Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 8. Католицизм. Особенности вероучения. Церковная организация. Борьба за святые места в Палестине



 

Католицизм является крупнейшим направлением в христианстве. Он преимущественно распространен в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Польше, Португалии, Словакии, Франции, Чехии), США и Латинской Америке. Католицизм исповедует часть населения прибалтийских государств (Литвы, юго-востока Латвии), западных областей Белоруссии и Украины. Всего католиков 580 - 800 миллионов.

Истоки католицизма - небольшая римская христианская община, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался в III - V веках, особенно с разделением Римской империи на Восточную и Западную в 395 году. Начало разделению христианской церкви на православную и католическую было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире.

Особенности вероучения. Основы вероучения изложены в Священном Писании и Священном Предании. Церковь рассматривает в качестве канонических (греч. «правило, руководство») все книги, включенные в латинский перевод Библии - Вульгату (лат. «общенародная»). Правом толкования текстов Библии наделяется только духовенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, суждения римских пап по церковным и мирским проблемам (в православии - только первых семи Вселенских соборов). Следуя Никео-Цареградскому символу веры (краткому изложению учения о том, во что должен верить христианин), другие решения первых семи соборов. Но в VI веке было принято дополнение к символу веры о схождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. «filoque» - и сына). В XI веке оно было окончательно принято католической церковью, в результате чего произошедший в IX веке разрыв между западной и восточной Церквями обернулся расколом христианской Церкви на католическую (всеобщую, вселенскую) и православную (правильной веры).

Спасение людей осуществляется благодаря наследию дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Распоряжается этим сокровищем Папа Римский, распределяет среди нуждающихся Церковь, т.е. отпускает грехи и дарует прощение кающимся. Отсюда же отпущение грехов за какие-либо заслуги перед церковью, сокращение Папой срока пребывания души в чистилище.

Католицизм признает семь таинств: крещение, миропомазание (лат. «конфирмация» - утверждение, укрепление), священство, брак, покаяние, причащение (греч. «евхаристия» - благодарение), соборование (совершаемое над больным человеком). Конфирмация (первое причащение) проводится в семь лет. При этом подросток получает еще одно имя, которое выбирает сам, и вместе с именем - святого, образу жизни которого он намерен следовать. Во время богослужений применяется органная музыка и пение.

Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада, католическая церковь приняла положение о чистилище - промежуточном месте, где души грешников, на которых не лежат смертные грехи, горят в очищающем огне и затем получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами, которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Католики особо почитают Богородицу - Деву Марию. В XIX веке был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в XX - о телесном вознесении Богоматери, согласно которому Пресвятая Богородица Приснодева («присно» - всегда) была взята на небо с телом и душой. В 1954 году был установлен специальный праздник в Ее честь.

В католицизме существует культ (особая духовная практика, необходимая для соединения верующего с высшим миром) ангелов, святых, икон, реликвий; проводится канонизация (причисление к лику святых) и беатификация (возведение в ранг блаженных).

Рождественский пост (адвент) начинается 30 ноября. Рождество Христово отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре, днем, что символизирует рождение Христа в Отце, Богоматери и душе верующего. Богоявление называется праздником Трех царей. В этот день в храмах совершаются молебны: Иисусу Христу приносят в жертву золото - как царю, кадило - как Богу, миро (благовонное масло) - как человеку. Существует, также, ряд специфических (англ. «specific» - особый, характерный) праздников: Сердца Иисуса, Сердца Марии, Тела Господня и др.

Церковная организация. Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является Папа Римский. Особый статус Римских Пап обоснован наследованием власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру (Библия: «Что свяжешь на земле, то будет связано и на небе; что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небе»), бывшему первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов (большинством голосов в 2/3). Согласно догмату (греч. dogma - линия) католической Церкви, принятому I Ватиканским собором в XIX веке, Папа является непогрешимым в вопросах веры и нравственности. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Международный центр римско-католической церкви и резиденция Папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (1.000 подданных) расположено на холме Монте-Ватикано (отсюда и название), имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с большинством государств мира. В центральной части Ватикана собор Святого Петра, окруженный капеллами и дворцами. Здесь же находится уникальная библиотека и музеи.

Посредством римской курии - центрального административного аппарата - Папа руководит действующими по всему миру церковными и мирским организациями католической Церкви. Римская курия включает в себя госсекретариат, 9 конгрегации (курирующих различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала, 3 канцелярии. По решению II Ватиканского собора при Папе действует с совещательным голосом Церковный Синод (греч. «временное собрание»), созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, представители национальных епископских конференций (англ. «conference» - совещание), монашеских орденов, персонально назначаемые папой лица. Часть кардиналов постоянно пребывает в Риме, где возглавляет папские учреждения, другие руководят местными церквями по всему миру.

По католической иерархии есть три степени священничества: диаконы, священники, епископы. Епископов назначает Папа. Священников в католической Церкви свыше 400.000. К числу особых обязанностей католического духовенства относится соблюдение безбрачия (целибат). Каждодневная одежда католического священника - длинная черная сутана со стоячим воротником, епископа - сутана фиолетового цвета, кардинала - пурпурного, Папы - белого. Знаком высшей духовной власти Папы является позолоченный головной убор - митра, которую он одевает во время богослужений. Знак высшей земной власти - тиара - надетые на митру три короны, символизирующие судейскую, законодательную, священнослужительную власть. Тиара изготовлена из драгоценных металлов и камней, венчает ее крест. Надевают тиару Папы только в исключительных случаях: во время коронации и больших церковных праздников. Отличительная деталь папского одеяния - палий - широкая белая лента с нашитыми крестами из черного сукна. Один конец палия спускается на грудь, другой - на спину.

Важное место в Церкви занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Монашеские объединения специализируются на миссионерской деятельности и благотворительности. Наиболее влиятельные монашеские ордена: доминиканцев (основатель - испанский священник Доминик (1170 - 1221), францисканцев (основатель - странствующий проповедник - Франциск (1182 - 1226), иезуитов (основатель - испанский дворянин Игнатий Лойола (1491 - 1556). Существуют также объединения священников и мирян. Самое могущественное из них - «Opus Dei» («Божье дело»), насчитывающее 72.000 членов в 87 странах мира. Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают высокие посты в правительственных учреждениях и средствах массовой информации.

На II Ватиканском соборе в 60-е годы XX века католическое духовенство приняло положения, направленные на упрощение обрядов и богослужений: было разрешено сочетать латинские богослужения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах; проводить богослужения на национальных языках; использовать при отправлении обрядов национальную музыку. Духовенство, руководители орденов, светских католических организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных центров, действующих, главным образом, при учебных заведениях, монастырях. Обновляются катехизисы (греч. «устное наставление в вере»), содержащие в форме вопросов и ответов изложение основных положений христианской веры и морали. В настоящее время преподаванием катехизисов в различных странах мира заняты свыше 300.000 человек. За пределами Европы католицизм распространяется миссионерами, католические миссии находятся в большинстве стран мира.

Борьба за святые места в Палестине. Кроме орденов монашеских в католической Церкви в средние века появились духовно-рыцарские (монашеско-мирские) ордена. Поводом к их появлению стали крестовые походы. Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры. Задолго до первого крестового похода граждане Амальфы основали (1048 г) в Иерусалиме странноприимницу Св. Иоанна Крестителя для бедных и больных пилигримов. При ней было устроено братство, главной обязанностью которого был уход за больными. В 1118 году дополнительной обязанностью стала вооруженная защита пилигримов, которая вскоре стала главной. Иоанниты разделилась на три части: рыцарей, священников, служащих. Орден возглавил гроссмейстер. Население Европы приветствовало создание ордена, который, благодаря пожертвованиям, вскоре стал богатым собственником во всех христианских странах. После завоевания Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились на остров Родос, затем на остров Мальту и стали называться мальтийцами.

Одновременно в Иерусалиме был основан орден тамплиеров. Девять французских рыцарей под начальством Гугона де Пайена создали общество, взявшее на себя монашеский обет и обет защищать пилигримов. Иерусалимский король подарил рыцарям часть своего дворца, построенного на месте храма Соломона, поэтому они и получили название тамплиеров (храмовников). Устройство ордена было как у иоаннитов и к нему также стали стекаться в виде пожертвований большие богатства. После падения Иерусалима тамплиеры жили в богатых поместьях Западной Европы, в основном во Франции. В начале XIV века французский король при содействии зависимого от него, проживавшего в Амьене Папы, ликвидировал орден и конфисковал его богатства.

После завоевания Иерусалима арабами святые места оставались в едином владении христианской Церкви, при крестоносцах отошли к католической Церкви, патриарх был изгнан. Султан Саладин вернул в 1187 году святые места православным и восстановил патриарха. В XVI веке, воспользовавшись тем, что все православные монахи ушли в Иерусалим, францисканцы, подкупив турецкого судью, заняли Вифлеемский храм. В конце века богатый католик заплатил турецким судьям 6.000 золотых, чтобы отнять у православных Голгофу, но православные дали вдвое больше и ее удержали. В первой половине XVII века католики, подкупив визиря, овладели храмом Воскресения, Гробом Господним и Голгофой, но православные вскоре вернули не только их, но и Вифлеемский храм. В конце века Турция по Карловацкому миру отдала Святые места католикам. Они разрушили иконостас в Вифлеемском храме и престол православных в храме Воскресения. В середине XVIII века католики ограбили все православные храмы в Иерусалиме, но по решению султана Османа III Святые места были возвращены православным. В 1808 году сгорел храм Воскресения над Гробом господним, две трети собранных на его восстановление денег ушло на подарки турецким чиновникам. В 1811 году католики получили исключительное право на владение Святым Гробом, но в 1820 году право на него православных было восстановлено.

 


Тема 9. Философия католицизма. Христианская философия в эпоху поздней античности. Схоластика. Философия Фомы Аквинского. Современная теологическая философия. Христианство о бытии, происхождении человека, познавательных способностях человеческого разума

 

Христианская философия в эпоху поздней античности. Распространяясь среди евреев Палестины, христианство уже в первые десятилетия нашей эры завоевало приверженцев среди других народов восточного Средиземноморья. Космополитизм эллинов, сменивший вскоре национальную богоизбранность евреев, заложил основу второй после буддизма мировой религии. К началу II века, в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима, разрыв иудаизма с христианством оформился окончательно. В эпоху поздней античности кесарийские, малоазийские и североафриканские богословские школы, святые отцы церкви Василий Великий (330 - 378), Григорий Нисский (ум. 394), Григорий Чудотворец (ум. 270), Иоанн Златоуст (347 - 407), Кирилл Иерусалимский (314 - 386), Августин Блаженный (353 - 430) и др. расширили христианское вероучение и заложили основы католицизма, теократии (греч. «теос» - бог, «кратос» - власть) и средневековой схоластики.

Согласно учению Августина Блаженного созданный Богом мир является подтверждением того, что Бог существует. Бог творил мир в прошлом, творит его в настоящем и будет творить в будущем. Для того чтобы познать мир достаточно человеческого знания, но истинное неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

История общества и жизнь человека протекают в борьбе земного с божественным. Государственная власть погрязла в грехах и язычестве, но она необходима, так как большинство людей далеки от Бога. Она будет существовать и далее, но короли и императоры должны подчиниться Папе Римскому и выражать волю христианской церкви. Церковь - единственная сила, способная объединить мир, так как священнослужители объединены в Церковь и близки к Богу. Бедность и подчинение народа не угодны Богу, но пока эти явления существуют, с ними надо мириться и надеяться на лучшее. Тем более, что путь человека к счастью не закрыт, поскольку счастье состоит в поиске ведущих к праведности истин, праведники же в награду от Бога получат жизнь вечную.

Схоластика (англ. «school» - школа) - богословско-философская наука средневековья, целью которой являлось объединение веры и знания, христианского вероучения и философии. Библия давала материал для богословия, философия - форму. Характерной чертой схоластики являлось то, что истины Откровения должны были оставаться неприкосновенными, философии следовало привести их в систему, найти им подтверждение и не более, отсюда и высказывание - philosophia theologiae ancilla (лат. «философия прислуга богословия»).

Делом философии было, прежде всего, создание стройной богословской системы, т.е. исследование всех отдельных пунктов вероучения с позиции pro (лат. «за») и contra (лат. «против»), их объяснение и доказательство, приведение в единое целое и последовательное изложение. Рассматривая при этом множество связанных с вероучением, но не затрагивающих его основ вопросов (например: «Как могли все люди согрешить в Адаме? », «Почему Бог стал человеком? »), схоласты достигли высот утонченного диалектического остроумия, отличились необыкновенной производительностью невероятных умозаключений и предположений.

Главная заслуга схоластики состоит в том, что она своими исследованиями и доводами дала христианскому вероучению ясность, точность и определенность, привела его в порядок и систему. Вместе с тем, множеством курьезных вопросов и нелепых доказательств, ловкостью и изворотливостью в диалектических спорах, запутанностью не соответствующих важности дела дроблений и подразделений большинства богословских систем она вовлекла в обсуждение богословских вопросов множество до того абсолютно индифферентных (англ. «indifferent» - равнодушный, безразличный) к ним людей, возродила интерес к образованию, породила - к богословию (сегодня только в Риме и его окрестностях действует около 50 исследовательских центров и католических вузов, 14 из которых имеют статус папских университетов).

Философия Фомы Аквинского (1225-1274). В XIII веке приведенное Августином Блаженным доказательство существования Бога, выводимое из существования Его творения - окружающего мира, стало недостаточным, поэтому Фома Аквинский привел пять дополнительных доказательств:

всё движущееся двигает кто-то и этот кто-то - Бог;

причина всего существующего Бог;

поскольку существует необходимость, необходимостью является Бог;

поскольку существуют степени совершенства, существует и абсолютное совершенство - Бог;

всё сущее имеет смысл, следовательно, существует Бог, который придает смысл всему.

Согласно учению Фомы Аквинского всё в мире обрело существование по воле Бога, поэтому назначение вещей известно только Ему; вещи существуют в Его сознании в виде мысли, т.е. первоначально нематериальны; Бог может изменить сущность вещи и может прекратить её существование (отсюда идея Божественного замысла в католицизме и промысла Божьего в православии).

У Фомы Аквинского нет деления мира на идеальный и материальный, материя и сознание - это единое целое живого Бога. Разумом можно познать многое, но основополагающие вопросы бытия, такие как триединство Бога, сотворение мира, первородный грех, можно познать только через доступное верующим Божественное откровение (веришь - поймешь, в противном случае не трать напрасно время). Следовательно, вера - первична, а противоречащие ей знания - неистинны. Таким образом, Фома Аквинский логически доказал всемогущество Бога и зависимость от Него всего сущего, преимущество идеи над материей, истинность знания соответствующего вере и поставил философию в подчиненное положение к теологии.

Николай Кузанский (1401 - 1464) подтвердил сказанное Фомой Аквинским, но, заключив Вселенную в Боге и отождествив ее с Ним, раздвинул границы Бога и Его творения до бесконечности. Признавая Бога как высший разум и мастера бытия, в развитии человеческого общества, тем не менее, Ему отказал, связывая их только с естественными причинами. Его антиклерикализм (греч. «анти» - против, греч. «клирик» - принадлежащий к церковнослужителям) оказал существенное влияние на распространение антирелигиозных настроений в Европе, Америке и России.

Современная теологическая философия занимается исследованием бытия Творца и человека, рассматривая существующие в мире проблемы через призму христианской религии, т.е. реалий христианского мира. Папа Римский Иоанн Павел II отметил, что главная цель теологии - помочь каждому конкретному человеку раскрыть смысл и проблемы его бытия, открыть вечные истины и ценности современного мира, понять их и синтезировать.

Неотомизм (лат. «neo» - новый, «thomismus» - учение Фомы Аквинского) - наиболее авторитетное течение современной теологической философии. В основе неотомизма лежит учение Фомы Аквинского, его главные принципы остались без изменения:

единство веры и знания. Согласно данному принципу истины веры и разума не противоречивы и взаимно дополняют друг друга в познании Бога, человека и мира; логическое понимание сущности вещи не противоречит ее духовному пониманию; разница в пути познания мира заключена в самом человеке. (Библия: «Ухо у них необрезанное, и они не могут слушать», Сир. 6: 10, ожесточился человек, не способен прислушаться к голосу собственного сердца);

преимущество веры перед знанием. Согласно данному принципу в ситуациях, когда знания противоречат вере, делай то, к чему лежит душа твоя. (Библия: «Во всяком деле верь душе твоей и это есть соблюдение заповедей», Сир. 32: 24).

Отличие неотомизма от предыдущих теологических учений заключается в том, что исследования бытия Бога уступили место исследованиям проблем бытия человека. Человек в понимании неотомистов - побуждаемый Богом к творчеству архитектор своего бытия (Библия: «Думы мои - достояние сердца», Иов. 17: 11). В результате общество должно достигнуть состояния, непохожего на все известные (в вечности оценки может не быть, поскольку она начинается с ограничений), а человек - индивидуальности (Библия: «Много у Господа скрытых, сокровенных и других и идут они разными путями»).

Персонализм - направление теологической философии, исследующее процесс становления личности. Согласно данному учению стремление человека к Богу, добру и совершенству ведет либо к персонификации личности в вечности (Библия: «Побеждающему дам камень и имя не нем»), либо к индивидуализации ее через осознание своей уникальности (Библия: «Мудрость человека в годах и его сердце», Иов. 12: 12).

Бытие. Религия (лат. «благочестие, святость») поделила мир на три части: небесный, земной и подземный. Согласно политеистической религии - в центре Вселенной находился мир богов, бессмертие которых прекращалось с концом мира, на земле - мир людей, под землей - царство мертвых. Оказаться причисленным к миру богов человек мог только благодаря героизму или таланту (обманувший смерть и ставший бессмертным Сизиф был обречен на бесконечную, тяжелую и бессмысленную с точки зрения человека работу). В мировых монотеистических религиях возможность устроить свой внутренний мир и приобщиться к Богу получили все верующие. Человек стал абсолютной ценностью, а любовь к Богу и людям - первой и главной заповедью (Библия: «Иисус сказал: возлюби Господа Бога … и ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», Мф. 22: 37-40).

Бытие в христианстве имеет девять уровней: семь небесных («На седьмом небе от счастья»), земля, ад. На небе под управлением архангела Михаила обитают девять ангельских чинов:

высший ангельский лик представляют самые близкие к Богу три ангельских чина (чин - это ангелы одного достоинства): шестикрылые серафимы (араб. «шуруфа» - высокий, знатный, благородный), херувимы (евр. «телец») и престолы («Тебя там встретит огнегривый лев, а так же вол наполненный очей, с ними золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый»). Путь к дереву жизни охраняет херувим;

средний ангельский лик представляют направляющие и охраняющие людей ангелы: господства, силы и власти;

низший: управляющие вселенной начала, открывающие высшие тайны архангелы, хранители людей ангелы.

Часть сакрального (англ. «sacred» - священный, неприкосновенный) пространства присутствует в земном мире - это пространство храмов, особенно близкое к Богу во время богослужений.

Ад - противоположность рая. Иисус Христос спускался в ад и, согласно неканоническим представлениям, благодаря этому адские муки перестали быть вечными, появилась надежда освобождения.

Время в христианстве линейно для бытия и человека: имеет начало - сотворение мира; ряд поворотных событий - изгнание из рая, искупление греха, Страшный суд; конец - утверждение Царства Божьего на земле, в котором течение времени прекратится (Библия: «Прекратится последовательность убегающих дней и наступающая с ними старость»).

Укрепляя людей в вере, религия указывает на превосходящие силы Бога (Библия: «Малое в Боге - сила несокрушимая»), обладающего абсолютной волей (Библия: «Ни одна из малых птиц не упадет на землю без воли Отца вашего», Мф. 10: 29), исключительным разумом и законом правды (Библия: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы», Мф. 12: 20). Власть Бога над земным бытием абсолютна (Библия: «Все предано Мне Отцом Моим», Мф. 11: 27), постоянна (Библия: «Бог не есть Бог мертвых, но живых», Мф. 22: 32) и невидима (Библия: «Явись постящимся перед Отцом твоим, Который втайне». Мф. 6: 18).

Происхождение человека из животного мира вызывает множество вопросов, но большинством ученых считается неоспоримым и подтверждается Церковью (Библия: «И создал Господь Бог человека из праха земного», Быт, 2: 7. В.С.Соловьев: «Люди должны любить друг друга, потому что произошли от обезьяны»). Вместе с тем, христианская религия указывает и на божественное происхождение человека (Библия: «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою», Быт. 2: 7).

Согласно Божественному происхождению человек изначально совершенен и наделен всей совокупностью достоинств, какими обладает Отец Небесный (Библия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», Быт. 1: 27), но живет в мире добра и зла и обязан не только сделать свой выбор в течение жизни, но и отстоять его. Выбор не прост, поскольку достойное поведение человека среди порочных людей сопряжено с унижением достоинства, клеветой, изгнанием из общества и смертью (Библия: «Мерзость для нечестивого - идущий прямым путем», Притч. 29: 27), поэтому Господь учит не бояться смерти (Библия: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода», Ин. 12: 24).

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне», говорится в Евангелии (греч. «Благая весть») от Матфея (Мф. 10: 28) о двух сущностях (ипостасях) человека - материальной и духовной. Обе ипостаси составляют мир человека (Библия: «Не ищите Царствия Небесного здесь или там, оно внутри вас»), для их соединения необходима Церковь с ее духовной практикой (Библия: «Я есть дверь к Отцу»). Человек может развивать духовную сущность или оставить без внимания, что люди и делали, пока Господь не сократил продолжительность их жизни (Библия: «И сказал Господь: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет», Быт. 6: 3). Отказ от божественного заводит сознание в тупик безысходности, признание существующих норм и правил общежития растворяет человека в обществе и принуждает следовать к успеху тропой унижений.

Познавательные способности человеческого разума. До появления современной науки мир понимался людьми как вечное, неизменное, совершенное бытие Бога. Человек не мог ничего прибавить к его свойствам и ничего убавить от него, в нем не было места сомнениям относительно реальности окружающего мира. Познавательные способности человеческого разума также не вызывали сомнений, поэтому в аристотелевско-схоластической традиции сознание человека не трактовалось как особая реальность и никто не помышлял о его специальном исследовании.

Согласно христианскому воззрению знание окружающего мира существует в сознании человека изначально (Библия: «Сотворил Бог мужчину и женщину, благословил их и сказал им», Быт. 1: 27-28), именно он давал имена предметному, растительному, животному мирам, исходя из понимания их сущности (Библия: «Привел Господь животных и птиц к человеку, чтобы видеть как назовет человек всякую душу живую, чтобы так и было имя ей», Быт. 2: 19). Поэтому мудрость человека заключается не в познании известного, а в познании самого себя. Не завидуй, помни, Кем отмеряно. Отвращайся от зла (Библия: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе», Мф. 12: 35). Будь разумным (Библия: «Много разума у людей терпеливых» Притч. 14: 29) и мудрым (Библия: «Мудрость - удел старцев» Иов. 12: 12).

В эпоху средневековья накопленная духовная практика общения с Богом во время молитвы открыла христианам, что сознание, помимо знания окружающего мира, включает в себя знание трансцендентного бытия, полученного в состоянии погружения в молитву.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь