Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное — это начало, основание, а супербессознательное — это резерв развития личности.
Поле сознания — это осознаваемая часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных наблюдению и анализу. Сознательное Я — это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая часть личности (поле сознания). Ассаджиоли пишет: «Существующее между ними различие напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями». Этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго. Высшее Я — истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т.д.). Высшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т.е. снова начинает осознаваться. Ученик Ассаджиоли Пьеро Ферруччи ввел понятия персонального Я и трансперсонального Я. Создается впечатление, что в каждом из нас существует два Я (то же самое указано и на схеме структуры личности по Ассаджиоли. Личное Я не осознает трансперсональное Я, а трансперсональное — не проявляет себя в сознании. С другой стороны, сам Ассаджиоли пишет: «В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения». Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства. Наша психика не изолирована, она, по Ферруччи, плавает в океане, который К. Юнг назвал коллективным бессознательным. ТЕХНИКА ПСИХОСИНТЕЗА Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются: постижение своего истинного (высшего) Я, достижение, на основании этого, внутренней гармонии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в т.ч. и с окружающими людьми. На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов: • глубинное познание своей личности; • контроль над различными ее элементами; • постижение своего истинного Я — выявление или создание «объединяющего центра» Я; • психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра. Глубинное познание своей личности. Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания в младенческом возрасте. Ассаджиоли называет их «фантазиями», «мыслеобразами», «темными силами» и придает им (так же, как и Фрейд) большое значение в формировании неврозов. Далее необходимо исследовать среднее и высшее бессознательное. В результате можно обнаружить в себе скрытые способности, истинное призвание, свои резервные возможности. Все это чистой воды психоанализ, и проводить его лучше с помощью опытного психоаналитика. Так считает и Ассаджиоли, только в отличие от Фрейда он рассматривает психоанализ не как окончание, а как начало лечения. Контроль над различными элементами личности. Разделение психосинтеза на этапы условно, т.к. они взаимосвязаны. Особенно это касается двух последующих этапов: контроля над различными элементами личности и постижения своего истинного Я. Такое разделение оправдано только в качестве методологического подхода, как элемент техники лечения. Чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, нужно их сначала выявить, а это невозможно без одновременного отграничения и постижения своего истинного Я. С этой целью в психосинтезе применяют два метода: метод разотождествления и работу над субличностями. Оба метода базируются на психологическом принципе, который Ассаджиоли сформулировал так: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя отождествляем». Разотождествление. Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание. Самосознание сопровождается процессом отождествления себя с актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Одни отождествляют себя со своим телом (спортсмен, манекенщица), другие — с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»); третьи — с чувствами (влюбленный юноша). Такое однобокое отождествление себя с одной из частей своей личности затрудняет познание «себя для себя». Длительное отождествление себя с отдельными элементами личности ведет к трагедии: «страдающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т.п. Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер. Каждый из нас временами говорит (или думает): я раздражен; у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я, осознать их, постараться увидеть их причину и нежелательные последствия. Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил. Смысл разотождествления заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управлять ими. «Иными словами, — пишет Ассаджиоли, — нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и — их глупость». Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно научиться контролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отграничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я. Работа над субличностями. По выражению П. Ферруччи, субличности — это «психологические сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, целостностна и уникальна, с другой — многослойна и разнолика. В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу. К. Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее осознаваемому Я. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен. Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, в гармонии. Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, т.к. все они выражают многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из субличностей доминирует и начинает контролировать наши чувства и поведение. Важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Это дает возможность составить более четкое представление о внутренней жизни. Когда вы распознаете субличность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией. Человек более склонен к идентификации; дисидентификация — обратный процесс. Если одна из субличностей начинает «контролировать» вас, то задача психосинтеза — добиться дисидентификации с ней, избежать подчиненности ей, а в последующем самому контролировать ее влияние. Это возможно только при повышении чувства истинного Я — объединяющего центра личности. Из «центра» можно наблюдать ту или иную свою субличность, а при определенной тренировке — управлять ею. Что дает работа с субличностями? П. Ферруччи (1985) в качестве наиболее важных отмечает следующие. Мы учимся узнавать наши разные и противоречивые стороны, подвергаясь минипсихоанализу. В результате мы как бы «усыновляем» все части вместо того, чтобы загонять их в бессознательное. Мы учимся быть свободными от контроля сил, которые доминируют над нами, перебрасывая нас из стороны в сторону как пинг-понговый мячик. Мы повышаем нашу интеграцию, давая возможность субличностям стать синергистами, а не антагонистами. Мы можем поднять нашу субличность к ее наивысшему потенциалу и таким образом открыть, что каждый психологический аспект несет в себе зерно собственной трансформации. И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к нашему «центру» — нашему истинному Я. Работа должна проводиться с каждой субличностью по очереди. Только так можно осознать, какое место она занимает в нашей личности, осознать динамику и взаимозависимость отдельных субличностей. Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра Я. Сущность постижения истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего Я с высшим Я. Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но, как подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие». С позиции психосинтеза истинное Я рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности — ее ядро. Причем оно полностью отличается от всех других элементов нашей личности (чувства, мысли и т.п.). В результате истинное Я может функционировать как «объединяющий центр», координирующий взаимодействия всех остальных элементов личности. Все остальные элементы личности могут меняться с возрастом в зависимости от ситуации, от того, здоров человек или болен, пребывает он в радости или печали, но есть в человеке нечто, что всегда остается одним и тем же. Это «нечто» и есть истинное Я. «Можно сказать, — пишет П. Ферруччи, — что истинное Я — это состояние сознания в его химически чистом, неразведенном виде; это состояние психической наготы, в котором мы сняли с себя все психические одежды — мысли, чувства и представления, телесные ощущения». Это «чистое сознание», оставаясь стержнем личности, может идентифицироваться с разными элементами личности, но при определенном навыке может отделиться от них, стать «самостоятельным, независимым центром» (дисидентификация), из которого, как из укрепления, можно наблюдать за своими эмоциями, мыслями, поступками, а при соответствующей тренировке — управлять ими. Таким образом, истинное Я — это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет находить тот баланс (гомеостазис), достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта. Мысль П. Ферруччи: «В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно — скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы