Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВОССТАНИЕ 1547 г. В МОСКВЕ (по Царственной книге).
<...> О великом пожаре. Того же месяца (июня) 21, во вторник, в 10 час дни, третией недели Петрова поста, загореся храм Воздвижение честнаго креста за Неглимною на Арбатской улице на Острове. И бысть буря велика, и потече огнь, якоже молния, и пожар силен промче во един час Занеглимение огнь и до восполия Неглимною, и Чертория погоре до Семчиньского селца, возле реку Москву, и до Феодора святаго на Арбатской улици. < …> О убиении князя Юрья Глиньскаго. И после пожару на 2 день приехал царь и великий князь навещати Макария митрополита на Новое и бояре с ним. < …> И того же месяца 26 день, в неделю, на (н) пятый день после великого пожару, бояре приехаша к Пречистой к соборной на площадь и собрата черных людей и начаша въпрашати: (чт) хто зажигал Москву? Они же начаша глаголати, яко княгини Анна Глинская з своими детми и с людми вълхвовала: вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи По Москве да кропила, и оттого Москва выгорела. < …> А князь Юрьи Глинской тогда приеха(ш) туто ж и как услыша про матерь и про себя такие неподобные речи, и пошел в це ковь в Пречистую. Бояре же по своей (к не) к Глинским недружбе наустиш черни; они же взяша князя Юрия в церкви и убиша его в церкви, извлекоша передними дверми на площадь и за город и положиша перед Торгом, идеже казнят. < …> Много же и детей боярских незнакомых побиша из Северы, называючи их Глинского людми. А после того (на) убийства на третей день приходиша многая люди чернь скопом ко государю в Воробьево, глаголюще нелепая, что буд (им гсдрь) то государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяще свою вину, яко безумием своим сие сотвориша. Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вопросы: 1. В чем причины народного восстания против бояр Глинских? 2. Какой вывод сделал царь Иван после восстания 1547 г.? (при ответе используйте знания о правлении Ивана IV).
Документ 2
Генрих Штаден СТРАНА И ПРАВЛЕНИЕ МОСКОВИТОВ (записки немца-опричника) …Согласно присяге опричники не должны были говорить ни слова с земскими, ни сочетаться с ними браком. А если у опричника были в земщине отец или мать, он не смел никогда их навещать. Великий князь разделил Москву на две части. Себе он взял совсем незначительную часть, город и кремль он оставил земским. Всякий раз, когда великий князь брал в опричнину какой-либо город или уезд, он отписывал себе в опричнину одну или две улицы из пригородных московских слобод. Так убывали в числе земские – бояре и простой люд. А великий князь – сильный своими опричниками – усиливался еще более. Князь или боярин, не включенный в опричный список, заносился в особый список, который пересылался князю Ивану Димитриевичу Бельскому и прочим земским боярам, с тем чтобы взамен его вотчины ему было дано поместье где-нибудь в другом уезде. Это случалось редко. А когда это случалось и великий князь «перебирал» уезды, а опричники отбирали от земских их вотчины, то отбирали они все, что в этих вотчинах находили, не оставляя ничего, если им что полюбится…
…Все крестьяне страны имеют в Юрьев день осенний свободный выход. Они принадлежат тому, кому захотят. Кто не хотел добром переходить от земских под опричных, тех эти последние вывозили насильством и не по сроку. Вместе с тем увозились или сжигались и крестьянские дворы…
…Хотя всемогущий Бог и наказал Русскую землю так тяжко и жестоко, что никто и описать не сумеет, все же нынешний великий князь достиг того, что по всей Русской земле, по всей его державе – одна вера, один вес, одна мера! Только он один и правит! Все, что ни прикажет он – все исполняется, и все, что запретит – действительно остается под запретом. Никто ему не перечит: ни духовные, ни миряне. И как долго продержится это правление – ведомо Богу вседержителю!... Россия XVI века. Воспоминание иностранцев / Пер. с англ. Н.Белозерской, Ю.Готье. Пер. с нем. И Анонимова, И.Полосина. – Смоленск: Русич, 2003. С.398, 400-401, 418. Вопросы: 1. Как осуществлялся раздел на опричнину и земщину? 2. Как отразилась опричнина на положении крестьян? 3. В чём видит немец-опричник главный результат опричнины?
Документ 3 ГРАМОТА ЦАРЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА С УПОМИНАНИЕМ ЗАКОНА 1592 ИЛИ 1593 г. О ЗАПРЕЩЕНИИ КРЕСТЬЯНСКОГО ВЫХОДА, 1595 г. ИЮЛЯ 8. От царя и великого князя Федора Ивановича всея Русии в нашу отчину в Великий Новгород воеводе нашему князю Данилу Ондреевичю Нохтеву с товарыщи.< …> А как (в прошлом) в 95-м году (1586-1587 гг.) по нашей грамоте дьяки наши Сава Фр(олов) да Семейка Емельянов велели быти в том Пант(елее)ве монастыре тому строителю Дософею з братьею, и дали деи им ис Пантелеев-ской вотчины ис пуста в Деревской пятине, в Курском присуде, в Петровском погосте деревню Липицы, две обжи, да деревню Я(ков)лево сельцо, две обжи ж, да деревню Индриково. Всего п(ять) обеж на л(готу) на десять лет з 95-го по сто пятой год (7105 или 1596-1597 гг.). А в те деи было лготные лета тому строителю Дософею з братьею на тех лготных пяти обжах (пашню) роспахати, и поля огородити, и сенные покосы роз(чистити), и дворы поставити, и крестьян назвати. И тово деи строителя старца Дософея не стало. А как деи мы от-чи(ну) своею Ямогород взяли и те деи старцы ямогородцкие (из Пантелеева монастыря вышли на Ямогород в прежние свои монастыри. А тех деи они лготных пяти обеж пашни не роспахали, а поль не огородили, и сенных покосов не розчистили, и дворов не поставили, и крестьян не назвали, а пахали деи они в тех лготных пяти обжах только две обжи собою на монастырь. И нынеча деи их тем лготным пяти обжам срок находит. А они деи после тех ямогородцких старцов пришли в тот Пантелеев монастырь на пусто, и им до тех лготн(ых) пяти обеж крестьяны навести немочно, потому что ныне по нашему указу крестьяном и бобылем в(ыходу) нет, а казны деи у них мона-стырьской в том Пантелееве монастыре нет же, подмоги давати крестьяном нечем (же), и нашего деи годового хлебного и денежного жалованья в тот Пантелеев монастырь не идет ничего, и около деи того монастыри пашенки и огородцу нет. <...> Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. М., 1962. Вопросы: 1. В чем причины усиления процесса закрепощения крестьян в конце XVI в.? 2. К каким последствиям привели действия власти, описанные в документе?
Документ 4 МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1648 г. ПО ЛЕТОПИСНОМУ РАССКАЗУ. 156-го (1648 г.) июня в 2 день праздновали Стретению чюдотворныя иконы Владимирския.< …> И на праздник Стретения чюдотворныя иконы Владимирские было смятение в мире, били челом всею землею государю на земсково судью на Левонтья Степанова сына Плещеева, что от нево в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по ево Левонтьеву наученью от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле ево Левонтья не выдал. И того ж дни возмутились миром на ево Левонтьевых заступников, на боярина и государева царева дятку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничево на Петра Тиханова сына Траханиотова, да на думново дьяка на Назарья Иванова сына Чистово и иных многих единомыслеников их, и домы их миром розбили и розграбили. И самово думново дьяка Назарья Чистого у нево в дому до смерти прибили. И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятение, велел ево земсково судью Левонтья Плещеева всей земле выдать головою, и его Левонтья миром на Пожаре прибили ослопьем. И учели миром просити и заступников ево единомыслеников Бориса Морозова и Петра Траханиотова. А заступников Левонтьевых Бориса Морозова и Петра Траханиотова указал де государь с Москвы разослать, где дс вам миряном годно. И впредь де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказех не бывать И на том государь царь к Спасову образу прикладывался, и миром и всею землею положили на ево государьскую волю. И того ж дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели всю Москву выжечь.< …> И июня в 4 день миром и всею землею опять за их великую измену и за пожег возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи июня против 4 числа послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железной воеводою. И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семена Романовича Пожарсково, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев тово Петра Траханиотова на дороге сугнать и привесть к себе государю к Москве. И окольничей князь Семен Романович Пожарской сугнал ево Петра на дороге у Троицы в Сергиеве монастыре и привез ево к Москве связана июня в 5 день. И государь царь велел ево Петра Траханиотова за ту их измену и за московской пожег перед миром казнить на Пожаре. А тово Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кирилов монастырь на Белоозеро, а за то ево не казнить, что он государя царя дятка, вскормил ево государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду ево Морозовым нигде в приказех у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. Городские восстания в Московском государстве XVII в. Сборник документов. М.-Л., 1935.
Вопросы: 1. В чем причина восстания, описанного в документе? 2. На какие взаимоотношения власти и общества может указать данный документ? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 2701; Нарушение авторского права страницы