Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Под редакцией профессора К.Е. Скурата
Сергиев Посад ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Понятие о науке истории Русской Церкви……………………5
§ 1. Разделение на периоды……………………………………………………6 § 2. Христианство в пределах России до X века……………………………..7 § 3. Крещение великой княгини Ольги……………………………………….8 § 4. Крещение святого Владимира…………………………………………....9 § 5. Крещение жителей Киева………………………………………………..11
ПЕРИОД I. ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ (988-1237 годы)
ГЛАВА I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ…………….13 § 1. Распространение христианства при святом князе Владимире………...13 § 2. Распространение веры при преемниках святого Владимира в XI–XII веках……………………………………………………………..13 § 3. Христианство у инородцев………………………………………………15 § 4. Причины успешного распространения христианства на Руси………...16 § 5. Древняя языческая мифология славян………………………………….17 § 6. Попытки католичества подчинить Русскую Церковь………………….19 § 7. Орден Меченосцев……………………………………………………….20 § 8. Распространение католичества в Галицком княжестве………………..21
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ЦЕРКВИ…………………………...22
§ 1. Начало русской митрополии…………………………………………….22 § 2. Митрополиты — греки…………………………………………………..22 § 3. Митрополиты из русских………………………………………………...22 § 4. Зависимость киевских митрополитов от патриарха…………………...24 § 5. Значение иерархии в гражданских делах……………………………….24 § 6. Первые епархии на Руси…………………………………………………25 § 7. Положение епископов……………………………………………………26 § 8. Церковное законодательство…………………………………………….27 § 9. Уставы русских князей…………………………………………………..28 § 10. Источники содержания иерархии……………………………………...29 § 11. Низшее духовенство, порядок его избрания и средства содержания.29
ГЛАВА III. УЧЕНИЕ И ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ…………………..30
§ 1. Начало просвещения при святом князе Владимире……………………30 § 2. Духовное просвещение при преемниках святого князя Владимира….30 § 3. Характер книг. Переводная письменность……………………………..31 § 4. Самостоятельная русская письменность………………………………..32 ГЛАВА IV. БОГОСЛУЖЕНИЕ………………………………………………35
§ 1. Общий взгляд на богослужение…………………………………………35 § 2. Первые храмы…………………………………………………………….35 § 3. Святые иконы……………………………………………………………..36 § 4. Святые мощи……………………………………………………………...37 § 5. Значение храмов………………………………………………………….37 § 6. Новые русские праздники………………………………………………..38 § 7. Богослужебные уставы, книги и церковное пение……………………..38 § 8. Особенности богослужения Русской Церкви…………………………..39 § 9. Спор о постах……………………………………………………………..40
ГЛАВА V. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА НРАВСТВЕННОСТЬ НАРОДА……..41
§ 1. Остатки язычества………………………………………………………..42 § 2. Примеры благочестия……………………………………………………42 § 3. Монашество………………………………………………………………43 § 4. Преподобные Антоний и Феодосий…………………………………….44 § 5. Устройство Киево-Печерского монастыря……………………………..45 § 6. Значение Киево-Печерского монастыря………………………………..47 § 7. Другие монастыри………………………………………………………..48
ПЕРИОД II. ОТ НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ ДО РАЗДЕЛЕНИЯ РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ (1237 - 1459 гг.)
ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ ПРИ ВЛАДЫЧЕСТВЕ МОНГОЛОВ НА РУСИ…………………………………………...50
§ 1. Бедствия при нашествии монголов……………………………………..50 § 2. Отношение монголов к христианству…………………………………..50 § 3. Мученики за веру………………………………………………………...51 § 4. Ханские ярлыки…………………………………………………………..51 § 5. Распространение христианства среди татар……………………………52 § 6. Христианство на Севере…………………………………………………52 § 7. Христианство на Севере-Востоке. Святой Стефан Пермский………...53 § 8. Борьба православия с католичеством на Северо-западе………………54 § 9. Православие и католичество в Галицко-Волынском княжестве……...55 § 10. Православие и католичество в Литве………………………………….55
ГЛАВА II. ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ………………………………………58
§ 1. Митрополит Кирилл II…………………………………………………...58 § 2. Митрополит Максим……………………………………………………..59 § 3. Святой митрополит Петр………………………………………………..59 § 4. Святой митрополит Феогност…………………………………………...60 § 5. Святой митрополит Алексий. Споры о единстве митрополии………..61 Смуты в митрополии по кончине святого митрополита Алексия. Святой митрополит Киприан……………………………………………63 § 7. Святой митрополит Фотий………………………………………………65 § 8. Митрополит Григорий (Цамблак)……………………………………….66 § 9. Митрополит Исидор……………………………………………………...68 § 10. Святой митрополит Иона……………………………………………….68 § 11. Разделение митрополии………………………………………………...68
ГЛАВА III. БОГОСЛУЖЕНИЕ………………………………………………69
§ 1. Состояние богослужения после нашествия Батыя……………………..69 § 2. Владимирский (1274) и Константинопольский (1276) соборы о богослужении…………………………………………………………...70 § 3. Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения……………………………………………………………..71 § 4. Строительство храмов и их значение…………………………………...72 § 5. Святые иконы……………………………………………………………..72 § 6. Новые праздники…………………………………………………………73 § 7. Ересь стригольников……………………………………………………..73
ГЛАВА IV. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ…………………………………….75
§ 1. Примеры благочестия……………………………………………………75 § 2. Монашество………………………………………………………………75 § 3. Значение Троице-Сергиева монастыря…………………………………77 § 4. Другие монастыри и подвижники………………………………………77 § 5. Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество……………..78 § 6. Монастырские вотчины………………………………………………….78 § 7. Значение монастырей…………………………………………………….79
ГЛАВА V. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ…………………………………81
§ 1. Переводная письменность…………………………………………….....81 § 2. Распространение апокрифов…………………………………………….81 § 3. Отечественная оригинальная письменность……………………………82 § 4. Поучения ХIII века……………………………………………………….82 § 5. Поучения XIV-XV веков…………………………………………………82 § 6. Жития святых……………………………………………………………..83
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….84 ВВЕДЕНИЕ Понятие о науке истории Русской Церкви
История Христианской Церкви занимается изучением прошлого в жизни Церкви и изложением его в систематическом порядке. Предметом науки истории Русской Церкви является её историческая жизнь. Русская церковная история, систематически изображающая ход постепенного внешнего и внутреннего развития Православной Церкви Христовой в земле Русской, должна рассказать в частности: 1) как распространялась Церковь Христова среди русских людей и инородцев, преодолевая при этом разные препятствия или терпя ущерб со стороны врагов Православия, внутренних и внешних; 2) как устраивался её иерархический строй и определялись отношения к государству; 3) чему и как Русская Церковь учила народ, в какой степени последний усваивал её учение, в каких особенных формах это учение отражалось в его сознании, и как своим воспитательным влиянием она постепенно сглаживала эти особенности, приближая христианское сознание своей паствы к вселенскому пониманию православного учения; 4) как создавалось понятие народа о способах богоугождения, о христианских святынях; какие национальные особенности обнаруживались в православном богослужении; 5) как под влиянием Церкви совершенствовалась нравственная жизнь народа. Источники, из которых можно почерпнуть относящиеся сюда сведения, двоякого рода; одни — общие у истории Русской Церкви с русской историей вообще: хронографы, летописи, всякого рода официальные акты и законы, записи современников, бытовые пажитники, сказания иностранцев и прочее; другие — частные, относящиеся собственно к церковной жизни России. Сюда относятся памятники церковного и относящегося к Церкви законодательства, правила, грамоты, послания, всякого рода распоряжения русских иерархов, постановления русских соборов, дела архивов, летописи и акты церковных учреждений — церквей и монастырей: синодики, каталоги иерархов, истории некоторых епархий, написанные по местным первоисточникам, жития святых и сказания о святынях, жизнеописания церковных деятелей, поучения, проповеди, обличительные и назидательные послания и другие памятники духовной словесности, в которых выражались религиозная мысль и чувство русского человека; вещественные памятники: храмы, иконы, предметы церковной утвари, богослужебные книги; невещественные памятники: устные предания, народные верования, религиозные обычаи, обряды и другие живые остатки народной религиозной жизни прежних времен, оживляющие и уясняющие скудные известия о ней из других источников и во многих случаях заменяющие даже сами эти известия. Разделение на периоды
Разделение русской церковной истории на периоды близко соответствует делению на периоды русской гражданской истории. В продолжение первых веков своего существования церковная жизнь России развивается преимущественно на Юге, около своего Киевского центра, среди междоусобиц и конфликтов удельного времени в борьбе с сильными ещё остатками языческой жизни и под непосредственным руководством и господствующим влиянием Греческой Церкви. Период этот продолжался до монгольского нашествия, после которого гражданский и церковный центры России переместились с Юга на Север, в пределы Великороссии. Получив на Севере большую внешнюю устойчивость, Русская Церковь начала яснее определять свои отношения к государству и народу, всё более и более развивать в себе национальный характер и принимать непосредственное участие во всех важных жизненных вопросах: в облегчении тяжести монгольского ига, в объединении страны, в удержании связи между разрывающимися двумя половинами Руси — Северной и Южной, в ослаблении своей собственной зависимости от Византии. Этот период завершается политическим разделением Русской Церкви на две половины — Московскую и Киево-Литовскую. Затем наступает новый период — время внешнего и внутреннего благополучия Московской Церкви и бедствий Киевской в пределах иноверного государства. Этот период для Московской Церкви завершается её возвышением на степень патриархата, для Киевской же — присоединением её к Московскому Патриархату. С начала XVIII века настало новое время для всей русской жизни — время нового государственного строя и новых определений относительно государственного положения и внешнего устройства Церкви, время усвоения Россией плодов западной цивилизации, а вместе с тем и время многих новых явлений в истории русской религиозности, новых отношений к Церкви русского общества. Наступил Синодальный период русской церковной истории. Следующий период начинается с года восстановления патриаршества в России, то есть с 1917 года и заканчивается в конце 80-х годов XX века.* Новейший период начинается в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжается по сей день. Таким образом, всё течение русской церковной жизни можно разделить на семь периодов: 1) Киевский — от Крещения Руси до нашествии монголов (988-1237 гг.). 2) Монгольский — от нашествия монголов до разделения Русской митрополии (1237-1459 гг.). 3) Московско-Киевский — период разделенной митрополии (1459-1589 гг.). 4) Патриарший — от учреждения патриаршества до его упразднения (1589-1700 гг.). 5) Синодальный — до восстановления патриаршества (1700-1917 гг.). 6) Советский период — с 1917 года до конца 80-х гг. XX в. 7) Новейший период — с начала 90-х гг. XX в. и до наших дней.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы