Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Потребности принадлежности и любви.
Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости. Маслоу определял два вида любви взрослых: · дефицитарная, или Д-любовь - основана на дефицитарной потребности — это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает · бытийная, или Б-любовь - основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства Спорил с Фрейдом: для Маслоу любовь — не синоним секса. Зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность. 4. Потребность самоуважения: · самоуважение - компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода · уважение другими - престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие · Удовлетворение à чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. · Фрустрация à чувство неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается · взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. · большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к более высоким уровням растущей мотивации Потребности самоактуализации Маслоу: самоактуализация - желание человека стать тем, кем он может стать. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Причина: 1. многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования à они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей à комплекс Ионы (страх успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию). 2. социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. 3. сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек Дефицитарная мотивация и мотивация роста В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы (Д-мотивы): Единственной целью депривационной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность). В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. Д-мотивы должны: 1. их отсутствие вызывает болезнь 2. их присутствие предотвращает болезнь 3. их восстановление излечивает болезнь 4. при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их 5. они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека Д-мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. мотивы роста (Б-мотивы)- метаротребности, бытийные. Имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Б-мотивы должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Маслоу указывал на ряд метапотребностей в описании мотивации самоактуализации людей. Рассматривая эти потребности роста, следует помнить, что хотя они представлены в очень абстрактной форме, в реальных жизненных ситуациях они довольно конкретны и специфичны. Далее, все метапотребности тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации. Например, адвокат может искать справедливость (честность, порядок, законность) в своей деятельности. Справедливость является конечной ценностью для него; он занят поисками справедливости, а не престижа или власти, или богатства, просто потому, что любит преследовать недостижимую цель. -???? 1. Ненапряженность 2. Уникальность 3. Доброта 4. Красота 5. Простота 6. Богатство 7. Активность 8. Закон 9. Завершение 10. Совершенство 11. Целостность Метапотребности важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Маслоу полагал, что люди в своем большинстве не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание. Исследование вершинных переживаний и плато-переживаний Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди часто переживают моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза – ВЕРШИННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. По наблюдениям Маслоу, люди, испытавшие вершинные переживания, часто полагают, что произошло нечто очень значительное и ценное. Эмпирическое док-во: интервьюирование спортсменов (звездные моменты) - об отсутствии страха сообщили 100%, о полном внимании или погружении, чувстве совершенства, почти божественном чувстве контроля и самоценности — 95%, о чувстве исключительной легкости — 90%. Измерение - «Шкала вершинных переживаний» (Mathes et al., 1982). Исследования психологии Бытия привели Маслоу к обнаружению еще одного Б-феномена: плато-переживаний. В плато-переживаниях человеку открывается реальность Бытия и ценности Бытия, однако плато-переживания являются произвольными, более длительными и менее яркими состояниями, характеризующими скорее медитацию и просветление, чем экстатический инсайт. Характеристики самоактуализирующихся людей Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики. 1. Более эффективное восприятие реальности. 2. Приятие себя, других и природы. 3. Непосредственность, простота и естественность. 4. Центрированность на проблеме. 5. Независимость: потребность в уединении. 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. 7. Свежесть восприятия. 8. Вершинные, или мистические, переживания. 9. Общественный интерес. 10. Глубокие межличностные отношения. 11. Демократичный характер. 12. Разграничение средств и целей. 13. Философское чувство юмора. 14. Креативность. 15. Сопротивление окультуриванию. Метапатологии Маслоу характеризовал болезни, появляющиеся в результате неудовлетворенных метапотребностей, как метапатологии. Примеры метапатологий по Маслоу · Недоверие, цинизм, скептицизм · Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя · Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность · Дезинтеграция · Утрата чувства собственного «Я» и индивидуальности, ощущение себя постоянно меняющимся и анонимным · Безнадежность, нежелание чего-либо добиваться · Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм · Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное отсутствие чувства юмора · Перекладывание ответственности на других · Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни (Источник: адаптировано из Maslow, 1971.) Симптомы, связанные с накопительским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем жизни, свидетельствуют о метапатологиях: · неспособность глубоко любить кого-нибудь; · стремление жить только сегодняшним днем; · нежелание видеть что-либо ценное и достойное в жизни; · неумение ценить настойчивость в поисках личного совершенствования; · неэтичное поведение. Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории (дополнительно!!! ) Оценка самоактуализации «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory, POI) (Shostrom, 1964, 1974) POI — это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. POI состоит из двух основных шкал и 10 дополнительных субшкал: 1. в какой степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни. 2. компетентность во времени.Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. В дополнение к двум основным шкалам POI существует 10 дополнительных субшкал: ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и способность к близким отношениям. 7.Критика теории Маслоу: 1. Исследование самоактуализирующихся людей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научности. 2. Критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора исследования или, по меньшей мере, культуры, к которой он принадлежит. 3. Самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях. 4. Концепция Самоактуализации рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты взаимодействия людей. 5. Самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное. 6. Не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет. 7. Концепция Самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии. 8. Стремления и ценности, направляющие Самоактуализацию, имеют социокультурную природу и исторически меняющееся содержание. 9. Человеческая сущность в теориях Самоактуализации полностью сводится к биологической природе человека. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы