Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурно-исторический подход в отечественной психологии (Л. С. Выготский)



Данная концепция по­явилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеаль­ный».

Л. С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек об­ладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называе­мый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу.

В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание в виде двух тезисов. Первый — тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой (если раньше среда действовала на животное, то с появлением человека, он начал воздействовать на среду). Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий тру­да, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского – «Человек и его соб­ственная психика». Она содержит также два положения. Первое в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л. С. Выготский понимал способность человека заста­вить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо пред­мет, организовать свою умственную деятельность (т.е. произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.).

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых пер­вобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психи­ческими процессами. Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических ору­дий.

Третья часть концепции – «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки? » Вы­готский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Чаще всего специальными знаками является сочетание звуков или слово.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаменталь­ных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредован­ную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от жи­вотного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпеча­ток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психиче­скими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологи­ческие. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Деятельностный подход (к изучению психики) — 1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная И.Г. Фихте, Г. Гегелем и К. Марксом категория предметной деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и их ученики); 2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев). При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии. Основные принципы Д. п.: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте Д. п. выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, сформулировано предположение о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, об уподоблении как механизме формирования образа, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Д. п. выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, социальной и т. п.).

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опира­ется на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятель­ность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его созна­ние. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

С позиции деятельностного подхода психология — это наука о законах порождения, функционирования и строения психического отраже­ния индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека. В этом определении деятельность принимается как исходная реальность, с которой име­ет дело психология, а психика рассматривается как производная от нее и одновре­менно как ее неотъемлемая сторона. Тем самым утверждается, что психика не мо­жет рассматриваться вне деятельности, равно как и деятельность — без психики. Таким образом, в упрощенной форме с позиции деятельностного подхода предме­том психологии является психически управляемая деятельность.

Единства сознания и деятельности принцип — термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930—40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного ). Он начал разрабатывать его на рубеже 1910— 20-х гг. в качестве принципа творческой самодеятельности субъекта. Для Рубинштейна утверждение единства сознания (вообще психики) и деятельности означало, что надо понять психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида и в самой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав, превратив тем самым деятельность человека в предмет психологического исследования. Таким предметом психологии должна стать не только внутренняя, духовная, умственная деятельность, но и та реальная практическая деятельность, посредством которой люди преобразуют природу, общество и самих себя, — в ее психологическом аспекте. Иначе говоря, деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности и поведения, являются условием их адекватного выполнения (поведение здесь — не бихевиористский термин, а нравственная характеристика деятельности). Основанием единства психики и деятельности является субъект. Такова суть рубинштейновского варианта деятельностного подхода, отличающегося от другого варианта, основанного на теории интериоризации А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. С.Л. Рубинштейн критиковал эту теорию за то, что интериоризация в ней понимается как механизм возникновения психики, а не как лишь один из этапов психического развития человека. Психика не может возникать, порождаться по мере интериоризации внешних практических действий во внутренние, потому что простейшие психические явления уже участвуют в регуляции даже самых первых младенческих практических действий, вообще самых ранних этапов изначально практической деятельности. По Рубинштейну, психика не возникает, не порождается в такой деятельности, а формируется и развивается в ней.

Специфика психологического знания.

Специфика психол. знания связана с ее объектом.

Метод - косвенное познание и через другие свойства с псих. явления - объекты через которые отражается психика, общение, поведение. Особенности психол. знания:

1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.

2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1884; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь