Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема человека в истории философии.
Проблема пола и гендерная культура (культура отношения полов) традиционная проблема философии. Любовь рассматривалась как способ человеческого существования. В истории философии рассматривались различные концепции любви. Метафизика половой любви – это тема рассужения философов, с античных времен и до наших дней. «Искусство любви» Эриха Фромма: любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации. Удовлетворение в любви и способность любить своего ближнего, истинная человечность, отвага, вера и дисциплина. Опыт представления структуры личности Фромм о пяти элементах, присущих каждому виду любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание. «Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание». Фромм рассматривал любовь как один из путей познания «тайны человека», а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть. Существует несколько видов любви, которые Фромм называет «объектами»: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу. 1.Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. «Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, » - пишет Фромм. 2.Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу. 3.Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом «любовь» будет рассмотрена ниже. 4.О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого. 5.Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию - религию Любви. Схема 49 Направления, условия и цели развития творческой личности в условиях гуманитаризации образования
Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал “эротической любовью”, любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять. «Прежде всего, ее часто путают с бурным переживанием «влюбленности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми, » - пишет Эрих Фромм. Влюбленность чаще всего - чувство «я-центрическое», чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет. По мнению некоторых философов, любовь - духовное по своей сути состояние, которое только и дает человеческое право на физическую близость.
Проблема ценностей в философии: понятие ценностей, их иерархия. Ценности, цели, идеалы. Потребности и ценности: осознание, формы реализации. Социальная и личностная обусловленность ценностных ориентации. Ценности и социальные нормы. Ценности и культура. Ценности, ценностная ориентация, оценка, ценностные отношения. Предметные (материальные) и духовные (субъективные) ценности. Специфика гуманитарных норм. Ценностная регуляция человеческой деятельности. Научные идеалы и эталоны научности. Политический идеал. Ценности политического и правового сознания. Эстетические ценности: понятие, природа, значение. Религиозные ценности и их роль в мире людей. Свобода как ценность и критерий общественного прогресса: понятие, виды, формы свободы. Свобода и творчество. Свобода и ответственность. Свобода как снятие отчуждения. «Онтология» свободы: «свобода от...» и «свобода для...». Вопрос о природе ценностей и их роли в общественной жизни связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, природы и общества, культуры и цивилизации.
Ценность – это фактор культуры, и она социальна по своей сути. Далее, это функциональный и при этом непременно объективно-субъективный феномен. Сами по себе вещи, события в их безотносительности к жизни человека, к жизни социума не существуют в «категориях ценностей». Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всему массиву цивилизации, но даже к небесным светилам. Понятие «ценность» очень близко по смыслу к таким понятиям, как «потребность», «интерес», «благо», «полезность» и т. п., но не сводится к ним и имеет самостоятельное содержание. Понятие «ценность» внутренне противоречиво. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. А, следовательно, она предполагает наличие определенного субъекта (хотя и потенциального). Это определяет специфику ценностного отношения, объективное содержание которого фиксируется в понятии «ценность». К примеру, ценностью может быть и техническое изобретение (в том случае, если оно улучшает жизнь человека, а не губит ее). Ценностью является человек для другого человека, семья, нация. Объективно высшая ценность в силу своей уникальности - сама человеческая жизнь, хотя в истории цивилизации осознание этого не носило всеобщего характера.
Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, носящей общественный характер. Ее результаты опредмечиваются, объективируются, приобретают способность стать достоянием не только своих творцов, но и других людей, могут включиться в культуру общества, что прослеживается в овладении человеком орудиями труда, средствами связи, бытовыми приборами, духовным наследием, закрепленным в традициях, в произведениях искусства, в нравственных нормах и т. п. Не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся элементами культуры, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Эти продукты деятельности, причем не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности и т. д. выступают ценностями. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств и многое-многое другое. Ценность - это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которой определяется потребностями и интересами общественных субъектов
Тема 11. Философия культуры и философия религии Проблема единства и многообразия культур Оппозиция «cultura – natura». Понятия «вторая природа», «общество», «культура». Культура как способ индивидуально-коллективного существования человека. Нормативно-ценностный подход к определению культуры. Марбургская школа неокантианства: философия символических форм (Э.Кассирер). Культура как мир символических форм. Языки культуры. «Восток» и «Запад» как различные культурно-символические миры. Социокультурная сущность человека. Смысл человеческого бытия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1715; Нарушение авторского права страницы