Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прямая речь перед словами автора ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставится запятая (вопросительный, восклицательный знак, многоточие) и тире, слова автора начинаются со строчной буквы. 1. [«ПР», - а]. 2.[«ПР! » – а]. 3. [«ПР? » – а]. «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», - думал Павка. « Дедушку знаешь, мамаша? » - матери сын говорит. То же при оформлении прямой речи с абзаца: - Скорей, скорей в город за лекарем! – кричал Владимир. Примечание! После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой ( независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т.д. ( авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.): «Ничего не случилось» - так говорил ум; «Случилось» - так говорило сердце. « нет ничего прекраснее этих снежных вершин» - так описывает эту местность один путешественник. Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы: - Скорей, загорелась изба! – И он побежал по домам будить людей. Авторские слова внутри прямой речи
1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Примечание! Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях: а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если приводится пословица, поговорка: Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий мужик. Дома и хворать легче; и недаром говорится: дома стены помогают. б) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказать мою жизнь? в ) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру, говорит, и слава богу, говорит; не желаю, говорит, жить. 2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. [ «ПР, - а, - пр».] « Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать». 3. Если на месте разрыва должна бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. [ « ПР, - а.- ПР».] « Я ни с кем и ни с чем не связан, - напомнил он о себе. – Действительность мне враждебна». 4. Если на месте разрыва должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. 1. [ « ПР? – а. – ПР? »]. 2. [ « ПР! – а. – ПР! »]. « Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово! Никогда еще так далеко не ездил! ». 5. Если на месте разрыва должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире ( если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире ( если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной. 1. [ «Пр….-а, -пр»]. 2.[ «ПР….- а. – ПР….»]. «Не надо….- сказал Вершинин, - не надо, парень». «Обожди…. – сказал Морозка угрюмо. – Давай письмо…». 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы: « Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил: - Старуха, отвечай! ». Прямая речь внутри авторских слов
Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая, тире или запятая и тире ( по условиям контекста): а) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушел ( запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь). Софья еще раз поцеловала Машу и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы ( запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь). Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил. Замечательно», но глаза его блестят, полные зависти ( запятая разделяет части сложносочиненного предложения). б) Она сказала: « Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» - и подозвала свою собачку ( тире перед союзом при однородных сказуемых). Тут уж он и совсем обомлел: « Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я…» - и заплакал вдруг ( тире после многоточия, которым заканчивается прямая речь). в) Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно ( запятая и тире разделяют две реплики разных лиц, находящиеся внутри авторских слов). Примечание! Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится: Это « не хочу» поразило Антона. С криком «Спасайте детей! » юноша бросился в горящее здание. Но если перед подлинным выражением имеются слова предположение, выражение, надпись и т.п., то перед ними ставится двоеточие: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные».
Знаки препинания при диалоге
1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире: - Значит, немец спокоен? - Тишина - Ракеты? -Да, но не очень часто. 2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней реплики тире: « Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли? » - « Около двух лет», - « На ком? » - « На Лариной». – « Татьяне? » - « Ты ей знаком? » - « Я им сосед». 3. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Не видать? » - повторил барин. « Не видать», - вторично ответствовал слуга. 4. Если одна реплика разрывается другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие: - Я просил… - Ничего вы не просили. -….хотя бы минуту внимания. 5. Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками: Она. Ах, это смешно наконец. Зачем юристом, когда ничего нет. Он. Как «ничего»? Она. Так, ничего, чистая бумага. VI. Знаки препинания при цитатах Кавычки при цитатах 1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т.е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие правила пунктуации ( см. пунктуацию при прямой речи): а) Белинский сказал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». б) « Двенадцать миллионов людей вне закона! Ужас!,,, » - писал в своем дневнике Герцен, имя в виду крепостных крестьян тогдашней России. в) « Первоэлементом литературы, - указывал Горький, - является язык, основное орудие ее и – вместе с фактами, явлениями жизни – материал литературы». г) Докладчик привел слова Горького: «Всякая индивидуальность есть результат социальной группировки» - и этим закончил свое выступление. 2. Если после стихотворной цитаты текст продолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки: ….И выше И нос и плечи поднимал Вошедший с нею генерал, - Муж Татьяны представляет ей Онегина, как своего родственника и друга» (Белинский). 3. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставят только в начале и в конце всего текста: В статье « Из истории русской литературы» А.Горький писал: «Чем же сильна литература? Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия и наука. Будучи более читаемой……».
Многоточие при цитатах 1. Если цитата приведена не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится: а) перед цитатой ( после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л.Н.Толстой писал: «….в искусстве простота и ясность есть высшее совершенство формы искусства». б) в середине цитаты, когда пропущена часть текста, внутри ее: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А.Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики……рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы». в) после цитаты ( перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца: Вступая в защиту культуры устной речи, А.П.Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать….» 2. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением: М.В.Ломоносов писал, что « красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных….». Если цитата является самостоятельным предложением, то после кавычек точка не ставится: Белинский писал: «В «Онегине» все части органически сочленены….»
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1533; Нарушение авторского права страницы