Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 4 . Философия в культуре Ренессанса и Реформации. Западноевропейская философия в культуре Нового времени
Проблемасоотношения эмпирического (иррациональное, чувственно-конкретное, интуиция) и логического(рациональное, понятийно-абстрактное, разум). Две гносеологические модели: эмпиризм и рационализм. Феномен Возрождения. Характерные черты культуры эпохи Возрождения: гуманизм, элитаризм, культ культуры. Основные особенности философии Возрождения: плюрализм исходных принципов, антропоцентризм, пантеизм, доктрина " двойной истины". Сущность человека и смысл жизни. Индивидуализм и фортуна. Политическая философия Макиавелли. Идеология Реформации. Основные принципы теологии Лютера. Учение Кальвина и кальвинизм. Протестантизм, его особенности и основные течения. Протестантская этика и развитие капитализма. Развитие культуры и рационального мышления. Социально-исторические предпосылки философии Нового времени. Отделение философии от теологии. Изменение роли знания и науки в обществе. Рационализм в широком смысле как специфическое отличие философии Нового времени. Рационализм в узком смысле как концепция познания в его противопоставлении эмпиризму. Рационализм. Критика схоластической философии в учении Р. Декарта. Учение о познании и научном методе. Принцип cogito и врожденные идеи. Идея причинности. Онтологическое доказательство бытия Бога. Дуализм в философии Декарта. Рационалистическая метафизика Спинозы. Учение о субстанции и ееатрибутах. Проблема свободы. Монадология Лейбница и его учение о предустановленной гармонии. Эмпиризм и сенсуализм. Эмпиризм Ф. Бэкона, критика схоластики и индуктивный метод. Эволюция эмпиризма (Локк - Беркли - Юм). Скептицизм Юма. Философия истории Нового времени (Вико). Характерные особенности эпохи Просвещения: рационализм, свободомыслие, скептицизм и вера в человека и общественный прогресс. «Человек способен познать как отдельные вещи, так и их все» ( М.Монтень ) В целях более глубоко усвоения этой темы целесообразно провести обсуждение следующих вопросов: Эпоха Ренессанса – одна из самых интересных и популярных эпох. Со школьной скамьи большинство людей восхищаются творчеством тех, чей гений не был превзойден в последующие эпохи: Д.Бруно, Г.Галилей, Н.Коперник, Т.Кампанелла; Л.да Винчи, Р. де Сантис, Микеланджело, Н.Кузанский, М.Монтень, ДантеАлигьери. Чтобы понять сущность эпохи Возрождения, безусловно надо разобраться в духовных исканиях этого времени, поскольку духовное обновление предшествовало социально-политическому и экономическому преобразованию общества. Разобраться в этих проблемах помогут учебные пособия: Рассел Б. История западной философии. В Зтт. М., 1993, Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт. СПб., 1994-1997, История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991), в них можно найти ответы на вопросы: Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. · Антропоцентрический тип философствования. · Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Бруно, Н. Коперник и др. · Философия и искусство: обретение индивидуальности (Данте, Петрарка. да Винчи и др.). Новое время – это социальные перемены, это научная и промышленная революции, это век Просвещения и энциклопедических знаний, это господство тезиса: «Знание - сила», это время, когда на смену земле как главному богатству пришел капитал. Новое время необычайно богато именами и концепциями. К сожалению; лимит времени ограничен, но, тем не менее, на определенные вопросы ответ нужно найти: · Специфика понятий «Новое время» и «новоевропейская философия». Философия и научная революцияXVI – XVII вв. · Метафизическая онтология: проблема субстанции (Декарт. Спиноза, Лейбниц). · Проблема методов познания: эмпиризм и рационализм, материализм и идеализм (Фр. Бэкон, Декарт, Спиноза, Локк, Беркли, Д. Юм). · Просветительская философия в Европе XVIII в: философия истории, философия культуры, философская антропология, философия политики и права (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Гердер и др.). Знакомясь с философией Нового времени желательно обращаться не только к учебникам и мографиям, но и первоисточникам; работам Ф.Бекона, Д.Дидро, Т.Кампанелла, Руссо, Вольтер. Знакомясь с жизнью и творчеством замечательных людей Нового времени легче понять эпоху и ее квинтэссенцию – философию. Целесообразно подготовить и обсудить ряд рефератов: · Философия истории, философия политики, социальные утопии (Мирандола, Макиавелли, Т. Мор, Кампанелла). · Философия Возрождения о Боге, мире и человеке: гуманистический смысл ренессансной философии. · Философия Б. Паскаля. · Философия и политика учение Т. Гоббса. · Рациоцентрический тип философствования. · Характерные черты новоевропейской философии. Философия эпохи Возрождения. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире. Схема 18. Проблема методов познания
Схема 19.
С этим стремлением связана новая эпоха культуры - эпоха европейского Возрождения или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса (ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение. Для христианства и средневековья единственная творческая сила - бог. Даже человек, обладающий богоподобной душой, - лишь червь земной. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного. Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму человека. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское (от греч antropos - человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природа, космос, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. В эпоху возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеку во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и оценить это своеобразие. Оригинальность, непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности. Именно эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, великих гуманистов, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Но философия Возрождения была переходной ступенью к философии зрелого буржуазного общества. Философия Нового Времени В ХVII-ХVIII вв. начался следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В это время вследствие интенсивного развития промышленности, мореплавания, торговли и великих географических открытий поток информации резко возрос, в результате чего колоссально расширился кругозор европейских ученых. Благодаря великим открытиям Н.Коперника (1473-1543), Г.Галилея (1564-1642) и И.Кеплера (1571-1635) возникает новое естествознание. Его отличительная черта - соединение теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Быстро развиваются новые отрасли естествознания - механика, физика, химия, экспериментальная биология. Чем больше накапливается сложных научных проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе знаний - в общей методологии познания. Вместе с тем новые знания коренным образом меняют научную картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносеоцентристского (от греч. gnosis - знание, познание). Одно из таких направлений - рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт (1596-165О), Б.Спиноза (1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716) и ряд других мыслителей. Другое философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704). Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме происходит сложная борьба материалистических и идеалистических воззрений. И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания. Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою очередь недооценивают активный, творческий характер человеческого мышления. В последней трети ХVI - начале ХVII века происходят первые буржуазные революции (в Нидерландах, Англии), которые положили начало развитию нового общественного строя - капитализма.. Развитие нового, буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, но и в сознании людей. Это находит отражение и в развитии философии. Уже в эпоху Возрождения философы уделяли большое внимание критике средневековой схоластики. Эта критика приобретает еще больший размах в ХVII-ХVIIIвв. Метафизическая онтология: проблема субстанции разрабатывалась Декартом, Спинозой, Лейбницем. Развитие науки и общественной жизни обнаруживает ограниченность всех прежних философских систем, их мировоззренческих и методологических установок. По мере развития капиталистического способа производства все острее становятся противоречия между нарождающимся капиталистическим строем и пережитками феодализма. Поэтому буржуазная философия нового времени, отражая глубокие изменения и противоречия в самой общественной жизни, выступает с острой критикой феодализма. Это нашло своеотражение прежде всего в борьбе материалистических взглядов и идеалистических воззрений. Передовые мыслители ХVII-ХVIII вв., опираясь на достижении современного им естествознания, идеологически подготавливали революционные преобразования в общественной жизни и продвинули философскую науку. Борьба материализма и идеализма в этот период приобрела еще более острый характер, чем в древности. В ХVII-ХVIII вв. борьба против религии как господствующей идеологии изжившего себя феодального строя отвечала самым насущным потребностям прогрессивного развития общества. Уже в период ранних буржуазных революций в наиболее развитых странах Западной Европы был выдвинут ряд материалистических теорий, развившихся в борьбе против теологии и схоластики. В концеХVI- начале ХVII вв. в Англии возникло сильное материалистическое направление, которое плодотворно развивалось на протяжении ХVII и отчасти ХVIII столетий. Английский материализм ХVII в. представлен философскими теориями Ф.Бэкона, Т.Гоббса и Д.Локка. Блестящим представителем передовой научной мысли во Франции в ХVII в. был выдающийся естествоиспытатель, математик и философ Р.Декарт. Почетное место среди передовых мыслителей ХVII века принадлежит голландскому философу Б.Спинозе. Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие дисциплины, как математика, механика, физика. Это отвечало потребностям развития производства, но в то же время накладывало свой отпечаток на философское осмысление мира. Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер. Наряду с этим необходимо отметить следующее обстоятельство. Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа, использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т.е. не диалектически, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии стал господствовать метафизический метод мышления. В конце ХVII- начале ХVIII вв., после завершения цикла ранних буржуазных революций, в странах Западной Европы поднялась волна религиозной реакции и идеализма. Одним из наиболее активных ее представителей был епископ Д.Беркли (1685-1753). Но все попытки Беркли и других философов-идеалистов остановить распространение материалистических идей оказались безуспешными. В ХVIII веке выступления материализма против религии и идеализма приобрели еще более острый характер. Основным центром борьбы в Западной Европе стала Франция. Французский материализм XVIII века был передовым мировоззрением, идеологически подготовившим французскую буржуазную революцию. Наиболее яркими его представителями были Ж.Мелье (1664-1729), Ж.О.Ламетри (17О9-175О), Д.Дидро (1713-1784), П.Гольбах (1723-1789), К.Гельвеций (1715-1771). Французские материалисты XVIII в. выступали с резкой критикой религии, опираясь на прочный фундамент материалистического понимания природы. XVIII век в истории человеческой цивилизации не случайно называют эпохой Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук – в этом заключалась важнейшая черта взглядов передовых философов того времени. На знамени просветителей написано два главных лозунга: «Наука и прогресс», «Знание- сила». Просветительская философия в Европе XVIII в: философия истории, философия культуры, философская антропология, философия политики и права (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Гердер и др.). В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Д.Локка, Д.Толанда (167О-1722). Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф.М.Вольтером (1694-1778), Ж.Ж.Руссо (1612-1778), Д.Дидро, М.Д.Аламбером (1717-1783), П.Гольбахом, Ж.Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали И.Гердер (1744-18О3) молодой И.Кант (1724-18О4). Материализм XVII-XVIII вв. при всей его прогрессивной исторической роли отличался тем недостатком, что рассматривал мир метафизически. В конце XVIII - начале ХIX вв. передовые представители естествознания и философии уже стали в той или иной мере преодолевать метафизический способ мышления.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы