Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Составитель: Жакин Маулен Советович к.и.н., доцент



 

Учебно - методический комплекс (компонент по выбору) по курсу «Историческая антропология» составлен на основании ГОСО и содержит описание целей и задач курса «Историческая антропология», основных проблем изучения «человека в истории» и «человека в культуре».

Системы заданий СРС и СРСП нацелены на более глубокое изучение тем данной дисциплины с целью формирования у студентов теоретических знаний и выработки умений применять их в ходе практики.

УМК составлен в соответствии с ГОСО РК 3.08.264-2006

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая антропология» для студентов исторического факультета // Состав. Жакин М.С. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2012.- 85 с.

 

 

© Карагандинский государственный университет, 2012.

 

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ –

SYLLABUS

 

1.1 Данные о преподавателе:

Жакин Маулен Советович – кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнологии и Отечественной истории, старший научный сотрудник Центра «Этнокультурных и историко-антропологических исследований», сот. тел. 87023810917, jak_maulen@mail.ru, стаж работы 18 лет.

Кафедра археологии, этнологии и отечественной истории находится в учебном корпусе №3 кабинет 514.

1.2 Данные о дисциплине:

Историческая антропология

Количество кредитов – 2

Место проведения: 522 аудитория, корпус №3

 

Выписка из учебного плана:

Форма обучения Срок обучения Курс Се-местр Кредиты Лекции Семи-нары СРСП СРС Всего Форма конт-роля
дневная 4 года тесты

 

1.3.Пререквизиты: для освоения дисциплины «Историческая антропология» студентам необходимо знание основ, этнографии, этнологии, социологии, психологии, всемирной истории.

1.4. Постреквизиты: знания по исторической антропологии используются при изучении базовых и профилирующих дисциплин.

1.5 Цель данного курса:

Глав­ная цель этнологии (антропологии) — понять другого. Этнологический (антропологический) факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глу­бине приближено к пониманию самого себя.

История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия­ми государства, общества, прогресса. Этнология (антропология), основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклорной культуры. Когда этнология (антропология) рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповторимое чудо — событие кулътурогенеза. Это и есть предмет исторической этнологии (антропологии).

В лекциях использованы многочисленные этнографические факты из жизни разных народов.

Историческая антропология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипертекст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, гендерные роли и т.п.). В отечественной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытности, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культурогенез.

В рамках курса исторической антропологии изучается проблемы, нерешенные в рамках традиционных исторических и этнологических исследовании. В предыдущих курсах /этнология, этнография народов мира и история (всех народов)/ студент историк знакомится со всеми основами исторических и этнологических знаний и уже вполне подготовлен к целенаправленному изучению научных проблем в междисциплинарном аспекте. Включение этой дисциплины своевременно и отвечает современным требованиям вузовского образования.

Цель преподавания дисциплины - ознакомление будущих специалистов историков с фундаментальными проблемами возникающими на стыке истории и этнологии в условиях современного их развития.

Задачи:

- дать студентам четкое представление о возникновении нового направления исследовании на стыке истории и этнологии, т.е. указать на то, что на становление исторической антропологии оказали влияние три главных фактора: социальная история, этнология и история ментальностей;

- познакомить студентов историков с содержанием конкретных проблем, возникающих на междисциплинарном уровне исследовании;

- показать за общественными структурами и институтами самого человека, его мышление и поведение.

- объяснить ценностно-содержательную значимость знаний, рассмотренных с точки зрения исторической антропологии;

- обеспечить научно-теоретическую подготовку будущего специалиста историка;

- теоретическая подготовка к практической работе студентов по сбору и интерпретации этнографических, антропологических материалов в условиях полевого научного исследования;

Результаты обучения (предметные и надпредметные компетенции)

Предметные компетенции – Изучаемая дисциплина позволяет студенту получить углубленные знания, добытые на междисциплинарном уровне исследований между историей и этнологией, позволит подойти к изучению дисциплин специализации с необходимыми знаниями.

Историческая антропология призвана в многообразии быта обнаруживать непрерывный ис­торический процесс. Поэтому историческая антропология расширяет взаимное по­нимание человеческих культур. Их сложные семиотические структуры становятся понятны при обращении к ним с позиции свободы человеческой личности, которая положена в основу антропо­логического подхода, представленного герменевтикой жизни.

Надпредметные компетенции - общекультурная, коммуникативная, информационная компетенции.


1.7 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Виды работ Цель и содержание задания Рекомендуемая литература Продолжительность выполнения Баллы (согласно рейтинг шкале) Форма контроля Сроки сдачи
Устный ответ на семинарском занятии В соответствии с планами семинарских занятий Использовать литера-туру, реко-мендуемую для подготовки семинарских занятий В течение изучения курса в соответствии с расписанием занятий и учебным планом До 20 баллов за устный ответ по каждой теме семинарского занятия Текущий контроль (оце-нивается уст-ный ответ и работа на семинарском занятии) На семинарском занятии в соот-ветствии с расписанием занятий и учебным планом
Устный ответ, выступление с докладом, на СРСП В соответствии с планами занятий СРСП Использовать литера-туру, реко-мендуе-мую для подготовки СРСП В течение изучения курса в соответствии с учебным планом До 10 баллов за подготовку к устному ответу, докладу, реферату по каждой теме Домашний контроль (оце-нивается уро-вень подготовки к СРСП) На СРСП в соответствие с расписанием занятий и учебным планом
Подготовка к контрольной письменной работе В соответствии с планами занятий СРСП   Использовать литера-туру, реко-мендуе-мую для подготовки к СРСП В течение изучения курса в соответствии с учебным планом До 20 баллов за сделанную контрольную письменную работу. Промежуточный кон-троль (оценивается контрольная работа) На СРСП в соответствии с расписанием занятий и учебным планом

Список литературы

Основная

1.Чеснов В.Я. Лекции по исторической этнологии. М.1998

2.Лурье С.В. Историческая этнология. М.1998

Дополнительная

1. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

2. Алексеев В.П. Антропогеоценозы — сущность, типология, динамика // При­рода. 1975. № 7.

3. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

4. Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

5. Андре Бюргьер. Историческая антропология и школа «Анналов» / Высшая школа социальных исследований / (материал из интернета).

6. Античность как тип культуры. М., 1988.

7. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб.,

8. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

10. Арутюнов С.А. Современный быт японцев. М., 1968. Зэлдин Т. Все о французах. М., 1989.

11. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983.

12. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. М., 1991.

13. Байбурин А.К Семиотические аспекты функционирования вещей // Этно­графическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 63—88.

14. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

15. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993

16. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сб. МАЭ. Л., 1981. Т. 37.

17. Байбурин А.К., Топорков А.А. У истоков этикета. Л., 1990.

18. Барофски Р. Введение к книге «Осмысливая культурную антропологию» // Этнографическое обозрение. 1995. № 1. С. 3—18.

19. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

20. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

21. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы фи­лософии. 1969. № 9.

22. Бахтин М.М. Вопросы эстетики художественного творчества. М., 1979.

23. Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

24. Бгажноков Б. Культура общения и семиозис // Этнознаковые функции куль­туры / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1991.

25. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии // ЭО. 2000. № 6. С.15-29

26. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология – область научных исследований и учебная дисциплина // ЭО. 2000. № 6. С.3-14.

27. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М., 1971.

28. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.

29. Бердяев Н.А. Эрос и личность. М., 1989.

30. Березкин Ю.Е. Жесты у древних перуанцев // Этнические стереотипы по­ведения. Л., 1985. С. 250—278.

31. Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.

32. Бернштам Т.А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978.

33. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.

34. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

35. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI—XVII вв. М., 1965.

36. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

37. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. М.( 1986.

38. Вандельфельдс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности // Социо-Логос. М., 1991. С. 39—50.

39. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

40. Востриков Г.Г., Востриков Л.А. Медицина народа Дерсу. Хабаровск, 1974.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

42. Высоцкий Н.Ф. Народная медицина. М., 1911.

43. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

44. Гадамер Х.-Г. Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. СПб., 1999. С. 243 — 254. (материал из интернета).

45. Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995.

46. Гирц Клиффорд. Идеология как культурная система. / (материал из интернета).

47. Грацианская Л.Н. Этнографические группы Моравии. К истории этнического развития. М., 1975.

48. Григулевич Н.И. Этническая экология питания. Традиции пищи русских ста­рожилов и народов Закавказья. М., 1996.

49. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

50. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

51. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1992.

52. Демич В. Очерки русской народной медицины. М., 1889.

53. Древние системы письма. Этническая семиотика / Отв. ред. Ю.В. Кнорозов. Л., 1986.

54. Дэрумс В.О. Болезнь и врачевание в древней Прибалтике. Рига, 1970.

55. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. Крюков MB. Этнические и политические общности: диалектика взаимодействия // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе М,, 1982.

56. Елфимов А.Л. Клиффорд Гирц: интерпретация культур // ЭО. 1992. №3. С.144-150.

57. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., 1959.

58. Женщина и свобода. М., 1994.

59. Женщина, в античном мире. М., 1995.

60. Зеленин Д.И. Избранные труды. Статьи по духовной культуре (1901—1913). М., 1994.

61. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

62. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1955.

63. Иванов Вяч.Вс. Культурная антропология и история культуры // Одиссей, М., 1989.

64. Иванов Вяч.Вс. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение зна­ковых средств культуры. М., 1989.

65. Иванов Вяч-Вс. Очерки истории семиотики в СССР. М., 1976.

66. Из работ Московского семиотического круга. М., 1997.

67. Имя и этнос / Отв. ред. Р.Ш. Джарылгасинова, В.Н. Шинкарев. М., 1996.

68. Инал-ипа Ш.Д Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984.

69. Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996.

70. Ким С.Г. «Этнологическое измерение прошлого»: из опыта исторической антропологии ФРГ // ЭО. 2003. №4. С137-148.

71. Кобычев В.П. Поселения и жилища народов Северного Кавказа в XIX—XX вв. М., 1982.

72. Ковнер С.Г. История арабской медицины. Киев, 1893.

73. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

74. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.

75. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М., 1971.

76. Куббелъ Л.Е. Этнические общности и потестарно-политические структуры доклассовых и раннеклассовых обществ // Этнос в доклассовом и раннеклас­совом обществе. М., 1982.

77. Культура жизнеобеспечения и этнос / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Э.С. Мар-карян. Ереван, 1983.

78. Куфтин Б.А. Жилище крымских татар. М., 1925.

79. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1990.

80. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-эт-нографические области (К постановке проблемы) // Советская этнография. 1955. № 4.

81. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

82. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

83. Лейн Э. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. Серогиевский В.Л. Якуты. М., 1993. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М., 1984.

84. Лихачев Л.С., Патенко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

85. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

86. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.

87. Лотман ЮМ. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблема перевода. М., 1987.

88. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962.

89. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обыча­ях и обрядах XIX — нач. XX в. М., 1984.

90. Материальная культура компактных этнических групп на Украине. Жили­ще. М., 1979.

91. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

92. Менталитет и аграрное развитие России (XIX—XX вв.) // Материалы международной конференции. М., 1996.

93. Менталитет и политическое развитие России // Тезисы докладов научной конференции. М., 1996.

94. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Л., 1981.

95. Мир и эрос. Антология философских трактатов о любви. М., 1991.

96. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост. Н.В. Лукина. Общ. ред. Е.С. Новик. М., 1990.

97. Мосс М. Общества. Обмен. Личность // Труды по социальной антропологии. М„ 1996.

98. Национально-культурная специфика речевого поведения / Отв. ред. Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М., 1977.

99. Национальный эрос в культуре. М., 1995.

100. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М., 1984.

101. Очерки истории культуры славян. М., 1996.

102. Першиц А.И. Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.

103. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

104. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903.

105. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. I, II.

106. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

107. Прыгова Н.М. Медицина в ацтекском государстве: Автореферат. М., 1982.

108. Пушкарева Н. Л. Феминистский проект в новейшей этнологии и антропологии (1980-2000 гг.) // ЭО, 2004 г., № 3. С.82-97.

109. Пушкарева Н.Л. Женщины России и Европы на пороге нового времени. М., 1991.

110. Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории. / (материал из интернета)

111. Репина Л.П. «Женская история»: проблемы теории и метода // Средние ве ка. 1994. Вып. 57. С. 103—109;

112. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук. / (материал из интернета)

113. Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1964.

114. Рыбаков С.Е. О метедологии исследования этнических феноменов // ЭО. 2000. № 5. С.3-16.

115. Свод этнографических понятий и терминов. (Социально-экономические по­нятия и соционормативная культура. М., 1986; Этнография и смежные дисцип­лины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988; Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991; Религиозные верования. М., 1993; Этнические и этно-социальные категории. М., 1995).

116. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.

117. Семья, гендер, культура. М., 1997.

118. Серебрякова М.Р. О знаковой функции народного костюма (на примере кос­тюма невесты чепни в Турции // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 154—175.

119. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.

120. Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг француз­ской школы «Анналов». М., 1993. (сборник: редакционные и методологические статьи на страницах журнала «Анналы» в 80—90-е годы и публикации материалов международного коллоквиума)

121. Степанов П.И. История русской одежды. Пг., 1915. Т. 1.

122. Столяр А.Д Происхождение искусства. Л., 1980.

123. Сычев В. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.

124. Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю.А. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения // Национально-культурная специфика речевого поведе­ния. М., 1977. С. 17-20.

Текст и интерпретация. (Из немецко-французских дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка, Х.-Г. Гадамера, Й. Грайша и Ф. Ларуелля). Гадамер Х.-Г. Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. СПб., 1999. С. 202 — 242.

126. Тендрякова М.В. Первобытные инициации и современная культура // Со­ветская этнография. 1991. № 6.

127. Типы в культуре. Л., 1979.

128. Типы традиционного сельского жилища Юго-Восточной, Восточной и Цент­ральной Азии. М., 1979.

129. Тишков В. А. Советская этнография: преодоление кризиса // ЭО, 1992. № 1. С.5-19.

130. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

131. Токарев А. «Избегание» и этикет // Советская этнография. 1979. № 1

132. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 89—101.

133. Топоров В.Н. Письмена // Мифы народов мира. Т. II. М., 1982

134. Топоров В.П. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995. Т. 1. Первый век христианства на Руси.

135. Традиции в истории культуры. М., 1978.

136. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

137. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

138. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. М., 1980.

139. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.

140. Фукуяма Ф. Конец Истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

141. Хайдеггер М. Что значит мыслить? / (матер. из интернета)

142. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

143. Харитонова В. И. Традиционная магико-медицинская практика и современ­ное народное целительство. М., 1995.

144. Чеснов Я.В. Историческая этнография стран Индокитая. М., 1976

145. Чистов К.В. Народные-традиции и фольклор. Л., 1986.

146. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

147. Шилов Ю. Прародина ариев. М., 1995.

148. Шнирелъман В.А. Проблема доклассового и раннеклассового этноса в зару­бежной этнографии // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.

149. Элькин А. Коренное население Австралии. М., 1952

150. Этническая ономистика / Отв. ред. Р.Ш. Джарылгасинова, В.А. Никонов. М., 1984.

151. Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991.

152. Этнография имен / Отв. ред. В.А, Никонов, Г.Г. Стратанович. М., 1971.

153. Этнография питания народов стран зарубежной Азии. Опыт сравнительной типологии / Отв. ред. С.А. Арутюнов. М., 1981.

154. Этнонимы / Отв. ред. В.А. Никонов. М., 1970.

155. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

156. Якобсон А.А. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л., 1983.

157. Ястребицкая А. Л. " Новая историческая наука" в контексте современной культурной традиции / Теоретические проблемы исторических исследований. Вып.1. Октябрь. 1998.- М. МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998

158. Ястребицкая А.Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. 1994. Вып. 57. С. 126—136.

Список периодических изданий


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь