Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 5. Возникновение христианства. Иудеи и идумеи. Религиозные партии и евреи рассеивания. Распространение христианства. I-VII Вселенские соборы
Иудеи и идумеи - потомки Иакова и Исава. Во II - I вв. до н.э. Иудея поддерживала дружественные отношения с Римом, но за 60 лет до Рождества Христова среди управлявших ею князей Маккавеев произошел раздор и они обратились за помощью к находившемуся тогда на востоке римскому полководцу Помпею, который занял Иудею, Иерусалим, предоставил Гиркану Маккавею первосвященническое достоинство, титул народоначальника и заставил платить дань Риму. Но реальную власть получил не Гиркан, а преданный римлянам идумеянин Антипатр. Идумеи (народ, происходивший от Исава) сначала жили в горах на побережье Мертвого моря, затем были покорены Давидом, но часто восставали против власти иудеев и подстрекали их врагов к нападению на Иерусалим. Гиркан принудил идумеев исполнять все законы Моисея и с тех пор они составили с иудеями один народ. После смерти Антипатра в 37 году его сын Ирод при содействии триумвира Антония получил титул царя иудейского. С его вступлением на престол царская власть в Иудее отошла от колена Иудина. Ирод, прозванный Великим, расширил пределы Иудеи, восстановил государство, украсил Иерусалимский храм. После его смерти предводители разбойничьих шаек Иерихона присвоили себе царский титул, начались выступления против римлян, поэтому вся власть в Иуде отошла к римским прокураторам. К началу нашей эры много плененных во время многочисленных нападений на Иудею евреев жило вне Палестины, особенно в Александрии. Они занимались торговлей, приобретали богатства, покупали свободу, привилегии и оседали во всех странах Римской империи, включая ее столицу. Религиозные партии и евреи рассеивания. Накануне рождения Иисуса Христа евреи ожидали пришествия царя-освободителя, способного устроить земное царство, явить славу и блеск еврейскому народу. Они ждали Мессию для одних себя, как народа избранного, и не хотели знать Бога в уничиженном состоянии, так как за годы рабства утратили Его понимание. К этому времени в еврейском народе образовались религиозные партии фарисеев, саддукеев, ессеев и ферапевтов. Фарисеи («избранные, отделенные») - партия ревнителей старой веры. Они добровольно налагали на себя посты, часто молились и совершали омовения, полагая, что строгое исполнение предписаний закона особенно угодно Богу и является единственным путем к спасению, отсюда их гордость (самовознесение в самом себе), строгость жизни, святость в глазах общества. Саддукеи - партия богатых и знатных людей, усвоивших греческое образование философов-рационалистов. Среди них было немало первосвященников. Они стремились к рационалистическому пониманию законов Моисея, отвергали устные предания, не придавали большого значения обрядам, отрицали бессмертие души, воскресение мертвых, бытия духовного мира и Божественного Провидения. Ессеи и ферапевты - сектанты. Ессеи посвятили себя служению Богу и образовали подобие ордена из 4.000 человек. Сначала они жили в городах, затем поселились за Мертвым морем. В свое общество ессеи принимали после испытания с обетом никому не открывать его тайн, почитать Бога и любить истину. Ферапевты жили в Египте, толковали и понимали законы Моисея мистически. Усилия тех и других в связи с ожидавшимся скорым явлением Мессии были направлены на внутреннее самоусовершенствование. Самаряне - смешавшиеся (после падения Израильского царства в 722 г. до н.э.) с язычниками палестинские иудеи. Они принимали только пятикнижие Моисея, как единственную книгу закона. Евреи ненавидели самарян и считали их еретиками. У самарян не было такой национальной гордости как у евреев и уверенности в своей святости вследствие происхождения от Авраама. Они видели в Мессии пророка, который должен объяснить закон и научить всему, поэтому стояли ближе к христианству, чем иудеи. Евреи рассеяния, жившие вне Палестины, и, особенно, в городах близких к Риму, сознавали могущество империи и были далеки от мечтаний палестинских иудеев о всемирном господстве. Поэтому они были более подготовлены к принятию Мессии как Искупителя от грехов. Кроме того, постоянно общаясь с язычниками, они были более к ним терпимы и обращали их в иудейство: принимавшие его без обрезания называли пришельцами врат, с обрезанием - пришельцами правды. Распространение христианства. Христос (греч. «Christos» - Помазанник) - имя Спасителя. Христами евреи называли царей, пророков и священников, которых помазывали перед назначением на должность, что означало дарование им Духа Святого. Имя Христос принадлежит Господу Иисусу по всем трем достоинствам: царскому, первосвященническому и пророческому. Родство зародившегося в I веке н.э. христианства с иудаизмом заключается в их обоюдном признании Ветхого Завета священной книгой, различие - Новый Завет (четыре Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Деяния Апостолов; семь соборных апостольских посланий; 14 посланий апостола Павла, Откровение апостола Иоанна Богослова) признается только христианами и является для них главнейшей частью Библии. К концу I - началу II веков, особенно после поражения еврейских восстаний против Рима, разрыв между иудаизмом и христианством оформился окончательно. Зарождение христианства пришлось на период, когда шедшие от прародителей сведения о едином Боге затмились окончательно. Его распространение происходило в условиях падения авторитета языческих религий, боги которых не сумели защитить самих себя. С падением религии началось падение нравственности. Описывая состояние римского общества, апостол Павел отметил, что оно наполнилось неправдой, лукавством, корыстолюбием, злобой, завистью, убийствами, распрями, злонравием, гордостью и другими пороками. Первые христианские общины были немногочисленными, их возглавляли и проповедовали в них апостолы: Анания заложил основание Церкви в Дамаске; Павел - Македонии и Коринфе, Иасон и Сосипатр - Коркире, Марк - Александрии, Филипп - Фригии, Матфий - Синопе, Фаддей - Армении и т.д. В результате их деятельности были устроены христианские церкви во всех крупных и важных городах Римской империи: Александрии, Антиохии, Афинах, Эфесе, Иерусалиме, Коринфе, Риме, Солуни, Филиппах и др. Даже во многих малых городах были устроены христианские общины, как это видно из путешествий апостола Павла. В результате начавшегося в 34 году преследования апостолов, погибли: Иаков Праведный и Иаков Заведеев (Иерусалим), Петр и Павел (Рим), Варфоломей и Иуда (Армения), Андрей (Патрас). В начале II века правитель Вифании Плиний Младший сообщил императору Траяну, что христианство проникло в города, села и деревни, опустели языческие храмы и прекратились языческие праздники. Постепенно во многих общинах появились старейшины - пресвитеры, иногда их называли епископами. Вытесненные правоверными иудеями из синагог христиане собирались в принадлежащих их единоверцам частных домах, а в годы гонений - каменоломнях и подземных катакомбах (по названию римской крепости Катакумб) - последние были везде, даже под столицей Римской империи. Христиане помогали нуждающимся и больным членам общин, тем, кто оказывался в заключении, делая для этого взносы. Время от времени римские власти подвергали христиан гонениям. Особенный гнев вызывал отказ последних участвовать в связанных с культом императора религиозных церемониях, бывших свидетельством политической благонадежности римских граждан. Казненные за веру христиане-мученики были объявлены святыми, так как, следуя Новому Завету («Там, где двое во имя Мое, там и Я между ними»), христиане воспринимали общины не как замкнутые секты, а как всеобщую (вселенскую), духовно связанную с Богом, и, следовательно, непогрешимую церковь (греч. «дом Господа», лат. «круг»). На рубеже II - III вв. была написана история основания всех крупных христианских общин, создававшихся непосредственно кем-то из учеников Иисуса Христа (апостолов), были составлены списки их руководителей. Тогда же началось усиление власти клира (греч. «наследие, жребий, часть, удел»), т.е. церковнослужителей: епископов (греч. «надзиратель»); пресвитеров (греч. «старший»), так в Новом Завете были названы священники; дьяконов (греч. «служитель»). Официально дозволенной в Римской империи религией христианство стало в 311 году. Утверждая веру, менее чем за два столетия погибли причисленные Церковью к лику Святых: мужи апостольские (ученики апостолов) Варнава (Кипр), Дионисий Ареопагит (епископ Афинский), Климент (епископ Римский), Игнатий Богоносец (епископ Антиохийский); епископы александрийские (Александр и Петр), лионские (Пофин и Ириней), антиохийский (Вави-ла), емесский (Силван), карфагенский (Киприан), пергамский (Антипа), смирнский (Поликарп), фиатирский (Карп); христиане Анастасия, Вера, Надежда, Любовь, Игустин Философ, Лаврентий, Сикст (Рим), Екатерина (Александрия), Варвара, Иулиания (Финикия), Памфил (Кесария), Стефан (Иерусалим) и другие. I - VII Вселенские соборы. С IV века христианская церковь начала собирать высшее духовенство и представителей всех местных общин на Вселенские соборы, на которых обсуждались, утверждались или отвергались наиболее важные положения вероучения: о триединстве Бога; воплощении Иисуса Христа; искуплении Им человеческих грехов. Одним из главных противоборствующих направлений в христианстве в это время стало арианство. Проповеди пресвитера (греч. «старший» - священника) александрийской церкви Ария, который предложил упрощенный вариант вероучения, быстро нашли отклик у бургундов, вандалов, готов, свевов и других кочевых народов. Арий объявил, что истинным Богом является Бог-Отец, Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном к Богу-Отцу отношении. Широкое распространение арианства обеспокоило византийского императора Константина, по инициативе которого и был созван в 325 году I Вселенский собор. Утверждая основы вероучения, епископы приняли Символ веры, в котором определили равенство (признаны равными по достоинству) и единосущие (единая суть) Отца и Сына Божия. Учение Ария тем временем продолжало распространяться и в 381 году был созван II Вселенский собор, на котором были сформулированы основы христианской веры в 12 частях: 1) Бог творец мира - первая ипостась Святой Троицы; 2-7) Иисус Христос - рожденный, а не сотворенный; единородный и единосущный Отцу Сын Божий и человек; своей смертью искупил грехи человеческие и открыл путь к спасению; воскрес; вознесся на небо в теле человеческом и снова явится на землю; 8) Дух (евр. «дыхание, ветер, дуновение ветра») Святой - третья ипостась Господа, исходящая от Отца (дар Духа Святого - вдохновение); 9-12) повествуют о роли церкви, таинстве Крещения, будущем всеобщем воскресении мертвых и жизни вечной. Ариане, духоборы (не признавали Богом Духа Святого), евномиане (отказались признать Иисуса Христа Богом), савелиане (утверждали, что лица Святой Троицы - это разные проявления единого Бога) и другие еретики (греч. «человек, следующий правому учению») были согласно Библии отлучены от церкви, и затем, поскольку продолжали упорствовать, преданы проклятью. После раздела в 395 году Римской империи и христианской церкви на Западную и Восточную началось формирование православия и католицизма как самостоятельных учении. Христианство стало господствующей религией на всей территории империи, находившейся под опекой государственной власти. В V - VI веках на III (431), IV (451) и V (553) Вселенских соборах в ходе споров о боговоплощении Иисуса Христа (т.е. соотношении божественного и человеческого начала в Его личности) от имперской церкви отделились христиане Востока: несториане (цареградский епископ Несторий с 429 года утверждал, что Иисус Христос не Бог, а человек, сын Иосифа и Марии, спасающий не искупительной смертью, а примером жизни. Учение Нестория было опровергнуто, сам он отлучен от церкви и умер в 436 году), монофизисты (утверждали, что в Иисусе Христе было одно естество - Божеское, а от человеческого, исчезнувшего в Божестве как капля в море, остался один образ), монофелиты. IV собор утвердил догмат воплощения: Иисус Христос истинный Бог и истинный человек, божество и человечество соединились в нем. V собор обязал изображать Его в человеческом облике, во всей высоте смирения, покорности, страдания и жертвы. На VII Вселенском соборе (787) закончилась борьба против поклонения иконам, было решено изображать священные лица и поклоняться им. Также, на протяжении нескольких веков, происходило формирование семи таинств, во время которых на верующих исходит благодать Божья, и связанных с ними обрядов. Первым в конце V века сложилось таинство крещения, позже - причащения, затем были введены миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь, священство. При крещении, после троекратного погружения в воду с призывом Бога-Отца и Сына и Святого Духа, человек рождается духовно. Во время таинства миропомазания даются укрепляющие в духовной жизни дары Святого Духа; причащения - Тело и Кровь Христа для Вечной Жизни; покаяния или исповеди - отпускаются священником грехи от имени Иисуса Христа. Священство - возложение епископом руки на возводимого в сан священнослужителя. Брак - благословение супружеского союза жениха и невесты. Елеосвящение (соборование) - помазание тела елеем больного с призывом благодати Божьей, исцеляющей душевные и телесные болезни.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы