Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. Иудаизм. Танах. История иудаизма. Религиозные праздники



 

Иудаизм - комплекс правовых, этических, философских и религиозных представлений, определивших на четыре тысячелетия уклад жизни евреев. Возник среди еврейских племен на рубеже II - I тысячелетий до н.э..

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, являвшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди 12 еврейских колен (Чис. 1: 27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (XI - X вв. до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, имя «иудей» стало эквивалентно слову «еврей».

Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят: Тора (Учение), или Пятикнижие Моисея; 21 книга Нэвим (Пророки); 13 книг Кэтувим (Писания). Танах содержит более 600 догматов (предписаний и запретов).

Одно из основных имен Бога в иудаизме - Яхве (Иегова), но это имя запрещено произносить даже в молитве. В Танахе оно заменяется на: Адонай (Мой Бог), Шаддай (Всемогущий), Шем (Имя), Элохим (Боги), всего же в иудаизме около семидесяти имен Бога.

Танах. Основное положение иудаизма - вера в безграничного, бессмертного, вездесущего, вечного, всемогущего, единого Бога. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, божья воля открывается человеку через Танах.

Иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством и, вместе с тем, осуждает и противостоит ассимиляции евреев. В 444 г. до н.э. был принят закон, запрещавший евреям вступать в родство с представителями других народов. Запрет привел к отделению иудеев от самаритян - приверженцев иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 - 538 гг. до н.э). Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законности брака евреев с не евреями. Иудаизм призвал евреев к монотеизму, выделил их среди политеистических народов, определил как Богом избранный народ, народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию с целью установления царства мира и справедливости на земле.

История иудаизма. В истории иудаизма можно выделить несколько периодов, разделенных моментами переселений древнееврейского народа на новое место жительства. Каждое из переселений было началом следующего периода, при этом обычно заключался договор (завет) народа с Богом, уточнявший законы и правила жизни в новых условиях.

Первый договор Господь заключил с жившим во II тыс. до н. э. праотцем народов Ближнего Востока Аврамом, дав ему за отказ от политеизма землю от Нила до Евфрата, имя Авраам (евр. «отец множества»), а в знамение завета потребовал обрезать крайнюю плоть (подобный обряд проводили также финикияне и арабы).

До этого племя Аврама обитало на побережье Персидского залива в городе Уре, переживавшем в связи с нашествием кочевников в XIX - XVIII вв. до н.э. бум предпринимательства и торговли. Главным храмом Ура был храм бога кочевников и торговцев Нанны (бога Луны). Реформы царя Рим Сина I ограничили торгово-ростовщическую деятельность и племена кочевников ушли на северо-запад - в Ассирию. Вместе с ними ушел и Аврам. Но когда в верхней излучине Евфрата был построен город Харран, Авраам переселился в него. В Харран стали стекаться кочевники и торговцы, верховным богом которого также стал Нанна.

У кочевников была родоплеменная религия, то есть они поклонялись покровителям своего рода, духам предков, древние евреи перечисляли всех своих умерших предков по именам. Кочевые племена, к которым они принадлежали, верили в магические силы, почитали мертвых, но веры в загробное воздаяние не было. Считалось, что за грехи Бог наказывает людей при жизни, а их потомство до 3-го поколения. Очиститься от грехов можно было принеся жертву. Для принесения жертвы за грехи и преступления всего народа служил козел отпущения «Азазел» (во времена Моисея после очищения святилища, скинии, жертвенника и священников первосвященник возлагал руки на голову живого козла, исповедовал перед ним беззакония народа и отправлял с сопровождающим в пустыню. И уносил козел беззакония в землю непроходимую).

В исполнение заключенного с Богом завета патриархи Авраам, Исаак, Иаков стали основоположниками монотеизма. При Иакове еврейский народ перешел к оседлому образу жизни, но поклонение домашним идолам сохранилось (об этом свидетельствует похищение Рахилью идолов у отца).

Самое известное - египетское переселение связано с именем Моисея (1600 - 1480 гг. до н.э). Он родился в Египте, воспитывался в семье фараона, бежал из Египта на Синайский полуостров, но по требованию Господа возвратился в Египет, чтобы вывести оттуда еврейский народ. Моисей должен был получить разрешение фараона уйти на три дня в пустыню для принесения жертв Богу и увести их из Египта (более двух миллионов человек).

На горе Синай Моисей получил 10 заповедей: 1-4) не иметь других богов; не создавать их и не поклоняться им; не произносить имя Господа без необходимости; в субботу отдыхать и думать о Боге; 5-10) уважать отца и мать; не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лгать; не желать чужого. Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводилась скиния (шатер), где находился Ковчег Завета, символизировавший земное местонахождение Бога. В нем были уложены данные в разное время законы и распоряжения Господа о разделении земли обетованной между коленами.

По выходу из Египта каждое племя поклонялось своему богу. Приняв Яхве, колена Израилевы объединились, что помогло им выстоять в тяжелых условиях жизни в пустыне, в окружении племен, которые не пускали их на свою территорию (40 лет евреи находились в полной изоляции, предоставленные самим себе и Богу). В землю обетованную евреи прошли под руководством Иисуса Навина после смерти Моисея, сметая огнем и мечом всякое сопротивление на своем пути.

В X в. до н. э. в войнах с филистимлянами, жившими на побережье Средиземного моря, стало складываться Израильско-Иудейское государство со столицей в Иерусалиме. Давид перенес столицу и Ковчег Завета из Хеврона в Иерусалим. Его сын Соломон (965 - 928) в 945 г. до н.э. построил в Иерусалиме первый храм Богу на Земле (херем - священное место древних евреев, находившееся под защитой табу, таким местом была пещера, в которой похоронены Авраам и Сарра под Хевроном). Чтобы объединить покоренные народы, Соломон построил, также, храмы иноплеменным богам: богине луны Астарте (Верховной богине матриархата), Молоху (медной полой статуе человека с бычьей головой и простертыми руками, на которые клали приносимых в жертву детей), Ваалу (богу Солнца). После смерти Соломона царство распалось на Иудейское - на юге и Израильское - на севере. Каждое из царств имело свой пантеон богов, поклонение Яхве, наряду с другими богами, сохранилось только в южном.

В первой половине I тыс. до н. э. в условиях обострения внутренних противоречий в иудейско-израильском обществе появились пророки, объявившие главной причиной бед почитание языческих богов и забвение учения Бога Яхве. Под влиянием проповедей пророков евреи дали клятвенное обещание не чтить языческих богов и исполнять желания Яхве, но под натиском враждебных племен Израильское царство вскоре пало. Стремясь спасти Иудейское царство, его царь Иосаия восстановил вероучение на основе найденной во время перестройки Иерусалимского храма рукописи Второзакония (Книги законов), в которой были строго регламентированы правовые и обрядовые стороны жизни.

После захвата в 586 г. до н.э. Иудеи войсками вавилонского царя Навуходоносора (605 - 562 гг. до н.э.), произошло рассеивание евреев по другим странам, большая их часть была переселена в Вавилонию, храм Яхве разрушен. Здесь, в результате соприкосновения с зороастрийской культурой, в иудаизм были привнесены представления о сатанинской сути змея-искусителя, загробном царстве, ангелах и бессмертии души.

По возвращению из плена в 444 г. до н. э. были сформулированы основные догматы иудаизма: монотеизм, богоизбранность и мессианизм, после чего автор трех книг Ветхого Завета Ездра канонизировал вероучение. Иерусалим стал самоуправляющимся храмовым городом, был построен новый храм Яхве, создана новая религиозная община, в которую приняли только побывавших в плену иудеев; остававшимся в Палестине израильтянам (самаритянам) было отказано, поскольку они смешались с людьми, почитавшими других богов.

В III - II вв. до н. э. большая часть евреев была вновь выселена, но уже эллинами, в Сирию, Армению и Египет. Это привело к тому, что большая часть евреев забыла язык Торы (иврит). Это вынудило перевести Танах на греческий язык. Перевод неканонических книг был осуществлен семьюдесятью учеными Египта, получивших название Септуагинта. В Иуде сложилась напряженная обстановка. Фарисеи поддержали официальное направление в иудаизме, ессеи (евр. «зрители небесных откровений») и саддукеи отвергли предания, т.е. существование ангелов и духов, но ессеи верили в будущую жизнь, а саддукеи ее отрицали (осудивший Иисуса Христа Кайфа был саддукеем). Внутри иудаизма выросло христианство, которое позже отделилось и противопоставило себя иудаизму.

Канонизация Танаха в Иудее и диаспоре закончилась в I веке н.э. Был установлен и записан полный канон священных книг иудаизма: Тора, Пророки, Писания; всем мужчинам вменена обязательная грамотность; всем иудеям предписано соблюдать ритуалы и букву закона под страхом смерти. Пятикнижие Моисея, или Тора (евр. «закон»), стала наиболее почитаемой в иудаизме частью Священного Писания. Любое отступление от буквы Торы или неточное исполнение предписываемых законом ритуалов по учению иудаизма влекло за собой наказание (сравни новозаветное: «Суббота для человека, или человек для субботы? »).

Последовавшее вскоре второе восстание против Римской империи (132 -135 гг.) обернулись для иудеев выселением из Иерусалима. В условиях диаспоры (рассеяния), богослужения, которые ранее проводились только в Иерусалимском храме, были заменены собраниями в синагогах, ставших не только молельными домами, но и местом проведения народных собраний. Жречество исчезло вместе с храмом Яхве, руководство синагогами и еврейскими общинами перешло к законоучителям Торы - знатокам Писания и традиций раввинам (учителям). Раввин - это призвание, а не должность.

Талмуд (Учение) - сборник правил поведения и житейской мудрости из 6.000 страниц, был создан в III - V вв. на основе многочисленных комментариев к Торе (ср. «Толковая Библия»), его разделы: «Мишна» («Повторение») и «Гемара («Завещание»). «Мишна» включает в себя «Закон» («Галаха») и «Предание» («Агада»). Талмуд стал основой жизни религиозных общин в диаспоре, помог евреям сохранить нацию в исключительно суровых условиях.

В XII веке сложился образ Яхве (как единого бестелесного вечного Бога-творца, раскрывшегося людям через Моисея и пророков), провозглашены вечность Торы, ожидание мессии, посмертное воздаяние каждому по делам, воскресение из мертвых.

Религиозные праздники. Один из главных обрядов иудаизма - молитва, повторяемая трижды в день. Во время утренней молитвы, кроме суббот и праздников, на лоб и левую руку надеваются оберегающие от злых духов амулеты с вложенными в них написанными на пергаменте цитатами из Торы. Посты устанавливаются в дни покаяния, бедствия и очищения от грехов. Пища делится на дозволенную и недозволенную. Обрезание обязательно. Шаббат (суббота) - время отдыха, в субботу нельзя работать, торговать, разводить огонь, готовить пищу, прикасаться к деньгам, пользоваться транспортом, переносить что-либо в руках.

Новый год считается праздником небесного суда, когда Яхве выносит приговор всему живому. В этот день вытряхивают карманы у реки, тем самым освобождаясь от грехов. Следующие 10 дней называются днями покаяния, в течение которых иудеи усиленно молятся и Яхве определяет судьбу каждого на год, после чего наступает Судный день, день всепрощения (йом-киппур) - суточный пост, символизирующий покаяние.

Пасха (евр. «песах» - переход, перемена места) - праздник начала весны. Первоначально пасха была праздником скотоводов, во время которого совершалось жертвоприношение первого весеннего приплода в стадах, на стол ставились молоко, масло и мясо теленка. При Исааке (благодаря выкупленному у Исава первородству) Пасха стала земледельческим праздником опресноков (пресного хлеба), во время которого стали пить вино вместо молока.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь