Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Краткий словарь-указатель психологических терминов⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
А АВТОМАТИЗМЫ ПСИХИКИ (от греч. automates – самопроизвольный, указывающего на самодействие); – системные образования в структуре внутреннего мира, функционирующие без постоянного сознательного контроля или с частичным, периодическим контролем. Это могут быть компоненты простых действий (скажем, взрослый здоровый человек не задумывается о том, как мыть руки, подносить ложку ко рту) и сложных процессов, состояний, личностных отношений (человек поступает честно не потому, что вспоминает и обсуждает при этом нормы морали, права, а потому, что иная линия поведения ему и в голову не идет: «так воспитан и иначе уже не может»). См. также Стереотипы психики, Навыки, Бессознательное). АКМЕ (от греч. акте – вершина, цветущая сила) – период в жизни взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития. АКМЕОЛОГИЯ – комплексная наука, предметом которой являются условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности прежде всего в профессиональной деятельности, а также методы и средства обеспечения этого уровня (см. Акме). АКЦЕНТУАЦИИ – необычно сильно выраженные особенности человека как личности, индивида, субъекта, индивидуальности (при этом обычно имеются в виду особенности, приближающие психику к грани болезни. Подробнее см § 7.4). АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis – воспоминания) – а) совокупность сведений о фактах, событиях, характеризующих психическое развитие человека в прошлом; сведения, полученные от обследуемого – субъективный анамнез, сведения от знающих этого человека людей – объективный анамнез, однако это различие условно, поскольку «другие», «окружающие» – тоже субъекты; б) один из методов изучения психики, состоящий в планомерном сборе сведений об истории личности, о психическом развитии обследуемого. См. Методы психологии. АНОМАЛИИ ПСИХИКИ – любые особенности психики, которые в данном сообществе оцениваются как выходящие за пределы принятых норм. Нормами считают: а) мысленные представления, принципы, идеи, фиксирующие те границы варьирования явлений, которые в данном сообществе признаются приемлемыми и выход за которые считают уже недопустимым, аномальным; б) выраженные в речи (например, устно или на бумаге, в кодексе) идеи, указанные в пункте а). Часто имеют в виду понятие медицинской нормы (параметр «болезнь – не болезнь»). На деле учитывается и понятие культурной нормы: например, длительный разговор с покойным дедушкой у нас сочтут признаком душевного расстройства, а в культуре некоторых индейских племен это считается образцом поведения. Образ мыслей может тоже оцениваться с позиций нормы – как-никак люди сожгли Джордано Бруно за идеи, и это капля в море событий подобного рода. Наконец, нормальное или аномальное может рассматриваться по параметру «социально приемлемое – асоциальное» (имеются в виду правонарушения, преступления); при этом хотя речь идет обычно о «поведении», но ясно, что это оценка психики, ибо она и регулирует поведение. Подробнее см. § 7.4 и 7.5. АФФЕКТ (от лат. aflectus – душевное волнение, страсть) – а) эмоциональная реакция, протекающая бурно и кратковременно: вспышка сильных чувств (гнева, ужаса, ярости, радости), сопровождающаяся снижением сознательного контроля со стороны человека над его состоянием, поведением (специалисты различают нормальный и патологический аффекты, а также лиц, менее или более склонных к аффективным реакциям. Нормальный человек, заметив у себя предвестники аффективной реакции, может не дать волю чувствам; лица, склонные к аффектам, могут быть источниками паники в толпе); б) понятие, употребляемое в роли синонима терминов «эмоция», «чувство»; например, говорят о «единстве аффекта и интеллекта», об «аффективном тоне» ощущений, действий, имея в виду не силу чувств, а просто эмоциональное сопровождение познания или исполнения. См. § 4.3. Б БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, НЕСОЗНАВАЕМОЕ - множество системных образований психики, не являющихся предметом контроля со стороны ясного сознания. В сознании в каждый данный момент одновременно может находиться ограниченное количество представлений (в среднем, как полагают, примерно 7 + 2). При этом многие не сознаваемые в данный момент представления могут быть нами легко «вызваны» в зону ясного сознания («захотел – вспомнил»), но очень многие психические регуляторы срабатывают так, что человек не только не отдает себе в этом отчета, но и не может этого сделать, даже если бы захотел. Например, при восприятии круглого циферблата часов на сетчатку нашего глаза может проектироваться не круг, а сложный эллипс (если смотрим на часы сбоку), но при любом положении часов относительно глаза мы воспринимаем циферблат как «круглый» (наш образ циферблата остается постоянным, константным, не «плывет»); это странное, с геометрической точки зрения, сохранение образа обеспечивается механизмами психики, которые не только не сознаются субъектом восприятия, но и для новичка, занятого психологией, не всегда понятны. Некоторая часть переживаний (неприятных, не согласующихся с «приличным», «культурным») вытесняются из сознания, но, по теории 3. Фрейда, продолжают заметно регулировать поведение и даже приводить к внутренним конфликтам и невротическим заболеваниям. Психотерапевтическая практика так называемого «психоанализа» (этот термин закреплен традиционно за фрейдизмом и его ветвлениями; не нужно поэтому называть психоанализом любой анализ психики) основана на том, чтобы вытесненные переживания найти и сделать предметом осознания. Это предполагает очень высокую и изощренную квалификацию «психоаналитика» (не всякий, кто называет себя так, таковым является; к сожалению, соответствующей практикой заняты и корыстолюбивые, а не только квалифицированные люди). В ВНИМАНИЕ – избирательная направленность сознания на ограниченный круг объектов, процессов (внешних или относящихся к психике). К вниманию иногда относят действия контроля и самоконтроля. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроиз-вольное. Свойства: концентрированность, распределенность, устойчивость, переключаемость. Управление своим вниманием – условие успешной деятельности. См. § 6.1 и 6.9. ВОЗРАСТ (психологический в отличие от паспортного, календарного) – целостная организация особенностей психики, обусловленных: а) ступенью развития организма, б) возможностями и ограничениями психического развития, задаваемыми культурной средой, г) особенностями активности самого субъекта, доступными ему к данному моменту развития. Календарные границы при этом нечетки, относительны. Краткие характеристики возрастного развития даны в § 2.1, 7.8 и 9.4. ВООБРАЖЕНИЕ – познавательная активность человека как субъекта, приводящая либо к непреднамеренному возникновению, либо к преднамеренному построению в сознании отображений (представлений, схем и иных образов-моделей) тех объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления невоспринимаемого мира или мира, не существующего вообще, – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.). См. § 5.2 и 6.7. ВОСПРИЯТИЕ – множество познавательных процессов и действий по отображению в сознании некоторых целостностей, выделяемых субъектом во внешнем по отношению к его сознанию мире (включая и других людей, и телесность самого человека; скажем, можно воспринимать или не воспринимать потоки сигналов от внутренних органов своего тела, формирующих некоторый его образ, состояния здоровья или нездоровья; чаще же под восприятием имеют ввиду отображение явлений предметов внешнего мира – природного и социального). Дело обстоит не так, что объект существует в готовом виде в среде, «действует» на человека и в результате тот автоматически его отображает, осознает. Наоборот, человек выделяет из хаоса впечатлений некоторые объекты и тем самым как бы структурирует этот хаос. Чтобы нечто было воспринято, осознано, далеко не достаточно, чтобы оно «подействовало» на органы чувств человека. То, что является или не является предметом, зависит и от человека: для кого-то в окружающей среде есть музыкальные звуки и шумы, диссонансы и консонансы; для кого-то – симптоматичные шумы работающих машин или звуки, издаваемые животными, для кого-то – логические ударения в речи собеседника, для кого-то – удачные и неудачные планировки жилых районов и пр. А для тех, кто о такого рода вещах не знает, их как бы и нет: он их «в упор» не слышит и не видит См. также § 5.1 и 6.3. Г ГНОЗИС – собирательный термин, относящийся к явлениям познавательной активности людей. См. § 1.6, 2.3, 2.4, 4.2; 5; 6; 7.6, 7.7. ГРАМОТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – первая ступень психологической культуры человека, предполагающая его осведомленность в элементарных понятиях научной психологии, а также умение проводить в обыденной жизни различия между субъективными и объективными явлениями, замечать черты своеобразия именно внутреннего мира окружающих. Д ДЕЙСТВИЕ – совокупность процессов познания и исполнения, преднамеренно направленных на достижение сознаваемой цели. См. § 6.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – вид активности, а именно, функциональное системное образование, включающее совокупности процессов и действий, направлеьшых на приспособление к среде и (или) преобразование ее и имеющее решающе важное значение для существования и развития человека, общества. См. § 7.1. ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – вид прижизненно формирующихся субъективных моделей (состояний, переживаний) нужды в специфически человеческих объектах (таких, как истинные знания, эстетические ценности, системы смыслонаполнения жизни). См. § 4.3, 7.7, 7.8, 9.4. ДУША – общеславянское слово, обозначающее в науке то же, что и производное от дрвн. греч. psyche – психика, т.е. система регуляторов поведения живых существ и прежде всего человека в сложной изменчивой среде. См. § 4.5. По представлениям древних душа – это особая сила, обитающая в теле и способная покидать его (во время сна или в случае смерти). В христианстве и мусульманстве душой считают созданное богом бессмертное начало; в некоторых направлениях религии – индивидуальное проявление единой духовной субстанции и т.д; в некоторых религиях культивируется идея переселения душ из одного тела в другое. Все это проявления типичной для естественного языка многозначности слов, в связи с чем надо стремиться отдавать себе отчет, какие признаки мы связываем с данным словом, если хотим остаться в рамках научной рациональности. и ИДЕАЛЫ – мысленные (воображаемые) эталоны, образцы жизни, деятельности, личности, поведения, которые в ходе воспитания и самовоспитания складываются у людей и являются компонентом направленности личности. См. § 4.4 и 7.3. ИНДИВИД – человек как природное существо. См. § 4.1, 4.4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимая система особенностей человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Факт существования индивидуальности является одним из оснований так называемого индивидуального (конкретного) подхода к человеку в обучении, воспитании, деловом общении с ним. «Доходить до каждого» – идеал такого подхода. Игнорирование индивидуальности (по невежеству или по убеждению, или вследствие мало осознанной реализации, например, технических или общенаучных идей с их культом простых формул) закономерно ведет к ряду негативных следствий (межличностные и внутриличностные напряжения, конфликты, психические травмы, невротические состояния участников конфликтов и как результат – низкая эффективность обучения, воспитания, труда). ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ См. Стиль деятельности индивидуальный. ИНТЕЛЛЕКТ, УМ – устойчиво присущая и развивающаяся в течение жизни система свойств и качеств познавательной активности человека, его ориентировки во внутренних и внешних обстоятельствах жизни, включая и общественную среду (выделяют, в частности, социальный интеллект, технический интеллект, гуманитарный интеллект, вербальный, т.е. словесный, невербальный и др. в зависимости от предметной области деятельности субъекта). Весь текст учебника так или иначе пропитан соображениями либо об уме человека, либо об условиях его формирования. ИНТЕРОЦЕПЦИЯ – область гнозиса, предметом которого являются процессы, происходящие в теле человека. В мышцах, сухожилиях, суставах, во всех органах тела есть сложные и разнообразные органы чувств (чувствительные нервные окончания), от которых (как и от внешних органов чувств) идет по периферическим нервным проводникам информация в центральную нервную систему (в спинной и головной мозг). Соответствующие образы, субъективные модели часто неподотчетны (о них начинают думать, когда «болит» или при особых нагрузках, перегрузках систем организма); поэтому область интеро-цепции часто недооценивается не только обычным субъектом деятельности, но и исследователями психики. Обо всем этом подробнее в работах, приведенных в списке литературы к § 4. К КУЛЬТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности. Л ЛИЧНОСТЬ – специфически человеческая система психических регуляторов активности человека, такая устойчивая функциональная система в психике, благодаря которой человек становится инициативным, целеустремленным, убежденным деятелем, способным не только приспосабливаться к среде обитания, но и улучшать ее. См. § 4.4, 4.5, 5.5, 5, 6, 7.3, 7.6, 7.7, 7, 8, 9, 3. м МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ – разновидность средств построения научного психологического знания, включающих: а) методы психометрики, или психометрии (измерения свойств явлений, процессов психики), б) методы обработки эмпирических данных, в) методы математического моделирования, формализации явлений психики. Этого рода темы мы полностью обошли в данном учебнике, поскольку он предназначен для разнопрофильных специалистов, включая и тех, для кого язык математики непривычен или даже неприятен. Но надо признать, что многие излагаемые в учебнике положения порождены отнюдь не без посредства методов математических. Те, кому эта область интересна, получат представление о применении математических методов в психологии по таким, например, публикациям: Готсданкер Роберт. Основы психологического эксперимента. М., 1982; Мельников В.М., Ямпольскии Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985; Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М., 1987; Шмелев А.Г. Психометрические основы психодиагностики. // Общая психодиагностика Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., 1987-С.53- 112. МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ - в данном случае имеется в виду не временное состояние психики (как способность ясно отдавать себе отчет в чем-то), а сложившаяся у конкретного человека и устойчиво его характеризующая система понятий, представлений, общих правил (принципов) о должном и не должном, разрешенном и запретном, одобряемом и не одобряемом, ценном и вредоносном; эта система обычно культивируется, поддерживается в том или ином сообществе, к которому фактически (внутренне) причисляет себя рассматриваемый человек. Моральное сознание личности предполагает достаточно высокий (для данного возраста) уровень умственной воспитанности, ибо без этого тщетны попытки удержать в сознании моральные понятия и принципы. А одни лишь конкретные представления о примерах должного поведения не обеспечивают готовности человека к нравственным поступкам в непредвиденных обстоятельствах. МОТИВ – побуждение, мысленно представляемый привлекательный объект (понимаемый в широком смысле: мотивировать, побуждать человека может не только «морковка», но и весьма отвлеченная идея). Система мотивов, устойчиво характеризующих данного человека, образует направленность его личности. См. § 4.3, 4.5, 6.1, 7, 4, 7.5, 7.7, 8.1. МЫШЛЕНИЕ – множество процессов, действий, состояний, направленных на решение различных задач (практических и теоретических) и обеспечивающих это решение (нахождение ответа). Мобилизация мышления как функциональной системы осуществляется отчасти сознательно, отчасти благодаря привычкам, навыкам и иным автоматизмам, сформированным нервной системой в ходе предшествующего развития, воспитания, образования, самообразования человека. См. § 4.5, 5.2, 5.3, 6.5, 6.6. Н НАВЫК – автоматизированный (выведенный из-под контроля сознания в результате неоднократных повторений в однообразных условиях) компонент деятельности. То, что вначале бывает сознательно контролируемым и преднамеренным действием, может автоматизироваться, как каждому известно по житейскому опыту. Навыки могут быть не только двигательными (моторными), которые легко заметить, но и сенсорно-перцептивными, мыслительными, социально-коммуникативными, организаторскими и пр. Будучи автоматизмами, навыки в то же время являются необходимым условием творчества в деле (понятный пример: пока музыкант не освоил навыки, технику, беглость игры на своем инструменте, ему не до творчества – «не перепутать бы клавиши, позиции» и пр.). См. также Автоматизмы психики. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (см. Мотивы). НЕВРОЗЫ – разновидность расстройств психики. См. § 7.4, 7.8. НОРМА (см. Аномалии психики). О ОБРАЗ (ПСИХИЧЕСКИЙ) – множество состояний в структуре субъекта, являющееся более или менее совершенной моделью объекта, объективного явления, процесса. В узком смысле образом называют наглядные представления в отличие от общих понятий. (Например, сопровождаемое приятным или неприятным чувством представление о ходе развития растения, о работе коробки передач автомобиля, о системе взаимоотношений в своем кругу и пр.). Важно не принимать образ за само отображаемое обстоятельство и отдавать себе отчет в том, что всегда важно иметь доказательства достоверности наших представлений, понятий о той или иной реальности, доказательства обоснованности опасений и пр. Это одно из «сквозных» понятий психологии. , ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ (см. Развитие психики) ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ – присущие данному человеку устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии его с теми или иными сторонами действительности (людьми, процессами деятельности, вещами, самим собой). Это то, что называют чертами характера (отзывчивость, добросовестность, бережливость, скромность). Не путать с межличностными отношениями как формами поведения человека в группе. Система меж личностных отношений (как межлюдских взаимодействий) зависит от отношений, переживаемых личностями, вступающими в контакт; и наоборот, от системы, динамики складывающихся в группе взаимодействий зависит и формирование черт характера членов группы. См. § 3.1 – 3.6. ОТНОШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ См. Отношения личности. ОЩУЩЕНИЕ См. Сенсорика. п ПАМЯТЬ – множество процессов, действий, состояний, направленных на запечатление, мысленную организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека. См. § 2.7, 5.2, 6.4. ПЕРЦЕПЦИЯ – область восприятий, т.е. явлений чувственного (осуществляющегося посредством органов чувств, непосредственного) познания. В отличие от сенсорики здесь имеют в виду отображение субъектом относительно сложных объектов, характеризующихся некоторыми свойствами, которые являются для субъекта взаимно связанными. См. § 5.1 и 6.3. ПРАКСИС – собирательный термин, относящийся к явлениям исполнительной активности людей. См. § 1.5. 2.4, 4.2, 5.6, 6.2, 8.1, 9.2. ПСИХОАНАЛИЗ См. Бессознательное. Р РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ – процесс сохранения изменений в психике как системе, в результате чего она приобретает те или иные варианты качественной определенности (у человека – социально-типичной и индивидуально своеобразной). Понятие развития, как и понятие образа, относится в психологии к числу фундаментальных (сквозных, вплетенных во все разделы этой науки). См. § 2.1, 7.8, 9.4. С СЕНСОРИКА – область ощущений, явлений чувственного (осуществляющегося посредством органов чувств, непосредственного) познания. В отличие от перцепции здесь имеют в виду отображение субъектом относительно простых и разрозненных свойств познаваемых объектов. См. § 5.1 и 6.3. СМЫСЛ – психическая целостность, возникающая при хотя бы смутном осознании отношения объекта, отображаемого в сознании, к побуждениям субъекта. Говорят: это «для меня имеет смысл» или «это для меня не имеет смысла», имея в виду, что одно мне нужно, потребно, а второе – нет. Скажем, одно и то же по внешнему виду дело (копание ямы) для нанятого землекопа имеет смысл заработка, для археолога – решения какой-нибудь величайшей исторической загадки, а для случайного прохожего приобретает смысл некоторого злодейства, потому, что портит пешеходную тропу. По содержанию «смыслы» близки к «отношениям личности»; разница в том, что отношение личности – это устойчивая ее характеристика, а «смыслы» возникают и меняются оперативно по ходу деятельности как временные функциональные образования, ориентирующие в текущей обстановке. Это, конечно, узкоспециальное понимание слова «смысл»; но оно встречается в литературе по психологии. СОЗНАНИЕ – а) интуитивно известная каждому область наиболее отчетливого и контролируемого субъектом отображения «в голове» той или иной объектной ситуации (сознавать – значит отдавать себе отчет в чем-то). В данном случае термины «сознание» и «бессознательное» противостоят; б) иногда обозначается вообще вся человеческая психика в целом в отличие от психики животных. Психологи привыкли к этой многозначности своих терминов. СТЕРЕОТИПЫ ПСИХИКИ – то же, что Автоматизмы психики. Часто употребляют термин «стереотипы сознания», и в этом случае слово «сознание» употребляется в значении «психика», а не для обозначения способности человека отдавать себе отчет в происходящем. Дело в том, что когда говорят о стереотипах сознания, то обсуждают как раз то, что для человека разумеется само собой и не осознается. Например, стереотипом сознания следователя, дознавателя может быть несознаваемая тенденция доискиваться, уличать, подозревать людей и там, где они не являются подследственными. Стереотипом сознания психолога является тенденция «душесловия», обсуждения именно субъективной «подкладки» поступков и пр. Если эти тонкости (а возможно, несовершенства, «склейки» терминологии) вам не интересны, забудьте о них (они не играют решающей роли в понимании основного содержания курса психологии). СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ - система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. А именно, он максимально использует те свои стойкие особенности, которые содействуют успеху в достижении целей деятельности и, наоборот, преодолевает или компенсирует (возмещает) качества, недостающие или противодействующие успеху. Например, забывчивость можно компенсировать систематическим ведением записей. Недостаточно развитое пространственное воображение (мысленное видение и поворачивание предметов в трехмерном пространстве) – тем, что чаще обычного прибегают к чертежам и предметным моделям. В результате одну и ту же деятельность разные люди выполняют разными путями и способами и вполне успешно. Не следует всем навязывать один-единственный способ деятельности, если у людей находятся свои, не менее успешные. У УМ См. Интеллект. УМЕНИЯ – системные образования, устойчивые целостности в структуре праксиса субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении профессиональных или (и) жизненных задач. Ошибочно сводить умение только к исполнительной стороне поведения и недооценивать обеспечивающую это поведение познавательную и мотивационную основу. Ф ФАНТАЗИЯ См. Воображение. ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ См. Развитие психики. X ХАРАКТЕР – система устойчивых отношений личности. См. Отношения личности. э ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ – в отличие от эксперимента в естественных науках проводится не только с учетом познавательных задач и технических, организационных возможностей, но и моральных этических норм, ограничений (скажем, не только нельзя испытывать человека на предельную выносливость к психическим травмам, но и изучать его серьезно, «лезть ему в душу» нельзя без его добровольного согласия и без установки на содействие его развитию; существует система норм профессиональной этики психолога, ограничивающая свободу, полет мысли экспериментатора). См. Математические методы в психологии и § 1 6. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы