Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Источники содержания иерархии
Источниками содержатся митрополита и епископов служили: 1) десятина из княжеских доходов и имения, какую давал, например, святой Владимир своей Десятинной церкви; 2) весовые пошлины с торговых мер и весов, наблюдение за которыми уставом Владимира дано святителям; 3) судные пошлины — за производство Церковью суда; 4) ставленые пошлины — со ставленников за расходы при поставлении их в клир; 5) недвижимые имения: митрополит, например, имел во владении несколько городов с волостями и селами.
§ 11. Низшее духовенство, порядок его избрания и средства его содержания
Низшее духовенство, непосредственно связанное со своими приходскими общинами и жившее одной жизнью с народом, имело поло-жение менее привилегированное и обеспеченное, чем высшее. Свиде-тельств о положении его за описываемое время сохранилось очень мало. Первоначально оно в большинстве своем было также нерусское, как и высшее духовенство; если и были в Киеве священники до Владимира, то их было, вероятно, немного. Несколько духовных лиц пришло с Владимиром из Корсуня и с царицей Анной из Константинополя, многие были присланы из Болгарии. Вскоре первое грамотное поколение русских людей из школ, заведенных святым Владимиром, дало своих пастырей для народа. Однако члены приходских причтов очень рано оказались на выборном положении, потому что епархиальная власть не имела под рукой своих собственных кандидатов в священство и по необходимости должна была ставить на церковные места тех грамотных лиц, каких представляли сами городские общины, владельцы сел и князья. В 1228 году патриарх Герман написал грамоту митрополиту КиприануI, из которой видно, что влияние светских лиц на избрание членов клира успело уже дойти до злоупотребления. Так, например, некоторые господа обучали грамоте своих рабов, потом приводили их к архиереям для поставления во священство, не освободив их от рабства, и после спекулировали их саном, пользуясь их доходами. Содержание свое приходское духовенство получало, главным образом, от доходов с треб. Церкви же княжеской постройки, особенно соборы, получали определенное содержание от князей.
Глава III УЧЕНИЕ И ДУХОВНОЕ Просвещение
Начало просвещения при святом князе Владимире
Начало образованию на Руси положено было одновременно с введением христианства, которое будило в обществе потребность книжного учения и принесло с собой первые книги. Книжное учение потребовалось прежде всего для подготовки своих русских пастырей. Кроме того, желание учиться Божественному Писанию не могло не проявиться и у лучших мирян. Пастыри Церкви, древние «грамотники» и переписчики книг постоянно старались внушить всем мысль о важности «почитания (чтения) книжного», и о великой пользе божественных книг как для спасения души, так и для земной жизни. Уже первый христианский князь — святой Владимир — вскоре после Крещения народа стал заводить училища и насильно отбирать детей у лучших граждан в «ученье книжное». «Матери, — рассказывает летопись, — плакали по них, как по мертвых». Учителями в новых школах были духовные лица. В религиозном просвещении русского народа большую роль играла не Греция, а Болгария, которая, будучи просвещена православной верой раньше России, по своему языку, родственному с русским, и по своей славянской письменности сделалась естественной и лучшей посредницей между русскими и греками. Именно из Болгарин явились к нам первые христианские учителя и первые церковные книги. Грамотное поколение русских христиан образовалось ещё при святом Владимире. Дети его Ярослав, Изяслав, святые Борис и Глеб были уже люди «книжные». Духовное просвещение при преемниках Святого князя Владимира
Дело Владимира поддержал Ярослав, ещё больше распространивший грамотность и увеличивший число школ. Строя церкви по городам и селениям, он велел священникам везде обучать народ. В Новгороде он приказал собрать у старост и духовенства до 300 детей и учить их книгам. Сам он, по отзыву летописца, читал книги и день и ночь и собрал около себя «писцов многих», которые по его распоряжению одни книги переписывали, а другие даже вновь переводили с греческого языка. Книги эти он положил в созданный им храм святой Софии. «Владимир, — говорит летописец, — распахал и умягчил сердца людей, просветив их крещением, Ярослав засеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение». При преемниках Ярослава образование стало ещё более доступным. Сын Ярослава Святослав Черниговский имел у себя полные клети книг. Но главным ревнителем и распространителем христианского образования являлось духовное сословие, среди которого всего более было людей, по выражению летописей, «хитрых книгам и учению». Поэтому центры образования — школы и библиотеки находились, как правило, при церквах и монастырях. Кроме существовавших школ в Киеве, Новгороде и на Волыне, в житиях преподобных Авраамия Смоленского и Феодосия Печерского упоминаются ещё школы в Смоленске и Курске. Очевидно, были они при церквах и монастырях и в других местах. Главной заботой духовных лиц било умножение книг, усердная их переписка. Книги в те время были большой редкостью и стоили очень дорого. Собирание книг по своей трудности и ценности, кроме князей, доступно было только владыкам и монастырям. В монастырях на это дело смотрели как на великий богоугодный подвиг, и некоторые иноки посвящали книжной переписке все время, остававшееся у них от молитвы. Для переписывания и приобретения книг некоторые монастыри специально посылали своих иноков на Восток, в Константинополь — в монастырь Студийский и на Афон.
§ 3. Характер книг. Переводная письменность
Понятно, что, имея своим истоком православную веру, древнерусская книжность вся носила религиозный характер. В первую очередь умножались богослужебные книги, затем уже вероучительного и нравственного содержания, преимущественно в болгарских, а позднее — в русской переводах. Переводная письменность в описываемое время была преобладающей. Книги Священного Писания употреблявшись в древнем переводе святых Кирилла и Мефодия болгарской редакции. Из этой редакции были взяты отдельные книги, и то одни канонические, потому что неканонические не были переведены самими славянскими Первоучителями. Кроме книг Священного Писания, в переводах распространялись творения святых отцов, жития святых, хронографы, Палея, сборники вроде Святославовых, Златоструя, Пчелы и др. В переводах же были и сочинения наших митрополитов-греков, написанные на греческом языке. Таковы, например, сочинения против латинян об опресноках митрополита Леонтия, полемическое послание митрополита Иоанна I I к папе Клименту III и его же церковное правило, два послания к русским князьям митрополита Никифора I о латинянах, его же послание к Мономаху о посте и поучение к народу в неделю сыропустную. В послании к Мономаху доказывается важность поста и наряду с этим высказывается замечательная в историческом отношении похвала Влади-миру Мономаху, простоте его жизни, ласковости и щедрости. В поучении к народу о посте любопытно начало, из которого видно, что митрополит не говорил поучения сам по незнанию языка, а поручал читать его другим. Самостоятельная русская письменность
Первым русским произведением по времени, вероятно, было поучение новгородского епископа Луки Жидяты (1036-1060 гг.), который без строгого порядка излагает главные обязанности христианина.
Митрополит Иларион Киевский Ещё будучи в сане пресвитера, он написал замечательное слово. Оно было озаглавлено; «О законе, Моисеевом даннем, и о благодати и истине, Иисус Христос бывших, и како закон отыде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещени быхом, и молитва к Богу от веся земли нашея». Особой радостью проникнуто изображение плодов крещения на Руси и похвала Владимиру. В старину похвала эта была очень известной, и летописцы часто целиком заимствовали из нее разные черты и прилагали их к другим князьям для прославления их благодеяний. Заключительная молитва к Богу от лица новопросвещенного народа была принята для употребления в церкви. Иларион оставил ещё после себя «Исповедание веры» (образец православного изложения главных догматов), написанное им, вероятно, при возведении в сан митрополита.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы