Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Софисты и проблема правильности имён. Протагор.



2-я половина 5 в. до н.э. - странствующие учителя приобретают влияние в сфере культуры. Они обучают элементам разных позитивных наук. Центр преподавания - подготовка к практической, общественной, политической жизни. Странствующие учителя позже были названы софистами. Софисты занимались не столько исследованием, сколько просветительской деятельностью. Главное -общественные науки (гуманитарные).

Задача человека, по софистам, не в выявлении истины, утверждении справедливости, а в том, чтобы добиться влияния и власти. Главный способ этого добиться - умение красиво и умело говорить. В преподавательской деятельности софистов преподавание ораторского искусства занимает главное место.

Протагор. Часто бывал в Афинах.

«Человек - мера всех вещей». У человека нет средств для постижения объективного мира, не может узнать истину. Реальный мир наш это то, что мы представляем.

Правильность имён/речи - практическая задача ораторского искусства. Возникает проблема языковой нормы. Основное требование - язык должен находиться в соответствии с требованиями разума. Там, где не было соответствий, надо было изменять языковой узус (узус - общепринятое употребление языковой единицы (слова, фразеологизма и т.д) в отличие от его окказионального (временного и индивидуального) употребления). Язык подлежит совершенствованию. Тезис «человек есть мера всех вещей» признавал право человека на пересмотр норм. Критикует язык Гомера.

 

Внутренняя форма слова в Кратиле

Имя – модель вещи, наделённая признаками вещи по подобию, как изображение. Имена даёт Мастер Логоса, которому подвластно искусство именования.

Спор: связано имя с тем, кто именует (с именующим) или с вещью. Вывод: есть и правильность содержания, и правильность выражения.

Модель всегда отражает сущность вещи, потому что она не тождественна вещи по природе, следовательно, прав Кратил. Поскольку же модель не тождественна вещи, то у вещи много имен, даваемых в сознательно, по общественному уговору, следовательно, прав Гермоген.

а) имена могут быть простыми и сложными;

b) простые имена создаются путем звукоизображения вида вещи, действий с ней или ёё движений;

с) сложные имена - это комбинации простых имен с изменением их звучания;

d) эти изменения сводятся к перемене звука в исходном имени, аббревиации и метонимическому сокращению, заимствованию и т.д., причем каждое из этих правил может применяться в комбинации с одним или несколькими другими правилами.

Насколько хороши имена, становится ясно из того, насколько успешна деятельность, основанная на употреблении этих имён.

 

Соотношение первичных и производных имён в Кратиле

Имя – модель вещи, наделённая признаками вещи по подобию, как изображение. Имена даёт Мастер Логоса, которому подвластно искусство именования.

Платон рассматривает только самы общие принципы моделирования - народная, или вульгарная этимология. Согласно этой этимологии имена делятся на два основных разряда: первичные и производные, составленные из первичных.

Сократ: Одни имена составлены из более первичных, а другие являются первыми.

Принципы моделирования имени: добавление, вставка или изъятие звука; сокращение слова до целого речения; заимствование; моделирование содержания, или описательное именование; благозвучие; стершаяся этимология или абстрактные звучания; словосложение.

Приемы моделирования: система правил, разумно применяя которую можно получить истинное имя; этимологии Платона - грамматика именования, правило построения новых имен - изложена как система прецедентов, дело повседневной практики людей, создающих неологизмы.

 

Этимология в Кратиле

Давать имена - тоже действие, так как говорить - действие по отношению к вещам, следовательно, давать имена надо в соответствии с природой вещей, надо их давать и с помощью того материала, который предназначен природой, а не так, как заблагорассудится. Давая имена, мы учим друг друга и распределяем вещи соответственно способу из существования, следовательно, имя - орудие обучения и распределения сущности (как челнок - орудие распределения нити по основе). Законодателем имени может быть только профессионал. Творец работает под контролем общества. Его воображение, позволяющее ему создать новое слово, свободно и неконтролируемо, но результат его работы (созданное новое слово) оценивается обществом, принимается или отвергается. Имя оценивается тем, кто им пользуется - тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы (диалектик), следовательно, законодатель должен создавать имя под присмотром диалектика, если он намерен как следует установить имя.

Если принцип моделирования при именовании является всеобщим, то отдельные приемы и правила могут быть разными для разных языков, могут меняться с течением времени, зависеть от культурной традиции и искусства законодателя. Платон рассматривает только самы общие принципы моделирования - народная, или вульгарная этимология. Согласно этой этимологии имена делятся на два основных разряда: первичные и производные, составленные из первичных. Сократ: Одни имена составлены из более первичных, а другие являются первыми.

Принципы моделирования имени: добавление, вставка или изъятие звука; сокращение слова до целого речения; заимствование; моделирование содержания, или описательное именование; благозвучие; стершаяся этимология или абстрактные звучания; словосложение.

Приемы моделирования: система правил, разумно применяя которую можно получить истинное имя; этимологии Платона - грамматика именования, правило построения новых имен - изложена как система прецедентов, дело повседневной практики людей, создающих неологизмы.

Значение для сейчас: этимологией стали заниматься уже тогда. Все наши интерпретации могут иметь разную степень достоверности, могут быть то ближе к предмету, то дальше от него, но что их субъективное наличие ровно ничего не говорит в защиту субъективизма, и, интерпретируя предмет с точки зрения тех или иных его функций, мы вполне остаемся на почве объективной философии, отражая в наших наименованиях пусть не всю сущность, но все же тот или иной ее вполне объективный и реальный аспект. Таким образом, это частичное «значение» слова, или имени, - мы бы сказали сейчас, его семема - это тоже характеристика объективирующих актов нашего сознания, хотя и в известном преломлении.

 

Проблема истинности и правильности имени в диалоге Платона «Кратил»

Спор о правильности имен или спор о тесей и фюсей – проблема, обсуждающаяся в течение 2000 лет. Является ли имя свойством вещи? Правильны ли эти имена?

Знаем ли мы правильные имена?

1) Тесей: имена даются людям и вещам по установлению, по договору, произвольно.

Демокрит – сторонник тесей (разделение на собств и нариц)

- некоторые вещи имеют большое количество имен (синонимия)

- некторые имена называют большое количество вещей (омонимия)

- имя раба зависит от желания хозяина (переименование)

- не все вещи и явления имеют названия (безымянность)

Изобретатель подбирает вещам имена по своей воле, случайно, как ему нравится

2) Фюсей: имя является свойством вещи, дается по природе, изобретатель пытается найти то единственное имя для вещи, он не изобретает, а открывает его.

Гераклит – сторонник – искал связь между смыслом и внешней формой.

«Кратил». Сократ выделяет 2 момента: а) кто выделяет б) истинность наименования

Именование – 1 из действий с вещами.

Имя орудие поучения и разбора сущностей.

Ономатет – спецалист.

Диалектик оценивает труд ономатета.

Справедливыми оказываются обе точки зрения. Ономатет именует вещи по их природе (правильность плана содержания) и учитывает историю именований, обычай (правильность плана выражения)

Принцип создания имени – изображение (моделирование). Модель отражает сущность вещи, но не тождественна вещи (прав Кратил) = у вещи много имен, данных ей сознательно и по установлению (прав Гермоген).

 

Аристотель

физикалисты (названия даны от природы) vs номиналисты (слова - условные обозначения). К Аристотелю не имеет никакого отношения.

Аристотель защищает условную связь между вещью и её именем, а также между словом и представлением, которому соответствует слово, между звуками и буквами.

«Поэтика»: «Во всяком словесном изложении есть следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение».

Элемент — неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово. Элементы могут составить образование, которое не имеет самостоятельного значения, — слог. Союз (связка) (σ ύ ν δ ε σ μ ο ς ) есть < 1> незначащий звук, который не мешает и не содействует сложению единого значащего звука (φ ω ν ή σ η μ α ν τ ι κ ή ), возникшего из многих звуков; < он ставится> и на концах и в середине предложения, хотя в начале его не может стоять сам по себе, < а только при другом слове>, как μ ε ν, δ η, τ ο ί, δ έ. Или это < 2> незначащий звук, который из нескольких значащих звуков может образовать один значащий звук, < как ά μ φ ί, π ε ρ ί и т. п.>. Член (ά ρ θ ρ ο ν ) есть < 1> незначащий звук, показывающий начало, конец или разделение высказывания. Или это < 2> незначащий звук, который не мешает и не содействует < сложению> единого значащего звука из многих звуков и может ставиться и на концах и в середине < высказывания>. (звуками Аристотель именует и отдельные звуки, и слоги, и слова, и даже предложения, отмечая, правда, что некоторые из этих образований являются «составными»).

Основными частями речи (и одновременно членами предложения) у Аристотеля являются имя и глагол (точнее, высказывание, оно же и логический предикат). Имя — это составной, имеющий самостоятельное значение звук без оттенка времени, и, в противоположность ему, глагол — это составной, имеющий самостоятельное значение звук с оттенком времени... Например, человек или белое не обозначают времени, а идет или пришел имеют добавочное значение; одно — нынешнего времени, другое — прошедшего. Глаголы и имена могут иметь падежи, под которыми Аристотель понимал все их косвенные формы и формы множественного числа. Таким образом, по Аристотелю, падежами обладают, например, слова человеку, люди, иду, идет, идешь и т. д. Имена, кроме того, делятся по родам на имена мужские (ο ν ό μ α τ α ά ρ ε ν α ), женские (θ ή λ ε α ) и лежащие между ними (μ ε τ α ξ ύ ).

Наконец, предложение — это составной звук, имеющий самостоятельное значение, отдельные части которого также имеют самостоятельное значение. Этим последним своим качеством предложения отличаются от других сложных образований (составных звуков), отдельные части которых не имеют самостоятельного значения. Не всякое предложение состоит из глаголов и имен. Может быть предложение без глаголов, например определение человека. Однако какая-нибудь часть предложения всегда будет иметь самостоятельное значение.

В другой своей работе — «Риторике» — Аристотель говорит о трех частях речи: именах, глаголах и союзах (σ ύ ν δ ε σ μ ο ι ), определяя первые две категории как слова, обладающие самостоятельным значением, а союзы — как слова, выполняющие определенные грамматические функции.

 

13. Аристотель. Синонимия и омонимия.

Аристотель защищает условную связь между вещью и её именем, а также между словом и представлением, которому соответствует слово, между звуками и буквами. Вместе с тем он предупреждает об опасности злоупотреблений словами, проистекающей из их многозначности (сюда включаются и омонимия, и полисемия). Он обращает внимание на явления паронимии и омонимии как видов связи между названиями.

Аристотель первым исследует типы связи значений внутри полисемичного слова, а также многозначность падежей и др. грамматических форм. Им делается утверждение о соответствии значения внеязыковой реальности.

омонимы - предметы, у которых только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности разная. Из имен омонимы полезны для софиста, потому что с помощью их софист прибегает к дурным уловкам, а синонимы для поэта; я называю общеупотребительными словами и синонимами, например, такие слова, как отправляться и идти.

Аристотель указывает на случаи несовпадения предложения (logos) и суждения. В качестве типов предложений он различает утверждения и отрицания. Им признаётся наличие безглагольных предложений. Ему присущи зачаточные представления о словоизменении и словообразовании (различение имени и падежа как только косвенной формы, распространение понятия падежа и на глагольные словоформы).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.Социалистическая индустриализация. Проблема накоплений и переход к административным метода.
  2. III.3. Проблема неосознаваемой регуляции преступного повеления в превентивной теории и практике.
  3. VI. Суждение и проблема авторитета
  4. Актуализация теоремы Коуза (Дж. Стиглер). Формулировка теоремы Коуза: две версии. Проблема оптимальной структуры собственности.
  5. Актуальная проблематика управления финансовой устойчивостью предприятия в современных условиях
  6. Близнецовый Метод и Проблематика «Предрасположенность-Окружающая Среда»
  7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И ПРОБЛЕМА ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ
  8. Возникновение психики и проблема критериев психического. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении психики в филогенезе
  9. Волосы как современная проблема
  10. Вопрос 3. Проблема происхождения языка.
  11. Вопрос 48. Понятие о жанре. Речевые жанры. Проблема речевых жанров в учении М. М. Бахтина. Концепция Т. В. Шмелёвой.
  12. Вопрос № 31. Проблема происхождения языка.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь