степени, чем суннитам, присуще религиозное рвение, их религиозные праздники сопровождаются экзальтацией верующих и выливаются в шумные манифестации.

Существуют и другие направления в исламе: хариджизм, мурджизм, махдизм, исмаилизм и т.д. Особую роль в истории ислама и мировой культуры сыграло мистико-аскетическое течение - суфизм («суфи» - шерсть, из которой изготовлялась одежда аскетов). Появившиеся на заре ислама, суфии проповедовали равнодушие к мирской жизни и бескорыстную любовь к Аллаху. Они считали, что отрешенная молитва, полная погруженность в себя, ведут к просветлению, высшему знанию. Главным для суфиев было постижение Бога, приближение к Нему.

 


Источники и литература

 

Справочная литература

1. Азбука христианства: словарь-справочник важнейших понятий и терминов христианского учения и обряда. - М.: «Наука», 1997

2. Библейская энциклопедия. - М.: ТЕРРА, 1990

.   Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. / Сост. Т.А.Соколова. - М.: «Новатор», 1996

.   Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001

.   Монастыри. Русская Православная Церковь: Энциклопедический справочник. / Сост. А.Никольский. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000

.   Никифор (архимандрит). Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия. - М.: ООО ACT, 2000

.   О жизни православных Святых, иконах и праздниках. - Свердловск, Библиотека человека, 1991

.   Покровский Д.Л. Словарь церковных терминов. - М: «Рипол», 1995

.   Полный церковно-славянский словарь. / Сост. Г.Дьяченко. - М.: Издательство «Отчий дом», 2000

10. Религии народов современной России: словарь. - М.: «Республика», 1999

11. Религиозные традиции мира: в 2-х т. - М.: «КРОН-ПРЕСС». 1996

.   Словарь библейских крылатых слов и выражений. / Сост. Г.А.Иоффе. - М.: Изд-во «Петербург XXI век», 2000

.   Таевский Д.А. Синкретические религии и секты: словарь-справочник. - М.: Интрада, 2001

.   Христианство: Словарь. / В.П.Митрохина и др. - М: Республика, 1994

.   Христианство: Словарь. / Сост. Н.Н. Поташинская. - М.: Международные отношения, 2001

.   Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. / Гл. ред. С.С. Аверинцев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995

.   Учебник: Основы религиоведения. / Под ред. И.Н.Яблокова.- М.: «Высшая школа», 1994.

Тема 1

18. Алов А.А. и др. Мировые религии. - М: Приор, 1998

19. Васильев А.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001

.   Грибанов Г. Иудаизм. // Наука и жизнь. 1994. №1. С. 52 - 59

.   Жуковская Н. Буддизм. // Наука и жизнь. 1994. №3. С. 92 - 98

.   Каниткар В.П. (Хемант), Индуизм. - М.: «Фаир-Пресс», 1999

.   Кеуон Дамьен. Буддизм. - М.: Весь Мир, 2001

.   Коростовцев М.А. Религии древнего Египта. - СПб: «Летний сад», 2000

.   Леру Ф. Друиды. - СПб: Евразия, 2001

.   Сафронова Е. Синтоизм. // Наука и жизнь. 1995. №5. С. 102-107

.   Тибетская книга мертвых. - М.: «Фаир-Пресс», 1998

.   Хисматуллин А.А. Суфизм. - СПб: Изд-во «Петербургское востоковедение», 1999

.   Эррикер К. Буддизм. - М.: «Фаир-Пресс», 1999

.   Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1995

Тема 2

31. Васильев А.С. История религий Востока: учебное пособие для студентов вузов. - М.: «Университет», 2000

32. Гегель ГВФ. Индусская философия. Китайская философия. Лекции по истории философии в 3-х кн. Кн.1 - СПб: Наука, 1999

.   Кнотт К. Индуизм. - М.: Весь Мир, 2001

.   Конфуций. Беседы и суждения Конфуция. / Сост. Р. Грищенков. - СПб: «КРИСТАЛЛ», 1999

.   Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. Учение о Пути и Благой Силе с параллелями из Библии и Бхагават Гиты. / Сост. С. Батонов. - М.: «КСП», 1999

.   Махабхарата. Рамаяна (Библиотека всемирной литературы, т. 2). - М.: Художественная литература, 1974

.   Миркина З.А. Великие религии мира. - М.: «Рипол», 1995

.   Мудрость тысячелетий. Энциклопедия.- М.: «Олма-Пресс», 2001

.   Рамаяна. Мифы и легенды народов мира. /Сост. Н.В.Будур. Т. 1 - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000, с. 741 - 801

.   Религии древнего Востока. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995

.   Торчинов Е.А. Даосизм. - СПб: Андреев и сыновья, 1993

.   Эррикер К. Буддизм. - М.: «Фаир-Пресс», 1999

Тема 3

43. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: «Российское библейское общество», 1997

44. Никифор (архимандрит). Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия. - М.: ООО АСТ, 2000

.   Пилкингтон С.М. Иудаизм. - М.: «Фаир-Пресс», 2002

.   Телушкин Р.Й. Еврейский мир: важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. - М.: Лехаим, 1998

.   Толковая Библия или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. / Под ред. А.П.Лопухина. - Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987

Тема 4

48. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М: «Российское библейское общество», 1997

49. Словарь библейских крылатых слов и выражений./Сост. Г.А.Иоффе. - М.: Изд-во «Петербург XXI век», 2000

Тема 5

50. Карасавин Л.П. Святые отцы и учителя церкви. - М.: Изд-во МГУ, 1994

51. Миркина З.А. Великие религии мира. - М.: «Рипол», 1995

.   Портер Д.Р. Иисус Христос. - М.: БММ АО, 1999

.   Ренар Э. Апостол Павел. - Ярославль: «Терра», 1991

.   Сергеев С. Истоки христианства. // Наука и жизнь. 1993. №3. С. 90-95

.   Тальберг Н.Д. История христианской церкви. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2000

.   Флустер Д. Иисус, свидетельствующий о себе. - Челябинск, Урал LTD, 1999

Тема 6

57. Булгаков С.Н. Православие. - М: ООО ACT, 2001

58. Великие Православные Праздники. / Сост. О.Глаголева.- М.: Олма-Пресс, 2000

.   Грибанов Г. Православие. // Наука и жизнь. 1993. №6. С. 97 - 103

.   Житие Протопопа Аввакума. / Под ред. Н.Гудзия. - М.: «Сварог и К», 1997

.   Ключевский В.О. Православие в России. - М.: Мысль, 2000

.   Лебедев В.П. Москва патриаршая. - М.: «Вече», 1995

.   Скрыпников Р.Г. Святители и власти. - Л.: Лениздат, 1990

Тема 7

64. Биографические повествования. / Под ред. Н.Ф.Болдырева. - Челябинск: «Урал», 1995, 1998

65. Брянчанинов Игнатий. Сочинения епископа И.Брянчанинова. - М.: 1991

.   Великие духовные пастыри России. / Под ред. А.Ф. Киселева. - М.: «Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999

.   Великие Святые России. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. - М.: Сретенский монастырь «Ковчег», 1998

.   Волков С.А. Возле монастырских стен: мемуары. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2000

.   Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. / Сост. Т.А.Соколова. - М.: «Новатор», 1996

.   Кронштадский Иоанн. Моя жизнь во Христе. - Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991

.   О жизни православных Святых, иконах и праздниках. - Свердловск, Библиотека человека, 1991

.   Преподобный Сергий Радонежский: сборник. / Сост. Т.А.Соколова. - М.: Новатор, 1996

.   Саровский Серафим. Жизнь и подвиги с приложением наставлений для монашествующих. - М.: Изд-во «P.S.», 1990

Тема 8

74. Грибанов Г. Католицизм. // Наука и жизнь. 1993. №7. С. 70 - 76

75. Ковальский Я.В. Папы и папство. - М.: Политиздат, 1991

Тема 9

76. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: «Российское библейское общество», 1997

.  Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: в 3-х кн. Кн.1. - СПб: Наука, 1999. Он же. Отношение философии к религии. Различие между философией и религией. Лекции по истории философии: в 3-х кн. Кн. 1. - СПб: Наука, 1999

78. Резвых П.В. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Г.В. Й.Шеллинга. // Вопросы философии, 1996, №1, с. 110 - 124

Тема 10

79. Гегель ГВФ. Лекции по истории философии. Кн. 3. - СПб: Наука, 1999

80. Гайтенко П.П. Н.Кузанский. // Вопросы философии, 2002, №7, с. 131-142

81. Канценбах Ф.В. Мартин Лютер. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1998

Тема 11

82. Коран. / Пер. И.Ю.Крачковского. - Душанбе: Сов. Фонд культуры, 1990

83. Максуд Р. Ислам. - М.: «Фаир-Пресс», 2001

.   Мень А. История религии. Кн. 2. - М: «ФОРУМ», 1997-1999

.   Хисматуллин А.А. Суфизм. - СПб: «Петербургское Востоковедение», 1999.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь