Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Смиритесь пред Его сладостной суверенной волей: Богословие Эдвардса



 

Ответы на вопросы - что Джонатан Эдвардс проповедовал и как он это делал - кроются в понимании того, как он видел Бога. Поэтому перед тем, как мы пустимся в обсуждения его проповедей, нам нужно постараться хотя бы кратко вникнуть в его понимание Господа.
1735 год. Эдвардс читает проповедь: “Остановитесь и познайте, что Я - Бог” (Пс 45: 11). Развивая свою мысль, он приходит к выводу: “Бог требует от нас не безрассудного подчинения Ему, но подчинения как видящих и понимающих почему. Следовательно, простое понимание истины, что Бог есть Бог, вполне достаточно для того, чтобы унять все возражения и противостояния Его святым и суверенным делам”.1
Когда Джонатан Эдвардс “остановился и познал” великую истину, что Бог есть Бог, перед ним открылся необъятный мир, где живет Величественное Существо, Чье существование более не оставляет сомнений - он узрел Того, Кто обладет бесконечной властью, бесконечным знанием и бесконечной святостью. Он писал:

Деяния Бога свидетельствуют об одном: Его разум и власть неисследимы... Таким образом, Он, обладая бесконечным разумом и властью, должен так же быть и идеально святым, поскольку грех всегда означает некий недостаток, некую слепоту. Там, где нет темноты и заблуждения, не должно быть и греха... Бог, обладая бесконечным разумом и властью, должен быть само- и вседостаточным. Поэтому Его нельзя искусить совершить ошибку, ибо нет такой причины, которая могла бы побудить Его к этому... Следовательно, Бог абсолютно свят, и для Него ошибаться невозможно.2

В понимании Эдвардса бесконечная власть, или, другими словами, абсолютная власть есть основание Божьей вседостаточности. Вседостаточность Бога - это искрящийся фонтан Его идеальной святости. В своем “Трактате о религизных чувствах” Эдвардс писал, что Божья святость охватывает все аспекты Его морального превосходства. Итак, для Эдвардса суверенность Бога стала краеугольным камнем в понимании всего остального о Боге”.3
Когда ему было двадцать пять-двадцать шесть лет, он вспоминал о том, что было девять лет назад, когда он буквально “влюбился” в доктрину о суверенности Бога, о чем и написал: “В моей голове произошел переворот с того момента, когда я принял учение о суверенности Бога. С того дня и до конца... безраздельная суверенность Бога... есть то, в чем я убежден в такой же степени, как я убежден в реальности мира, который вижу своими глазами... Неоднократно это учение представлялось мне невероятно приятным, светлым и сладостным. Я люблю говорить о Боге как об абсолютно суверенном в Своей воле... Его суверенность является мне как величайшая составная Его славы. Приближение к Богу и преклонение пред Ним, всевластным Хозяином, доставляет истинную радость”.4
Взирая на Бога, ошеломленный величием Его суверенной воли, Эдвардс не рассматривает ее в отрыве от всего остального. Божья суверенность - это часть Его славы. Эдвардс наслаждался потому, что это было великой и важнейшей частью Того бесконечно славного Существа, которого Эдвардс невероятно искренне любил.
Из такого понимания Бога проистекают два вывода. Первый заключается в том, что во всем, что бы ни делал Бог, Он преследует цель явить сияние Своей славы. Все деяния Господа берут начало в полноте Его естества, а не в недостатке ее. Большинство поступков человека имеют своей целью восполнить недостаток или отсутствие чего-либо в нас. Бог же никогда не нуждается в восполнении Своих недостатков. Он никогда не пытается залечить Свои изъяны, потому что Он Сам есть источник силы, изменяющей все по Своей воле, отражающей всю полноту Своего бытия. Любое действие Бога направленно на то, чтобы явить и раскрыть Свою славу, а не дополнить ее (эта мысль была мастерски раскрыта в “Труде о цели, ради которой Бог создал мир”).5
Второй вывод заключается в том, что долг человека - это восторгаться славой Бога. Я намеренно фокусирую ваше внимание на слове “восторг”, потому что во времена Эдвардса, равно как и в наши, многие верующие были убеждены, что цель человека - прославить Бога и всегда наслаждаться Им. Таким образом, они считают, что наслаждаться Его присутствием необязательно, не понимая того, что главная цель человека - прославить Бога через наслаждение Им.
Эдвардс называл такой восторг “чувством”. Весь “Трактат о религиозных чувствах” подчинен одной мысли: “Истинная вера, по большей своей части, состоит из святых чувств”. В его понимании чувства были “весьма значительными, наиболее заметными проявлениями всех стремлений души и ее воли”.6 К примеру, ненависть, желание, радость, восторг, горе, надежда, страх, благодарность, сострадание и рвение.
Нам необходимо понять, что “восторгаться Господом” не такая уж и простая задача. Одни желания нашего сердца всегда связаны с другими. Например, “восхищение Богом” включает в себя ненависть ко греху, страх разгневать Бога, надежду на обетования Бога, удовлетворение от общения с Богом, желание последнего откровения Бога, ликование об исполнении искупления грехов, горестное сокрушение о грехах, благодарность за незаслуженные дары, рвение исполнить Божьи цели, голод по праведности. Наш долг перед Богом заключается в том, что все наши чувства должны быть естественным следствием Его присутствия, отражающего Его славу.
Эдвардс был искренне убежден, что без святых чувствований нет и истинной веры. “Тот, у кого нет религиозных чувств, является в духовном смысле мертвецом, лишенным сильных оживляющих влияний Духа Божьего”.7
Более того, когда нет постоянства святых чувств, нет и истинной веры (или истинного верующего). Постоянство есть отличительный признак избранных, и оно крайне необходимо для достижения окончательного спасения. Тот, кто не ведет праведной жизни, откроет для себя, что он не избран, тот же, кто ведет праведный образ жизни, поймет, что он - избранный”.8
Эдвардс верил в оправдание по вере и много думал о том, как это соотносится с постоянством святых в вере. Как и сегодня, в то время люди задавались вопросом: “Что есть вера? ” Тогда Эдвардс дал на два важных ответа на этот вопрос. Во-первых, спасающая вера включает в себя “веру в истину и способность души отвечать на истину”.9 Поскольку вера есть способность души отвечать на различные стимулы, то вера подразумевает под собой и чувства. Вера есть “полное принятие душой откровения, что Иисус Христос - наш Спаситель”. Мы принимаем эту истину посредством любви: “Вера есть следствие принципа святой любви” (например, 1 Кор 13: 7; Ин 3: 19, 5: 42). “Любовь к Богу - это основное условие спасающей веры”. Другими словами, вера появляется, “когда мы вкушаем духовную истину, насладившись ее красотой и святостью”.10 Итак, истоки веры надо искать в “восхищении Богом”, вера же есть проявление “восхищения Богом”. В противоположность бытующему современному учению, Эдвардс утверждал, что спасающая вера - это решение воли, идущее рука об руку с чувствами.
Во-вторых, спасающая вера - это постоянная вера. “Бог видит постоянство святых как важнейшую составную часть первого шага в спасающей вере, посредством которой грешник и спасается”.11 Другими словами, поначалу спасающая вера похожа на желудь, в котором живет росток, однажды вырастающий в дуб постоянства веры, которое, согласно Библии, необходимо для окончательного, или заключительного, спасения. Итак, мы однажды и навсегда оправдываемся верой в момент нашего покаяния, но мы должны (и наверняка будем) пребывать в святых чувствованиях, привитых нам во время покаяния.
Именно поэтому Эдвардс сказал, что “нужны не только люди, заботливо и внимательно относящиеся к своему покаянию и обращению ко Христу, но и люди, которые показывают свою заботу и прилежность о пребывании в вере”.12 Эдвардс был убежден в этом, что и оказало огромное влияние на его взгляд на проповедывание. Он представлял проповедь как способ сохранения святых в благодати, а само постоянство в вере - как необходимость достижения окончательного спасения. Поэтому для него каждая проповедь была “спасающей проповедью”. И не просто потому, что она призвана обращать грешников ко Христу, но также и потому, что она сохраняет в верующих святые чувствования, что помогает им доказать себе и окружающим истинность своего призвания и избрания и, в конце концов, спастись.
Таким образом, когда Джонатан Эдвардс ”остановился и познал”, что Бог есть Бог, то он узрел безбрежную суверенную власть Бога самодостаточного, вседостаточного, бесконечно святого и потому истинно обладающего всей славой. Бог никогда и ничего не делал и не будет делать для восполнения Своих недостатков (поскольку у Него нет таковых), но для явления Своих богатств (которые бесконечны). Ради Своей славы Он делает то, что Он делает. Следовательно, нашей обязанностью и привилегией является стремление приобщиться к Его замыслу и, восхищаясь Им, отражать миру сияние Его славы. Наше призвание и радость - явить Божью славу, доверив Ему свое сердце до конца нашей жизни.

 

Глава 7


Поделиться:



Популярное:

  1. Any и его производные имеют другое значение в утвердительном предложении.
  2. B. Определим максимальный тепловой поток на вентиляцию
  3. E) Методический совет, предметные методические объединения, проблемный семинар, единый методический день.
  4. E) Прямую зависимость величины предложения от цены товара
  5. Gerund переводится на русский язык существительным, деепричастием, инфинитивом или целым предложением.
  6. He-Ne лазер представляет из себя . . . генератор.
  7. Hе откладывай на завтра то, что ты отложил вчера на сегодня.
  8. I. ВВЕДЕНИЕ В СОБСТВЕННО БОГОСЛОВИЕ
  9. I. Отправление поезда с железнодорожной станции на перегон
  10. I. Поставьте глаголы в Simple Past и Future Simple, употребляя соответствующие наречия времени. Запишите полученные предложения и переведите их на русский язык.
  11. I. Поставьте предложения в отрицательную форму (Present Indefinite Tense).
  12. I. Предприятия крупного рогатого скота


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь