Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные способом украшения одежды



 

Для украшения одежды применялись меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, конский белый крашеный волос (у якутов), крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п.

1. Вышивка

Одним из украшений одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Само их шитье нитками близко к вышивке. При изготовлении одежды, обуви, сумок, сшивая жильными нитками куски и полоски ровдуги или мандарки темного и белого цветов, мастерицы получают красивый шов – и внутренний и внешний.

Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя, она имеет разные варианты. Первый – вышивка ровными стежками, с равными промежутками между ними. Второй – прокладка оленьего волоса по поверхности изделия и прикрепление его мелкими стежками жильных ниток (сейчас темными или цветными катушечными). Подобным швом обшивались различные элементы орнамента, выполненные техникой мозаики меховой или аппликации, рисованные узоры. При этом могли применять простой шов, рельефный жгутик из двух скрученных пучков или зигзаг. Третий вид вышивки – подшейным волосом оленя: он пропускается через петли кожаной полоски, продетой в надрезы на коже, – так вышивается корякская погребальная одежда.

Постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки, получаемые от русских и китайцев. Применяются различные швы – стебельчатые, «козлик», «назад иголкой», «косичка», ломаная линия, вертикальные стежки, обмотка нитки другой ниткой, прихватывание накладной нитки к основе. Изделия, орнаментируемые оленьим волосом, всегда очень нарядны и праздничны. Накладные швы из оленьего волоса служат дополнением к другим художественно-технологическим приемам оформления кожи: вышивке цветными нитками, аппликации, продержке узких ремешков.

 

2. Меховая мозаика

Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки.

Обычно подбирают шкурки светлые и темные, с одинаковым невысоким ворсом. При сшивании меховых кусочков следят за ровным направлением ворса. Волос, выступающий за срез кожевой ткани, подрезают ножом. Сшивают детали так, что со стороны волосяного покрова совершенно не видно ниток.

Помимо орнаментальной мозаики, состоящей из деталей геометрических форм, делается меховая мозаика, где узор складывается из растительных элементов (листья, цветы), иногда включаются изображения людей, животных. Сюжетные мотивы сочетаются с орнаментальными. В таком плане изготовляются различные панно, коврики (рис. 7).

Рис. 7

По технике исполнения меховой аналогична мозаика из кожи различных цветов. Техника мозаики характерна и для украшения одежды, обуви, утвари цветным сукном. Из сукна, как и из шкуры, вырезали полоски, квадраты, ромбы, геометрически сюжетные рисунки и вшивали их либо в суконную ткань, либо в разрез шкуры (одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, сумки).

 

3. Аппликация

Еще одним из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода является аппликация. Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Народным мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже.

Оригинален прием украшения кожаных мячей круглыми розетками, в которых средняя часть в форме кружочка вырезается из мандарки и накладывается на предварительно выкроенную из белого камуса полоску, из которой легко образовать кольцо ворсом наружу. Белый кружок из мандарки крепится к основе поперечными стежками, при этом захватывается внутрь кожа камусной полоски и оставляется снаружи только блестящая щетка из белых волос. Поперечные и продольные стежки прокладываются в одном направлении, кожа последовательно прокалывается сверху вниз и снизу вверх. Стежки ниток, прерываясь, образуют самостоятельный узор, т. е. несут декоративную нагрузку в художественном оформлении изделия. Украшение одежды – долгий кропотливый труд, поэтому со старой одежды, прежде всего, срывали аппликации и по возможности переносили но новую (рис. 8).

Рис. 8

4. Украшение одежды бисером.

Также для украшения одежды и предметов быта народами Севера широко используется бисер – мелкие стеклянные бусы.

Пришлые люди завезли на север бисер, за несколько его бусинок северяне готовы были выменять оленя. Первый бисер трескался на морозе, затем стали завозить более стойкие стеклянные бусинки. Искусство шитья бисером передавалось у северных народов из поколения в поколение.

До появления здесь бисер аборигенное население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др. (рис. 9)

Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Рис. 9

5. Узоры северного орнамента

Орнамент северной народной вышивки разнообразен. Северянки в своих изделиях вышивали традиционные орнаментальные мотивы, используя изображения солнца, птиц, зверей, растительные мотивы, геометрические фигуры, сюжеты.

В основе геометрического орнамента, как правило, лежат, такие элементы, как ромб, квадрат, крест. Геометрический орнамент чаще всего сопровождает сюжетные сцены. Изображение ромба было широко распространено и встречалось как в вышивке, так и в ткачестве, вязании. В вышивке в разных сюжетах он выглядит по-разному и имеет различные значения. Маленькие ромбы нередко заключены в ромбы большого размера.

Узоры, композицию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например: локоть песца; боковое приспособление для костра; лошадиный нос; утиные крылья; след медведя.

Солнце – полярный знак, почиталось как источник жизни, к нему обращали в язычестве молитвы о плодородии, обладало очистительной и охранительной силой. Солнце в вышитых узорах отображалось по-разному, то это был круг-розетка на полотенцах и рубахах, то многогранник или ромб. Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок, и вышивался росписью или крестом белыми и красными нитями. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь, его изображение вышивалось на различных предметах (рис. 10, 11).

Рис. 10

Часто встречается изображение женской фигуры. Так на полотенцах можно встретить сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре, по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. В любом случае, центральной фигурой в композиции являлась фигура женского божества, её изображению в народной вышивке русского Севера отводилось особое место. Образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия.

Рис. 11


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 5573; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь