Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Александрия и Пергам: спор «аналогистов» и «аномалистов»



Греческое грамматическое учение развивалось в двух центрах эллинистического мира. Пергам и Александрия. Там были сообщества ученых. Различия сводились к различной трактовке лингвистических законов. Древние осознавали, что существуют законы организации языка – правила и есть исключения. Что доминирует в языке? Правильность или стихийность? Александрия – за аналогию, а Пергам – за аномалию. Парадигма в переводе значит образец.

Нельзя без аналогий – на сходстве явлений устанавливаются законы языка. Нельзя без аномалии, т.к. язык сопротивляется 100% системности. В любом языке много исключений.

 

Пергамская школа породила римскую латиноязычную грамматическую традицию. Основатель пергамской школы – КРАТЕТ. 168г вместе с посольством Пергама должен прибыть в Рим и уехать после дипломатической миссии. Сломал ногу и читал лекции по греческой риторике в Риме, имел шумный успех. Древний Рим в то время – мощнейшая держава, нужно было укрепить филологическую составляющую державы. Стала развиваться латинская грамматика. Она не сразу обрела полноту. Развитие сдерживалось из-за неясности номенклатуры. Нужно было изобрести латинскую номенклатуру. Большинство латинских терминов – кальки с греческого. Иногда кальки неудачны и ошибочны. Калькировали части речи – удачные кальки – онома – номен, рема - вербум.

Аналогисты: представления о языке как о системе четких правил, в идеале не знающих исключений; конструирование нормы по аналогии. Юлий Цезарь, Варрон, александрийские грамматики.

Аномалисты: все в языке случайно, норма может быть выведена только из обихода, который не подчиняется никаким правилам; нужно определять не грамматические правила, а обиход; установление нормы через наблюдение за обиходом. Секст Эмпирик, стоики (пример: черепаха и ворон, у черепахи нет формы м или ж лица, а у ворона есть).

Александрийская школа

Александрия – центр эллинистической культуры и учености, знаменитая своей библиотекой (переписывались книги). Окончательно сформировались понятия грамматики.

Аристарх – 1й критик текста. Его волновала грамматика, правильность текста. Занимался трудами Гомера.

Дионисий Фракийский – ученик Аристарха. Сочинение «О частях речи» стало основой для написания латинской грамматики. – имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, союз.

Аполлоний Дискол «Синтаксис». Обе грамматики вышли во время, когда Александрия входила в состав Римской империи = до нас дошли в переработке римского времени.

Упорядочение языка для обучения и переписывания материала; искали в языке элементы правильности и регулярности (на всех уровнях). Выделили основные элементы в звуковой стороне языка (гласные, согласные, долгие и краткие слоги, ударения и др)

Рим.

Филологич-грамматика-сер. 2в. до нэ. В понятие грамматика включают фонетику, орфографию, морфологию, синтаксис, этимологию, метрику, историю литературы, литературную критику. Грамматики знали язык, литру, философию, право. Плачевное состояние лат яз, перегруженность дублетными формами, разнобой в орфографии. Языковая дезориентация между социальными слоями. Задача нормирования языка! - влияние греческой филологии на римскую. 2в. - римляне начинают изучать греческий язык, литру, риторику. Беседы греческого стоика Кратета Малосского. Дискуссии между аномалистами и аналогистами о происхождении языка. Самые крупные грамматики: Эллий Стилон, Аврелий Опил, Стаберий Эрот. 1-я школьная грамматика - 2в. до нэ (стоического типа). 3 раздела: 1 фонетика, письмо, 2 учение о частях речи и грамм принадлежности слова, 3 достоинства и недостатки речи.

Эллий Стилон – 1-й начал систематич изучение памятников латинской письменности. внёс вклад в грамматику - исследовал предложения.

Аврелий Опил.

Преподавал философию и риторику. Толкование редких слов в поэтических произведениях - словарь.

Стаберий Эрот: 1-я работа, где говорится про лат спряжения и склонения.

Антоний Гнифон - домашний учитель Цезаря. Трактат «о латинской речи».

Крупный философ - Маркус Теренций Варрон. lingua Latina 3 части – этимология, морфология, синтаксис.

1-й выдающийся грамматик Рима - Verrius Flacius. Император Август нанял как учителя внуков. создал большой словарь лат яз. Сложные слова - устаревшие, многозначные, специальные.

Aelius Donatus Трактат Ars Grammatica. 2 части: 1ars major – для начинающих (части речи, формы вопросов и ответов); 2 ars minor - для продолжающих (фонетика, письмо, части речи, стилистика)

Не относили к частям речи артикль. имя, мест, прич, 4 падежа.

Донат - учитель Иеронима.

395 - Римская империя распадается. Константинополь становится важным центром науки.

Присциан 6в. до н.э. - самая значительная грамматика Institutiones grammatical (18 томов) - включает синтаксис и словоупотребление. Изучение синтаксиса исходя из грамматич сочетаемости частей речи и грамматич категорий. Иерархия частей речи: имя и глагол - главные. имя главнее.

Трансформацион анализ устанавливает состав изменений ядерн конструкц. Зная ядерн конструкц и правила их построения можно порождать синтаксич конструкц любого вида сложности.

Цель порождающей грамматики описать механизм порождения высказывания. Противопост ядерн и транс понятие производности язык элем-тов.

Ядерн конструкции связаны самыми элементарн ситуациями, они не могут быть выведены из других ядерных конструкций.

Стержень трансформац грамм-ки - ядро языка и из ядра может быть выведена любая лингвистич структура.

Все другие методы основаны на непосредственном наблюдении языкового материала (индуктивно), а порождающая грамм-ка дедуктивно. Синтаксис - развёртывание любых высказываний из ядерной конструкции.

 

22.

МАРК ТЕРРЕНЦИЙ ВАРРОН (116до н.э. – 27). Республика преобразуется в империю. Концепция периода эллинизма. Период римской республики. Это был первый настоящий энциклопедист. Написал 9 томов «Науки», где описал все существующие тогда науки.

Заложил основы для будущего европейского образования. Тривиум и квадривиум – 7 свободных искусств. Распределение наук по 7 циклам, в т.ч. искусство языка. Он был хронистом Римской республики. Тщательно изучил все источники по истории Рима. Смотрел на некоторые факты глазами систематизатора. Стремился расположить все деяния во времени, придать им порядок. То же самое и ко всем наукам – стремится упорядочить их.

 

Лингвистика представляла собой в то время хаотическое сооружение. Античная грамматика достигла успеха за счет утраты логической строгости. Ставит перед собой задачу внести систему. Применить последовательный классификационный признак, который проходил бы через всю систему и оперировал бы строгими противопоставлениями 2х элементов – бинарный принцип. Варрон применял этот принцип к классификации частей речи. Предлагает выбрать 2 категории, по наличию\отсутствию которых можно классифицировать все части речи.

  Имя Глагол Причастие Наречие
Падеж + - + -
Время - + + -

Исправляет недостатки александрийской грамматики и создает новый тип классификации слов. Классификацию слов еще начали Платон и Аристотель. Слова понимают как лексемы. Варрон вводит классификацию 3го уровня – классификацию частей речи. В новое время его классификация была забыта. Её воскресили московские формалисты – Фортунатов. Классификация не по семантике. Четкая классификация по формальным признакам.

23.

Aelius Donatus Трактат Ars Grammatica. 2 части: 1ars minor – для начинающих (части речи, формы вопросов и ответов); 2 ars maior - для продолжающих (фонетика, письмо, части речи, стилистика)

Не относили к частям речи артикль. имя, мест, прич, 4 падежа.

Донат - учитель Иеронима.

«Ars grammatica» («Искусство грамматики») Доната добилась огромного успеха в качестве школьного учебника. В Средние века (с XVI века и на Руси, её перевёл известный книжник Дмитрий Герасимов) грамматика Доната неоднократно переписывалась и переиздавалась как школьный учебник, его имя стало нарицательным для обозначения латинской грамматики (donet, «Донатус»). Донат выделяет восемь частей речи. Судя по тому немногому, что нам известно о римской лингвистике, грамматика Доната малооригинальна и, очевидно, основана на тех же источниках, которыми пользовались Харисей и Диомед. Однако как пособие сжато и удачно излагает материал.

Донат был сторонником системы пунктуации, в которой использовались точки, помещенные на разной высоте относительно строки. Всего выделяли три позиции этих точек, они указывали на постепенно удлиняющиеся паузы речи и были эквивалентами современных запятой, двоеточия и точки. Эта система сохранялась вплоть до VII века, когда получила распространение усовершенствованная система Исидора Севильского.

Трактат Ars minor написан в форме «вопросов» и «ответов». Это диалог ученика и учителя, в котором учитель на каждый поставленный вопрос дает подробнейший ответ, подтверждая примерами то или иное положение. Этот принцип не нарушается на протяжении всей работы. В целом, «ответы» выстраиваются в четкое и ясное изложение. Так, после перечисления восьми частей речи, Донат переходит к разбору каждой в отдельности, начиная с описания «имени». Прежде всего автором дается общее определение имени, затем обозначаются его свойства, указываются падежи, употребляемые при степенях сравнения, описываются род, число, способы составления слов. В заключении раздела Донат перечисляет все шесть падежей и дает примеры склонения пяти имен. Далее он переходит к описанию местоимений, затем – к глаголу, причастиям, остальным частям речи. В целом, автор краток и последователен в своем изложении (отсюда и название трактата). По этим признакам трактат Ars minor может быть отнесен к «элементарным» грамматикам, предназначенным для начального периода обучения.

Кратко скажем о структуре другого сочинения Доната – Ars maior. Эта работа состоит из трех книг. Первая книга о фонетике. Ее основные темы таковы: звуки (uox), буквы (littera), слоги (syllaba), стихотворные стопы (pedes), ударение (tonor), положение (positurae). Вторая – описывает части речи (partes orationes): имя (nomen), местоимение (pronomen), глагол (uerbum), наречие (aduerbium), причастие (participium), частица (coniunctio), предлог (praepositio), междометие (interiectio). В третьей книге речь идет о стилистике. Эта часть посвящена совершенствованию речи и говорит о неправильностях языка – варваризмах (barbarismus), солецизмах (soloecismus), других ошибках и неправильностях языка (cetera uitia), метаплазмах (metaplasmus), а также о риторических фигурах (schemata) и тропах (tropi).

 

24.

Присциан 6в. до н.э. - самая значительная грамматика Institutiones grammatical (18 томов) - включает синтаксис и словоупотребление. Изучение синтаксиса исходя из грамматич сочетаемости частей речи и грамматич категорий. Иерархия частей речи: имя и глагол - главные. имя главнее.

Трансформацион анализ устанавливает состав изменений ядерн конструкц. Зная ядерн конструкц и правила их построения можно порождать синтаксич конструкц любого вида сложности.

Цель порождающей грамматики описать механизм порождения высказывания. Противопост ядерн и транс понятие производности язык элем-тов.

Ядерн конструкции связаны самыми элементарн ситуациями, они не могут быть выведены из других ядерных конструкций.

Стержень трансформац грамм-ки - ядро языка и из ядра может быть выведена любая лингвистич структура.

Все другие методы основаны на непосредственном наблюдении языкового материала (индуктивно), а порождающая грамм-ка дедуктивно. Синтаксис - развёртывание любых высказываний из ядерной конструкции.

Главными достоинствами грамматики Присциана являются полнота описания и изобилие примеров. Благодаря Присциану сохранились многие фрагменты из произведений старых латинских авторов, в частности, Энния, Пакувия, Акция, Катона и Варрона. Сама система Присциана была во многом несовершенной, надуманной и искусственной, а его этимологии такие же фантастические, как и все другие этимологии древности: caelebs quasi caelestium vitam ducens «безбрачный (caelebs) подобен ведущему небесную (caelestium) жизнь»; arbor «дерево» – от robur «сила»; verbum «слово» – от verberatum aeris «бить воздух» и т.п.

Ориентация на греческую грамматическую систему иногда вводила Присциана в заблуждение, например, когда он усматривал наличие в латыни оптатива, не отличимого по форме от конъюнктива; там, где греческая схема не подходит, его описание становится бессистемным. Однако, несмотря на все недостатки, его труд стал нормативным учебником, и в английском языке даже возникло выражение break Priscian" s head (буквально – «разбить голову Присциану»), означающее «нарушать правила грамматики». Эта книга была высоко оценена византийским ученым Евтихием, ей пользовались Беда, Алдхелм и Алкуин, а в 9 в. франкский монах Рабан Мавр выпустил ее сокращенный вариант. В этом сокращенном или же в полном варианте книга продолжала пользоваться непререкаемым авторитетом на протяжении всего Средневековья и всей эпохи Возрождения, и лишь в 19 в. ее место заняли более современные грамматики.

 

Античность и правильность

Античное грамматическое искусство связано с античной философией, дающей форму первоначальной категоризации вселенной. Античное грамматическое искусство предполагает не объяснение строения языка, а лишь установление правил пользования языком и создание правильной речи. Грамматическое искусство - искусство построения литературно правильных высказываний.

Правила грамматического искусства создаются только для языка данной культуры. Перенос правил пользования с языка на язык запрещается - в этом отличие этого этапа от других этапов развития знаний о языке.

Главный вопрос грамматического искусства античности - проблема правильности литературной речи. Она понимается по-разному в разных культурах, но в разных традициях есть важные общие черты:

1. Грамматическая правильность отделяет литературную правильную речь от неправильной. Под правильной речью фактически понимается общезначимая письменная речь, не зависящая от диалектов и просторечий. Правильность этой общезначимой письменной речи сформулирована грамматическим руководством.

2. Источник правильности общезначимой письменной речи понимается двояко: а) как общие принципы построения системы языка, данные грамматическому искусству извне (в виде канона (Китай), сакрального характера речи (Индия) или эстетического совершенства речи (греко-лат.мир)), б) как наблюдение над текстами, освященными авторитетом, причем последнее либо необязательно, либо соединено с общим принципом развития мысли, либо применяется как серия компромиссов, подчиненных общему принципу.

3. Создание грамматически правильной литературной речи либо исходит из мировоззренческого содержания образцового текста, взятого для наблюдения то ли в сакральной практике (Индия), то ли в гос.идеологии (Китай), либо исходит из нужд познания (греко-лат.мир).

Эти общие черты формируют принципы грамматического искусства античности.

 

26. Философия языка и общие принципы грамматики в европейском раннем Средневековье

V в – большую роль сыргали Боэций и Кассиодор (христиане из знатных римских семей).

Боэций «Утешение философией»

Кассиодор: «Наставления в науках божественных и светских». 2я часть книги сыграла большую роль – рассуждения о том, какие науки процветали и могли быть использованы; основал школу. Его труды переписывались и читались. Разделил все искусства на свободные и механические.

Механические (практическая деятельность) – земледелие, охота, навигация, сукноделия и др.

Свободные: тривиум: а) Грамматика (иск-во правильно говорить, читать и писать)

б) диалектика (мыслить)

в) риторика (говорить и мыслить)

квадривиум: арифметика, астрономия, геометрия, музыка.

VII в – Б е да Достопочтенный – 45 трудов по теологии, физике и философии. «Церковная история английского народа»

VIII в – Алкуин – учился в школе Беды, создал учебники по грамматикие, риторике и диалектике; задачники по арифметики и геометрии.

VIII – нач. IX в – Каролингское Возрождение (массовое обучение латыни, создание бесплатных школ и экзаменов). Цель – возрождение Римской империи.

843г. – Верденский договор (описание разделения Карла Великого между наследниками) на 4х языках: лат, греч, нем, ит. Юридические тексты записываются на лат языке, появляются вставки на народном языке (глоссы => глоссарии (2-язычные словари, существуют сначала как примечания к текстам)

VII в - Исидор Севильский «Этимология или начала». 20 томов. Своеобразная энциклопедия всех имеющихся вариантов написания и знания. 1 том: филология и грамматика, пересказ идей Доната и Присциана.

X – XI вв. – после Каролинг. Возрождения начинают развиваться так называемые общие школы (универсальные) – университеты (были платными, привилегии от императоров).

Парижский, Белонский, Салернский, Оксфорд, Кембридж, Венский. Сначала учили только свободным искусствам.

 

Патристика

Античная лингвофилософская мысль в раннесредневековый период получила своё продолжение в христианских философско-богословских исканиях " отцов церкви" -- представителей ранней, средней и поздней патристики (2--8 вв.: Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий / Кесарийский, Григорий Богослов / Назианский, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Августин Блаженный, Леонтий, Боэций, Иоанн Дамаскин). язык - важнейший атрибут человека коммуникативная и познавательная функциям языка, связь языка с мышлением, сущность языкового знака, происхождениею языка и множественность языков.

авторитет Писания, в свете которого происходило освоение и переосмысление достижений античной мысли (Платона и Аристотеля). Учение о языке - составная часть богословия, компонент целостного средневекового видения мира.

Христианская доктрина: владение языком (" словесноразумность" или " разумнословесность" ) - важнейшее отличие человека от животных. Человек - словесное живое существо, явление вещественное + чувствующее + говорящее. Единство " тела" и " души", сущность языка - единство " телесных" звуков и значений. " Ангельские языки" - иллюзорны, не обладают признаком телесности.

Языковые означающим имеют измерения во времени и пространстве, означаемые нет. И человек, и язык - целостности, не выводимые из механической суммы их составляющих.

Функции языка определяются через его предназначенность открывать другому человеку свои мысли, учить других и запечатлевать нечто в своей памяти. Язык - средство объективизации, дискретного представления и познания мира. В структуре речевого акта считается обязательным наличие говорящего, слушающего и воздушной среды, в которой может распространяться звук.

Отрицали возможность вербального творения мира Богом. Утверждение неразрывной связи души, ума и слова. Признают способность мыслить и без произнесения слов вслух, характеризуя внутреннее слово как этап, предшествующий слову произносимому.

Этапы порождения речи: образ предмета -- выбор значения -- работа словесных органов -- сотрясение воздуха, делающее явной нашу мысль. Многие авторы дают подробное описание органов речи. Существенно не само звучание, а знаковая (" знаменательная" ) функция звука речи.

Все разнообразные языки выступают как равноценные разновидности единого, всеобщего человеческого языка, хотя субъективное предпочтение к греческому и латинскому продолжает сохраняться. Язык есть исключительно человеческое достояние, он не обожествляется. Язык ниже человека и ниже именуемых реальностей. Бог заложил в человека способность создавать имена, как и способность к любой творческой деятельности, оставив самому человеку право совершать отдельные творческие акты (в том числе и по созданию имён).

Слово связано не с природой называемой им вещи, а с тем, что в сущности этой вещи познано и названо человеком. Нетождественность познания знака и познания вещи. Превосходство языковых знаков в информативной силе над другими, наличие присущей только им метазнаковой функции. Означающее - не звук, а сохраняемый памятью акустический образ слова. Незнаковость звуковых элементов в означающем слова. Означаемое - хранимый нашей памятью образ именуемой реальности. Проводилось разграничение знаков " по природе" (дым как знак огня) и знаков " по установлению".

Григорий Нисский: гипотеза о происхождении языка в связи с ролью прямой походки человека, не свойственной животным, с использованием руки в трудовой деятельности и в письме, о приспособленности устройства рта к потребности произношения.

Многие идеи патристики (в том числе и касающиеся языка) прослеживаются в дальнейшем развитии философии языка на христианском Западе и Востоке. Особенно высока заслуга представителей патристики в закладывании основ схоластической логики и грамматики, сыгравших существенную роль в формировании средневекового лингвистического знания.

 

Язык и мышление

Обычно рассматривается как Период застоя. В средневековье была сохранена преемственность в отношении античной культуры. Огромная роль учёных Византии. Разобщённость Запада и Востока. Во всех областях отношения Запада И Византии сводилось к минимуму. Византия - единственная страна, сохранившая преемственность к античной культуре. Прямое византйское влияние на Др Русь, влияние на арабов. В католич странах запада внимание учёных направлено на латинский язык (язык школьн обучения и философии, развивающейся в рамках религии). Латынь - международный язык. Изучение лат яз направлено имеет дидактический характер (обучение и образование). Изучение состояло в составлении комментариев, разъяснении грамматики. Тривиум и Квадривиум в грамматике.

Тривиум - грамматика, диалектика (логика), риторика

Квадривиум - музыка, арифметика, геометрия, астрономия.

Стремление к синтетическим универсальным постороениям.

На 1-м месте грамматика - статус самостоятельной и важной научной дисциплины, которая связана с логикой, положено начало теориям всеобщей универсальной грамматики. Углублённое внимание к внутреннему миру человека. Тема языка и мышления. При оценке лингвистических достижений Средневековья не может быть критерия обогащения знания о языке, эта задача не ставилась. Философия языка! - помогло установить универсальный принцип грамматики языка.

Одна из важнейших проблем - проблема языка и мышления. У каждого народа свой язык, но сущность языков универсальна. Язык - отличительный признак человека. Противоречивость языка - он единство идеального содержания и материального способа выражения. Ни животному, ни ангелу язык не присущ. Для Бога и ангелов любое материальное выражение разумности излишне. Язык - неповторимое явление мироздания, он характеризует место человека в космической структуре. Творческие способности проявляются в порождении слов. Язык - дифференциальный признак человека. Человек - животное, одарённое разумом. Язык не обожествляется.

 

Грам. искусство

Грамматическое искусство – прежде всего знание о письменных знаках, составляющих письменную речь. Но в ГИ не входят знание о текстах (их содержание и применение этого содержания), знания о природе и происхождении языка и письменной речи, знания о психологии речи.

ГИ посвящено созданию и интерпретации письменных знаков, как отдельных, так и соединённых в текст (как изменяются одни письменные знаки под влиянием соседних). Черта ГИ - интерпретации каждого письменного знака. Она зависит от системы письменности. Если письменность иероглифическая, интерпретация семантическая, т.к. иероглиф записывает значение и лишь через значение связан со звуковой речью. Если фонетическая, то фонетическая, т.к. в этом случае письменная речь получает смысловое значение через фонетическое прочтение, фонетическую интерпретацию. Звуки образно описываются в опр. системе. Производится классификация звуков по месту и способу образования.

В некоторых случаях грамматика может содержать описание слуховых впечатлений, связаннях с произнесением тех или иных звуков.

Важно обязательное терминологическое отождествление письменного знака и его интерпретаци (значения). Пример: в китайском языкознании «цзы» означает и письменный знак (иероглиф) и морфему или слово, которое этот знак передаёт. Термин " буква" в звуковых письменностях значит также и звук.

Также осуществляется описание последовательностей звуко-букв, т.е. синтагм звуко-букв => выделялется слог как основная синтагма звуков. Производится деление звуков на гласные - основу слога, согласные и отдельные разновидности полугласных (сонанты, глайды и т.д.)

Создаются словари: тематические, энциклопедические, лингвистические. Последние отличаются от других своей систематикой. Она организуется на основании законов графики: по алфавиту или по законам построения графем. Значения слов в лингв. словаре описываются как комбинации значений сравнительно небольшого числа употребительных слов. Одновременно составляются глоссарии, представляющие собой своды контекстов слов, взятые по важнейшим источникам. В словарях и глоссариях слово реализуется как единица языка => системное описание единиц словаря производится путём классификации употребляемых слов.

Все античные системы ГИ отличаются тем, что они не содержат запрещающих правил (рекомендационные правила). Все они изложены как система правильных, классических прецедентов польхования языком. Следуй прецеденту, и действие будет правильным.

ГИ предназначено для создания нового языка. Новый язык создаётся из элементов существующих (звуки, мфмы, слова). Они составляют перечень элементов письменного языка, но не его систему. Для построения письменных текстов нужна новая система, опираясь на которую можно строить чисто письменные тексты из элементов лит. речи. Эта система связана с устно-диалектической речью через орфоэпическую интерпретацию.

Система письменного языка словно расколола систему звуков речи на 2 части – план выражения и план содержания.

↓ глобальные предложения звукового ряда ↓

предлоги -> словосочетания -> слово -> графема -> звуки

Отдельные звуки не м.б. представлены в соответствии со смыслом целых предложений. Такая система объясняет применение графических знаков, слово определяется как имеющий значение знак, в котором связь между значением и графическим символом характеризуется тем, что она а) условна б) немотивирована в) дана как член перечисления г) предопределена традицией системы. В лингв. системе нельзя говорить об истинности или правильности имени и что слово есть орудие по отн. к вещи.

Письменная речь обладает всем необходимым для того, чтобы расти и расширяться независимо от речи.

Между устным и письменным языками через участников акта коммуникации осуществляется след. отношения: а) умеющий говорить не может читать и понимать написанное б) умеющий читать и понимать написанное может также и говорить. Письменный язык можнт изменить устный, но не наоборот. Это влияние состоит в создании лит. устной речи и соответственно ей просторечий.

 

Грамматика в средневековье

Доминирование католической церкви над наукой. Школа церковная и школа светская. В светской школе интерес к позитивному рациональному знанию. Язык церкви и науки латинский. Языкового барьера нет все знают латынь => способствует оформлению схоластики. Все учёные пользовались латынью. Первод Библии на лат яз (4-5 в - Иероним). Язык Вульгаты был близок к разговорной латыни. Отличие от литературы классического периода - нельзя изучать авторов-язычников. Иероним чувствовал вину за интерес к Цицерону. Средневковье - большой период времени(6в-17? )

6в. Политическая и интеллектуальная деградация. Тёмные века.

11в. - до эпохи возрождения - интенсивная научная жизнь. Классическая латынь сформировалась в последние десятилетия империи. Донат и Присциан самые авторитетные. Донат способствовал оформлению терминологии. Присциан - грамматика, Донат - учебник. Ещё нескоро поймут, что живой язык постоянно развивается. Церковники критиковали язык, несоответствующий Святому Писанию.

V в – большую роль сыргали Боэций и Кассиодор (христиане из знатных римских семей).

Боэций «Утешение философией»

Кассиодор: «Наставления в науках божественных и светских». 2я часть книги сыграла большую роль – рассуждения о том, какие науки процветали и могли быть использованы; основал школу. Его труды переписывались и читались. Разделил все искусства на свободные и механические.

Механические (практическая деятельность) – земледелие, охота, навигация, сукноделия и др.

Свободные: тривиум: а) Грамматика (иск-во правильно говорить, читать и писать)

б) диалектика (мыслить)

в) риторика (говорить и мыслить)

квадривиум: арифметика, астрономия, геометрия, музыка.

VII в – Б е да Достопочтенный – 45 трудов по теологии, физике и философии. «Церковная история английского народа»

VIII в – Алкуин – учился в школе Беды, создал учебники по грамматикие, риторике и диалектике; задачники по арифметики и геометрии.

VIII – нач. IX в – Каролингское Возрождение (массовое обучение латыни, создание бесплатных школ и экзаменов). Цель – возрождение Римской империи.

843г. – Верденский договор (описание разделения Карла Великого между наследниками) на 4х языках: лат, греч, нем, ит. Юридические тексты записываются на лат языке, появляются вставки на народном языке (глоссы => глоссарии (2-язычные словари, существуют сначала как примечания к текстам)

VII в - Исидор Севильский «Этимология или начала». 20 томов. Своеобразная энциклопедия всех имеющихся вариантов написания и знания. 1 том: филология и грамматика, пересказ идей Доната и Присциана.

X – XI вв. – после Каролинг. Возрождения начинают развиваться так называемые общие школы (универсальные) – университеты (были платными, привилегии от императоров).

Парижский, Белонский, Салернский, Оксфорд, Кембридж, Венский. Сначала учили только свободным искусствам.

 

Петр Гелийский

XII – XIII в – Петр Гелийский «Summa grammaticae» - комментарии к грамматике Присциана. Преподавал в Сорбонне. Хотел создать полный свод грамматики. Грамматика – наука о том, как следует писать и говорить.

Говорил о том, что грамматика и логика рассматривают 1 и тот же объект - значение предложения. Философ открывает грамматику. Цель – вскрыть внутреннюю сущность и устройство. Модистика должна быть всеобъемлющей. Нужно идти от содержания к форме. Единая скрытая грамматика, общая для всех языков, но внешние детали – разные.

Мысль о том, что язык состоит из внешних и глубинных структур. Скрытые структуры близки у всех языков. Но есть точка зрения, что даже родственные языки – внешне похожи, а внутренне совершенно разные.

Реляционные и позиционные структуры (отношения между словами и линейное развертывание речи).

Задача грамматики – соединить буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения. Хар-ет грамматику с двух сторон, как искусство и науку.

Искусство: принципы – свобода человеческого выбора, а не безличная необходимость.

Наука: основана на точных процедурах, которые могут быть точно сформулированы и для которых могут быть даны точные правила => можно определить, когда эти правила соблюдены/нарушены.

Строгие законы, на которых основан язык. Грам. элементы, сознательные выборы в сфере языка - искусство. Над всем доминировала логика. Логизация грамматики.

Почему 6 падежей? Падеж – не только средство словоизменения, но и форма словообразования. Свойство слова – превращение слова в другое слово. Образование слова от другого слова. Быть склоняемым словом – стать другим словом.

Различает способы суждения о вещах. Одну и ту же вещь можно представить в разных испостасях – сколько испостасей, столько и падежей.

Все эти грамматики опирались на положение Аристотеля, что у каждого человека единообразное представленик вещей. В соответствии с латынью, П. утверждал, что вещь м.б. представлена в ипостасях – 6 падежах. Латынь – логико-грамматический эталон.

Греческий обходится 5ю падежами – не мг поколебать убеждения П.

Существительные – первая и наиболее благородная часть речи. Особое место у окончаний – последняя и самая благородная часть слова. Именно окончание выявляется значение слова. Значение слова осознаётся и усваивается, когда оно произносится до конца. Значение – формально, грам. противоположение лексич.

Лексическим значением латыни занялся в корневой морфеме => т.о. лексич. и грамм. значение слова отличается от определения сущности Аристотеля.

Имя есть звук, наделённый значением в соответствии с соглашением и никакая отдельная часть слова не наделена значением. Слово не расчленено. (Аристотель).

 

32. «Реалисты» и «номиналисты» европейского Средневековья. Спор об «универсалиях»

Универсалии – это общие имена, т.е. имена, представляющие целые классы вещей (дерево, камень) и свойств (доброта, красота). У человека в голове есть своеобразные эталонные идеи, он сравнивает любой предмет с эталоном.

Номиналисты: универсалии – только в голове, реальны только вещи

Реалисты: идеям приписывалось реальное существование, универсалии – это обобщения определенных свойств предметов, в каждом предмете человек видит что-то общее.

Разрешил спор Фома Аквинский. Отделил знание от веры. Теория о гармонии веры и разума.

Знание – область очевидного и доказуемого, итог деятельности разума

Вера – область недоказуемого, через откровения Бога.

Фома Аквинский в споре об универсалиях пошел по стопам своего учителя Альберта Великого, избрав средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель. Он признает, что общее не имеет отдельного бытия, что " общих сущностей" нет и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Фома Аквинский не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, Фома Аквинский признает троякого рода универсалии: ante rem (до вещей) - поскольку они суть мысли Бога, in re (в вещах) - поскольку они составляют общую сущность вещей, и post rem (после вещей) - поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия. Учение Фомы Аквинского является эклектизмом, попыткой сочетать номинализм с реализмом признанием относительного значения каждого из них.

 

33. Языковая ситуация на западе и востоке Европы в эпоху позднего Средневековья. Соотношение философии, богословия и грамматики

После Каролингского Возрождения начинают появляться так называемые общие школы = университеты. Самостоятельные, платные, принимали всех (сначала). Сначала обучали свободным искусствам.

XIV в – Венский университет. 700 учеников. 4 факультета: артистический, юридический, теологически, медицинский.

Свобода «приходи – учись» - только кажущаяся. Студенты должны были представлять и защищать свои сочинения (участвовать в диспуте). Тот, кто после артистического факультета сдал экзамен, прошел диспут, получал бакалавра и мог преподавать. Высокий % отсеивания. Во время диспута нельзя пользоваться записями.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1756; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь