Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
2.7. Тестовые задания для самоконтроля
1. Каким научным термином обозначается процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей: а) ассимиляция; b) урбанизация; с) адаптация; d) аккультурация; е) аккомодация; 2. Процесс объединения (народов): а) ассимиляция; b) миксация; с) сепарация; d) дисперсизация; е) консолидация; 3. По религиозным соображениям, какого народа, запрещается носить обувь изготовленной из кожи: а) китайцев; b) евреев; с) индейцев; d) индусов; е) кельтов; 4. Из слова «атропатена» происходит название кавказского народа: а) армян; b) азербайджан; с) абхаз; d) адыгов; е) абазинов; 5. Народ, создавший первую цивилизацию в долине Инда: а) качины; b) дравиды; с) маратхи; d) ария; е) андаманы; 6. Какой цвет древние тюрки считали священным: а) белый; b) красный; с) зеленный; d) синий; е) желтый; 7. Кого называют патагонцами: а) жителей Индийских джунглей; b) жителей пустыни Африки; с) жителей горцев Афганистана; d) жителей равнин Южной Америки; е) жителей островов Океании; 8. " Кальсонес", " камиса", " чалеко", " фаха", " монтеро" - мужская одежда: а) баварцев; b) французов; с) испанцев; d) голандцев; е) швейцарцев; 9. Главный вид хозяйства большинства народов Юго-Восточной Азии: а) рыболовство; b) скотоводство; с) садоводство; d) рисоводство; е) земледелие; 10. Какое понятие зачастую в зарубежной этнологии используется в качестве синонима процесса европеизации: а) аккомодация; b) ассимиляция; с) аккультурация; d) урбанизация; е) адаптация; 11. Единственный семитоязычный народ в Европе: а) албаны; b) баски; с) каталонцы; d) македонцы; е) мальтийцы; 12. Ираноязычные народы СНГ: a) таджики, осетины; b) карачаи, каракалпаки; с) якуты, черкесы; d) ногайцы, балкарцы; е) туркмены, армяне; 13. Из ниже перечисленных языков не относится к языковым семьям Африки: a) чонская; b) семито-хамитская; с) нило-сахарская; d) нигеро-кордофанская; е) койсанская; 14. Национальные религии: а) буддизм; b) синтоизм, иудаизм; с) христианство, ислам; d) шаманизм; е) джадизм; 15. Где равнину называют " прерией": a) в Сев. Америке; b) в Зап. Америке; с) в Австралии; d) в Юж. Америке; е) в Передней Азии; 16. " Махабхарата", " Рамаяна" - сокровище духовной культуры: а) евреев; b) персов; с) таджиков; d) индусов; е) афганцев; 17. Вид хозяйства, относящаяся к II-му уровню ХКТ: а) ручное земледелие; b) кочевое скотоводства; с) охота, рыболовства; d) садоводства; е) собирательство; 18. Вид хозяйства, относящаяся к I уровню ХКТ: a) мотыжное земледелие; b) кочевое скотоводства; с) собирательство; d) ручное земледелие; е) садоводство; 19. Какой народ Европы занимает первое место в употреблении сухого вина: а) итальянцы; b) французы; с) немцы; d) англичане; е) скандинавы; 20. Индейские племена, больше всех сопротивлявшиеся европейским колонизаторам, которых испанцы до конца не смогли подчинить: а) ирокезы, арауканы; b) делавары, могикане; c) пуэбло, атапаски; d) керанти, хэт, чон; е) алгонкины, адживбе; Ключи правильных ответов
Вопросы к экзамену по курсу 1. Связана ли историческая антропология с современностью? 2. Как организуется фактуальное основание исторической антропологи? 3. В чем состоит понятие культуроценоза? 4. Какое отношение обычаи и нормы имеют к личности? 5. Что собой представляет антропоценоз? 6. В чем состоит этнологческий аспект повседневности? 7. Как связаны этнос, этичность и народная культура? 8. Почему заклинание австралийских охотников можно назвать текстом-побуждением? 9. Что называется повседневностью? В чем ее отличие от праздника? 10. Какой информационный процесс скрывается за тем, что Ролан Барт называет гулом? 11. Что представляет собой звуковой код с точки зрения истории культуры? 12. Как реализуется синтагматический распад? 13. В чем сказалась самонадеянность Эдипа? 14. Почему обряды вроде оставления «края поля» являются примирением с природой? 15. Почему взаимосвязаны проблемы традиции и культуры? 16. В чем заслуга В.Я. Проппа, разработавшего проблему жанра волшебной сказки? 17. Почему народная смеховая культура средневековья, исследованная М.М. Бахтиным, выступает как самостоятельный жанр культуры? 18. Раскройте понятие о признаках-условиях как универсалиях культуры. 19. Покажите на примерах, как в традиционных обществах окружающий мир структурируется по распределительному принципу? 20. Покажите, что дарообмен М. Мосса представляет собой распределительный процесс. 21. Каково может быть отношение теории синергетики, развиваемой И. Пригожиным, к исторической антропологии? 22. Почему человечество было обеспокоено осмыслением объемности, вдавливания и массы? 23. Что такое большой герменевтический круг? 24. Почему ядерный герменевтический круг представляет собой топ традиции? 25. Почему ритуал и обряд можно трактовать как примирение с природой? 26. Какие главные функции обычая? 27. Что такое менталитет? 28. Что означает представление о традиции как предании? 29. Почему работы М.М. Бахтина имеют основополагающее значение для предмета исторической антропологии? 30. Какова роль К. Уисслера и А. Кребера в выделении культурных областей у индейцев Америки? 31. Что такое «конфигурация роста» у А. Кребера? 32. В чем суть концепции хозяйственно-культурных типов, выдвинутой М.Г. Левиным и Н.Н. Чебоксаровым? 33. В чем суть концепции историко-этнографических областей? Приведите примеры. 34. Раскройте понятие культурного дрифта. 35. Почему этногенез как научная проблема должен ставиться не как исключительная преемственность, а как территориально-распределительный процесс, объединяющий группу народов? 36. Что такое карта генетических маркеров? 37. Что представляет собой Россия с точки зрения общего этноментального пространства населяющих ее народов? 38. Почему концепция державной исключительности ведет к идеологическому тупику? 39. Какова роль этнического менталитета в образовании этноментального пространства на примере России? 40. Почему для традиционных обществ природный фактор имеет большее значение, чем для индустриальных? 41. Что такое этнизация вообще и хозяйственно-культурных типов в частности? 42. Как передается традиция в народной культуре? 43. Как общность хозяйствования становится основой коллективной самоидентификации? 44. Назовите примеры, где хозяйственно-культурные типы были основой этногенеза. 45. Как меняется историческая семантика этнонимов? 46. Почему древнейшие этнонимы (предэтконимы) означали «человек», «люди»? 47. Что такое этнонимы по хозяйственно-культурному типу? 48. Почему этнонимы, означающие «свободные», «товарищи по оружию», можно назвать престижно-манифестационными? 49. Какие гипотезы Вам известны по поводу происхождения слов «русские», «французы», «немцы»? 50. В чем состоит различие экстра- и интраобразов? 51. Какова роль воображения и смеха в интеграции противоречивых семиотических характеристик представителя этноса? 52. Как отражается представление о нраве в этнических образах? 53. Какие особенности этническою существования отражают представления о нравах? 54. Как личностное отношение к пространству проявляется в восприятии этнического облика и нрава? 55. Назовите этнические образы, возникшие на основании характеристик по хозяйственно-культурному типу. 56. В чем состоит различие большой и малой традиции, выделенное Р. Редфил-дом? 57. Назовите примеры этнографических групп России. 58. Каковы главные факторы областных и локально-этнографических групп? 59. Каково значение коллективной ментальности в сложении этнических групп? 60. Почему в этнологии локальный тип выделяется по комплексу признаков? 61. Чем типология отличается от классификации и систематики? 62. В чем состоит различие между формально-морфологическими признаками и признаками — условиями этнологического явления? 63. Как идейно-эстетические представления связаны с этнической традицией? 64. Какое место занимает пережиток в историко-этнологической типологии? 65. Что такое типологический ряд? 66. Что представляет морфема-ландшафт в ранних видах жилища? 67. Что можно сказать об оппозиции жилище — дорога? 68. Как функционирует образ «идеального дома»? 69. Что представляют стили жилища и его типы? 70. Чем можно объяснить пищевую тревогу по отношению к продуктам зеленого или красного цвета? 71. Почему продукты с твердой субстанцией ближе к архетипу пиши, чем с мягкой? 72. Чем объяснить странное неприятие некоторыми народами грибов и пшеничного хлеба? 73. Почему соразмерность телу человека — качество именно вещей? 74. Как вещи входят в систему жестов и аффектов? 75. Чем объяснить ритуальное овещение человека? 76. Почему в архаических культурах вещи имеют свои личные имена? 77. Почему вещи архетипично «округлы»? 78. Какую мысль несет выражение «одежда — внешнее тело»? 79. Что представляют собой механизмы витальности? 80. Какова роль одежды в динамике «внешнего» и «внутреннего» тела? 81. Какова роль стыда в генезисе одежды? 82. Как одежда используется в обрядах приманивания счастья? 83. Какова роль одежды в структуризации времени? 84. Что включает в себя понятие «кинесика»? 85. В чем различие сферы кинесики (жестов) рук и ног? 86. Какова роль жестов в психологической перестройке индивида (фасцинация)? 87. В чем состоит кинесический опыт человека? 88. Какую роль в структуре жеста играет контрагент? 89. В чем заключается интенция здоровья? 90. Почему в народных культурах разнообразные критерии здоровья? 91. В чем состояло различие между эмпирической и ритуализованной медициной на Древнем Востоке? 92. В чем суть образов запасения здоровьем, вроде Ивана Купала? 93. Как поддерживается средствами культуры гомеостаз организма? 94. Чем обряд возрастной инициации помогает нам реконструировать архетип здоровья? 95. Как строятся заговоры-заклинания здоровья? 96. В чем признаки перехода от традиционного постулата коллективного здоровья к новой парадигме здоровья как личной ответственности? 97. Почему охотничья добыча распределяется не в пользу охотника (распределение дичи как синтагматический распад)? 98. Почему демиурги культуры маргинальные существа? 99. Почему культура может оказаться опасной? 100. Почему можно ритуальную нечистоту интерпретировать как «бегство от чуда культуры» (термин B.C. Библера)? 101. Почему так устойчиво держится обычай гостеприимства, один из древнейших? 102. Какова была точка зрения на происхождение гостеприимства у историка религии Робертсона Смита? 103. Почему лучшее время для гостевания наступает к вечеру? 104. Почему гость аналогичен приходящему божеству Дионису? 105. Почему в отличие от замужней женщины девушка считается «бездомной»? 106. Почему архаические изображения показывают женскую фигуру рядом со зверем? 107. Почему лунное божество в наиболее древних мифологиях мужчина? 108. Что такое ритуалы девичьего цикла? 109. Почему обществу необходимо преодолевать токсикоз культуры выходом за ее пределы в «образы нереальности»? 110. Какова культурологическая роль материнских образов в мифах народов мира? 111. Как развертываются культурогенные редукции нации? 112. Что нового в постановке проблемы добра и зла в исторической этнологии? 113. Почему витальность первобытного человека мешает ему стать историческим? 114. Почему у народов, вроде австралийских аборигенов, столь легко проявляется агрессивный аффект? 115. Как объяснить «пандемию страха» у первобытных народов? 116. Каким образом стыд формирует важнейшие социальные чувства?
117. Почему смех вызывает овещение человека? 118. Каковы должны быть условия для сопоставления поведения обезьян и смехового поведения людей? 119. Почему архаическая концепция разъятого тела имеет отношение к происхождению смеха? 120. В чем сходство смеха с эстетическим переживанием (интерпретируемым по Л.С Выготскому)?
121. Почему обращение с «книгой мертвых» у египтян можно отнести к обрядам забвения? 122. Почему обычай вроде брачного сидения на шкуре быка можно отнести к обрядам забвения? 123. Какие пищевые запреты можно связать с обрядами забвения? 124. Почему миф о письменности существует у народов самой архаической культуры? 125. Из чего состояло скифское послание к персидскому царю Дарию? 126. Как связана проблема письма с эзотеризмом? 127. Кто были хранители эзотерического знания? 128. Что такое магические книги? 129. В чем состоит сюжет и смысл мифа о съеденной письменности? 130. Чем сходно лечение смытым письмом с представлением об этническом облике, полученным в результате утраты письма? 131. Почему древнегреческие философы, как например Платон, выступали против письма? СОДЕРЖАНИЕ
УМК обсужден на заседании кафедры археологии, этнологии и Отечественной истории протокол №5 от 10.01.2012 г.
УМК одобрен на заседании методической Комиссии исторического факультета Протокол №5 от 06.04.2012 г.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы