Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 6. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ



 

В настоящее время разработчики ТРИЗ создают новые методы анализа и решения проблем, основанные на методах ТРИЗ и системного анализа [9].

 

Пример: Системное поэтапное решение проблемы по [8].

 

1. Фиксация проблемы.

 

Проблема – несоответствие между потребностями личности и (или) общества и реальностью. Примером проблемы может служить проектирование абсолютно

новой модели автомобиля.

 

2. Составление списка стейкхолдеров.

 

Стейкхолдеры – люди или организации, причастные к проблеме. Это необязательно только заинтересованные лица. Например, стейкхолдерами рынка высшего образования являются не только студенты и преподаватели вузов, но и члены парламента, принимающие законы об образовании, компании – провайдеры Интернет (от их работы зависит качество дистанционного образования), зарубежные вузы, привлекающие часть отечественных студентов. Учет мнений стейкхолдеров нужен при выявлении проблемного месива и при целевыявлении.

 

Выявление проблемного месива.

 

Очень редко удается исправить ситуацию решением единственной проблемы. Как правило, проблем, подлежащих решению оказывается много.

Решение одной проблемы может привести к появлению других проблем и (или) задач.

 

Целевыявление.

 

Целью может быть устранение нежелательного эффекта, разработка и вывод на рынок нового продукта, повышение идеальности (и, следовательно, конкурентоспособности) изделия.

 

5. Выработка критериев отбора решений.

 

Например, критерием для гоночного автомобиля служит набор скорости, для грузовика – грузоподъемность.

 

6. Генерирование альтернатив.

 

Некоторые способы генерации новых идей будут рассмотрены ниже.

 

Выбор (принятие решения).

 

Осуществляется из сгенерированных альтернатив на основе выработанных критериев.

 

8. Реализация решения.

 

Все шаги важны, но без реализации обоснованного решения они не имеют смысла.

 

 

Известно несколько десятков методов анализа проблем и поиска путей их решения. Они отличаются сложностью освоения, направленностью на решение определенных классов проблем (бизнес, техника, психология).

Некоторые методы являются развитием идей основателя ТРИЗ, другие опираются на системный анализ, третьи имеют источником психологию творчества.

 

Рассмотрим кратко ряд методов генерации новых идей.

 

1.Аналогия.

 

При решении различных задач идею решения можно получить путем применения аналогичного известного решения, «подсказанного» технической или художественной литературой, увиденного в кино или «подсмотренного» в природе.Например, по аналогии с методом вытряхивания пляжного коврика (резкое волнообразное движение) разработан фильтр (авторское свидетельство № 187 658). Удаление осадка в нем производится путем нанесения удара в противофазе. Импульсы гасят друг друга.Еще один пример. Наука бионика использует по аналогии «механизмы» природы. Бионика занимается исследованием различных животных и растений (в том числе вымерших) с целью выявления принципов действия и конструктивного устройства их разнообразных систем. Например, устройство приемной антенны гидролокаторов было построено с учетом информации о строении уха у тюленей. Устройство компенсации вибрации крыла у самолетов с большой точностью копирует элемент крыла стрекозы. Предварительно напряженные строительные конструкции похожи на устройство стебля некоторых травянистых растений.

 

Фантазирование

 

Использование фантазии, заключается в размышлении над фантастическими решениями, в которых при необходимости используются нереальные вещи или сверхъестественные процессы. Иногда фантазию нужно применить, чтобы сформулировать идеальный конечный результат. Разумеется, есть надежда, что размышления без фантазии могут натолкнуть на новую идею или точку зрения, которая рано или поздно приведет к новому решению. Однако воображение позволяет сделать это быстрее. Творческому воображению посвятил целую книгу известный сказочник Джанни Родари [15].

 

Мозговой штурм

 

Это метод организации группового обсуждения, средство получения от небольшого (как правило, 5–9) человек некоторого количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормальным, если в течение полутора часов группа продуцирует несколько десятков идей.

 

Рассмотрим одну из наиболее популярных схем мозгового штурма.Она состоит в следующем:

 

1. Постановка проблемы.

Например: как удвоить прибыль фирмы?

 

2. Формирование креативной группы.

Наибольший успех мозгового штурма будет обеспечен при соблюдении следующих условий:

 

● – группа должна состоять не более чем из десяти человек;

● – социальный статус участников должен быть примерно равным (непосредственный начальник, присутствующий на обсуждении, может сковать воображение участников);

● – в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, нежелательны. Их стремление осмыс-

ливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;

● – обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три

маркерных доски с фломастерами;

● – руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;

● – в группе желательно наличие секретарей-наблюдателей, которые фиксируют высказывания и поведение выступающих.

 

3. Собственно процедура мозгового штурма.

Здесь выделяются два этапа.

 

1) Вступление. Длится до 15 мин. Ведущий говорито сущности метода, разъясняет правила действий участников.Объявляет проблему. Проблема записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.

 

2) Генерация идей. Участники в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются письменно. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно начинается новая

вспышка идей. Если этого не происходит, ведущий выдает бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку. Примеры вопросов: «Каким образом сокращаются издержки производства? »; «Где кроются пружины конкурентоспособности? »; «Какова политика руководства по вопросу заработной платы? ».

 

4. Заключение. Здесь также возможны два варианта:

 

П е р в ы й. Классический вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников мозгового штурма возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Практикуются и другие варианты заключительной части обсуждения.

 

В т о р о й. Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками мозгового штурма. Здесь используются различные приемы.

 

1) Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.

 

2) Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.

 

3) Выделяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с выбранными критериями.

 

4) Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится? »

 

5) Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в практически возможные.

 

6) Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговую атаку» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей нечто новое.

 

7) Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.

 

8) Распространение ценных идей о том, как удвоить прибыль, по сферам деятельности:

 

– планирование;

– маркетинг;

– оперативное управление производством;

– управление персоналом.

 

Достоинства метода мозгового штурма:

 

1. Простота – методу не надо учиться.

2. Часто в группе легче генерировать идеи, чем в одиночку.

3. Возможность выдвигать большое количество идей.

 

Недостатки метода:

 

1. Отсутствие времени на глубокое осознание задачи.Крайне редко удается решить сложную проблему за пару часов.

 

2. Не все могут выдвигать идеи в коллективе. Для многих людей более эффективным является процесс индивидуального творчества.

 

3. Нет гарантии, что во время обсуждения удастся найти решение, которое может скрываться среди очень большого числа вариантов.

 

4.Метод фокальных объектов.

 

Этот метод предложен американским специалистом Ч. Вайтингом и применяется с целью поиска новых, оригинальных вариантов исполнения заданного объекта, поиска совместимых с ним дополнительных функций. Метод основан на переносе на заданный объект новых, неожиданных качеств и выявлении оригинальных их сочетаний.

 

Последовательность шагов выполнения:

 

1. Формулируется цель работы.

 

2. Участники произвольно выбирают по памяти либо из каталогов, словарей, случайных книг несколько слов.

 

3. По каждому из выбранных слов составляют перечень характеристик, признаков. При этом целесообразно предложить участникам работы выполнить второй и третий шаги до оглашения объекта анализа, что позволяет осуществлять выбор характеристик непредвзято.

 

4. Признаки случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект.

 

5. Анализ полученных сочетаний – при этом обращают особое внимание на внешне несовместимые, «дикие» сочетания, развитие которых, как правило, приводит к наиболее интересным решениям.

 

6. Оценка полученных решений.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1596; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь