Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 7 . Западноевропейская философия в культуре XIX в



 

Материализм Маркса. От диалектического идеализма Гегеля к диалектическому материализму Маркса. Философия и жизнь. Материалистическое понимание истории. Тезис о первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Способ производства и общественно-экономическая формация. История как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций.

Философская антропология Маркса. Социальная природа человека. Личность как совокупность общественных отношений. Необходимость и свобода. Проблема отчуждения.

Философия Маркса и идеология марксизма. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса. Русский марксизм в теории и на практике.

Позитивизм. Предпосылки и основные этапы развития. Классический или первый позитивизм. Учение О. Конта о трех стадиях в развитии человеческого духа. Философия и наука. Классификация наук. Социология в системе наук. Социальная статика и социальная динамика. Порядок и прогресс. Радикальный эмпиризм Д.С. Милля. Разработка теории познания на основе принципов эмпиризма и индуктивного метода. Эволюционизм Г. Спенсера. Органическая теория общества. Наука и религия.

Эмпириокритицизм или второй позитивизм. Кризис механико-материалистического обоснования физики. Анализ опыта в трудах Р. Авенариуса и Э. Маха. Познание как биологическое явление. Принципиальная координация организма и среды, субъекта и объекта. Опыт как единство физического и психического. Бытие как поток комплексов ощущений.

Иррационалистическая метафизика Шопенгауэра. Формирование философской системы и ее основные принципы. Мир как представление и мир как воля. Понятие " мировой воли". Ступени объективации воли. Воля и интеллект. Трагедия человеческого существования.

Философия Ницше. Понятие " трагической эпохи" и ситуация нигилизма. Интерпретация древнегреческой философии и культуры: " аполлоническое" и " дионисийское" начала. Программа " переоценки всех ценностей". Особенности " антихристианства" Ницше. " Воля к власти" и идеал " сверхчеловека". Образ Заратустры как мыслителя и пророка. " Любовь к дальнему" как основной принцип новой морали. " Вечное возвращение". Ницше и современность.

В целях более глубоко усвоения этой темы целесообразно провести обсуждение следующих вопросов:

Философия XIX века заменует собой поворот от классической к неклассической философии. Поэтому так важно сопоставить классическое и неклассическле понятие рациональности. Для этого важно уяснение сутирационализм; его радиции и инновации, социокультурные и научные предпосылки новых философских систем; марксистской философия XIX века: критика им предшественников и современников; особенностисоциоцентристкого типа философствования в марксизме. Философия марксизма создана революционными великими мыслителями в середине 40-х годов XIX в. К. Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895). Возникновение марксисткой философии означало качественное изменение содержания и социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности.

Первоначально К. Маркс и Ф. Энгельс, выступая как революционные демократы, стояли на позициях диалектического идеализма Гегеля, истолкованного в духе так называемых младогегельянцев - философского течения буржуазного либерализма, которое использовало философию Гею-ля в борьбе религии и абсолютизма. Младогегельянцы в начале своей деятельности ориентировались на прогрессивные стороны гегелевской философии, на ее диалектику. Молодых К. Маркса и Ф. Энгельса привлекала эта сторона учения Гегеля как и младогегельянцев.

Маркс и Энгельс связали в единый узел революционную теорию с революционной практикой. Марксизм впервые в истории научной мысли вскрыл основополагающую роль общественной практики в жизни общества в познании, в развитии всей материальной и духовной культуры человечества. Выводя теорию из практикимарксизм подчинил ее интересам революционного преобразования мира «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».

Возникновение марксизма ознаменовала гобой крушение метафизического материализма. Впервые в истории философии была создана и творчески применена материалистическая диалектика.

В противоположность идеалистическому пониманию истории общества марксизм доказал, что люди сами являются творцами истории, но творят ее не по произволу, а на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных, материальных условий, в соответствии с материальными законами. Бытие людей (то есть производство материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми в процессе труда) определяет их сознание - таков ответ исторического материализма на основой вопрос философии применительно к жизни общества.

Нельзя понять и оценить место и значение марксистской философии в человеческой культуре не обозначив основные рубежи немарксистской философии XIX века и ее значение в развитиисоциогуманитарного знания. Философия XIX века как разновидность иррационализма обрушила иррационалистическую критику на немецкую классику: С. Кьеркегор – от Гегеля к Иову и Аврааму. Очень важно в связи с проблемой многомерности человека и человеческого сознания понять предпосылки и сущность рождения экзистенциализма, «Философия жизни»: А. Шопенгауэра, Фр. Ницше, А. Бергсона, философию нравственности, философию человека, философию свободы.

В связи с этим понимается важность философских аспектов психоаналитической концепции 3. Фрейда, философии позитивизма: Конт, Спенсер, Милль, позитивистское осмысление сущности философии, науки, методологических проблем естествознания и гуманитаристики, эмпиризма, сенсуализма и рационализма философии Э. Маха и его школы, феноменологии Гуссерля и складывание основ философской герменевтики: Шлеермахер, Дильтей.

Философия марксизма.

Философия марксизма создана революционными великими мыслителями в середине 40-х годов XIX в. К. Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895).

Возникновение марксисткой философии означало качественное изменение содержания и социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности.

Первоначально К. Маркс и Ф. Энгельс, выступая как революционные демократы, стояли на позициях диалектического идеализма Гегеля, истолкованного в духе так называемых младогегельянцев – философского течения буржуазного либерализма, которое использовало философию Гегеля в борьбе религии и абсолютизма. Младогегельянцы в начале своей деятельности ориентировались на прогрессивные стороны гегелевской философии, на ее диалектику. Молодых К.Маркса и Ф.Энгельса привлекала эта сторона учения Гегеля как и младогегельянцев.

Маркс и Энгельс связали в единый узел революционную теорию с революционной практикой. Марксизм впервые в истории научной мысли вскрыл основополагающую роль общественной практики в жизни общества в познании, в развитии всей материальной и духовной культуры человечества. Выводя теорию из практикимарксизм подчинил ее интересам революционного преобразования мира «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».

Возникновение марксизма ознаменовала гобой крушение метафизического материализма. Впервые в истории философии была создана и творчески применена материалистическая диалектика.

В противоположность идеалистическому пониманию истории общества марксизм доказал, что люди сами являются творцами истории, но творят ее не по произволу, а на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных, материальных условий, в соответствии с материальными законами. Бытие людей (то есть производство материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми в процессе труда) определяет их сознание -таков ответ исторического материализма на основой вопрос философии применительно к жизни общества. Итак, Маркс и Энгельс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата, данных науки вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм «доверху», применили его к объяснению истории общества и тем самым создали исторический материализм.

Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (182О-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей XVIII - начала XIX в. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г.Гегель и Л.Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.

Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 40-х годов XIX в., когда в ряде стран Западной Европы уже утвердился капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост производительности труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищение, ухудшение экономического положения вызывали недовольство рабочих. Выступления рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок, стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 гг.), силезское восстание ткачей в Германии (1844 г.), в Англии в 3О-4О годах XIX в. развернулось первое массовое пролетарское движение - чартизм. На фоне этих событий и возникает диалектико-материалистическая философия, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Большое влияние на формирование новой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в XIX в. (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Ч.Дарвиным эволюционного учения и т.д.), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.

В начале своей научной и общественно-политической деятельности К.Маркс и Ф.Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики, примыкали к так называемым младогегельянцам. Но уже в этот период, т.е. до 1842 г., они отрицательно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля, к его консервативным политическим взглядам.

Эволюция взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса в новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения, которое принципиально отличается от всех предшествовавших философских учений как по своей социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества.

Что же собственно нового было в этом учении?

Эту теорию отличает от всех иных философских учений прежде всего то, что в ней впервые в истории философской мысли органически сочетается диалектика с научным материализмом. В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга и даже использовались для борьбы друг с другом. Так, например, Гегель использовал диалектический метод для борьбы с материализмом, а Фейербах вместе с идеализмом Гегеля отвергал и диалектику.

Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину.

В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание - это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика.

Предшествующая философия стремилась дать всеобъемлющую систему знаний, подчинить себе и заменить собою другие науки. Философские системы в прошлом часто игнорировали положительные знания о природе и обществе, заменяя научные сведения вымыслом. Новая концепция доказывала, что философия не является «наукой наук» или «наукой над науками». Диалектический материализм - это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. Исследуя наиболее общие законы развития мира, диалектико-материалистическафилософия выступает научной методологией частных наук. Маркс и Энгельс с материалистических позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории общества. Предшествующий материализм не был последовательным, завершенным. Его представители исходили из материалистических принципов в объяснении явлений природы и идеалистических - общественной жизни.

В новой философской теории последовательно распространяется материализм на познание общества, его истории, доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики.

Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика исходна (первична) по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий. И именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума.

С возникновением новой философии коренным образом изменился взгляд на задачи философии. Если раньше философы считали главной своей задачей объяснение мира, его познание, то диалектико-материалистическая философия своей главной задачей считает не только объяснение и познание мира, но и его изменение, преобразование. Она выступает в качестве метода познания действительности, ее преобразования.

Многие философы прошлого считали, что их системы выражают абсолютную истину. Такую точку зрения развивал, например, Гегель, объявивший свою философскую систему абсолютной истиной. В отличие от подобных воззрений создатели новой концепции считали, что их философское учение не является истиной в последней инстанции, что она неизбежно будет изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики.

В конце XIX - начале ХХ века в развитии марксизма признанными авторитетами были лидеры Интернационала - А.Бебель, К.Каутский, П.Лафарг, Э.Бернштейн, Г.В.Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации и пропаганды новой философии. Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В.И.Ленин. Он решительно выступал против догматического подхода к философии, смело отбрасывал положения, верные для своего времени, но потерявшие значимость в изменившихся условиях. Диалектико-материалистическая концепция оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли как в нашей стране, так и за рубежом. Однако историческая судьба этого наследия оказалась сложной, а подчас и драматичной. В период культа личности И.В.Сталина да и в дальнейшем идеологическое оправдание порочной экономической, политической, социальной практики постоянно осуществлялось на основе декларируемого предельного уважения к диалектико-материалистическому учению. Однако в действительности многие идеи решительно искажались, более того, на практике порой действовали даже вопреки теории

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь