Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Срок обучения – 4 года. Очная форма обучения. 2 семестр.



Культурология

 

 

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

по направлениям подготовки

40.03.01 Юриспруденция

37.03.01 Психология

 

Квалификация (степень) «бакалавр»

 

 

Москва 2014


 

Хохлова Ю.В.

 

 

Культурология. Рабочая программа учебной дисциплины. – М.: ТФ МГЭИ, 2014г.

Рекомендовано к публикации научно-методическим советом

Тверского филиала МГЭИ (протокол № 5 от 10.04.2014 г.)

 

Предназначено для студентов всех форм обучения по направлениям бакалавриата: 40.03.01 Юриспруденция, 37.03.01 Психология.

 

 

@ Тверской филиал МГЭИ, 2014

@ Хохлова Ю.В., 2014

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Планируемые результаты обучения  
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы  
3. Объем дисциплины и его распределение на виды работ студента  
4. Содержание и структура дисциплины  
5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся  
6. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации  
7. Перечень основной и дополнительной литературы  
8. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет»  
9. Методические указания по освоению дисциплины  
10. Перечень информационных технологий, справочных систем, используемых в образовательном процессе  
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса  

 

   
   
   
   

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Культурология» относится к первому циклу учебного плана и преподается студентам по направлениям подготовки «Психология», в 1-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа). По направлению подготовки « Юриспруденция» –2-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).

Освоение культурологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, философии, логики, социологии, правоведения и др.

Цель освоения дисциплины – изучение методологических и теоретических основ культурологии как науки, закономерностей культурных процессов в обществе с целью их учета в освоении обучающимися культурных ценностей в интересах профессиональной деятельности и повышения культуры личности студента.

Основные задачи курса: сформировать знания, навыки и умения самостоятельного освоения материальных и духовных ценностей культуры и отражения их в деятельности, общении ценностных ориентаций студентов; овладеть методикой оценки объектов культуры с позиции их ценности для мировой цивилизации, российского общества, личности; приобрести навыки применения знаний в области культуры поведения.

Программа курса состоит из 3-х разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и семинарских занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: теоретические основы культуры, в том числе структура и функции культуры, история мировой и отечественной культуры: от первобытного общества до наших дней, функционирование культуры в обществе.

 

На семинарских занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных разделов и тем, таких, как: динамика развития и функционирования культуры, особенности европейской культуры: от средневековья до наших дней, отечественная культура советского периода и современной России.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких как: основные подходы к изучению культурологии, задачи культурологии в современных условиях, отрасли культуры: экономическая, политическая, профессиональная, педагогическая, обыденная и специализированная культура, глобализация современных культурных процессов, верования в первобытном обществе, развитие образования, литературы, городской культуры, архитектуры в эпоху средневековья, первая научная революция и ее роль в развитии культуры, влияние крепостного права, великой смуты на развития культуры XVII в., влияние Европейского Просвещения на российскую культуру, культурное строительство в 30-е годы XX века, особенности культурных процессов в 1990-х гг., разделение труда и его значение для культурной эволюции человечества, культурное творчество в мыслительной и практической деятель­ности человека, ситуации опосредованного общения: телефон, факс, пейджер, Интернет и др.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

знать закономерности и этапы развития культуры, основные процессы в мировой и отечественной культурологии; основные понятия и категории культурологии; основы культурологии, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения и понимание современных концепций картины мира;

уметь применять понятийно-категориальный аппарат культурологии, ее основные законы в профессиональной деятельности; ориентироваться в культурном процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

владеть навыками целостного подхода к анализу проблем культуры; навыками выражения своих мыслей и мнения по актуальным проблемам культуры; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста.

Процесс изучения дисциплины «Культурология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующей компетенции(согласно ФГОС ВПО):

-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

(ОК-6).

В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны:

знать закономерности и этапы развития культуры, основные процессы в мировой и отечественной культурологии; основные понятия и категории культурологии; основы культурологии, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения и понимание современных концепций картины мира; основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции;

уметь применять понятийно-категориальный аппарат культурологии, ее основные законы в профессиональной деятельности; ориентироваться в культурном процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; форми­ровать личную политическую позицию, осознавать меру своей ответственности за судьбу страны;

владеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм культуры, этики и морали; навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета; навыками целостного подхода к анализу проблем культуры; навыками выражения своих мыслей и мнения по актуальным проблемам культуры; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста.

Процесс изучения дисциплины «Культурология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих компетенций(согласно ФГОС ВПО):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

наличие нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6);

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).

 


 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе:  
Лекций (Л)  
Семинары (С), в т.ч. зачет  
Практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа (всего), в том числе:  
Курсовой проект (работа)      
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя  
Решение практических ситуаций      
Подготовка научных докладов и сообщений      
Вид промежуточной аттестации Зачет    
Общая трудоемкость Зач. ед.  
 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММА КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды и типы

(ОК-1, 2, 3, 6)

 

Место и роль культурологии в системе гуманитарных наук.

Культура как объект культурологии. Процесс функционирования и развития культуры как предмета культурологии.

Структура культурологии. Философия культуры, теория культуры, история культуры, прикладная культурология. Основные подходы к изучению культурологии*.

Связь культурологии с философией, историей, антропологией, семиотикой, аксиологией, психологией, педагогикой, социологией.

Задачи культурологии в современных условиях*.

Основные подходы к структурированию культур по видам деятельности – материальная и духовная; по соотношению формы и содержания – внутренняя и внешняя; по отношению к обществу и личности – в широком и узком смыслах слова; по сферам проявления в деятельности – мировоззренческая, общая, профессиональная; по содержанию – политическая, нравственная, правовая, эстетическая, художественная, техническая, экономическая, экологическая и др.

Основные функции культуры: познавательная, информативная, коммуникативная, регулятивная, оценочная, социализации.

Проблемы культурных процессов. Отрасли культуры: экономическая, политическая, профессиональная, педагогическая*.

Доминирующая культура в этническом и национальном проявлениях.

Субкультуры и контркультуры, специфика молодежной субкультуры, ее эстетика и модели. Особенности сельской и городской культуры. Обыденная и специализированная культура*. Формы культуры: высокая (элитарная), народная, массовая.

Комплексные виды культуры: художественная, физическая культура и др. Типы культуры.

Культуры (ОК-2, 4, 6)

 

Зарождение культуры; влияние на развитие культуры открытий и изобретений; культурные заимствования, культурная диффузия, каналы диффузии.

Интеграция и диверсификация как особенности культурной динамики.

Модернизация современной культуры. Глобализация современных культурных процессов*.

Концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера,
Л. Фро­бениуса, А. Тойнби, Э. Мейера о локальности и единстве культурно-исторических типов.

Идеи универсальности и всемирности истории культуры во взглядах Вольтера, Ш. Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, Вл. Соловьева, К. Ясперса*.

Взгляды Н.Я. Данилевского на основания культурной типологии по видам деятельности. Культурный синкретизм во взглядах Н.А. Бердяева.

Характеристика культурно-исторических эпох по
К. Ясперсу: прометеевская эпоха, великие исторические культуры древности, осевое время, научно-техническая эпоха.

 

И древних цивилизаций

(ОК-2, 4, 5, 6)

 

Периодизация культуры первобытности: каменный (палеолит, мезолит, неолит) век, медный (энеолит) век, бронзовый век, железный век.

Искусство палеолита, неолита и бронзового века. Первобытные жилища и погребения. Верования в первобытном обществе*.

 

Культура Древнего Египта: характерные черты древнегреческой культуры; монументализм, пирамиды как чудо Света № 1. Развитие древнегреческого искусства и науки. Эллинистический Египет.

Культура Древней Месопотамии (Междуречий). Особенности Шумеро-аккадской культуры, культуры Вавилона, Индии, Ассирии и Ирана, Китая и Японии*.

Культура Древней Греции. Характеристика основных периодов древнегреческой культуры.

Культура Древнего Рима. Этрусская культура. Культура Рима в царский период. Культура Рима в период им­перии. Христианский период древнеримской культуры.

Тема 4. Особенности европейской культуры:

И современной России

(ОК-2, 8)

 

Общая характеристика культуры советского периода.

Культурная революция – главная социокультурная составляющая советской культуры 1917–1927 гг. Влияние советской идеологии на развитие культуры. Культурное строительство в 30-е годы XX века*. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Отечественная культура в первые послевоенные десятилетия. Отечественная культура в годы «хрущевской оттепели». Культурная жизнь СССР во второй половине 80-х годов.

Особенности культурных процессов в 1990-х гг.* Отечественное искусство конца XX века: проблемы развития. Секуляризация в России, ее предпосылки, особенности и влияние на культурные процессы. Социокультурные последствия атеизации народа «сверху» в советский период. Современные проблемы религиозной жизни и перспективы развития российской культуры. Специфика современного российского социокультурного пространства. Тенденции в культуре России в XXI веке. Поиски «русской идеи». Освоение новых стереотипов и социальных ролей.

 

В ОБЩЕСТВЕ (ОК-2-9, ПК-19)

 

 

Тема 9. Религия как социальное явление

(ОК-2-9)

 

Природа и сущность религии. Происхождение термина " религия". Идеалистические концепции религии. Объективно-идеалистические концепции религии. Доказательства бытия Бога. Рационалистические и интуитивистские доказательства. Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Имм.Кант. Павел Флоренский. Субективно-идеалистические концепции религии. Фридрих Шлеермахер. У.Джеймс. Натуралистические, (биологические) концепции религии. З.Фрейд, К-Г..Юнг, Имм.Великовский. Материалистические концепции религии. Теория обмана. Сведение религии к её земной основе. Религия как социальное явление. О.Конт, Э.Дюркгейм, К.Маркс, М.Вебер. Религия - вера в сверхъестественное.
Корни религии. Две группы и две подгруппы корней религии. Социальные и исторические корни религии. Гносеологические и психологические корни религии.
Структура современных религий. Основные элементы религиозного комплекса. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Церковь, секта, деноминация.
Социальные функции религии. Функциональный подход к изучению религии. Специфические и неспецифические функции религии. Иллюзорно-компенсаторная функция. Интегративная функция. Мировоззренческая функция. Функция общественной стабильности. Коммуникативная, регулятивная, идеологическая функции. Социальная роль религии. Оценка роли религии.

 

Рекомендуемая литература

1. Культурология: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 566 с. - Серия: Бакалавр

 

2. Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. - М., 1990. - Вып. 1, 2.

3. Работы М. Вебера по социологии, религии и куль­туре. - М., 1991. - Вып. 1, 2.

4. Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. - М., 1987. - Вып. 2.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

При проведении занятий со студентами института преподаватели применяют различные образовательные технологии. Такие технологии позволяют лучше усваивать материалы курса. Все технологии можно разделить на две группы.

1. Предметно-ориентированные технологии: технология постановки цели (в начале каждого занятия преподаватель ставит перед студентами цель и требует ее достижения); технология полного усвоения материала (повторение пройденного материала, промежуточные контроли, сообщения и доклады по темам курса и т.д.); технология концентрированного обучения («погружение в культурологию», внимание сосредоточивается на более глубоком изучении курса за счет объединения тем в блоки, это повышает качество усвоения материала).

2. Личностно-ориентированные технологии: технология коллективной мыследеятельности (на семинарских и практических занятиях (ПЗ) студенты разбиваются на группы и подгруппы и рассматривают различные вопросы, которые ставит перед ними преподаватель); технология эвристического обучения (обучающиеся заблаговременно получают задания для подготовки к семинарам и ПЗ, изучают литературу и другие источники, учатся находить и использовать информацию по назначению).

Данные образовательные технологии используются в различных видах учебных занятий.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

При изучении курса у студентов на каждом семинаре организуется текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация. Это может быть осуществлено при помощи тестирования, устного опроса, проверки конспектов и другими средствами.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 


 

 

 

ДИСЦИПЛИНЫ

По учебной дисциплине «Культурология» требования к аудиторному фонду обычные. Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой. Кроме того, при необходимости демонстрации студентам практических примеров возможно использование компьютерного класса.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Практические занятия проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам) дисциплин. Они имеют цель углубить и закрепить знания студентов, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, а также привить навыки в поиске, обобщении и изложении учебного материала. Практические занятия развивают творческую самостоятельность студентов, способствуют формированию у них научных и профессиональных интересов, навыков и умений.

На практическом занятии знания, приобретенные на лекциях и при самостоятельном изучении темы, шлифуются, приобретают большую точность за счет дополнительных данных и новых аргументов, приводимых в выступлениях студентов и в разборе преподавателя. Выработанные на занятии в результате творческой дискуссии и обмена мнениями выводы закрепляются как личное убеждение каждого студента, а сам процесс обсуждения вопросов способствует выработке у них потребности в самостоятельном творческом решении задач.

На практических занятиях в большой степени реализуются требования «формировать, воспитывать, культивировать способность молодежи мыслить самостоятельно, творчески». При подготовке к занятию и в ходе дискуссии у студентов вырабатываются такие качества, как настойчивость в добывании знаний, способность критически оценивать выступления товарищей, вести научный диспут, обосновывать и отстаивать свои взгляды и убеждения. Практические занятия способствуют и выработке у студентов мировоззрения, убежденности, становлению их как будущих воспитателей подчиненных.

Эффективность практического занятия, развертывание творческой дискуссии и глубина раскрытия вопросов на нем во многом зависят от качества подготовки студентов к занятию.

Подготовка к практическому занятию ведется на основе задания, в котором определяют темы и цели занятия, вопросы, подлежащие изучению и рассмотрению на нем, время, отводимое для этого, перечень обязательной и дополнительной литературы к практическому занятию. Его целесообразно начинать с доработки записей, проведенных на лекциях на практических занятиях. Доработка конспектов лекций позволит осмыслить содержание практического занятия и все то новое, что появилось в последнее время в теории и практике по рассматриваемым вопросам и с учетом этого вести более целенаправленную подготовку к занятию, лучше ориентироваться в рекомендованной для изучения литературе.

Подготовка к практическому занятию включает изучение рекомендованной литературы, разработку конспекта и тезисов выступления на нем. Работу эту целесообразно вести по вопросам практического занятия в той последовательности, в которой они изложены в задании. Но, прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием рекомендованной литературы. К решению этой задачи студенты подходят по-разному. Одни, приступая к изучению каждого вопроса занятия, просматривают всю рекомендованную литературу и определяют в каких источниках и что относится к его содержанию. Другие предпочитают сразу же определить где и что в рекомендованной литературе относится к тому или иному вопросу. Оба эти приема вполне правомерны. Но более целесообразным, по нашему мнению, является первый из них, так как позволяет более целенаправленно знакомиться с имеющейся литературой.

Можно рекомендовать и несколько иной подход к ознакомлению с рекомендованной литературой, наиболее приемлемый для студентов первых курсов. Суть его в том, что первоначально по каждому вопросу практического занятия составляется примерный план его рассмотрения. Такой план в последующем может быть использован для доклада этого вопроса на занятии, а в ходе подготовки к нему позволит точнее сгруппировать всю имеющуюся литературу и значительно облегчит последующее ее изучение и конспектирование.

Часть студентов при подготовке к практическому занятию ограничивается обычно перечнем обязательной литературы. Это не совсем целесообразно и идти на такой шаг можно лишь при остром недостатке времени. В рекомендованной дополнительной литературе часто содержатся хорошие оригинальные мысли, отражающие мнение авторов по тем или иным вопросам. Ознакомление с ними расширяет кругозор студентов, позволяет им критически оценивать различные подходы к решению тех или иных вопросов, формировать свое мнение по ним. Особенно полезным является изучение дополнительной литературы по проблемным вопросам.

При подготовке к практическому занятию студенты порой увлекаются конспектированием литературных источников в ущерб их изучению. В результате составляются пространные конспекты, в которые переписываются учебники и учебные пособия, создается видимость тщательной подготовки к практическому занятию, а на самом деле - отсутствие глубоких знаний вопросов практического занятия. Такие студенты обычно выступают на занятии, не отрываясь от конспекта, затрудняются сформулировать свое мнение по рассматриваемым вопросам, не проявляют активности в развертывающейся на занятии дискуссии. Практическое занятие приносит им мало пользы.

Наблюдается и другая крайность, когда студенты, полагаясь на свою память, все внимание уделяют изучению рекомендованной литературы, пренебрегая составлением конспекта. Но изученный материал со временем забывается, и восстановить его в памяти без соответствующих записей весьма трудно. К тому же конспектирование в значительной мере способствует более углубленному усвоению учебного материала, помогает студенту четко формулировать свои мысли, привести их в логически стройную систему, служит хорошим подспорьем при подготовке к зачетам и экзаменам.

Для качественной подготовки к практическому занятию изучение рекомендованной литературы и разработку конспекта целесообразно вести по каждому вопросу занятия. В первую очередь необходимо ознакомиться с требованиями руководящих документов, относящихся к содержанию рассматриваемого вопроса, сделать выписки из этих документов и глубоко их осмыслить. Затем, используя материалы учебника и учебных пособий, следует установить, как в них раскрывается существо вопроса, и обосновываются его положения. И, наконец, для выявления имеющихся точек зрения по рассматриваемому вопросу, накопленного опыта нужно ознакомиться с периодической литературой: сборниками примеров, журнальными статьями и другими материалами. И только хорошо во всем этом разобравшись, можно приступить к составлению конспекта.

Изучение литературы предполагает самое внимательное ее чтение, направленное на то, чтобы хорошо уяснить изложенный материал, проанализировать и понять его содержание, разобраться в доказательствах, расчетах, примерах, подтверждающих истинность рассматриваемых положений, выявить и оценить различные взгляды, иногда встречающиеся в разных источниках, при необходимости провести собственные расчеты и, в конце концов, разобраться не только в том, как трактуется то или иное положение, но и почему оно трактуется именно так, а не иначе. В процессе изучения литературы следует фиксировать (для конспекта), в каком источнике дано наиболее удачное определение, где наиболее удачно изложены доказательства, имеются лучшие схемы и т.п.

Конспект по каждому вопросу практического занятия должен быть лаконичным, строго последовательным и содержать главным образом краткие тезисы, заимствованные из руководящих документов и пособий или сформулированные своими словами с обоснованиями, расчетами и схемами.

Составленный таким образом по каждому вопросу занятия конспект целесообразно внимательно прочитать с тем, чтобы определить полноту и логичность изложения в нем материала, еще раз глубоко его осмыслить. Что касается тех вопросов практического занятия, которые подробно рассматривались на читаемых лекциях и уже законспектированы, то запись их в конспекты следует еще раз просмотреть, при необходимости дополнить и использовать на занятии. В ходе подготовки к занятию могут встретиться не совсем понятные вопросы, которые необходимо уточнить на консультации. Их следует пометить на полях конспекта.

Для составления конспекта целесообразно использовать только одну сторону листа рабочей тетради, а другую - оставить для внесения дополнений в ходе обсуждения вопросов практического занятия и при последующем изучении учебного материала. Для наглядности и удобства в пользовании конспектом заголовки, важные определения, выводы нужно выделять размером букв, шрифтом, подчеркивать цветными фломастерами.

Практическое занятие только в том случае принесет пользу и позволит глубоко усвоить все рассматриваемые на нем вопросы, если каждый студент, хорошо подготовившись во время самостоятельной работы, будет активно участвовать в его проведении. Эта активность должна проявляться не только в выступлениях при обсуждении вопросов занятия, но и во внимательном отношении к докладам и выступлениям товарищей, творческом их осмысливании, оценке и определении своего отношения к ним. Слушая товарищей, нужно анализировать содержание и форму их выступления, выявлять достоинства и недостатки, записывать интересные мысли, а также уточнять при необходимости план и содержание своего предстоящего выступления.

Завершается практическое занятие заключительным словом преподавателя, в котором определяется степень достижения поставленных учебных и воспитательных целей, разъясняются наиболее сложные теоретические положения, устанавливается единое толкование тех вопросом, по которым были высказаны различные мнения, вскрываются положительные моменты и недостатки в подготовке студентов к практическому занятию, определяется направление их дальнейшей самостоятельной работы студентов и объясняется оценка каждому из них.

После окончания практического занятия каждому студенту следует самокритично оценить свою работу на нем, определить чего удалось достигнуть, какие были допущены ошибки и недоработки, и установить, что нужно сделать для их устранения, а также внести уточнения и дополнения в разработанный к данному занятию конспект.

Таковы основные положения по самостоятельной работе студентов при подготовке к практическому занятию.

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Вопросы для обсуждения

1. Специфика культурологического знания. Роль культурологического знания и мышления в жизни общества и личности.

2. Сущность культуры. Культура как целостность.

3. Структура культуры.

4. Основные функции культуры.

Рекомендуемая литература:

1. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. — М., 2000.

2. Гуревич П. С. Культурология. — 1999.

3. Ерасов Б. Г. Социальная культурология. — М.: 1998.

4. Есин А. Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. — Учеб. пособие. — М., 1999.

5. Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 1998.

6. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. — СПб., 1998.

7. Философия культуры. Становление и развитие. — СПб., 1998. Вопросы для самопроверки

1. Когда появился термин “культура” в его современном значении?

2. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой?

3. Как связаны между собой культура и цивилизация?

4. Кто из ученых ввел в научный оборот термин “культурология”?

5. Как происходит развитие культуры?

Темы рефератов и сообщений

1. Способы и формы становления первобытной культуры

2. Роль языка в возникновении культуры.

3. Роль совместного образа жизни и трудовой деятельности в возникновении культуры.

Рекомендуемая литература:

1. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в филосо­фию человеческой культуры // Мир философии. - М., 1991. - Т. 2.

2. Категории и понятия теории культуры. - М., 1985.

3. Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. - М., 1992.

4. Культура, человек и картина мира. - М., 1987.

 

Вопросы для обсуждения

1. Культура варварских народов в эпоху раннего средневековья. Скандинавская мифология и поэзия.

2. Античное наследие в средние века. Латинская образованность и университеты. Схоластика.

3. Жанры средневековой литературы. Лирика провансальских трубадуров. Рыцарский роман. Городская сатира.

4. Византия: вехи истории и культурного развития.

5. Особенности западного и восточного средневекового искусства (Европа и Византия).

6. Влияние христианства на развитие русской культуры.

7. Основные виды и жанры культуры Средневековой Руси.

Темы рефератов и сообщений

1. " Каролингское возрождение" IX в.

2. Арабо-мусульманское влияние на культуру Западной Европы.

3. Поэзия вагантов.

4. Франсуа Вийон - последний поэт средневековья.

5. Школа и образование в Византии.

6. Возникновение византийской иконописи.

7. Библия - величайший памятник мировой истории и культуры.

8. Письменные памятники культуры Древней Руси.

9. Духовная культура Средневековой Руси.

Рекомендуемая литература:

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. 1990.

3. Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.

4. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия. М., 1974-1975. Т. 1, 2.

5. История всемирной литературы. М., 1984. Т. 2.

6. Клибанов А.И.Духовная культура Средневековой Руси. М., 1994.

7. Культура Византии. М., 1984-1991. Т. 1-3.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

9. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1992.

10. Маркова А. Н. Культурология. М., 1995.

11. Поляковская М. А., ЧекаловаА.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989.

12. Радугин А. А. Культурология. М., 1997.

13. Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения: В 5 ч. М., 1995. Ч. 1-5.

14. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.

15. Тальберг Н. История христианской церкви. СПб., 1991.

16. Удальцова 3. В. Византийская культура. М., 1988.

17. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989.

18. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1992.

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и основные черты Возрождения в Италии. Периодизация итальянского Ренессанса.

2. Философские и эстетические идеи итальянских гуманистов XIV-XVI вв.

3. Северное Возрождение.

4. Протестантизм как обновленное христианство. Люди и идеи Реформации.

5. Становление национальных европейских литератур.

6. Философские, политические, эстетические идеи русской культуры времени Московского царства.

7. Становление культуры буржуазного общества. Рационализация мышления и научная революция XVII в.

8. Классицизм и барокко в европейской культуре XVII в.

9. Философские и политические идеи эпохи Просвещения. Особенности английского и французского просветительства. Идеологи Просвещения.

10. Основные направления в европейской культуре XVIII вв.

11. Своеобразие русского Просвещения. Просветители XVIII века и их роль в истории культуры России.

 

 

Учебно-методические указания по подготовке и сдаче зачета


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.128 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь