Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Определение предмета. Мифология. Ранние формы верований. Национальные религии. Мировые религии. Религиозно-философские школы Китая
Определение предмета. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественных сил и трансцендентального (лат. «transcendens» - выходящий за пределы, перешагивающий) бытия. Для нее в равной степени характерны рациональное и чувственное восприятие действительности. Каждая конкретная религия складывалась и изменялась в процессе развития общества, став к настоящему времени относительно самостоятельной сферой духовной жизни. Религиоведение изучает закономерности возникновения и развития религии, ее структуру и функции, а также - мировоззренческие установки, общее и особенное, взаимодействие и противостояние различных религиозных систем. Мифология - архаическая форма мировоззрения, совмещавшая в себе фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Миф (греч. «предание») - сказание о духах, богах, предках, героях. Из отдельных мифов складывались циклы, объясняющие возникновение и состояние мироздания. Мифы этиологические («причинные») объясняли происхождение богов и людей, растительного и животного мира, космогонические (греч. «космос» - порядок) - космоса, астральные - созвездий, героические - повествовали о героях, эсхатологические - о конце мира. Мифы о сотворении мира: до рождения света мир лежал во тьме и был в нем только заключенный в яйце нераскрытой почкой родник Вселенной - Род. Но родил Род любовь (Ладу), ее силой разрушил темницу и любовью мир наполнился. Затем родил царство небесное и землю, отделил океан от небесных вод, свет от тьмы, правду от лжи. Он - что было и чему быть предстоит, что родилось и что родится (славяне); не было тогда несуществующего и сущего, смерти и жизни вечной, ночи и дня. Но было во тьме дышавшее собственной своей сущностью бесформенное единое. Оно было рождено великой силой тепла, затем возникло желание - так свершился акт творения мира (индоарии); мир изначально представлял собой хаос (греч. «беспорядок, неразбериха»), первозданную причину вод. Из первичного земного холма появился бог солнца Ра («создавший сам себя»), выплюнул изо рта бога воздуха и богиню влаги, они родили (произвели на свет) бога земли и богиню неба, которые, в свою очередь, родили Исиду, Нефеду, Осириса и Сета. Хаос (непорядок) превратился в космос (порядок). Эти девять богов стали по очереди править на земле и считались первыми царями (египтяне); в начале существовал вечный, безграничный, темный хаос. Из хаоса возник весь мир и бессмертные боги, Земля (родившая небо, море и горы), Свет и все оживляющая любовь - Эрос (греки); от брака Отца-Неба, появившегося из тумана первобытного мира, с Матерью-Землей в самом глубоком слое Земли была зачата жизнь. Это были существа человеческого происхождения, которые понимали друг друга и обитали в недрах планеты. Мир был пуст до тех пор, пока дети Неба не вывели людей на белый свет, но с этого времени люди перестали понимать друг друга (североамериканские индейцы); божественный мир возглавлял Творец мира. Находясь в недоступных глубинах Вселенной, он сотворил свет, землю и создал людей. Но люди отвергли его наказы и он послал на землю потоп, длившийся 60 дней. Затем вновь сотворил мужчин и женщин парами по всему свету. Пройдет время и Творец мира появится на Земле в образе просветителя для того, чтобы разделить людей на племена и народы, дать им законы, религию, научить полезным занятиям (южноамериканские индейцы). На ранних стадиях общественного развития мифология была тесно связана с религией, затем произошло их разделение, миф мог стать религиозным только в случае включения его в систему обрядов, направленных на установление особых отношений с трансцендентным. Ранние формы верований. К древнейшим культам относятся: анимизм, магия, тотемизм, фетишизм. Культ - особая духовная практика, необходимая для соединения человека с трансцендентным миром. Анимизм (лат. «anima» - дух, душа) - одушевление животного и растительного мира, сил природы, вера в существование добрых и злых духов, обожествление духов умерших предков и поклонение им. Продуктом ранних анимистических верований является магия (греч. «megeia - волшебство) - использование символических предметов, ритуалов с обрядами и заклинаний, направленных на установление контакта с духами умерших предков или сверхъестественными силами. Тотемизм (сев.-индейс. «тотем» - его род) - поклонение одушевленному миру животных и растений, общение с ними, воздействие на тотем магическим способами, чтобы получить искомое (поедание мяса тотема, возможно, переросло в обрядовое поедание жертвенного животного и христианское таинство причащения). Фетишизм (фран. «fetiche» - амулет, идол, талисман) - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства (им приносят жертвы или наносят вред, чтобы заставить исполнить просьбу). Амулетам (араб. «гамала» - носить) приписывается сверхъестественная способность охранять владельца от болезней и несчастий (ср. - поклонение черному камню в Мекке, чудотворным - намоленным иконам и мощам святых в христианстве). Национальные религии - иудаизм (XV в. до н.э.), джайнизм и парсизм (VI в. до н.э.), индуизм (IV век н.э.), синтоизм (VI), сикхизм (XV). Иудаизм - самая древняя из существующих сегодня религий, определяющая на протяжении 4.000 лет уклад жизни евреев. Название происходит от племени Иуды, самого многочисленного среди 12 еврейских колен (родов). Джайнизм - религия последователей кшатрия Вардхмана (Джина Махавира). Джайнская община составляет сегодня менее 1% населения Индии, но, занимаясь в основном финансовой и предпринимательской деятельностью, играет заметную роль в экономической жизни страны. Парсизм - религия последователей зороастризма, которых в Индии называют парсами, в Иране - гебрами. Последователей парсизма в мире 150.000, из них: в Индии - 100.000, Иране - 50.000. Джайнизм и парсизм возникли одновременно в VI веке до н.э. Индуизм - индийская религия, вобравшая в себя многие древнеиндийские культы. Главные боги - Шива (воплощение космической энергии), Брахма (бог-творец, созидатель Вселенной), Вишну (хранитель мирового порядка). При отсутствии церкви общим для индуистских сект является учение о долге, поступках, не причинении вреда живым существам, обряд поднесения цветов и плодов богам. В мире насчитывается более 700 млн. последователей индуизма, которые проживают исключительно в странах Южной Азии, прежде всего - Индии (83% населения), а также - королевстве Непал. Синтоизм - древняя японская религия главными составляющими которой являются культ предков (синто) и обожествление духов (ками). Пантеон божеств состоит из представителей царского клана и предков родов, занимавших ведущее место в японском обществе в период оформления религии. Сикхизм - монотеистическая религия Индии, возникла на стыке индуистской и исламской культур в долине пяти рек («пандж аб»). Основатель - гуру Нанак (1469 - 1539), его последователи стали называть себя сикхами - учениками. Мировые религии - буддизм (VI век до н. э.), христианство (I век н.э.), ислам (VII век н.э.). Буддизм возник в древней Индии в середине I тысячелетия до н.э.. Центральной идеей учения является освобождение человека от земных страданий. Единственный путь к их прекращению состоит в достижении нирваны - состояния постепенного угасания, затухания жизни и стремления к ней. Получил распространение в Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Сегодня в мире насчитывается около 700 млн. последователей буддизма. Христианство - религиозное учение, основанное в Палестине последователями Иисуса Христа в I веке н.э. Христами («помазанниками») евреи называли царей, пророков и священников, которых помазывали перед назначением на должность, что означало дарование им Духа Святого. Христиан в мире около 1 миллиарда. Основные положения христианства записаны в Библии (греч. «книга»), которая состоит из Священных книг Ветхого и Нового Завета. Книги Ветхого Завета составлены евреями в XI - I вв. до н.э., содержат в себе историю еврейского народа, религиозные предписания, нравственные и юридические заповеди (приказы), псалмы (греч. «религиозные песнопения»), притчи (поучения, нравоучения), пророчества (предсказания). Основные книги Нового Завета - четыре «Евангелия» (греч. «радостная весть»), написаны в I веке н.э., деяния и послания апостолов, откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) - позже. Ислам (араб. «покорность») основан в VII веке н.э. в Аравии пророком Мухаммедом. В VII - VIII веках сложились нормы шариата (араб. «надлежащий путь»), согласно которым соблюдение молитв и постов стало обязательным, все остальное - возможным, за исключением алкоголя, свинины, азартных игр, ростовщичества, колдовства. Мусульман в мире около 1 миллиарда. Мусульмане (араб. «приверженцы ислама») признают абсолютную власть Аллаха, воля которого навечно предопределила судьбу каждого человека. Основные положения ислама записаны в Коране (араб. «чтение»), имеющем много общего с Ветхим Заветом. Повторяя его изложение до изгнания Адама и Евы (Хавы) из рая, Коран свидетельствует, что земная жизнь - суета, поэтому не следует забывать о душе, о том, что ожидает человека в день Страшного суда. Пять столпов ислама: признание Аллаха единственным Богом и Мухаммеда посланником Его; совершение пятикратной молитвы (намаза) в течение дня; паломничества (хаджа) в Мекку и Медину; соблюдение поста (Рамадан); передача части дохода бедным (заклят). Направления - сунниты, шииты. Сунниты наряду с Кораном признают Сунну «Связанное Предание» и полагают, что после смерти пророка Мухаммеда посредничество его потомков между Аллахом и людьми невозможно, поэтому стать главой государства может любой мусульманин. Шииты признают только наследственную власть потомков Мухаммеда. Религиозно-философские школы Китая: даосизм (VI век до н.э.), конфуцианство (VI век до н.э.). По преданию, тайны даосизма, истоки которого теряются в шаманизме и магии, открыл Желтый император (Хуан-ди). Основы учения изложены в трактатах «Даодэцзин», «Лэ-цзы», «Чжуан-цзы», «Хуайнань-цзы». Конфуцианство - этико-философская часть религиозно-философских учений Китая, Кореи и Японии. Основоположник - Кун Цзы «Учитель Кун» (VI - V вв. до н. э.), основные положения изложены в трактате Лунь Юй «Беседы и суждения».
Тема 2. Древневосточные религии. Ведическая литература. Брахманизм. Буддизм. Джайнизм. Индуизм. Даосизм. Конфуцианство
Ведическая литература: Веды (Атхарва-Веда, Риг-Веда, Сама-Веда, Яджур-Веда), Араньяки, Брахманы, Упанишады. Основы древнеиндийской религиозной философии заложили представители хараппской культуры (IV - середина II тыс. до н.э.), исчезнувшей в результате землетрясения, потопа или нашествия кочевников ариев. С того времени сохранилось почитание животных и растений, а также представление о противоречивой жизненной энергии, способной либо обеспечить продолжение рода и процветание, либо приносить бедствия и несчастья. В конце II - начале I тыс. до н.э. появились написанные на санскрите (букв. «очищенный, обработанный») и наполненные божественным откровением состоящие из четырех книг Веды (букв. «знание»): Риг-Веда - книга гимнов (Риг-Веда: «Небо и Земля очищают друг друга сами собой»), Сама-Веда - сборник ритуалов и песнопений, Яджур-Веда - молитвенные формулы для совершения жертвоприношения, Атхарва-Веда - сборник песнопений и заклинаний, остающиеся до сегодняшнего дня основными священными книгами индуизма. Каждая Веда имеет ритуальные комментарии - Брахманы, написанные с целью пояснения текстовых неясностей. Позже появились посвященные различным вопросам ведической теологии религиозно-философские комментарии - Упанишады «Сокровенные знания» (Упанишады: «Любовь, вера, стыд и страх - все это разум»; «Образ ложится на сердце и дает основание вере»), а также соединившие ритуальную и философскую стороны Араньяки. Таким образом ведическую литературу составили веды (самхиты) и толкования к ним (брахманы, упанишады, араньяки). С целью религиозного обучения на основе ведической литературы были созданы краткие руководства - сутры. Знание Вед считалось обязательным, так же, как принесение жертв богам, помощь страждущим, гостеприимство, кормление животных и птиц. Философские трактаты содержатся также в состоящей из 107.000 двустиший Махабхарате (Махабхарата: «У кого богатство - у того друзья и родственники»; «Этот и тот свет не для бедняка») и в четыре раза меньшей по объему Рамаяне, которые рассматриваются в качестве руководства при решении спорных религиозных или философских вопросов. Герои этих произведений - Кришна и Рама включены в пантеон индусских богов как аватары (воплощения) бога Вишну (ведических богов много, иерархии среди них не существует, верховным богом является тот, к которому в данный момент направлено обращение). Веды, Махабхарата и Рамаяна стали энциклопедиями индийской народной мудрости, Брахманы, Упанишады и Араньяки - основой появившегося в I тыс. до н.э. нового религиозного течения - брахманизма (Веды, Атхарваведы, Брахманы, Тхарагатхи: «Умный утешается настоящим»; «Рассудок и отвага познаются в беде»; «Кто не отвечает ударом на удар, тому завидуют боги»; «Сила добродетельного человека в милосердии». Дхаммапада “Стезя добродетели”: «То, что хорошо и полезно, делать трудно»; «Доверие - лучший из родственников»; «Чужие грехи рассеивают как шелуху, свои скрывают»; «Добрые сияют издалека»). Брахманизм. Согласно новой космогонической теории творец вселенной Брахма родился из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделила яйцо на небо и землю. Затем были созданы вода, огонь, воздух, звезды, боги, время, люди, животный и растительный миры. Страдания людей брахманизм объявил несущественными, поскольку мир - это иллюзия. Реальностью является только мировой дух. Со смертью человека его душа переселяется в человека, животное, растение. Цепь перерождений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы (санскр. «деяние, поступок»). Карма способна привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе и наоборот. Теория перерождения - сансара (санскр. «блуждание, переход, перевоплощение души или личности»), является ключевым элементом брахманизма. Буддизм. Одна из трех мировых религий, зародилась вVI в. до н.э. Ее основатель - принц Сидхартха Гаутама - после долгих лет аскетизма впал в нирвану и стал Буддой (санскр. «просветленный, осененный истиной, пробужденный к новой жизни»). Жизненный путь Будды, включающий рассказы о происходивших с ним событиях во время земных воплощений, предшествовавших рождению в виде принца Сиддхартха Гаутамы, описан в джатаках (Джатаки: «Чистых сердцем не склоняй к дурным поступкам»). В III в. до н.э. Ашока Маурья провозгласил буддизм государственной религией. За годы его правления были построены 80.000 ступ (санскр. «куча земли, камней»), множество пещерных храмов и монолитных (греч. «моно» - один, «литос» - камень) столбов - стамбахов, весом 50 тонн и высотой 50 метров. В I - II вв. н.э. указавший путь к спасению и первым вошедший в нирвану гуру (учитель) Будда, окончательно превратился в божество, было создано учение о рае и аде, сформирован культ святых, достигших ступени Будды, но временно не вошедших в нирвану ради помощи людям. Однако господствующей религией в Индии буддизм не стал. Главной причиной явился отказ буддистов, проповедовавших право каждого на спасение души, признать деление общества на варны (санскр. «качество, цвет») - касты (порт. «чистый»), дававшие право на спасение только брахманам и кшатриям. (Будда: «Только та победа является настоящей, которая всех делает победителями и никого побежденным»). Будда, в отличие от Иисуса Христа и Аллаха, не является творцом мира и не может прекратить теряющуюся в бесконечности цепь перерождений (остановить колесо сансары). Он только наставник многочисленных богов - бодхисатв, которые не становятся Будами ради помощи людям, желающим утвердиться на пути к нирване (состоянию запредельного блаженства), которая не является ни бытием, ни небытием. Будда пребывает в нирване, рождается и умирает по собственному усмотрению. Бытие имеет 31 ступень: 31 - 28 ступени представляют собой мир бесформенного духа пустоты - «космического тела Будды»; 27 - 12-я - мир духовный, 11 нижних - связанные с кармой кармалоки. На верхних ступенях бытия - блаженство, на нижних - ад. Время существования мира определяется космическим циклом в 4, 3 миллиона лет (о подобном же цикле в 5 млн. лет говорится в культуре ольмеков), после чего Вселенная сгорает и восстанавливается вновь. Причиной ее гибели буддизм называет критическую массу грехов человеческих (возможно - движение Солнечной системы к сверхгигантским звездам, скоплениям звезд, центру Галактики). Время же существования самого бытия, согласно фундаментальной ценности буддизма («Только та победа является настоящей …»), теряется в бесконечности. В Китай буддизм проник в III в. до н.э., в VI веке н.э. приобрел статус государственной религии. Тогда же в результате влияния китайской культуры на заимствованный индийский буддизм была создана школа чань (кит. «созерцание, медитация») - буддизма. Ученики этой школы проповедовали взгляд на мир как совершенное целое и обещали возможность спасения всех в этой жизни. Не требуя знаний сутр и исполнения религиозных обрядов, они призывали думать о Будде, утверждая, что постоянные мысли о нем и произносимое с верой имя способны переродить человека (путь к вере лежит через освобождение разума). Джайнизм зародился вVI в. до н.э., его основателем стал кшатрий (князь, воин) Вардхаман, ставший на 13-й год аскетической жизни Джином Махавиром (Джином-победителем), отсюда название течения - джайнизм. Но составить конкуренцию буддизму и возникшему позже индуизму джайнская община не смогла и с первых веков н.э. началось массовое обращение ее членов в индуизм. Буддизм и джайнизм внесли в религиозную философию Древней Индии понятие нирваны (санскр. «угасание», «свобода от путины желаний»). Нирвана - вечное блаженство, достижение этого высшего состояния души возможно через самоусовершенствование, а также крайний (джайнизм) и умеренный (буддизм) аскетизм. Индуизм. В IV - V вв. н.э. был составлен с использованием многих из перечисленных выше элементов брахманизма (Дхамапада: «Брахман тот, для кого не существует берегов») и буддизма комплекс религиозных верований, получивший название индуизма. Его основой стали Веды, учения о карме, сансаре и кастах. Главная роль в индуизме принадлежит трем ипостасям единого безличного космического начала - брахмана, основные функции которого выполняют три бога: Брахма - бог-создатель Вселенной, Вишну - сохранитель всех миров, Шива - их разрушитель. Даосизм - философское учения Древнего Китая, которое возникло в период воюющих государств в VI - III вв. до н.э. Основатель даосизма Лао Цзы «Старый Учитель» (VI - V вв. до н. э.) считается автором трактата Даодэцзин («Канон о пути и добродетели»), в котором изложены основные положения учения (Лао Цзы: «Познай начало и путь древности и увидишь путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню»). Дао - источник всего сущего, субстанция, от которой произошел мир. Первоначально представлял собой энергетически емкую пустоту, универсальный закон существования мира, путь, по которому должен идти человек. Дэ - энергия, благодаря которой Дао преобразовался в окружающий мир. Цзин - учение. Познать Дао и получить Дэ можно только соблюдая законы даосизма и безоговорочно подчиняясь священной особе императора, поскольку через него на Китай и все человечество исходит животворящая сила космической энергии. Дэ продлевает физическую жизнь человека. Чем ближе человек к императору, тем больше Дэ переходит к нему, поэтому древние китайцы и назвали свою страну Поднебесной империей. У древних даосов не было учения о бессмертии души, так как до Китая оно дошло с большим опозданием, но они верили в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Реальная жизнь считалась основной и единственной жизнью, ее следовало ценить и устроить как можно лучше в соответствии с заповедями мудрецов древности. Олицетворением счастья в Древнем Китае были долголетие, богатство, здоровье, доброта и естественная смерть. Счастье являлось наградой за терпение и труд (Тао Юань Минь: «Хочу чтоб мои родные собирались под одной крышей, дети и внуки спешили друг другу на помощь, в кувшине не кончалось вино и музыка пребывала со мной, хочу наслаждаться радостью жизни, раньше ложиться и позже вставать. Не хочу одного - знать старости»). Согласно учению даосов материя является строительным материалом мира, в котором все взаимосвязано. В результате ее круговорота в природе человек после смерти воплощается в камень дерево, часть животного, другие формы жизни или явления природы. Законы природы, мировой порядок, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, покой, который предполагает, прежде всего, освобождение от желаний, страстей и пассивность, должен стать главным принципом его (человека) жизни (Даодэдзин: «Возвращение к своему корню, природе - это возвращение в вечное, поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности»). В начале нашей эры на базе философского даосизма возник даосизм религиозный, суть которого была сведена к следующему: жизнь - иллюзия, смерть - возвращение к дао, дао - бытие бессмертной души. Утверждая веру в бессмертие души, даоские монахи прибегли к астрологии, демонологии, колдовству и шаманству - предсказывали судьбу, гадали, изгоняли злых духов, продавали заклинания и амулеты, указывали свободные от злых духов места для строительства, совершали обряды на похоронах, определяли благоприятное время для важных дел. Конфуцианство - философское учение Древнего Китая, которое возникло в период воюющих государств в VI - III вв. до н.э.Основоположником конфуцианства был Кун Цзы «Учитель Кун» (VI - V вв. до н. э.), основные положения учения изложены в трактате Лунь Юй «Беседы и суждения». Конфуций не проявил интереса к философским проблемам бытия, его учение - это свод правил о том, как вести себя в обществе и как управлять людьми. Основное правило: «Не желай другим того, чего не желаешь себе». Основные принципы: будь человечным, избегай крайностей, слушайся старших по возрасту и званию, подчиняйся императору. (Лунь Юй: «Люди в древности не любили много говорить, так как считали позором для себя не поспевать за собственными словами»; «Когда не знаешь слов, познать людей нечем»; «Добродетель не останется в одиночестве, у нее обязательно найдутся соседи»; «Слушать злых людей - начало злого дела»). Согласно учению подчиненный должен был постоянно учиться и самосовершенствоваться, проявлять старание в работе, быть лояльным к руководителю. Руководитель должен быть благородным и амбициозным, ставить высокие цели, обладать необходимыми знаниями, заботиться о личном благосостоянии подчиненных, предпочитать убеждение и личный пример принуждению, делать только добро окружающим, быть патриотом и подчиняться императору (Кун Цзы: «Если власть не будет алчной, то и люди не станут воровать». Лунь Юй: «Хорошо там, где пребывает милосердие»). Во II - I вв. до н.э. конфуцианство стало обожествляющей и освящающей власть императора государственной религией. В ее пантеон вошли: император, его умершие предки, боги солнца, луны, грома, дождя, ветра, войны, огня, Конфуций, обожествленные исторические личности, духи земли, рек, духи покровители городов. Функции верховного жреца выполнял император. Знание конфуцианской литературы стало главным условием приема на государственную службу. Нарушителей конфуцианских заповедей казнили, либо превращали в государственных рабов вместе с членами их семей.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы