Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Евразийство и внутренняя политика
Во внутренней политике у евразийства есть несколько важнейших направлений. Интеграция стран СНГ в единый Евразийский Союз является важнейшим стратегическим императивом евразийства. Минимальным стратегическим объемом, необходимым для того, чтобы начать серьезную международную деятельность по созданию многополярного мира, является не Российская Федерация, но именно СНГ, взятый как единая стратегическая реальность, скрепленная единой волей и общей цивилизационной целью. Политическое устройство Евразийского- Союза логичнее всего •основывать на «демократии соучастия» («демотия» классиков евразийства) с упором не на количественный, но на качественный аспект представительства. Представительная власть должна отражать качественную структуру евразийского общества, а не среднестатистические количественные показатели, базирующиеся на эффективности предвыборных шоу. Особое внимание следует уделить представительству этносов и религиозных конфессий. «Демократия соучастия» должна органически сопрягаться с определенной долей единоначалия, максимально выраженного в стратегической области. В лице Верховного Правителя Евразийского Союза должна концентрироваться общая воля к достижению мощи и процветания Государства. Принцип общественного императива должен сочетаться с принципом личной свободы в пропорции, существенно отличающейся как от либерально-демократических рецептов, так и от обезличивающего коллективизма марксистов. Евразийство предполагает здесь соблюдение определенного баланса при существенной роли общественного фактора. Вообще, активное развитие общественного начала — константа евразийской истории. Она проявляется в нашей психологии, этике, религии. Но в отличие от марксистских моделей общественное начало должно быть утверждено как нечто качественное, дифференцированное, связанное с конкретикой национальных, психологических, культурных и религиозных установок. Общественное начало должно не подавлять, а усиливать личностное начало, давать ему качественную подоплеку. Именно качественное понимание общественного позволяет точно определить золотую середину между гипериндивидуализмом буржуазного Запада и гиперколлективизмом социалистического Востока. В административном устройстве евразийство настаивает на модели «евразийского федерализма». Это предполагает выбор в качестве основной категории при построении Федерации не территории, но этноса. Оторвав принцип этнокультурной автономии от территориального принципа, евразийский федерализм навсегда ликвидирует саму предпосылку сепаратизма. При этом в качестве компенсации народы Евразийского Союза получают возможность максимально развивать этническую, религиозную и даже в определенных вопросах юридическую самостоятельность. Безусловное стратегическое единство в евразийском федерализме сопровождается этническим плюрализмом, акцентом на юридическом факторе «права народов». Стратегический контроль над пространством Евразийского Союза обеспечивается единством управления, федеральными стратегическими округами, в состав которых могут входить различные образования — от этнокультурных до территориальных. Дифференциация территорий сразу на нескольких уровнях придаст системе административного управления гибкость, адаптативность и плюрализм в сочетании с жестким централизмом в стратегической сфере. Евразийское общество должно основываться на принципе возрожденной морали, имеющей как общие черты, так и конкретные формы, связанные со спецификой этноконфессионального контекста. Принципы естественности, чистоты, сдержанности, упорядоченности, ответственности, здорового быта, прямоты и правдивости — являются общими для всех традиционных конфессий Евразии. Этим безусловным моральным ценностям следует придать статус государственной нормы. Вопиющие социальные пороки, дерзкое и публичное попрание моральных устоев должны быть безжалостно искоренены. Вооруженные силы Евразии, силовые министерства и ведомства должны рассматриваться как стратегический остов цивилизации. Социальная роль военных должна возрасти, им необходимо вернуть престиж и общественное уважение. В демографическом плане необходима «пролиферация евразийского населения», моральное, материальное и психологическое поощрение многодетности, превращения многодетности в евразийскую социальную норму. В области образования необходимо усилить моральное и научное воспитание молодежи в духе верности историческим корням, лояльности к евразийской идее, ответственности, мужественности, творческой активности. Деятельность информационного сектора евразийского общества должна базироваться на безусловном соблюдении цивилизационных приоритетов в освещении внутренних и внешних событий. Принцип образования, интеллектуального и морального воспитания должен быть поставлен над принципом развлекательности или коммерческой выгоды. Принцип свободы слова должен быть сочетаем с императивом ответственности за свободно сказанные слова. Евразийство предполагает создание общества мобилизационного типа, где принципы созидания и социального оптимизма должны быть нормой человеческого бытия. Мировоззрение должно раскрывать потенциальные возможности человека, давать возможность каждому, преодолевая (внутреннюю и внешнюю) косность и ограниченность, выразить свою уникальную личность в общественном служении. В основе евразийского подхода к социальной проблеме лежит принцип баланса между государственным и частным. Баланс этот определяется следующей логикой: все масштабное, имеющее отношение к стратегической сфере (ВПК, образование, безопасность, мир, моральное и физическое здоровье нации, демография, экономический рост и т. д.) контролируется Государством. Мелкое и среднее производство, сфера услуг, личная жизнь, индустрия развлечений, сфера досуга и т. д. Государством не контролируется, наоборот, приветствуется личная и частная инициатива (кроме тех случа'ев, когда она вступает в противоречие со стратегическими императивами евразийства в глобальной сфере). Евразийство и экономика Евразийство в отличие от либерализма и марксизма считает экономическую сферу несамостоятельной и неопределяющей для общественно-политических и государственных процессов. По убеждению евразийцев, хозяйственная деятельность является лишь функцией от иных культурных, социальных, политических, психологических и исторических реальностей. Можно выразить евразийское отношение к экономике, перефразируя евангельскую истину: «не человек для экономики, но экономика для человека». Такое отношение к экономике можно назвать качественным: упор делается не на формальные цифровые показатели экономического роста, учитывается значительно более широкий спектр показателей, в котором чисто экономический фактор рассматривается в комплексе с другими, преимущественно имеющими социальный характер. Некоторые экономисты (в частности И. Шумпетер) уже пытались ввести качественный параметр в экономику, разделяя критерии экономического роста и экономического развития. Евразийство ставит вопрос еще шире: важно не только экономическое развитие, но экономическое развитие в сочетании с развитием социальным. В виде элементарной схемы евразийский подход к экономике можно выразить так: госрегулирование стратегических отраслей (ВПК, естественные монополии и пр.) и максимальная экономическая свобода для среднего и мелкого бизнеса. Важнейшим элементом евразийского подхода к экономике является идея решения значительного числа российских, народно-хозяйственных проблем в рамках внешнеполитического евразийского проекта. Имеется в виду вот что. Некоторые геополитические субъекты, жизненно заинтересованные в многополярности мира, — в первую очередь Евросоюз и Япония — обладают огромным финансово-технологическим потенциалом, привлечение которого может резко изменить российский экономический климат. На данном этапе с сожалением приходится констатировать, что достаточных ресурсов для автаркии (даже относительной) у России.нет. Поэтому инвестиционное и иное взаимодействие с развитыми хозяйственными регионами для нас жизненно необходимо. Это взаимодействие изначально должно строиться на логике более объемной, нежели узкоэкономические отношения — инвестиции, кредиты, импорт-экспорт, nocfasки энергоносителей и т. д. Все это должно вписываться в более широкий контекст общих стратегических программ — таких как совместное освоение месторождений или создание единых евразийских транспортных и информационных систем. В некотором смысле Россия должна возложить бремя возрождения своего экономического потенциала на партнеров по «клубу сторонников многополярности», активно используя для этого возможность предложит крайне выгодные совместные транспортные проекты («трансевразийская магистраль») или жизненно важные для Европы и Японии энергоресурсы. Важной задачей является и возврат в Россию капитала. Для этого евразийство создает очень серьезные предпосылки. Растерянная, целиком обращенная, к Западу, брезгливо относящаяся к самой себе, погруженная в психоз приватизации и коррупции Россия периода либеральных реформ (начало 1990-х) и евразийская патриотическая государственно-ориентированная Россия начала XXI в. — зеркально противоположные политические реальности. Капиталы утекали изРоссии слабой и разваливающейся. В Россию, ставшую на путь силы и выздоровления, капиталы должны вернуться. В западных странах эти вывезенные из России капиталы в большинстве своем не могут быть ни сохранены, ни тем более приумножены. В начале 1990-x Запад смотрел с одобрением на утечку российских капиталов (имевших главным образом криминальное происхождение), так как в соответствии с логикой «холодной войны» считал, что ослабление посткоммунистической России на руку странам НАТО. Теперь ситуация резко изменилась, в нынешних условиях у держателей нелегальных капиталов на Западе возникнут (уже возникли) серьезные проблемы. Евразийская логика подразумевает создание максимально комфортных условий для возврата этих капиталов в Россию, что само по себе обеспечит серьезный импульс для развития экономики. Вопреки некоторым чисто либеральным абстрактным догмам капиталы скорее вернутся в государство с сильной, ответственной властью и четким стратегическим ориентиром, нежели в нерегулируемую, хаотичную и нестабильную страну. Евразийский путь Евразийство является моделью, наиболее точно соответствующей стратегическим интересам современной России. Оно дает ответы на самые сложные вопросы, предлагает выходы из самых головоломных ситуаций. В евразийстве открытость и ориентация на диалог сочетаются с верностью историческим корням и последовательному отстаиванию национальных интересов. Евразийство предлагает непротиворечивый баланс между русской национальной идей и правами многочисленных народов, населяющих Россию, шире — Евразию. Определенные аспекты евразийства уже используются новой российской властью, ориентированной на созидательное решение сложных исторических проблем, стоящих перед Россией в новом столетии. И всякий раз, когда это происходит, налицо эффективность, оперативность, серьезный стратегический результат. Интеграционные процессы в СНГ, создание Евразийского Экономического Содружества, первые шаги новой внешней политики РФ в отношении Европы, Японии, Ирана, стран Ближнего Востока, создание системы Федеральных округов, укрепление вертикали власти, ослабление олигархических кланов, курс на патриотизм, государственность, повышение ответственности в работе СМИ — все это важные и существенные элементы-евразийства. Пока эти элементы перемежаются инерциальными тенденциями двух других моделей — либерал-западнической и советской. В то же время совершенно очевидным представляется тот факт, что евразийство неуклонно движется к своему зениту, тогда как две другие модели ведут лишь «арьергардные бои». Повышение роли евразийства в российской политике — безусловно, процесс эволюционный и постепенный. Но уже подходит время Для более внимательного и ответственного изучения этой поистине универсальной теории и философии, на глазах становящейся политической и мировоззренческой практикой. А. Г Дугин Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы