Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природа международного права.
На разных этапах своего исторического развития международное право имело разное качество своей природы, которое определялось уровнем организации и развития публичной власти на той или иной территории, а также уровнем развития международных отношений. Природа международного права лежит в основе соблюдения или несоблюдения установленного обычным или договорным путем поведения народов в состоянии войны и мира. Локальный характер международного права оформился в период межплеменных отношений, когда между племенами заключались соглашения о мире, о совместных военных действиях, о разграничении владений. В этот период развития международного права формировались обычаи, которые являлись формой молчаливо признаваемых норм поведения в тех или иных ситуациях. В древнем мире (13 в.до н.э. – 6 в.н.э.) международное право уже имело региональный характер. По своей природе это было уже не локальное обычное право, а региональное договорное право. В этот период появляется дипломатия и статус иностранца. В средние века (6 в. – 16 вв.) в период развития феодального права международное право приобретает цивилистический характер, что привело к формированию крупных национальных государств с централизованной властью. Для этого периода характерно появление «берегового права», «рыцарского кодекса», активного развития «династических договоров». В 16-17 вв. международное право из практики международных отношений становится наукой. Голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583-1654 гг.) в своем труде «О праве войны и мира» (1625 г.) впервые детально обосновал существование «права, которое определяет отношения между народами и их правителями, ….которое могло возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их». Представляют интерес для понимания европейской политической морали того времени труд итальянского политического деятеля и историка Н. Маккиавелли (1469-1527 гг.) «Государь» (1513 г.). В России вице-канцлер Петра I П.П. Шафиров написал книгу, в которой с помощью юридической аргументации обосновал «законные причины» для войны против Швеции, сославшись на «право натуральное». В доктрине международного права того времени доминировало естественно-правовое направление. Со времени межплеменных отношений вплоть до американской Декларации независимости 1776 г., Конституции США 1787 г. и Великой французской революции 1789 года характерной чертой международных отношений была их персонификация. Они строились и оформлялись как отношения между индивидами. В межплеменных отношениях их участниками были почти исключительно вожди. Персонификация сохранялась и в рабовладельческих, и в феодальных государствах. В средние века это подтверждали династические договоры, согласно которым при заключении династических браков в качестве приданого или дара части территории переходили от одного государства к другому, так как территория по прежнему рассматривалась собственностью государя. Великая Французская революция 1789 года заменила суверенитет власти монарха верховной властью нации. Международные договоры расцениваются конституцией как акты юридические. Конституция США 1787 года признала юридическую силу договоров в национальном праве. Международное право приобретает с этого времени юридическую природу и начинает развиваться в первую очередь как право мира, а не право войны. В 19 веке международное право приобретает универсальный характер, так как используется для создания всемирных международных организаций (Всемирный почтовый союз 1874 г., Всемирный телеграфный союз 1875 г., Железнодорожная конвенция 1890 г.), а также оформляет раздел мира между колониальными державами. Международное право приобретает также двойной стандарт. Нормы международного права применяются только к христианским странам в Европе и Америке. К другим странам нормы применяются со значительной модификацией. Несмотря на приобретение универсального характера с точки зрения территориального распространения, международное право еще не стало универсальным средством юридического равенства народов. В 18-19 вв. международное право становится учебной дисциплиной в университетах. Естественно-правовое направление в доктрине международного права постепенно вытесняется школой позитивного права под влиянием британских и американских юристов. Для этого периода доминирующим стало смешанное, сочетающее естественно-правовой и позитивно-правовой подход, направление. В 19 веке формируются школы международного права. Сторонником концепции «внешнего государственного права» как самостоятельного явления относительно национального права являлись Г.Гегель, а в России Я.А. Безобразов. Согласно этой концепции государство само создает и отменяет правовые нормы, регулирующие его внешние связи. Дж. Остин, британский юрист являлся представителем «нигилистической» школы, согласно которой международное право не имеет юридической силы в силу отсутствия механизма обеспечения соблюдения права, и в лучшем случае международное право можно считать лишь «позитивной моралью». Концепция «реализма», ярким представителем которой был немецкий юрист Р. Иеринг, определяла право как политику силы. В 1873 году был учрежден Институт международного права с учатием ученых многих стран, который действует и поныне. Первый краткий курс международного права в России был издан в 1873 году профессором Московского университета М.Н. Капустиным. В 1875 году в Харькове издаются профессором А.Н. Стояновым «Очерки истории и догматики международного права». В 1882 году профессор Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс издает в 2-х томах «Современное международное право цивилизованных народов». В 1892 году профессор В.П. Даневский публикует «Пособие по истории и системе международного права. 20 век принес миру 2 мировые войны, череду социалистических революций, распад колониальной системы, биполярный мир, универсальную систему международной безопасности в лице ООН, распад социалистической системы и новые угрозы в условиях глобализации и демократизации. Первая мировая война закончилась созданием державами победительницами Лиги наций, которые приняли ее уставный документ Статут (Устав). В соответствии со Статутом в 1922 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд. Статут практически узаконил колониализм. Социалистическая революция в России (1917 г.) выдвигала требования ликвидации колониальных отношений, грабительские войны были объявлены преступлением против человечества, провозглашалось право народов на самоопределение. В 1928 году был принят Пакт Бриана-Келлога, который допускал войну как орудие интернациональной политики в общих интересах государств, а урегулирование всех разногласий должно было осуществляться только мирными средствами. Тем не менее в 1941 году началась вторая мировая война, которая завершилась в 1945 году созданием Организации объединенных наций (ООН), гарантирующую международный мир и безопасность для всего мирового сообщества. В орган, принимающий самые ответственные решения по вопросам обеспечения безопасности в любой части света стал Совет Безопасности ООН, в который вошли представители держав победительниц – СССР, США, Великобритании, Франции, Китая. Международное право окончательно было юридически закреплено как право мира и безопасности для всех народов. Оно предоставило право народам, находившимся в колониальной зависимости, право на самоопределение и получения статуса суверенного независимого государства. Это право было реализовано народами в 60-70 гг 20 века. В тоже время природа международного права стала носить больше декларативный характер. Природа публичности двух мировых держав СССР и США – основных гарантов мира отличалась на 180 градусов, что нашло отражение в развязавшейся «холодной войне» или «войне двух идеологий» - частной (демократической) и государственной (тоталитарной». Научно-технический прогресс в лице радиовещания, телевидения и улучшение качества жизни, международное общение способствовали изменению природы публичности в СССР, что привело к распаду мировой социалистической системы в 1990 гг. С этого времени начал проявляться кризис природы международного права, которая имела двойственный характер, а ее юридическая сила обеспечивалась силовым равенством двух сверхдержав. Нарушенный баланс сил лишил международное право как самостоятельную систему права той юридической силы, которая необходима для неангажированного решения по тому или иному вопросу международных отношений. Процесс изменения внутренней публичности незавершен и сегодня. Россия играет важнейшую роль в поддержании необходимого баланса юридической силы международного права, а также в построении многополярного мира, а соответственно и формировании нового качества природы международного права и его роли в развитии современных международных отношений. Природу международного права таким образом можно определить как естественное историческое явление международной жизни, относящееся к регулированию поведения народов в состоянии войны и мира.
Право войны и право мира. С самых ранних этапов своего развития международное право формировалось как право войны, право сильного над слабым. Оно закрепляло по сути неравноправное положение побежденного и победителя. Это было прежде всего право победителя в отношении территории, в отношении населения, в отношении организации публичной власти на завоеванной территории. Международное право таким образом являлось инструментом установления примата одного внутригосударственного права над другим, права победителя над правом побежденного. Отношение к соседям ярко иллюстрируют древнеиндийские законы Ману, в которых говорилось: враг – это ваш сосед. Мирные соглашения заключались только с равными или более сильными королями, а на слабого короля необходимо было нападать. В средние века в основе как внутренних, так и внешних связей лежало «кулачное право» – сила, возведенная в закон. Сильный был всегда прав. Мирные соглашения заключались с одной стороны, как союзные в целях оказания помощи на случай войны и как закрепляющие статус дипломатов и купцов для развития торговли между государствами. Право войны не делало различий между воинами и мирными жителями. Врагами считались все подданные противника. Наемные армии содержались за счет грабежа. Захваченные города отдавались солдатам на разграбление. Военнопленных считали преступниками, своих собственных раненых оставляли без помощи. Подписание договоров всегда отождествлялась с миром. Нарушение договоров приводило к войне. Нормы аристократической морали являлись важным регулятором межгосударственных отношений, которые были по сути межличностными связями суверенов. Пересмотр взглядов на право войны и мира начался только после Великой Французской революции 1789 года. В декларации аббата Грегуара, которую он подготовил по заданию Конвента, но которую Конвент так и не принял, провозглашался принцип равноправия государств, независимо от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось также, что договоры должны соблюдаться. Были сформулированы новые основы права войны. Допустимой считалась лишь война оборонительная, война в защиту попранных прав. Врагом могло быть только государство, а не люди. Отсюда вытекало требование гуманного обращения с пленными, неприкосновенность частной собственности, уважение прав мирного населения. В 19 веке начинает формироваться международное гуманитарное право. Француз Анри Дюнан и американец немецкого происхождения Франсис Либер, не подозревая о существовании друг друга внесли решающий вклад в концепцию и содержание современного международного гуманитарного права. Дюнан и Либер взяли за основу идею, выдвинутую Жан Жаком Руссо в опубликованном им трактате «Об общественном договоре»: «с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.» В 1863 году были опубликованы «Инструкции полевым войскам США», больше известные сегодня как Кодекс Либера. Эти инструкции содержали правила, охватывающие все аспекты ведения войны. Положения Кодекса Либера были направлены на то, чтобы при ведении боевых действий избежать причинения излишних страданий и ограничить число жертв. Анри Дюнан выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для оказания практической помощи раненым на войне. Первое предложение привело к принятию в 1864 году 1-й Женевской Конвенции, а второе – к основанию Красного Креста. Результатом работы Либера и Дюнана явилось краткое соглашение – Санкт-Петербургская Декларация 1868 года, запрещавшая применять снаряды массой менее 400 грамм. Две Гаагские мирные конференции, проходившие на рубеже 19-20 вв. стремились ввести более широкие международные правовые ограничения на средства и методы ведения войны. Четыре Женевские конвенции 1949 года и 2 Дополнительных Протокола к ним 1977 года формируют современное международное гуманитарное право, которое условно можно разделить на Женевское право (право Красного Креста) – право защиты раненых, военнопленных и мирного населения во время ведения военных действий между противоборствующими сторонами и Гаагское право – или международные правила, относящиеся к ведению военных операций, которое берет начало от Гаагских Конвенций 1899 и 1907 гг. Устав ООН 1945 года устанавливает право войны только в 2-х случаях: 1) по решению Совета Безопасности ООН и 2) отражение акта агрессии. Право мира сегодня определяется процессами глобализации. Развитие науки и техники, а особенно информационных технологий создает определенные преимущества высокоразвитым странам, которые оформляются в форме международных стандартов. Все государства по сути живут по международным стандартам разных поколений. Свободная конкуренция в условиях глобализации приводит к монополистическим объединениям государств, которые регулируются региональными международно-правовыми актами, как межнационального, так наднационального характера. Совершенствование международных стандартов последнего поколения является сегодня основным конкурентным преимуществом государств в условиях демократизации мирового сообщества.
Дипломатия и иностранцы
Дипломатия как и международное право развивалось от обычая к договорному статусу лиц, представляющих суверена на чужой территории. Как только возникла потребность договариваться между племенами по вопросам войны и мира, появилась необходимость в людях, обеспечивающих переговорный процесс между суверенами. Так, заключенный в 13 веке до н.э. договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем хеттов предусматривал оказание содействия не только в войне с внешними врагами, но и в подавлении восставших рабов. Была также предусмотрена и взаимная выдача политических беженцев. Договор скреплялся религиозной клятвой, каждый клялся свои богам. Оформлен договор путем обмена серебряными досками, на которых был выгравирован согласованный текст. Древнегреческие государства постоянно направляли друг другу посольские миссии. Полномочия послов оформлялись в виде двух сложенных и покрытых воском дощечек (дипломата). Отсюда произошло понятие – «дипломатия». Послы пользовались неприкосновенностью. Законы Египта, Индии и Китая запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. В рабовладельческой Древней Греции господствовало убеждение, что греки – избранный народ, а другие люди – варвары. Демосфен доказывал, что варвары самой природой предназначены быть рабами греков. Отсюда появилась ксенофобия – ненависть к иностранцам. Такое отношение к иностранцам препятствовало развитию торговли и других связей. Поэтому возникла необходимость признания элементарных прав за иностранцами, которые закреплялись в торговых договорах. В Древней Греции появился институт проксена. Проксен был гражданином государства, принимающего иностранца и оказывал ему покровительство. Через проксена иностранцы обращались в органы управления страны пребывания, а также нередко вели через него дипломатические переговоры. В 7 веке образовалось крупное мусульманское государство – Арабский халифат. Арабские государства в этот период принимают активное участие в международных отношениях. Мусульманское право лежало в основе всей общественно-политической жизни, нормы которого распространялись и на внешнеполитическую деятельность государств. Одни и те же положения мусульманского права регулировали отношения как между людьми, так и между государствами. Все мусульмане, независимо от государственной принадлежности, не считались иностранцами. Иностранцами были только иноверцы. Для въезда в страну им требовалось разрешение, а для защиты покровительство (вилайет) мусульманина. Послы считались неприкосновенными. В 9 веке Киевская Русь поддерживала тесные связи с Византией. Договоры закрепляли статус русских дипломатов и купцов в Византии. Договоры скреплялись религиозной клятвой. До принятия христианства русы клялись Перуном и Белесом, а представители Византии по христианскому обычаю целовали крест. Как форма мирных договоров получили распространение династические браки. Киевские княжны выходили замуж за королей Венгрии и Норвегии. Дочь Ярослава Анна вступила в брак с королем Франции Генрихом I, а сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Иностранцам на Руси предоставлялся тот же режим, что и русским. Принятие христианства Киевской Русью способствовало усвоению Русью накопленного Византией опыта международных отношений. В начале второго тысячелетия на Африканском континенте начали складываться крупные государства. Среди них особое место занимала империя Мали. Иностранцы пользовались гостеприимством местных жителей и могли свободно путешествовать. Африканские государства поддерживали дипломатические и торговые связи, заключали международные договоры. В период средневековья в Европе положение иностранцев улучшилось. Тем не менее, в случае смерти иностранца его имущество на данной территории наследовалось местным феодалом. В случае кораблекрушения все, выброшенное на берег, переходило к местному феодалу (береговое право). В то же время государства заключали договоры, защищавшие права купцов. В трудах европейских политических деятелей в 16-17 вв. дипломатия рассматривалась как искусство лжи и вероломства. В России, напротив, считалось, что договоры соблюдаются в силу чести данного слова. В этот период закрепляется правовой статус дипломатов, формируется институт консулов под влиянием требований торговли. Развитие морской торговли привело к признанию принципа свободы открытого моря. Конституция Франции 1791 г., установив, что иностранцы подчинены французским законам наравне с местными гражданами, оговорила, что соглашения с иностранными державами могут предусматривать исключения из этого правила. С учреждением международных организаций во второй половине 19 века начала формироваться многосторонняя дипломатия в рамках международных организаций. 20 век стал веком борьбы национализма и интернационализма, с одной стороны, и веком борьбы капитализма и социализма, с другой. В этих условиях дипломатия играла весьма существенную роль для нахождения необходимых компромиссов для союза против совместной борьбы с фашизмом, а также недопущения третьей мировой войны в силу идеологических разногласий двух мировых держав – СССР и США. Принятие Устава ООН в 1945 году как результат победы над фашизмом, позволило придать дипломатии тот необходимый международно-правовой потенциал в правовом и организационном смысле, который позволил мировому сообществу находить компромиссные решения в трудных ситуациях. Дипломатическое право достаточно долгое время основывалось на обычаях. Первая кодификация дипломатического права впервые была предпринята в 1928 году с принятием в рамках региона – Латинской Америки Гаванской конвенции о дипломатических чиновниках. Основным договорным актом сегодня в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В 1969 году была принята Конвенция о специальных миссиях. В 1975 году – Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Положение иностранцев в 20 веке претерпело также значительные изменения. Особенно это касается разрешительного порядка въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранцев. На протяжении 20 века менялись категории иностранцев и их количество. Открытость государств зависела от того, к какому лагерю принадлежало то или иное государство – к капиталистическому или социалистическому. Отсюда сформировавшиеся понятия «открытого» и «закрытого» общества. Сегодня, в начале 21 века, положение со статусом иностранцев в мире меняется в сторону открытости все большего количества государств. Однако это порождает проблему деления иностранцев на категории, различающиеся по предоставляемому им режиму въезда и пребывания принимающими более экономически развитыми государствами. Экономический фактор развития государства определяет сегодня и положение его гражданина как иностранца на территории другого государства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы