Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Индивидуальные и культурные различия
Есть много данных, свидетельствующих о том, что )КИвотные очень страдают, будучи изолированными. Со баки, наученные повиноваться одному хозяину, или руч ные гиббоны, например, могут зачахнуть от тоски и уме реть, если их разлучить с хозяевами. Работникам зоопар ков хорошо известны потребность )КИвотных в общении и то, что эту потребность могут удовлетворить )КИВОТ ные другого вида, подобно тому, как человек МО)КеТ общаться со своей собакой. Молодой носорог едва ли вы несет, или да)Ке пере)Кивет, длительное путешествие из места обитания в зоопарк в одиночку, но если к нему специально -в целях общения -поместить козла или другое )КИВотное, они могут стать неразлучными. В нача ле 1967 года в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку )КИвую курицу, чтобы он подкрепился в дороге; вместо потребности в пище, лео пард почувствовал большую потребность в общении с птицей в незнакомой обстановке. Местная газета сооб щила об этом необычном союзе под заголовком «Леопард и курица подру)Кились». Человек то)Ке привыкает к обществу других видов )КИВЫХ существ. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение 18 месяцев находился в одиночном за ключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира [Burney, 1952]. Длительная изоляция то)Ке мо)Кет вызвать серьезное психическое расстройство, в частности непоправимый ущерб мо)КеТ нанести изоляция на ранних этапах )КИЗНИ, так как в результате появляется особь, сильно замкнутая в себе и социально недееспособная. Это под твер)Кдают обширные экспериментальные исследования. Здесь мне хотелось бы, в частности, обратить внимание читателей на работы Гарри и Маргарет Харлоу об обезьянах [Harlow, 1966] и Д)Кона Б. Калгауна о гры зунах [Calhoun, 1963а; Calhoun & Casby, 1958]. Точно такая )Ке реакция, как у )КИвотных, наблюдается, соглас но данным сравнительно малого числа работ, у изоли рованных детей (например, у «детей, выкормленных вол-
чицей», или у других детей, о которых не заботились их слабоумные или больные матери, или у детей, слу чайно оставленных без внимания). Прежде всего нужно отметить, что у человека и животных существуют инди видуальные различия в потребностях в обратной связи с обществом или в знакомой среде и запахах. Наряду с указанными различиями в потребностях существует раз личие и в том, как они переносят стресс изоляции; это различие обусловлено в основном возрастом, темперамен том и воспитанием или жизненным опытом. Потребности различаются также в зависимости от вида животных или национальной культуры человека. Суслик -это настоящий отшельник. Кролик и до машняя мышь относительно общительные животные. Можно ли выявить группы людей с таким же широким спектром терпимости к изоляции или предпочтения опре деленного числа контактов за единицу времени? Думаю, да. Надо признать, однако, что одиночество человека эмоционально намного сложнее выражено, чем у живот ного, и это ведет к большему индивидуальному, транс культурному разнообразию людей. Я дожен также пре дупредить, что внешность часто бывает обманчива. Овцы, которые держатся стадами, например, не так зависимы друг от друга, как могло бы показаться по их поведе нию. Лидерство матери-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ранней стадии, и это живот ное, даже став взрослой особью, будет стремиться сле довать за матерью. Лидером стада овец является матка вожак, остальные тянутся за ней, причем каждый вырос ший ягненок слепо следует за своей собственной ма терью, не проявляя никакого интереса к остальному стаду, довольный, когда толкает других, хотя эмоцио нально он совершенно равнодушен к стаду. Многие жи тели наших городов тоже такие, они чувствуют себя очень изолированными или даже одинокими за городом, но испытывают нечто похожее на удовлетворение, когда их толкают в толпе, состоящей из людей, с которыми они не связаны никакими чувствами. В различных культурах периоды уединения - приз нанная часть жизни, так как имеются группы населения, живущие среди знойных или полярных пустынь, и ос тровитяне-мореплаватели, которые, сбившись с курса, циям, когда остаются одни. На дальнем конце спектра терпимости к одиночеству находятся культуры, аналогич ные в какой-то степени образу жизни суслика, так как они создают культ из пребывания человека в одиноче стве. Мой друг Карлтон Гайдузек работал с такой груп пой, оказавшейся недавно в центре внимания отчасти потому, что мексиканское правительство пыталось уста новить с ней контакт, а также потому, что у этой группы обнаружен необыкновенный талант к изготовлению скри пок. Я имею в виду индейцев тарахумара в безлюдной Сьерра-Мадре-де-Чьяпас в Мексике. Небольшан семья может жить в пещере на расстоянии десяти миль от соседа и держать овец и несколько голов крупного рога того скота для получения удобрений. Основной предмет питания - сухая кукуруза, растертая в порошок. Шести летний мальчишка с рационом пиноля (piпole *) может уйти с овцами на одну-две недели и не встретить ни од ного человека до своего возвращения. В удаленных рай онах индейцы тарахумара настолько привыкли к уединен ному образу жизни, что смущаются и теряются, когда вынуждены разговаривать с другими людьми. Факти чески они настолько застенчивы, что могут начать раз говор, повернувшись спиной друг к другу. Единственный случай, когда индейцы тарахумара, по-видимому, обща ются свободно - вербально, невербально или сексуаль но, - это во время периодических пирушек (tesquina das). Они копят свои запасы пиноля до тех пор, пока их не наберется достаточно для варки пива, предназначен ного для tesquinadas. Затем индеец может пробежать (название «тарахумара» происходит от индейского слова, означающего «бежать») примерно десять миль до соседа и пригласить его на намечающуюся пирушку. Вероятно, приглашающий очень смущается в силу своей застенчи вости. Давайте представим себе, как он прибыл к своему соседу, когда тот примитинным плугом обрабатывает свой клочок земли, засеянный кукурузой. Вместо того чтобы поприветствовать соседа, повернувшись к нему лицом, гость может сесть на краю поля спиной к сосе ду, продолжающему заниматься своим делом. Когда со сед проходит мимо, прокладывая плугом борозду, гость подолгу остаются в одиночку в своих каноэ. Эти люди, насколько мне известно, часто привыкают к галлюцина- * Поджаренная и подслащенная кукурузная мука.- Прим. ред.
138 139
приветствует его: «Cuida! » Когда через какое-то время сосед возвращается, делая новую борозду, он отвечает на приветствие: «Cuida-ba! » Постепенно взаимопонима ние хозяина и гостя налаживается настолько, что они готовы встать лицом друг к другу, и тогда их застен чивость часто уступает место приступам безудержного смеха. Такие приступы смеха, сопровождаемые зарыва нием. пальцев ног в песок, и разного рода невербальное общение могут превратить сцену встречи и «беседы» в веселое представление, подобное фильмам с участием Чарли Чаплина или Лорела и Харди. Для индейцев племени тарахумара, почти превративших в культ уеди нение, одиночество означает явно не то, что оно, напри мер, означает для студента колледжа или жителя Нью йорка. Мимоходом отметим одну из не затронутых здесь социологических особенностей. Это аномия, или ощуще ние отсутствия норм, возникающее в обществе, членов которого убеждают в необходимости стремления к опре деленным целям, в то время как возможности достиг нуть чего-то очень ограниченны. Человек вынужден принимать или отвергать цели данной культуры, тра диционные средства их достижения или и то и другое. Таким образом, человек волей-неволей выбирает какой то один образ жизни из описанных Мертоном [Mertoп, 1938, 1964]: конформизм ( принятие и целей, и средств), инновация (принятие целей, но не средств), обрядность (принятие средств, но снижение целей), бунт (не при знание образа жизни и не отказ от него, а изменение строя в целом) или отступление (отказ от того и друго го). Человеку, выбирающему в силу необходимости отступление, социальная структура покажется безнадеж но аномичной или не имеющей норм; в результате у него может появиться склонность к уединению, и обвинять в этом он будет общество, которое, с его точки зрения, не поддается контролю. То есть безнадежность аномии мо жет вызвать у людей, склонных к отступлению, что-то вроде ощущения космического одиночества. Так Мертон представляет себе аномию. С другой сто роны, Роберт Макивер (Maclver, 1960) различает три типа аномии: 1) та, которая возникает, когда жизнь бесцельна из-за отсутствия ценностей; 2) та, которая возникает, когда люди стремятся получить средства именно ради самих средств; 3) та, которая возникает,
когда человек изолирован от осмысленных человеческих взаимоотношений (половой акт сам по себе не явля ется с этой точки зрения осмысленной связью; в дейст вительности он может даже усугубить одиночество). Аномия в понимании Мертона и ее первые два типа у Макивера по своему происхождению кажутся связан ными исключительно с человеком, поскольку выведены они из норм, характерных только для развитых челове ческих обществ, хотя, вероятно, и низшие приматы могут стремиться к власти. Если аномию считать типом одино чества, тогда мы, наверное, можем признать, что у этого типа одиночества отсутствует биологическая основа, а есть только социальная. В остальных случаях одиноче ства, таких, как третий тип у Макивера, ситуация скла дывается по-другому, и некоторые его источники нам следует искать в поведении животных.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы