Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Одиночество как причина низкой самооценки
Одиночество, в особенности когда это глубокое и про должительное переживание, снижает самооценку лич ности. Последствия одиночества для самооценки лич ности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недо статками. Далее, если одиночество наступает в резуль тате утраты значимых взаимосвязей - при разводе или вдовстве, - у индивида формируется новое самовосприя тие- новое «социальное «Я», замещающее прежнее, утраченное.
Одиночество как результат неудачи в общении
Не иметь любимого, друзей или семьи -значит по терпеть неудачу, по мнению общества, а зачастую и по своему собственному мнению [Gordon, 1976]. Милнер писал: «Сказать: «Я одинок» -значит nризнать, что ты, по существу, неполноценен, что ты никем не любим» [Milner, 1975, р. 3]. Отсутствие социальных взаимо связей не только личное несчастье, но и социальная проблема. В соответствии со стереотипами люди, живу щие обособленно, - это «одинокие неудачники», холод ные, недружелюбные и непривлекательные [Parmelee & Werner, 1978]. Человеку всегда неловко быть един ственным «одиночкой» на вечеринке, где все парами, обедать одному в ресто ане или пойти в кино в одиноч ку. В любой общинной культуре недостаток друзей или партнера считается социальной неудачей. Менее оче видно, но не менее важно и то, что наличие неудовлет варительных взаимоотношений -неудачный брак или неестественная дружба -также может рассматриваться как социальная неудача. Когда-то Уильям Джемс представил самооценку в виде «дроби, где в знаменателе- наши претензии, а в числителе - наш успех; таким образом, самооцен ка= успех/претензии» [James, 1908, р. 187]. Это и ему подобные, основывающиеся на диссонансе определения самооценок [Cohen, 1959; Wells & Marwell, 1976] подчеркивают соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. Итак, ощущение недостатка в общении может вызвать пережи вание одиночества и понизить чувство собственного достоинства. Одиночество и низкая самооценка тесно взаимосвязаны.
Самообвиняющие объяснения одиночества
Если, как полагают Джемс и другие, самооценка зависит от степени достижения целей, тогда любая не удача должна повредить нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опо средовано личным объяснением причин этой неудачи [Weiner, in press]. В частности, неудача, отнесенная за счет личной неполноценности, должна иметь большее
влияние на самооценку, нежели неудачный исход, при писываемый обстоятельствам. Изучая достижимый тип поведения, Вайнер, Рассел и Лермен [Weiпer, Russell & Lerman, 1978] установили, что эмоции, сопровождаю щие неудачу, существенно различаются в зависимости от ее объяснения. Объяснение неудачи внешними при чинами вызывало такие чувства, как удивление и недо вольство, которые не имеют отношения к самооценке. Объяснение же неудачи недостаточностью прилагаемых усилий вызывало у индивида чувства стыда и вины, вероятно, из-за того, что он мог бы добиться большего, если бы больше постарался. Неудача, объясняемая лич ностными качествами или недостатком способностей, ассоциировалась с чувствами некомпетентности и не полноценности; такое объяснение более всего вредит самооценке [см. также: Janoff-Bulman, 1980]. В исследовании, посвященном исключительно проб леме одиночества [Miceli, Morasch & Peplau, дата публи кации неизвестна], студентов просили оценить одино кого человека в зависимости от одной или несколькиХ: причин его одиночества. Когда в ходе эксперимента одиночеству приписывались внутренние причины, оди нокий человек воспринимался как эгоцентричный, не любимый и недалекий, и предполагалось, что его само оценка будет ниже, нежели в случае, когда одиночество объяснялось внешними причинами. Андерсон [Anderson, 1980] получил данные, свидетельствующие о том, что многие одинокие студенты готовы усвоить самообви няющий стиль объяснения результатов своего обще ния, приписывая неудачу своим собственным личност ным качествам или плохим способностям, а успех в об щении - внешним обстоятельствам, ими не контроли руемым. На склонность обвинять себя в неудачах общения влияют и мнения посторонних. Например, Вейс [Weiss, 1975] предположил, что у разведенного самообвинение может быть усилено упреками и унижениями со стороны бывшего супруга. В общем и целом другие люди, обви няя одинокого человека, тем самым предоставляют ему явное подтверждение его чувства собственной непол ноценности.
Социальное «Я»
Наше представление о себе во многом основывается на взаимоотношениях с другими людьми -с другом, лю бимым, родителями, детьми, соседями, коллегами. От дельные личности и их поведение вписываются в опре деленную систему ролей, обусловливая устойчивость и функционирование такой системы в целом. Как поте ря, так и отсутствие социальных взаимоотношений влия ют на наше самовосприятие. Потеря дорогих нам людей, будь то по причине раз луки, развода или смерти, зачастую требует изменения и нашего самовосприятия. Вейс пишет, что «С прекра щением брачных отношений большинство из разведенных страдает от отсутствия некоего социального каркаса, на котором держалось их самоопределение» [Weiss 1975, р. 69]. Вдовы, очевидно, переживают также и по: терю собственного «Я». Многие из обследованных Пар кесом [Parkes, 1972] одиноких женщин поначалу отвер гали мысль о вдовстве и никак не хотели отказаться от дорогого им представления о себе как о жене некоего нового, неопределенного мужчины. Утрата значимых, долговременных социальных связей имеет своим глав ным следствием изменение представлений о себе. По крайней мере на первых порах эти изменения часто ведут к понижению самооценок. Немаловажные послед ствия для самовосприятия имеет также отсутствие социальных взаимоотношений. Многие наши жизнен ные планы -вступить в брак и жить «счастливо до конца дней», быть верным и добрым другом, в старости быть окруженным любящими внуками- требуют уста новления социальных взаимоотношений. Для молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, отсутст вие соответствующего партнера или супруга не только сужает круг его связей в настоящее время, но может разрушить мечты о будущем и представление о цели [Schank & Abelson, 1977]. На протяжении всей жизни для осуществления важных жизненных планов нужны «соучастниюf».
Отсутствие близкой привязанности в детстве
Утрата значимых взаимоотношений тяжела в любом возрасте, но для маленьких детей эти события особенно
188 189
серьезны по своим последствиям. В своем довольно необычном анализе Шейвер и Рубинстайн (Shaver & Ru benstein, 1980] утверждали, что лишенные тесной при вязанности к родителям дети выстраивают такие модели социального мира и собственного «Я», которые губи тельным образом сказываются на их самооценке и даль нейшем социальном приспособлении (социализации). Шейвер и Рубинстайн предположили, что дети склонны обвинять себя в потере одного из родителей, особенно когда эта потеря - результат развода, а не смерти. Уровень сознательной зрелости ребенка в момент раз вода может быть критическим. Маленькие дети, под верженные эгоцентризму, более всего склоняются к мысли, что именно они стали причиной развода. В ре зультате, как считают Шейвер и Рубинстайн, снижается их самооценка и утверждается пессимистическое отно шение к социальным взаимосвязям, которое трудно преодолеть. Будучи уже взрослыми, такие индивиды подвергаются особому риску одиночества и продол жают обвинять себя в собственных социальных затруд нениях. Таким образом, ранняя потеря привязанности оставляет в наследство одиночество и низкую само оценку. Итак, мы рассмотрели взаимосвязь между одиноче ством и низкой самооценкой. Уже в самой низкой само оценке заложен риск одиночества, которое, в свою оче редь, может в дальнейшем подорвать чувство собствен ного достоинства у человека. Как разорвать этот изна чально порочный круг -весьма существенный вопрос для исследователей одиночества и психиатров. Следует указать здесь и на две другие нерешенные проблемы. Во-первых, неясно, влияет ли умышленное желание по нравиться и поnытки некоторых людей предстать перед исследователем в лучшем свете на изучаемое соотноше ние степени одиночества и его самооценки. Люди, кото рые хотят произвести благоприятное впечатление, могут как отрицать свое одиночество, так и ·оценивать себя положительно. Некоторые данные [см. с. 192-226 наст. изд.] позволяют предположить, что на измерение степени одиночества умышленное желание поправиться сущест венно не влияет, но дальнейшее исследование этого воп роса все же необходимо. Во-вторых, заслуживает при стального внимания и изучения возможная роль депрес сии в объяснении того, почему полное одиночество соп- ровождается низкой самооценкой. По крайней мере в некоторых случаях потеря чего-то важного в жизни (общения) может положить начало не только одино честву, но и глубокой депрессии, которая в свою очередь приводит индивида к принятию негативной установки в отношении себя и собственного чувства достоинства [Weiner & Litman-Adizes, 1978].
Заключение
Одиночество -это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом -ее чувствами, мыслями, поступ ками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество существует «только в вашей голове» и что это состоя ние можно, как по волшебству, преодолеть силой «ПО зитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесто ронний анализ одиночества невозможен без изучения того влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы.
Измерение одиночества
Даниел Рассел эмпирические результаты их исследований также будут обсуждены. В заключение рассматриваются отдельные методические и концептуальные проблемы, относящиеся к определению степени одиночества и нашему понима нию причин и следствий этого важного социального феномена.
Обзор систем измерения одиночества
«Стандартным» введением в обсуждение измерения одиночества обычно служат два утверждения: 1) имеет ся очень мало эмпирических исследований этой важной социальной проблемы; 2) главным препятствием на пути эмпирического исследования в данной области стано вится отсутствие адекватного инструментария для изме рения одиночества. Однако за последние два-три года количество эмпирических исследований одиночества рез ко возросло, что сделало приведеиные выше утверждения весьма проблематичными. И, как покажет настоящее обсуждение, возник ряд измерительных средств, позво ляющих говорить о том, что измерение одиночества больше не является препятствием на пути к его иссле дованию. В данной статье рассматривается вопрос, каким об разом исследователи концептуализировали и измерили одиночество. Несмотря на то что, судя по описаниям, было изобретено много систем измерения, лишь два спо соба оценки - шкала одиночества UCLA (Калифорний ского университета в Лос-Анджелесе) [Russell, Pep1au, Cutroпa, 1980; Russell, Pep1au & Ferguson, 1978) и шкала одиночества, разработанная Джонг-Гирвельд и ее со трудниками [Jong-Gierve1de, 1978] -были опублико ваны. Моя статья начинается с обзора существующих си стем измерения одиночества, причем внимание обраща ется главным образом на достоверность и обоснованность этих способов исчисления. Затем дается обзор работ по созданию шкалы одиночества UCLA, выполненных моими коллегами и мною. Эта шкала широко применя лась другими исследователями, и некоторые новые
Исследователи использовали два различных кон цептуальных подхода к проблеме измерения одиночества. Один подход -одномерный - рассматривает одиночест во как единое явление, которое отличается в первую очередь по испытываемой интенсивности переживания. Этот подход допускает, что в переживании одиночест ва имеются общие темы, и не принимает во внимание, чем каждый отдельный случай одиночества является для индивида. Таким образом, одна и та же общая шкала одиночества должна уловить и одиночество студента-но вичка, которому недостает друзей, и одиночество человека постарше, у которого совсем недавно умер спутник жиз ни. Многомерный подход, напротив, концептуализирует одиночество как многогранное явление, которое нельзя подвести под единую мерку глобального одиночества. Вместо того чтобы сконцентрировать внимание на том общем, что лежит в основе испытываемого одиночества у всех индивидов, этот подход пытается выделить гипо тетические типы или проявления одиночества. Различие между одномерным и многомерным концептуальными подходами обеспечивает хороший результат при выде лении основных категорий существующих в настоящее время систем измерения одиночества.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы