Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индийское грамматическое учение Панини.



Фонетика, грамматика и этимология подвергались тщательному и детальному рассмотрению в работах замечательнейшего языковеда древней Индии — Панини (время его жизни обычно относят к IV в. до н. э.; при этом сам Панини указывает, что он использовал работы своих предшественников, и называет много имен и даже отдельные грамматические школы) и его комментаторов — Вараручи Катьяяна (III в. до н. э.; ему принадлежит также первая грамматика пракритов — «Пракрита-пракаша»), Патанджали (II в. до н. э.), Бхартхари (который рассматривал категории грамматики в философском аспекте) и др. Позднее стала развиваться индийская лексикография, связанная с именами Амарусипха (VI в. н. э.) и Хемачандра (XII в. н. э.). Синтаксис не составлял сильной стороны древнеиндийского языкознания, не выделялся в его отдельную отрасль и эпизодически рассматривался в ряду морфологических явлений.

Грамматика индийцев в том виде, как она дана у Панини, обнаруживает поразительно точный и тщательный анализ морфологического строя санскрита и замечательное по своей ясности и детальности описание его звукового состава. Построение грамматики Панини очень своеобразно. Его сочинение состоит из 3996 стихотворных правил (сутр), хотя и разделенных на главы и книги, но лишенных систематичности европейских грамматических руководств. Отдельные главы излагают различные явления языка в том виде, в каком они выступают в разных формах речи, почему явления фонетики, морфологии и синтаксиса свободно чередуются друг с другом.

В своем изложении Панини обращает внимание на диалектальные особенности на востоке страны, отмечает своеобразие разговорных форм языка, говорит об особенностях ведического языка, хотя основное внимание обращает на ту литературную форму древнеиндийского языка, которая носит название санскрита. По мнению академика А. П. Баранникова, то обстоятельство, что Панини в ряде случаев сопоставляет санскрит с ведическим языком, дает основание утверждать, что уже в труде Панини имеются элементы сравнительного метода. Однако эти сравнения носят эпизодический характер, и, кроме того, у Панини отсутствует понимание исторического развития языка.

Анализ языка в древнеиндийской научной традиции строится на методе обобщения и разложения, на выявлении сходств и различий в языковых явлениях. С помощью этого, метода устанавливаются общие категории, под которые подводятся отдельные явления. Особенно последовательно проводится этот метод при изучении и классификации глагольных форм, а также при расчленении слов на корневые и формальные части.

Основной единицей языка для древнеиндийских грамматиков является предложение, так как только оно способно выражать мысль. Слово лишено этой способности и поэтому вне предложения не существует. Слово не обладает самостоятельностью ни в отношении содержания, ни в отношении формы. Вместе с тем не только не отрицается возможность анализа предложения по составным частям, но и практически проводится его расчленение, правда, с той оговоркой, что расчленение облегчает изучение грамматики.

В отношении классификации частей речи среди древнеиндийских грамматистов не было единогласия, но обычно выделялись четыре части речи (например, у Яска): имя (nā man), глагол (ā khyā ta), предлог (upasarga) и частица (nipā ta). Глагол определяется как слово, обозначающее действие, а имя — как слово, обозначающее идею субстанции. Глагол при этом может обозначать как происходящее действие (bhā va), так и совершившееся (dragva). Функции предлогов состоят в том, что они определяют значение имен и глаголов, и поэтому они рассматриваются скорее как указывающие, чем значащие элементы языка. Частицы в зависимости от своих значений делятся на три группы: 1) частицы сравнения, 2) частицы соединения и 3) незначимые частицы, употребляемые как формальные элементы в стихах. Что касается местоимений и наречий, то они не выделяются в самостоятельные части речи (хотя вместе с тем отмечаются их особенности) и распределяются между двумя основными частями речи — именем и глаголом.

Продолжая свой анализ, древнеиндийские грамматики разлагают слово на его первичные элементы. Такой анализ, известный под термином sa skara, считается основным принципом древнеиндийской грамматики. Согласно этому принципу, при анализе текстов обращается внимание на сходные по форме и по значению слова и таким образом выделяются разные формы одного и того же слова. Затем при сравнении двух таких форм слова выявляются две составные его части: с одной стороны, часть, которая в сходной форме встречается в обоих словах, — основа (prak ti), с другой стороны, часть, которая не обнаруживает сходства и подвержена изменениям как по форме, так и по значению, — окончание (pratyaya).

К корням или основам (dhā tu) главным образом с глагольным значением (выражающим действие или результат действия) индийские грамматики стремятся свести все слова. Панини приводит в своем труде длинные списки корней с указанием их значения.

 

Что касается классификации корней, то они обычно делятся на три категории: 1) простые, или первичные, корни, 2) корни, выступающие в качестве образующих элементов, и 3) производные корни, включающие в себя определенные суффиксы. Эта последняя категория охватывает каузативные ( ijanta), многократные (yananta), деноминативные (nā madhā tu) и дезидеративные (sannanta) корни или основы.

Тщательному морфологическому анализу подвергаются также имена, у которых выделяются семь падежей: именительный, винительный, орудийный, дательный, отложительный, родительный и местный. Падежи, впрочем, не имеют особых названий и обозначаются как первый, второй и т. д.

фонетика достигла у древних индийцев необыкновенно высокого развития и отличается большой точностью описания. Уже в памятниках ведической литературы мы встречаемся с такими фонетическими понятиями, как артикулятор, место артикуляции, взрывной, фрикативный, гласный, полугласный и т. д.

Описание звуков в древнеиндийских грамматиках строится на физиологическом принципе, причем даются подробные описания способов образования каждого звука. Но основное внимание обращается на сочетание звуков в речи и их взаимовлияние. Это обстоятельство, по-видимому, обусловливалось той целеустановкой, которая руководила направлением фонетических описаний, — сохранением устной традиции чтения религиозных текстов, что было важно из богословских соображений.

Описывая образование звуков, древнеиндийские грамматики различают место артикуляции (sthā na) и орган, принимающий участие в артикуляции, — артикулятор (karana). Когда речь идет о гласных, они говорят о сближении органов речи, а применительно к согласным — о смыкании их. В качестве артикуляторов называются корень языка (jihvā -mū la), середина языка (jihvā -madhya) и кончик языка (jihvā gra). При произношении гортанных артикулятором выступает нижняя часть голосовой щели. В качестве мест артикуляции определяются «корень челюсти», т. е. мягкое нёбо (hanu-mū la), само нёбо (tā lu), зубы (danta) или «корень зубов», т. е. альвеолы. Нижняя губа служит артикулятором, а верхняя — местом образования звука.

Интересна трактовка слоговой структуры. В качестве основы слога называется гласный, согласный же элемент лишь присоединяется этой гласной к основе. В соответствии с этим гласные считаются самостоятельными фонетическими элементами, так как они наделены слогообразующими функциями (образуя слоги даже и без участия согласных), а согласные — подчиненными, не способными выступать без гласных. Именно поэтому название каждого согласного (кроме r) всегда сопровождается гласным а (например, к как ка или ka-kā rd), в чем, конечно, не нуждаются гласные (так, гласный i называется по своему звуковому качеству или i-kā ra).

Даже это беглое перечисление лингвистических категорий, разработанных древнеиндийскими грамматистами, показывает, какого значительного развития достигла наука о языке в древней Индии.

 

78. Китайское грамматическое учение.

Опирается на иероглифическую письменность. Кит. Письменность становление относ 1-2вв н.э., были созданы 3 основных стиля письма: уставное письмо (кайшу), полууставное (синшу), скоропись (цаошу). 3 стиля значит окончательное установление системы рукописного языка. Многовековой процесс самостоятельного становления письменности. Самые ранние надписи относ к царствам Шан и Инь, сущ за 15 в до н.э. Знаки письма делятся на 2 категории – простые рисуночные и компилятивные. Простые – предметы или ситуации, компилятивн восток (солнце, святящее сквозь дерево) – создавались как символы или метонимический намек. В 8 в до н.э. при императоре Сюань-ване – первая реформа письменности – уничтожить излишние разнописи, создание стандартных знаков для надписей на бронзе и камне. 3 в до н.э., когда возникает единое государство – унификация знаков для всей страны. 2 реформы императора Цинь Ши-хуана – создание графики дачжуань (большая печать) и сяочжуань (малая печать) – гос стандарт для всеобщего употребления. Письмо лишу (деловое письмо) – сокращение и упрощения – написание не всего знака целиком. Современный облик китайской письменности – устав (чжэншу), полуустав (синшу), скоропись (цаошу) – разные функциональные стили одной и той же графики. Нет разницы между морыемой и иероглифом, нет отдельн терминов для единиц письменной и устной речи., письменность записывает моремы, а по средством значения знаки соединены со звучанием. В идеале – один иероглиф соответств одной морфеме, кот соответств одному комплексу звуков, кот равен слогу. Обилие письменных знаков, главн проблема – кодификация и упорядочение письменных знаков.

Грамматические исследования со времени династии Хань. Во время реконструкции уничтоженных императором Цинь Ши-хуаном канонических текстов. Работы: Эрья – одна из книг кинайского канона, текст отредактирован Конфуцием и вошел в основу конфуцианства, словарь иероглифики. Совокупность орфографической, энциклопедической и идеологической инфы, впервые систематизация иероглифов – деление на 19 тематических глав (толкований категорий мира) – истолкования, родство, рыбы, оружие и тд. В главе о словах – слова в синонимических рядах. Не только иероглифы но и принципы смысловой системы.

Ян Сюн создал Фаньянь – местные речения, неканоническая речь, синонимы – разные слова из диалектов и просторечий. Дает указание на место происхождения слова.

Словарь Сю Шэнч Шовень Цзеззы – (Описание простых и объяснение сложных знаков) – построен по форме знаков (типа алфавита). Отделы словаря – иероглифы с общим элементом. Бу- общие для ряда иероглифов элементы. Теория категорий иероглифов – изобразительная (рисуют предмет), указательная (числительные, символы предметов), идеографическая (сложный знак из простых, каждый сохраняет значение), фонографическая (сложн знак, семантика в одной части, другая часть – чтение), видоизмененная (брался иер и изменялся) и заимствованные(фонетич запись омонимичн слов) иерогл. Эта система построена на дистрибутивном обосновании (символическая/нисимволч).

Шимин (Объяснение имен), автор Лю Си 2 в н.э. Этимология каждого имени.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь