Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Феноменологическая перспектива Роджерса
Карл Роджерс, разработавший сконцентрированную на личности больного терапию, является наиболее из вестным сторонником феноменологического направления [см. также: Whitehorn, 1961]. Роджерс дважды обра щался к теме одиночества [Rogers, 1961, 1970/73]; его анализ основан на «Я-теории» личности. Роджерс по лагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничи вающими свободу действия образцами. Это ведет к про тиворечию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколь ко оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида. Индивид становится одиноким, когда, устранив охра нительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. Роджерс говорит об этом так:
«Одиночество... наибОJiее резко и бОJiезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты -уязвимыми, испуганными, оди· нокими, но обладающими истинным «Я» и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром» [Rogers, 1970/73, р. 119].
Согласно Роджерсу, уверенность в том, что истинное «Я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замк нутыми в своем одиночестве» [р. 121]. Страх быть от-
154 155
вергнутым приводит к тому, что чел.? век придерживается своих социальных «фасадов» (ролен) и поэтому продол жает испытывать опустошенность. Основываясь на этой точке зрения, другие иссле дователи [Moore, 1976] выводят гипотезу о том, что несоответствие между действительным и идеализирован ным «Я» в конечном счете венчается одиночеством. Докторская диссертация Эдди [Eddy, 1961] поддер живает эти прогнозы. Как и у психодинамически ориентированных теоретиков, анализ одиночества пред ставленный Роджерсом, вытекает из его клиническои прак тики, то есть работы с пациентами. Род ерс рассматри вает одиночество как проявление елабои приспособляе мости личности. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в феноменологических не соответствиях представлений индивида о собственном «Я». Отличает Роджерса от сторонников психодинами ческих теорий то, что он не очень доверяет ранним дет ским влияниям на формирование личности. Согласно Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность.
Экзистенциальный подход
Экзистенциалисты принимают в качестве точки от счета тот «факт», что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мыс ли; разъединенность есть сущн стное состояние наших переживаний. Сторонники даннон точки зрения зачастую сосредоточиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими. Ярким выразителем этого направления стал Мустакас [Moustakas, 1961, 19! 2] -автор нескольких популярных книг [см. также: W1tzlebeп von, 1958]. Муст': кас nод черкивает значение различия между «суетои одино чества» («lone\iness anxiety») и истинным одиночеством. Суета одиночества -это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными си-
туациями (рождение, смерть, жизненные перемены, тра гедия), переживаемыми в одиночку. Как считает Муста кас, истинное одиночество может быть и творческой силой: «Каждое истинное переживание одиночества предполагает про тиворечие или столкновение с самим собой... Это свидание с самим собой...- само по себе радостное переживание... И свидание, и кон фронтация (с самим собой) суть способы поддержания жизни и внесение оживления в относительно застойный мир; это способ вы рваться из стандартных циклов поведения» (Moustakas, 1972, р. 20-21].
Экзистенциалисты, таким образом, призывают людей преодолеть их страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Как и другие вышеупомянутые теоретики, Мустакас работает с клиническими пациентами. Другие сторон ники этой ориентации формулируют свои взгляды, исхо дя в основном из философских рассуждений. В отличие от большинства теоретиков, Мустакас оценивает одино чество положительно. И хотя Мустакас не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, он рас сматривает его как продуктивное, творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причин ных корней одиночества в привычном смысле слова. Их особенно не интересуют факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность одиночества; для них оно изначально имманентно человеческому существо ванию.
Социол агические толкования
Боумен [Bowman, 1955), Рисмен [Riesman, Glazer & Denney, 1961] и Слейтер [Siater, 1976] -представители социологического подхода к одиночеству. В своей неболь шой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ве дущих к усилению одиночества в современном обществе: 1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличе ние семейной мобильности; 3) увеличение социальной мо бильности. И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удов летворять потребности его членов. Рисмен и его после дователи заявляют, что американцы превратились в
личности, «направленные вовне». Индивиды, «ориенти рованные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и конт ролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. (В этом смысле анализ Рисме на, видимо, дополняет анализ Роджерса.) Такими чер тами могут быть наделены родители, учителя, основ ная масса людей. В результате «ориентированная на других» («направленная вовне») личность может при обрести синдром обеспокоенности и чрезмерную по требность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлет воряется. Члены нашего «направленного вовне» общест ва образуют, как заявляет Рисмен в своем названии книги, «Одинокую толпу». Для Слейтера проблема американца как личности заключается не в «направленности вовне», а скорее в индивидуализме как таковом. Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и за висимости. Мы стремимся к доверию и сотрудниче ству с другими людьми, к «проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации» [Slater, 1976, р. 9]. Однако эти основные потребности в обще нии, сопричастности и зависимости недостижимы в аме риканском обществе из-за его приверженности индиви дуализму вследствие укоренения веры в то, что каждыи должен следовать своей собственной планиде. Резуль татом этого становится одиночество. Слейтер утвер ждает: .: Индивидуализм воплощен в стремлении отвергнуть р альность человеческой взаимозависимости. Одна из основных целеи амери канской технологии- «освобождение» от необходимости согласования, подчинения, зависимости или контроля со стороны других. К сожа лению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество» [р. 34].
Можно сказать, что Рисмен и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормаль ное состояние, сколько считают одиночество норматив ным- общим статистическим показателем, характери зующим общество. Когда они рассматривают одино чество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт
социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида. Эти теории в соотнесениости со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают постоянное негативное воздействие на личность. И ко нечно, Боумен, как и многие другие социологи, делает упор на значение событий, происходящих в жизни чело века в зрелом возрасте (например, развод). Формулируя свою точку зрения, Рисмен и Слейтер использовали в качестве источников рассуждений прежде всего худо жественную литературу, статистические данные и дан ные средств массовой информации.
Интеракционистская точка зрения
Вейс [Weiss, 1973] -главный выразитель интерак ционистского подхода к проблеме одиночества. Его объяснение одиночества может быть расценено как интеракционистское по двум причинам. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество- это не только функ ция фактора личности или фактора ситуации. Одино чество- продукт их комбинированного (или интерактив ного) влияния. В этом смысле точка зрения Вейса сходна со взглядами Серма [Sermat, 1975]. Во-вторых, Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отноше ния, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удов летворяет основные социальные запросы личности. Вейс [см. с. 114-128 наст. изд.] установил два тИпа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции. Эмоцио нальное одиночество представляется результатом отсут ствия тесной интимной привязанности, такой, как любов ная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально оди-
нокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности. Вейс проводил семинары для вдовцов и недавно разведенных. Думается, что именно из собственных попыток оказать помощь участникам этих семинаров он вывел многие из своих теоретических положений. Его интересует «обычное» одиночество- состояние, пережи ваемое многими, если не большинством людей, на протя жении всей их жизни. Он рассматривает одиночество как нормальную реакцию. Очевидно, Вейс имеет в виду как внутренние (характерологические), так и внешние (ситуативные) причины одиночества. Тем не менее он ясно дает понять, что «ИЗ двух подходов ситуативный представляется наиболее привлекательным в этом слу чае» [Weiss, 1973, р. 73-74]. Вот поэтому Вейс особо и подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Что касается причин возникновения подобного состояния, то здесь интересно отметить, что Вейс [см. с. 114-128 наст. изд.] допускает возможность участия в формировании одиночества даже инстинкта.
Когнитивный подход
Энн Пепло и ее коллеги [с. 169-191 наст. изд.] стали главными пропагандистами когнитивного подхода. На иболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опоере дующего связь между недостатком социальности и чув ством одиночества. Определяя указанную роль познания, Пепло обращает внимание на теорию атрибуции ( объяс нения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность пе реживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Когнитивный подход предполагает, что одиночество на ступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социаль ных контактов. В этом смысле точка зрения Пепло близ ка взглядам Серма [Sermat, 1978]. Такая постановка вопроса способствовала классификации опубликованной литературы по одиночеству и интерпретации тех гипотез,
которые в противном случае оказались бы парадоксаль ными [Perlman & Peplau, 1981]. Как и Вейс, Пепло интересовалась явлением одиноче ства среди «нормального» населения. Важную роль в ее теоретических формулировках играли эмпирические дан ные обследований и экспериментов. К поискам причин одиночества Пепло подходит достаточно широко: она исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние как прошлого, так и настоящего на формирование личности. Когнитивные факторы - отличительный аспект ее теоретизирования -это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.
Интимный подход
Дерлега и Маргулис [см. Derlega & Margulis, 1982] употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они пола гают что социальные отношения, бесспорно, способст вуют' достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствую щего социального партнера, который мог бы способство вать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным от оше ниям индивида недостает интимности, необходимои для доверительного общения. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс. Главным источником теоретических идей Дерлеги и Мар гулиса стала, по всей видимости, когнитивная теория, но не клиническая практика или эмпирические исследо вания. Несомненно, они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Их внимание к непрерывному процессу ба лансировки желаемого и достигнутого уровня социаль ных контактов акцентирует текущие детерминанты оди-
11-1219 ночества личности. Тем не менее их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуаль ные факторы, и факторы среды способны привести к оди ночеству.
Общая теория систем
Фландерс [Flanders, 1982] формулирует общесистем ный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организ мов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни распо лагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу со хранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов. Рассуждения Фландерса об одиночестве не имеют эм пирического источника; они свидетельствуют о дальней шем распространении системной теории Миллера. При этом Фландерс расценивает одиночество как потенциаль но патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конеч ном результате может способствовать благополучию ин дивида или общества. Системная теория соподчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по сущест ву представляет собой модель, в которой мотивы пове дения включены в развивающуюся динамику общей структуры.
Сравнительное обобщение
Табл. l представляет собой обобщение наших сопо ставлений восьми указанных теорий. Большинство тео ретических рассуждений об одиночестве было связано с клинической практикой или же вытекало из уже сущест вующей теории. Многие исследователи считают одиноче ство по своей сути извращенным и неприятным пережи-
11•
'" ' : t:
: t: u " ' 0:
u" '
: т " '
o; Q. :.:: t:: 0:
: т " '
o; Q. :.:: t:: 0:
u" ' :.::
=;! §" -'
Q=. о
щ" '
... : " t':
t : t:
... ": t':
0: ": t':
о : t: tl: ": t': " o; '
о : t: tl: ": t': о"; '
о : t: tl: ": t': " о; '
о : t:
о,
::;; Q.tl: о: t: ": t: ' ..0
u Q. " : s': tl: : > t:,: " t: '
о tl: о; ":.:: ' ... u " t:: ' ": т' >. Q. '=( : s:
... : s: r... >. Q. '=( о" ' ... " о' " 'r...
... : s: r... >. Q. '=(
... " о' " 'r...
" 3'' 1о0
"..'. оu : t: : т : s: о; " ' ::;; " 3''
: " t': " ::; '; " 3'' tl:
": t': " ::; '; " 3''
u : " t': " ::; '; " 3''
u ": t': " '
" '
163 ванием; и лишь некоторые из них рассматривают одино чество как чисто патологическую реакцию. Для основной массы специалистов одиночество является феноменом, свойственным широким и самым различным слоям насе ления. Только сторонники психадинамического подхода акцентируют исключительно детские предпосылки возник новения одиночества. В большинстве теоретических ис следований подчеркивается роль наличных факторов, обусловливающих одиночество. Для оценки теории ис пользовалось, как правило, несколько критериев, а имен но: их краткость, внутренняя логическая согласован ность, эмпирическое подтверждение теории, ее зрелость и т. п. В данный момент нам представляются особо важны ми две пары критериев. А именно ключевые критерии - завершенность теории и стимулирование дальнейших ис следований. Другая пара критериев оценки -эмпириче ское подтверждение и практическая значимость теорий. Очевидно, что используемые для оценки теорий одино чества критерии влияют на соотношение различных под ходов к этой проблеме. Как социальные психологи, мы, вероятно, больше, чем клиницисты или философы, заин тересованы в эмпирических исследованиях. Мы тоже предпринимали попытки сформулировать адекватное кон цептуальное объяснение одиночества. Таким образом, да вая итоговую оценку теории, мы не исключаем возмож ности выбора критериев, выгодных для нашего собствен ного направления.
Завершенность теорий одиночества
Как отмечалось выше, большинство направлений, ис следующих одиночество, представлено в основном крат кими статьями или фрагментарными обзорами. Рисмен и Слейтер вынесли понятие «одиночество» в название сво их книг; но и для этих исследователей одиночество, ско рее всего, лишь предполагаемая характеристика амери канского общества, нежели центральное звено их анали за. Статьи Дерлеги и Маргулиса, а также Фландерса свидетельствуют о целесообразности выведения понятий «интимность» и «Системность». Но и они представляют собой лишь начальные попытки анализа проблемы одино чества, нежели вполне развернутые его характеристики. Немало популярных книг, посвященных одиночеству, написал Мустакас. Но его интересовало главным обра зом узаконивание и толкование понятия «одиночество» как такового, а не систематически развиваемые теоретиче ские положения. По нашему мнению, наиболее разработанное исследо вание одиночества представлено психадинамическими те ориями, работами Вейса и когнитивной теорией. Многие психадинамически ориентированные психологи касались проблемы одиночества человека, и уже один этот факт способствовал более тщательной разработке их взглядов. Труд Вейса [Weis, 1973] с этой точки зрения представля ет собой прежде всего как бы вторую стадию концепту ального развития проблемы. Вейс исследует понятие оди ночества и его разновидности. Но в то же время он рас сматривает и причины возникновения одиночества. Тео ретики когнитивного направления, такие, как Энн Пепла и ее сторонники, опубликовали множество работ по оди ночеству; некоторые из них можно отнести к третьей ста дии концептуализации. Другими словами, представители указанного направления определяют слагаемые одиноче ства и формулируют взаимосвязи между ними в теории.
Стимулирование исследований и эмпирическое подтверждение
Ни одна из обсужденных нами выше концепций не стимулировала большого числа дальнейших исследова ний. Однако сейчас стало ясно, что преждевременно оце нивать «интимный» и «системный» подходы по одному этому критерию. Экзистенциалистекая позиция рассмат ривает одиночество как универсальную характеристику человеческого состояния. Это не прогностическая модель в привычном смысле слова, и как таковая она едва ли может служить основанием для будущих исследований. Ни Рисмен, ни Слейтер не уделили сколько-нибудь значи тельного внимания эмпирической работе, пусть даже на начальной ее стадии, хотя проведение исследований, под тверждающих их взгляды, вполне возможно. Демогра фические и социологические переменные включались во многие исследования одиночества, но это делалось на уже готовой теоретической основе. То, что Рубинстайн и Шейверу [см. с. 275-300 наст. изд.] не удалось обнару-
164 165
жить связи между социальной мобильностью и одиноче ством, вызвало среди социологов лишь легкое смущение, не нанося сокрушительного удара по их прежним пред ставлениям о нем. И все же некоторые теории одиночества стимулирова ли небольшое число исследований. Выделенные Вейсом два типа одиночества и его прогнозы относительно рас пространенности этого состояния использовались в толь ко что упомянутом исследовании Рубинстайн и Шейвера, а также К. Кутрана [см. с. 384-410 наст. изд.]. С позиций теории Роджерса было написано несколько диссертаций [см.: Eddy, 1961; Moore, 1976; Sisenwein, 1964], содержа щих доказательства того, что несоответствие 1\lежду реаль ным и идеальным «Я» индивида связано с одиночеством. Определенный опыт был накоплен и nсихадинамической теорией. Так, например, Мур (Moore, 1972] проверял пред nолагаемую связь между враждебностью и одиночеством. Но несмотря на длительную историю развития психади намического направления в изучении одиночества, оно непосредственно не дало систематических исследований. Хотя оnыт, верифицирующий интеракционистские, психо динамические и феноменологические взгляды, невелик, его результаты в целом соответствуют высказанным в рамках этих концепций теоретическим предположениям. На общем фоне всех рассмотренных здесь направле ний выделяется когнитивный подход в смысле стимулиро вания исследований. Он послужил основанием для целого ряда исследований программнога характера, продемонст рировавших значение атрибуции, самоконтроля и т. д. в их влиянии на одиночество [см. с. 169-191, 384-410 наст. изд.].
Практическая значимость
Теории одиночества не оказали существенной помощи в реальных исследованиях данного явления [см. с. 512- 551 наст. изд.]. Рассматривая одиночество как неизбеж ное или позитивное явление, экзистенциалисты и предста вители системных теорий мало заинтересованы в том, чтобы облегчить людям их переживание этого состояния. Социологи не заинтересованы в том, чтобы заниматься с отдельными пациентами, хотя их мнения и способствуют выработке социальной политики. Теоретические посылки
и эмпирические исследования Пепло также подразумева ли практическое их использование в будущем, но оно не было первостепенной задачей группы UCLA *. Некоторые положения об одиночестве были сформули рованы и клиницистами. Естественно, что последние в це лом тяготели к терапевтическим методам. Роджерс не пояснил, как ориентированная на пациента (индивидуа лизированная) терапия должна прилагаться к специфи ческой проблеме одиночества. Вейс проводил семинары для разведенных, но внимание этих групп ученых к оди ночеству было лишь частичным. Заслуга психадинами чески ориентированных психологов, обратившихся к про блеме лечения одиночества, вероятно, наиболее сущест венна [см. с. 512-551 наст. изд.]. Что касается проблемы преодоления одиночества, то мы должны обратить внимание читателей на работу Янга [см. с. 552-592 наст. изд.]. Он использует теорию «под крепления» и модель терапии когнитивного поведения Бека. Мы не рассматривали работы Янга как теоретиче ское направление, поскольку развитие теории не было основной целью этого автора. Тем не менее его анализ содержит немаловажные элементы для анализа одиноче ства с точки зрения теории «подкрепления». В настоящем же контексте отметим, что Янг развил тщательно сформу лированный, теоретически обоснованный подход к лечению пациентов, испытывающих одиночество.
Оценочное заключение
Если пользоваться абсолютным стандартом, то можно обнаружить погрешности во всех существующих интер претациях одиночества. Ибо все так называемые «тео рии» одиночества не являются в действительности тео риями в самом точном смысле этого слова. Однако, учи тывая начальную стадию развития данной области ис следований, не будем слишком критичны. Рассуждения об одиночестве, которыми мы располагаем сегодня, безо говорочно подтверждают значимость понятия одиночест ва и способствуют прояснению этого феномена. Таким образом, достигнуты первая и вторая стадии концептуа лизации. Указанные концепции еще не стимулировали
* Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.- Прим. перев.
достаточно большого числа систематически проводимых исследований и не предложили абсолютной «панацеи» от одиночества. И все же они продвинулись в обоих этих направлениях. Конечно, сегодня мы находимся в лучшем положении в смысле лечения одиночества, чем пятьдесят лет назад, когда Зилбург написал свою первую статью об этом феномене. В большинстве случаев существующие формулировки могут разрабатываться и дальше, ибо их потенциал мо жет быть более полно реалиЗован в будущем. Соглаша ясь с утверждениями, отражающими новейшие течения в психологии, мы полагаем, что интеракционистские и ког нитивные модели (или их разновидности) способны сы грать плодотворную роль в проведении исследований одиночества в 80-е годы. Нам представляется, что идеи теории «подкрепления» также могут иметь большое зна чение. Какое бы течение ни стало доминирующим, мы на деемся, что в этом десятилетии произойдет сдвиг от вто рой к третьей стадии концептуализации: от исследований природы одиночества как такового к развитию системати зированных принципов его взаимосвязи с другими пере менными. Часть //
Анатомия одиночества
Летиция Энн Пепла, Мария Мицели и Брюс Мораш
Одиночество и самооценка
Эмоциональная изоляция- тяжелое испытание для каждого человека, но в сочетании с пред убежденностью и неуверенностью в себе она nревращается в бед ствие. Карен Хорни, 1937, с. 286
Характерной особенностью человека является жела ние понять самого себя и дать осмысленное объяснение своему опыту. Самооценка - процесс самопознания и критического самосознания - выступает важным компо нентом в опыте одиночества. В данной статье будут рассмотрены три способа, посредством которых процесс самооценки воздействует на одиночество. Сначала мы коснемся того, как люди определяют свое одиночество, и обсудим модели одино чества, основывающегося на когнитивном диссонансе. Эти модели подчеркивают тот факт, что человек стано вится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих социальных отношений в каком-либо важном ас пекте. Затем мы проанализируем имеющиеся у нас при чинные объяснения одиночества. Способ объяснения че ловеком одиночества может влиять на чувства и поступ ки, сопутствующие переживанию одиночества. И в за ключение мы рассмотрим взаимодействие одиночества и самооценки. Факты свидетельствуют, что низкая самооценка и предопределяет у многих людей чувство одиночества. Более того, поскольку социальные связи являются сердцевиной нашего самосознания, то постоян ное одиночество приводит к появлению у человека чув ства никчемности и заниженной самооценке. Основная
мысль данной статьи заключается в том, что опыт оди ночества определяется когнитивными процессами, кот рые формируют наши чувства и направляют наши деи ствия.
Когнитивная оценка: осознание и? Пределение одиночества
Зачастую мы затрудняемся дать точное определение субъективным переживаниям [Gordon, 1981; Pennebaker, 1980], установить, действительно ли человек одинок, или отличить одиночество от других психологических состояний. Определение собственного одиночества - результат длительного когнитивного процесса, в ходе которого мы осознаем или наделяем смыслом наши уни кальные личные переживания и обобщаем их в целост ную категорию или концепцию.
Самодиагноз одиночества
К выводу «Я одинок» люди обычно приходят с по- мощью аффективных (эмоциональных), поведенческих (бихевиористских) и когнитивных доказательств. Аффек тивные признаки одиночества нередко бывают размы тыми. Одиночество- это тяжелое эмоциональное пере живание: глубоко одинокие люди очень несчастны. Одна ко одних лишь аффективных доказательств явно недоста точно для определения такого неприятного чувства, как одиночество. Не существует какого-либо уникального набора эмоций, ассоциируемого с одиночеством. Рубин стайн и Шейвер, например, выявили четыре различные группы эмоций, связанные с одиночеством [см. с. 275--: - 300 наст. изд.]. Хотя переживание негативных эмоции и наталкивает людей на мысль о том, что «что-то не в порядке» в их жизни, оно не приводит непосредственно к самодиагнозу именно одиночества, а не какого-либо другого состояния- депрессии, переутомления или физи ческого недомогания. Бихевиористские доказательства подобно аффектив ным способствуют самодиагнозу одиночества, хотя, по всей вероятности, не исчерпывают такого диагноза. Люди, как правило, используют целый ряд поведенческих
характеристик для идентификации одиночества, включая низкий уровень социальных контактов, прекращение (разрыв) установившихся связей, или же неудовлетвори тельные образцы социального взаимодействия. Однако уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть счастливы в затворничестве. Если же чело век чувствует себя несчастным оттого, что он все время оказывается один, то в этом случае наиболее вероятным диагнозом может быть одиночество. Вряд ли люди будут считать себя одинокими, если у них нет когнитивных объяснений этого состояния. Когни тивные индикаторы одиночества, очевидно, выводятся из представления об определенном типе социальных отноше ний, недостающих в настоящий момент [с. 243-274 наст. изд.]. Общественное сознание отражает потребность в как можно более частом и более тесном взаимодействии человека и общества, а также представление о том, что совершенствование социальных отношений способно облегчить страдания отдельного человека. Люди определяют состояние одиночества в зависи мости от целого комплекса чувств, поступков и мыс лей -а не по одной-единственной доминирующей харак теристике. Хоровиц и его последователи называют такую совокупность характеристик «прототипом» одинокой лич ности. Они определили основные показатми прототипа одиночества для студентов, обнаружив при этом, что значения, приписываемые студентами понятию одино чества, во многом сходны, хотя имеются и существенные отклонения в индивидуальных оценках. Понятие одино чества не используется всеми в абсолютно одинаковом смысле. Значение одиночества может меняться в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды. Своеобразной иллюстрацией подоб ных вариаций служат антропологические интерпретации употребления этого понятия в различных культурах. Согласно Леви, исследовавшему этнографические особен ности жителей Таити, там не существует «слов для обоз начения одиночества в смысле подавленности, опечален ности, недостатка друзей, приятельских отношений и т. П.» [Levy, 1973, р. 306]. Леви отмечает, что отсут ствие специального термина для обозначения одино чества еще не свидетельствует о том, что люди не могут выразить это понятие другим·и словами. Тем не менее
тема одиночества независимо от того, каким способом она в< Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы