Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теоретические основы построения теней
Общие сведения Построение теней и изображение светотени на архитектурных чертежах зданий помимо придания им большей наглядности и выразительности имеет и другие, более конкретные цели. Построение теней уменьшает основной недостаток чертежей в ортогональных проекциях — их малую наглядность. Светотень как бы компенсирует отсутствие третьего измерения (на плане — высоты, а на фасаде — глубины). Архитектурный чертеж с изображением светотени значительно полнее и нагляднее выявляет объемно-пространственную структуру объекта, чем чертеж, выполненный в линейной графике (рис. 185, а, б). Зная масштаб чертежа, можно без плана, который, как правило, помещается на других листах проекта, определить размер или " вынос" любой выступающей от плоскости фасада части здания.
Аналогичную роль могут выполнять тени и на чертежах генеральных планов застройки. По величине тени, падающей на землю, можно судить о высоте зданий (рис. 185, в). Поэтому тени должны строиться точными приемами геометрических построений в соответствии с формой и размерами элементов проектируемого сооружения. Рисование теней " на глаз", не имеющее проекционной связи с формой объекта, ведет к ошибкам в оценке объемно-пространственной композиции будущего сооружения. Тени могут быть построены как при искусственном освещении объекта, так и при естественном (солнечном) освещении. В первом случае источник света расположен на незначительном расстоянии. Лучи света образуют при этом конический пучок лучей — связку прямых, центром которой является источник света. При естественном освещении источник света удален в бесконечность и световые лучи параллельны друг другу. Если на пути световых лучей находится непрозрачный предмет, то его поверхность, обращенная к источнику света, будет освещена, а противоположная часть поверхности — находиться в тени (рис. 186, а).
На часть поверхности цилиндра аАСВb лучи света не попадают. Тень, которая получается на неосвещенной части поверхности предмета, называют собственной тенью. Граница (линия) на поверхности предмета, разделяющая освещенную часть от находящейся в тени, называется контуром собственной тени. Контур собственной тени представляет собой линию касания обертывающей лучевой поверхности с поверхностью предмета. Тень, отбрасываемая предметом на горизонтальную плоскость или на другую плоскость или поверхность, называется падающей тенью, а линия, ограничивающая ее, — контуром падающей тени (линия aAoCoBob). Таким образом, контур падающей тени (рис. 186, б) — это линия пересечения обертывающей лучевой поверхности с поверхностью, на которую падает тень. Иными словами, контур падающей тени является тенью от контура собственной тени. Контуры собственной и падающей тени всегда представляют собой замкнутую фигуру. Все операции по построению теней сводятся к определению линии касания обертывающей лучевой поверхности к объекту и к построению линии пересечения ее с поверхностью, на которой строится падающая тень. На проекционных чертежах (эпюрах) действие воздушной среды не учитывается, однако зону собственной тени принято показывать светлее падающей тени. Как будет показано, это, как правило, соответствует действительным условиям. Направление световых лучей При построении теней в ортогональных проекциях направление лучей света принимают параллельным диагонали куба, грани которого совмещены с плоскостями проекций (рис. 187). Проекциями диагонали куба являются диагонали квадратов, т. е. горизонтальная и фронтальная проекции светового луча составляют с осью проекции х угол 45°, истинный угол наклона луча к плоскости проекций @ 35°. Такое " стандартное" направление световых лучей создает определенные преимущества при построении теней и выполнении архитектурного чертежа: · во-первых, достигаются постоянство и простота построения проекции лучей и теней на чертежах фасада и плана объекта; · во-вторых, облегчаются чтение чертежа и понимание форм, пропорций и размеров элементов изображенного объекта, так как размер тени, отбрасываемой отдельными частями здания, определяет в масштабе чертежа величину выступов и отступов от плоскости фасада здания. При этом тень от вертикально расположенных элементов фасада замеряется по горизонтали вправо, а тень от горизонтально расположенных элементов — по вертикали вниз. Так, например, на фасаде здания (см. рис. 185, 6) по ширине тени, падающей от выступающего вперед ризалита, можно без плана определить его " вынос", он равен примерно 6 м. Венчающий здание карниз имеет вынос от плоскости фасада 0, 5 м и т. д. На чертеже ситуационного плана застройки (см. рис. 185, в) в северной части территории расположен объект (башня) высотой 10 этажей, рядом с ним — здание 7 этажей и перпендикулярно к нему — четырехэтажное здание.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 3207; Нарушение авторского права страницы