Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Alma mater. Вестник высшей школы




Акикат

Вестник древней истории

Вестник Евразийского гуманитарного института

5. Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева

Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Серия «Востоковедение».

Вестник КазНУ им. Аль-Фараби. Серия «Историческая».

8. Вестник Карагандинского университета. Серия «История. Философия. Право».

9. Вестник Карагандинского университета. Серия «История. Философия. Право»

Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение

Вестник МГУ. Серия 8. История

Военно-исторический журнал

Востоковедение и Африканистика

Гуманитарные науки в Сибири

Евразийское сообщество: общество, политика, культура

Евразия

17. Жұлдыз

История

История. Археология. Этнология

20. Қазақ тарихы

21. Қазақстан жоғары мектебі – Вестник высшей школы Казахстана

Казахстан – Спектр

Китаеведение

Международный журнал социальных наук

Мысль

Отан тарихы

Отечественные архивы

Поиск – Ізденіс. Серия гуманитарная

29. Преподавание истории в школе

30. Преподавание истории Казахстана: в школе и вузах

31. Тюркский мир

Электронные ресурсы:

http:// www.kaz.newmail.ru/HISTOR.HTM

http:// www.peoples.ru/state/king

http:// www.escort.kz/cgi-bin/escort/f.pl?r=r-res-his-his&m=predislovi rus

http:// www.historymill.com/

http:// www. home.overta.ru/users/mdmail/

http:// www. express.irk.ru/1000/religion/indekx.htm

http:// hist 1.narod.ru

http:// www. hist.ru/indekx.html

http://www.tsu.tmn.ru/departments/history/Dre_hist/ Civilization/

http:// miracleatlas.virtualave.net/

http:// www.tellur.ru/-historia/

1.9. Рейтинговоя шкала оценки знаний студентов в разрезе принятых форм контроля.

Форма контроля Баллы
очная заочная
Текущий 15-30 15-30
Рубежный 15-30 15-30
Итоговый 20-40 20-40
Всего:

1.10. Политика и процедура курса:

Студенты осваивают дисциплину в строгом соответствии с утвержденным учебным планом и УМК по дисциплине. Студенты обязаны систематически посещать занятия, соблюдать установленные сроки сдачи заданий по дисциплине, правила поведения на занятиях в аудитории.

Требования, предъявляемые к студентам в процессе изучения курса: не пропускать занятия (в случае болезни предъявлять справку), не опаздывать на них;не разрешается во время занятий разговаривать, заниматься посторонними делами;на занятиях необходимо отключать сотовые телефоны;пропущенные занятия требуется отработать в определенное для этого преподавателем время; своевременно выполнять и обязательно сдать все задания по видам занятий; систематически и добросовестно готовиться к семинарским занятиям по всем вопросам темы; обязательно явиться на итоговый контроль.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

2.1. Тематический план

Всего 2 кредита

 

Наименование темы Лек ции Семинары СРСП СРС
Вводная лекция. Предмет и методы, основные понятия исторической антропологии
Порождение реальности — герменевтического пространства жизни
Традиция как жанр и предание
Региональный процесс в исторической антропологии
Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация
Этнонимы
Этнический образ
Локально-этнографические группы. Типологизация отдельных реалий культуры
Окультуренная природа; жилище и пища
Архетипы вещей
Тело в облачении одежд
Кинесика и жесты
Этнология здоровья
Гость, приносящий благо
Архаическая личность: аффекты и витальность
  всего

Тезисы лекционных занятий

Тема 1. Вводная лекция. Предмет и методы, основные понятия исторической антропологии

1. Об особенностях курса «исторической антропологии»

2. Историческая антропология и развитие демократии

3. Фактуальные основания исторической антропологии

4. Работа с фактом в исторической антропологии

5. Смыслы, раскрываемые фактом

 

1. Об особенностях курса «исторической антропологии».Задача этнология (антропологии). Роль исторической этнологии (антропологии). Основное положение курса. Семиотические структуры. Свободы человеческой личности - основа антропо­логического подхода. Культура человеческого тела, здоровья, гендерное поведение, особая культурогенная роль женщины.

Антропологическая герменевтика: за частным видеть всеоб­щее, а через всеобщее — частное. Глав­ная цель этнологии (антропологии) — понять другого.

Универсалии исторической науки. Этнология - (антропология) - обращение к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклорной культуры. Кулътурогенез - предмет исторической этнологии (антропологии). Диалог культур.

Историческая этнология - колоссальный гипертекст человечества.

2. Историческая антропология и развитие демократии. Европоцентризм. Ограниченность взглядов. Историко-этнологическое (антропологическое) знание - простор свободному духу, не только все познающему, но понимающему и принимающему человека в дру­гих формах его существования. Историческая этнология – демократия. Упрочение в мире демократических устоев - рост научной значимости историко-этнологических (антропологическое) исследований.

3. Фактуальные основания исторической антропологии. Не жесткое аналитическое расчленение и вы­страивание схем из полученных обрубков, а от целостных фактов-описаний культурной жизни к ана­литической, но целостной картине - «культуре поведения» или «культуре жили­ща». и т.д. Отличие гуманитарных наук от естественных.

4. Работа с фактами в исторической антропологии.Специальные науки - вскрывают причинно-следственные связи, на основании которых строится научное объяснение. Внимание исторической этнологии об­ращено на становление целостных смыслов. Смыслы отвечают на вопрос — для чего существует то или иное явление. Смыслы не столько объясняются, сколько интерпретируются. Историческая этнология стремится понять и проинтерпретировать явление, т.е. она работает с фактами герменевтически. Это значит, что мы всегда полагаем, что та часть факта которая нам непонятна, имеет смысл скрытый в прошлом. Найдя в прошлом смысл части, мы получаем возможность понять весь факт, который пред­ставляет собой какой-нибудь фрагмент культуры. Описанная про­цедура — это современное герменевтическое понимание давно известного сравнительно-исторического (или сравнительно-типо­логического) метода.

Возьмем для рассмотрения какую-нибудь деталь самого наи­современнейшего быта. Например, визитку. В эпоху наисовре­меннейших средств коммуникации это старомодное средство об­щения стало снова популярно. Рассмотрим несколько правил об­ращения с визитками. Вот человек, который вас не дождался в офисе, оставил вам изящную карточку с непонятным иностран­ным именем и фамилией. Но эта небольшая карточка говорит, что владелица ее женщина и что вы, не встретив ее, допустили большой промах. Если визитка большого размера — ее оставил джентльмен. На его визитке вы обнаруживаете, что ее уголок специально загнут. Это означает, что визитка не прислана, а лично оставлена ее владельцем. Если бы она была прислана, то она бы находилась в незапечатанном конверте. Такие правила су­ществуют уже много лет. Но сама идея предмета, выполняющего функцию эмблемы человека, гораздо древнее. Мифический Геракл имел своей эмблемой шкуру убитого им немейского льва. Пол­ководцы античности и средневековья имели свои штандарты. Так что история визитки большая. Но то, что человек в знак своего присутствия заломил уголок своей визитки, делает ее историю сопоставимой чуть ли не со всей историей человечества. Загнутая или сломанная ветка — универсальный знак присутствия челове­ка у народов-охотников. Есть еще другие направления семантики загнутого уголка визитки. Это знак общих дел двух людей. В анти­чности этим знаком служила перерубленная монета или другой сломанный предмет (тессура). Та же семантика знака памяти у обычая разбивать посуду на могилах умерших, известного многим народам мира. Поэтому же и разбитая чашка или тарелка счи­таются знаками счастья — смысл в том, что люди не будут за-быты силами, от которых зависит благополучие. На Кавказе не­веста наступает на тарелку в доме жениха — считается, что сколько осколков, столько у нее будет детей.

Последний обычай, как и разбитую посуду на могиле, можно интерпретировать как жертвоприношение. Это тоже знак памя­ти, знак завета с божеством. Такой же смысл несет обрезание и другие способы повреждений человеком собственного тела. Они были известны человеку древнекаменного века (палеолита). На­конец, превращение целостности предмета в множественность осколков — это символ нисхождения абсолютного единого духа на товарный множественный уровень. Этот аспект жертвопри­ношения породил многочисленные сюжеты об убийстве дракона, хранителя всех нужных человеку благ: воды, богатства, даже самой возможности рождаться людям.

Очевидно могут быть еще и другие интерпретации загнутого уголка визитки. Но и приведенных достаточно, чтобы понять, что визитка как историко-этнологический факт собирается как бы из многих кусков. Каждый из прослеженных частей этого факта мог бы быть предметом исследования религиоведа, археолога, историка. Для последнего, например, визитка была бы письменным документом, своими особенностями характеризую­щим не только личность владельца ее, но и развитость общения, может быть, даже особенности экономических, политических или культурных связей. Все это отдельные дисциплинарные ас­пекты данной вещи. Но только историческая этнология через полипозиционную концепцию своего факта призвана обнару­жить духовно-личностное содержание вещей, которые трансфор­мировались морфологически.

5. Смыслы, раскрываемые фактом. Историко-этнологическое прошлое визитки прокладывает путь к познанию архетипической сущности человека. В этом историчес­кая этнология равна истории, но работает в обратном направле­нии. Историческое сознание обращено к становлению настояще­го как поступательного развития действительности, открытой творчеству и свободе. Историческая этнология, воодушевленная этим сознанием, показывает, что эти же усилия имелись в про­шлом и что из них родилось настоящее, благодаря открытости будущему. Прав философ и историк Карл Ясперс в том, что от­крытость — это самое универсальное свойство человека.

Через открытость историческая антропология обращена к истори­ческому процессу, который подчеркивает общее, универсальное. Открытость сочетается с традиционностью, которая представляет собой прежде всего преемственность, а не замкнутость. К сожа­лению, вне этнологии еще встречается восприятие традиции как механистического следования привычкам. Это неправильно. Во­прос о традиционности требует специального рассмотрения.

Литература: [основная-1,2; дополнительная-7,9]





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2020 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.) Главная | Обратная связь