Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации
Сложность и многообразие процессов и явлений реальности порождает многообразие форм знания: научное, философское, религиозное, этическое, эстетическое, обыденное, игровое, личностное, а также обширный класс паранаучных знаний, таких как эзотерика, оккультизм, магия и т.д. Различаются формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Мышление в понятиях и образах — это естественные формы человеческого познания мира, объясняемые наличием левого, ответственного за логику и однозначный смысловой контекст, и правого, отвечающего за образность и многозначность смыслов, полушарий мозга. Научное знание характеризуется объективностью, истинностью и отражает закономерности мира в понятийной форме. К признакам научности относят: наличие предметной сферы исследования; наличие понятийного аппарата установление принципов, уровней, критериев, причинных зависимостей, создание теории и открытие фундаментальных законов. Многообразные формы знания, отличающиеся от научного, отнесены к ведомству вненаучного, «пограничного» знания. Это — астрология, парапсихология и целый комплекс так называемых народных наук, нетрадиционная медицина, знахарство, экстрасенсорика и пр. Многие формы вненаучного знания, например астрология и алхимия, старше своих дисциплинарно оформившихся потомков — астрономии и химии. В настоящее время нетрадиционные подходы и методы познания стали привлекать к себе внимание. Так, П. Фейерабенд считает, что наука должна признать все имеющиеся формы ненаучного знания и отстаивать свою позицию в диалоге с ними. Наука перестает оцениваться как единственный и уникальный канал притока информации от внешнего мира и часто критикуется за ее желание диктовать условия познания. Современная эпоха характеризуется тем, что весь комплекс альтернативных науке когнитивных практик, воспринимаемый в массовом сознании как паранаука, приобрел статус социокультурного явления, которое не может быть объявлено несуществующим так же, как и мифология, сказка, легенда, притчи и пр. Обращать внимание на многообразие когнитивных практик — не значит открыто пропагандировать их методы в противовес научным. Это внимание можно расценить как философскую рефлексию по поводу многообразия форм знания. Среди многообразных форм вненаучного знания выделяют следующие: • паранаучные (от гр. para — возле, около) знания, включающие размышления о феноменах, объяснение которых не совместимо с имеющимся научным гносеологическим стандартом, а потому не отвечает критериям научности. К паранаучным знаниям относятся: оккультизм, эзотеризм, герметизм, теософия и мистика. Оккультизм имеет дело с таинственным знанием о сверхъестественных силах и делает эти знания доступными для всех; эзотеризм постигает тайны, предназначенные для посвященных; теософия есть религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством; герметизм имеет дело с построениями знаний, известных только посвященным; мистика через процедуры очищения, вдохновения, отрешения от мира выводит человека к космическому сознанию; • лженаучные знания, сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Симптомы лженауки — малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, а также высокая чувствительность к «злобе дня», сенсации. Лженаучные знания не являются систематичными и универсальными. Иногда лженаучное связывают с патологией психики того или иного ученого. В истории нашей науки известны лысенковщина, фиксизм (в советской геологии 50-х гг. XX века), шельмование кибернетики и т.п.; • антинаучное знание — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. С антинаукой связывают, например, извечную потребность в обнаружении «панацеи» от всех болезней, и хотя предъявление людям открытой такого рода «панацеи» несет опасность, полное избавление от антинауки невозможно; • псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. Существует обыденно-практическое знание, в котором присутствуют элементарные сведения о природе и окружающей действительности. В отличие от науки, его основой является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, являясь исходным пластом всякого, в том числе и научного, познания, характеризуется тем, что его применение не нуждается в предварительной системе доказательств. Оно носит принципиально бесписьменный характер, не требует рефлексии и используется человеком неосознанно, а иногда даже минуя ступень артикуляции, молчаливо руководит действиями субъекта. Пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, фиксируют мудрость обыденно-практического знания. Одной из ранних форм знания является религиозное знание. В отличие от научного оно основано на вере и устремлено в сферу постижения сверхъестественного, за пределы рационально доказуемого. Религиозное знание включает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Вера связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным символическим восприятием мира. Религиозное знание предполагает не доказательство, а откровение, которое трактуется как дар и результат напряженного религиозного опыта. Атрибутами религиозного знания являются: икона, тексты Священного Писания, молитвы, многообразная религиозная символика, храм. Основанное на вере религиозное знание обнаруживает себя в непосредственном признании содержания догматов.Однако вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, элемент познавательной деятельности вообще. Поэтому можно говорить о гносеологической вере, которая есть признание чего-либо истинным на основании доминирования субъективного принятия. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности, связана с чувством одобрения или отрицания. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит. Особую разновидность знания представляет личностное знание. Если коллективное знание общезначимо и надличностно, предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий и методов, то личностное знание — это знание, в котором человек проявляет свои творческие способности, это акт активного индивидуального постижения явлений, связанный с формированием личностных навыков и убеждений. К исторически начальным формам человеческого знания относят игровое знание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей надэмпирической трансляции опыта. Игровое знание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботясь о практической выгоде, и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Оно конструирует собственную реальность, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения, имеет обучающе-развивающий характер, активно используясь в современных образовательных процессах. Особую форму вненаучного знания представляет «народная» наука, связанная с наличием свода «неписаных» знаний знахарей, целителей, ворожей и пр. Этот рецептурно-рутинный комплекс сведений существует в бесписьменной форме и транслируется от наставника к ученику. Конденсат народной науки присутствует в виде заветов, заклинаний, примет, наставлений, сохраняется в этнических обрядах и ритуалах, в формах социальной памяти. Изменение условий существования этноса приводит к исчезновению народных наук, которые, как правило, не восстанавливаются. Существует широкий класс паранормального знания: учения о тайных природных и психических силах и способах получения информации, выходящих за рамки науки и понятийного постижения, способность оказывать влияние на предметы и людей, не прибегая к непосредственным физическим воздействиям. Различают экстрасенсорное восприятие (телепатия и ясновидение) и психокинез. Телепатия предполагает мысленный обмен информацией между двумя и более индивидами. Ясновидение — способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (например, фотография и т.п.). Психокинез — это возможность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом. Наука пока еще не может объяснить природу психокинеза, как не может и игнорировать подобные феномены. Живучесть аномального знания обусловливается, во-первых, тем, что в повседневной жизнедеятельности индивид, имея даже научное образование, поступает в соответствии с нормами обыденного, а не научного знания; во-вторых, анормальное знание актуализируется в ситуациях социальной дестабилизации; в-третьих, оно обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности. Сейчас область паранаучного знания расширяется, ярко выражено стремление отыскать соответствия между рациональным европейским мышлением и восточным мистицизмом, процветает индустрия парауслуг. Это встречает институциональное сопротивление официальной науки, а также резкое осуждение со стороны церкви. Философы реагируют на всплеск ненаучных и псевдонаучных практик по-разному. Так, итальянский философ Н. Аббаньяно, обсуждая проблему роли астрологии в современном обществе, вступает в полемику с немецким философом, внесшим крупный вклад в эстетику модернизма Т. Адорно, который еще в 1956 г. написал работу «Звезды о мире», где утверждал, что «астрология есть орудие порабощения... ибо представляет зависимость человека от порядка и природы мира как метафизический факт», что она ложна и по большей части психотична и должна «рассматриваться как уменьшенная модель социальной эксплуатации, вызывающая в гораздо большем масштабе предрасположенность к паранойе». Но, как считает Аббаньяно, надо выяснить человеческие мотивы, вызывающие интерес к астрологии. Эти мотивы просты: у людей существует потребность в предвидении, пусть даже приблизительном; эта потребность неистребима, а наука ничего не может сказать о будущем отдельно взятого человека. Астрология удовлетворяет эту потребность, и «в ее советах нет ничего вредного или предосудительного; они вдохновляются народной мудростью», которая всегда базировалась на вере в единство человека и природы. Псевдонаука — это «болезнь историческая и международная». В рамках античной натурфилософии первые философы были одновременно и учеными. Со временем наука отпочковалась от философии, а философия сделала теоретико-познавательную проблематику одной из центральных. Многовековой спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество, показал, что наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. Ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Размышлениями по поводу последствий научных открытий обременена не наука, а философия, которая взяла на себя функцию ответственности за науку перед человечеством. Философия этимологически означает любовь к мудрости. Глубинное основание философской мудрости состоит в том, чтобы постичь подлинную суть вещей и процессов, первопричины и закономерности развития. Аристотель указывал, что «философия направлена на выявление первопричин и первооснований, а философ — это тот, кто более способен научить выявлению причин». С понятием мудрости связывается высший идеал знания и поведения. Философию трактуют как эпоху, схваченную в мыслях (Маркс), и ценят за то, что она выступает школой развития теоретического мышления. Долг философа — постоянно интересоваться событиями современности, разбираться в неоднозначности ситуаций, выявлять закономерности происходящего. Поэтому о философии говорят, что она — духовная квинтэссенция (сущность) своего времени. Философию определяют как форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические и эстетические отношения человека к миру. Предметом философии является «отношение человек — мир», взятое в многообразных ракурсах. И мир, и человек изменяются, поэтому понимание предмета философии конкретно-исторично. Из такого понимания философии следуют ее эпохальное предназначение и связь с жизнью, воссоздание правдивого портрета эпохи, постижение смысла и сути бытия. Примечательно, что еще французский философ и ученый Р. Декарт писал: «...Каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». Философствование внутренне присуще каждому, и как только человек начинает задумываться над смысложизненными вопросами, которые И. Кант сформулировал так: «Что я могу знать? », «Что я должен делать? », «На что я могу надеяться? » и «Что такое человек? », он сразу же попадает в пространство философии. Английский философ Д. Юм с не меньшей убедительностью доказывал, что на основании отношения к философии можно ставить диагноз нации. В ситуации, когда, по мнению современных философов К. Ясперса, М. Хайдеггера, Э. Фромма и др., формируются тенденции унификации личности, духовного опустошения и гипертрофии рассудочности, философская мудрость становится особенно востребованной. Философия в своем предназначении — быть центром всей духовной культуры — помогает создать гуманистическую систему координат, указывает на систему непреходящих ценностей, разъясняет жестокие уроки времени, укрепляя веру в разум. Подвижным умонастроениям и ситуационно-историческим переживаниям философия противопоставляет позицию духовной выдержки. Многообразие взаимодействий в системе «человек — мир» обусловливает многофункциональность философии. Функция (от лат. function — исполнение) — это та «работа», которую возлагает на себя философия. Основные функции философии — мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция связана с формированием жизненных позиций, убеждений и идеалов людей. Она реализуется на двух уровнях: понятийно-категориальном и эмоционально-образном. Методологическая функция проявляется в обеспечении научного и социального познания выверенными правилами, нормами и методами исследования. Помимо этого философия выполняет социально-аксеологическую, культурно-воспитательную и прогностическую функции, а также критическую функцию противостояния догматизму. Философия, как и любая сфера человеческого знания, не может вобрать в себя всю совокупность научных знаний о мироздании, не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п. Многолетний спор философии и науки о том, какова их действительная взаимосвязь, привел к следующим выводам: (а) специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Гегель считал, что научное мышление погружено в конечный материал и ограничено рассудочным постижением конечного. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума; (б) частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики и т.д. объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Мир в глазах философа — живое динамичное целое. Принимая во внимание научные данные, философия рассматривает вопрос о сущности, смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру); (в) если представители науки исходят из определенных представлений своей дисциплины и не анализируют проблему их достоверности, то философия всегда стремилась к выяснению исходных достоверных предпосылок возможности познания вообще, критериев для понимания и оценки всего, что связано с бытием человека (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти и т.д.). Предельные, пограничные вопросы — излюбленная сфера философских размышлений. Британский логик Б. Рассел утверждал, что философия «является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения». Философия, по его мнению, «Ничейная Земля» между наукой и теологией, открытая поэтому для атак с обеих сторон. На многие философские вопросы типа «что есть мудрость, добро, в чем смысл жизни? » нельзя найти ответ в научной лаборатории. Не устраивают и версии богословов со ссылкой на акт творения и Священное Писание. Неразрешимые вопросы с точки зрения науки и теологии оказываются уделом философии; (г) если наука направлена на выработку и систематизацию строгих и объективных знаний о действительности, выявление закономерностей и получение нового знания, то философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судьбы современной цивилизации; (д) в отличие от однозначного терминологического и понятийного языка науки, философия создает свой собственный язык — язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости; причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма и т.д.; (е) философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Поэтому в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. Изречение: «подвергай все сомнению! » — вот кредо философствующего разума; (ж) в науке принимается кумулятивное (на основе накопленных знаний) движение вперед (не будет же ученый заново открывать таблицу умножения или законы классической механики). Философия не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Так, она не может удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему решать этот вопрос. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии — метод оборачивания на себя, возвращение к исходным предпосылкам и обогащение их новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли; (з) наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия имеет дело с миром интеллигибельных (постигаемых умом) сущностей. Так, вопросы «что есть красота, истина, добро, справедливость» как таковые выходят за рамки эмпирических обобщений. Красота как понятие не сводится к примерам: прекрасный цветок, кристалл, пейзаж или женский образ. Философское понимание красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно выходит за пределы эмпирической данности, «трансцендирует к сущностному определению»; (и) если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (например, физика может развиваться без учета опыта истории искусства, а химия — невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит иначе. В философии в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.; (к) в философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Согласно тезису античного мыслителя Протагора, «человек есть мера всех вещей», философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. Она обсуждает те социальные последствия, к которым могут привести сделанные открытия, утверждая в качестве абсолютной ценности жизнь человечества. Наука связана и с искусством, которое является особой формой общественного сознания, связанной с рождением художественных образов, обогащающих человечество широкой палитрой эмоций, чувств и переживаний, многообразием человеческого опыта. Высокое искусство действует на мировосприятие человека убедительно, доходчиво, передает чувства любви, справедливости, прекрасного и безобразного, негодование от зла, обмана, пороков. В отличие от науки, искусство (а) отражает мир в художественных образах, (б) выражает личностные смыслы жизни отдельного человека и целых поколений. Смысложизненная составляющая искусства, проявляясь наглядно, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хореографии, постигается и переживается человеком как целостным существом. Музыка, пение, литература и поэзия, колористика и цветовое видение влияют на внутреннее состояние человека и являются самоценной мерой восприятия действительности. Наука нацелена на поиск общих закономерностей, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию. И если в науке господствует генерализация (обобщение), то в искусстве важны индивидуализация и типизация, которые содержатся в ткани художественных образов. В отличие от аксиом, формул науки, идеалы искусства исторически конкретны и изменчивы. История искусств описывает многообразие стилей, выразительных приемов, причины их возникновения и социальную обусловленность, показывает значимость национального и этнического типов мироотношения. В отличие от науки искусство обращено не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия, что обусловливает полярность художественного сознания: прекрасное — безобразное, трагическое — комическое, реальное — фантастическое и пр. Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосообразность. Не случайно гиперболизация (преувеличение) является действенным приемом художественно-образного отражения действительности. В то время как для науки важным регулятивом выступает идея закономерности, для искусства им оказывается эстетический идеал. Искусство обеспечивает вид удовольствия сродни свободному чувству эстетического наслаждения. Искусство античной Греции опиралось на идею калокагатии (от греч. калос — прекрасный, агатос — доблестный). Прекрасное является доблестным, а доблестное — прекрасным. Просветление (катарсис), очищение и подлинное ощущение ценностей происходят в процессе переживания трагедии, конфликта, драмы, представленной выдающимися произведениями искусства. Проводя различие между западным и восточным искусством, ученые указывают, что западное искусство в целом антропоцентрично, в то время как восточное — космоцентрично. Считается, что во времена античности художественной доминантой являлась скульптура, в эпоху Возрождения — живопись, в XIX—XX столетиях таковой стала литература, в XXI веке — кинематограф. Предметом художественного отражения могут стать и мир ученых, и процесс научного открытия, искусство может проникнуть «в святая святых» человеческой гениальности, раскрыть тайну человеческих отношений, познавать психику человека и влиять на нее. Не случайно искусство называют своеобразной энциклопедией человековедения. Важным является вопрос о критериях и типах классификации наук. Классификация (от лат. classis — разряд, facio — делаю) наук предполагает группировку и систематизацию знания на основании сходства определенных свойств. Современные науки подразделяются на три больших класса: естественные, общественные, технические. Отличия естественных наук в том, что они основаны на соединении математического описания природы и ее экспериментального исследования. Технические науки сформировались как опосредующее звено между естествознанием и производством. Техническое знание свидетельствует об успешности практического применения науки. Общественные науки выявляют специфику исторически развивающихся социальных объектов. Родоначальник эмпирической науки Ф. Бэкон предложил классификацию наук, в основу которой были положены основополагающие способности человеческой души: память, воображение, разум. В его классификации памяти соответствует история; воображению — поэзия; разуму — философия. Философия — обобщенное познание, которое распадается на естественную философию, или учение о природе (физика, механика, метафизика и магия), и первую философию (учение об аксиомах и трансценденциях). В классификации наук родоначальника рационализма Р. Декарта используется метафора дерева: корневищем является метафизика (наука о первопричинах), стволом — физика, крона включает в себя медицину, механику и этику. Своеобразную классификацию наук дал Гегель. Выделенные им ступени природы отражали этапы эволюции, трактуемой как развитие и воплощение творческой деятельности «мирового духа» или «абсолютной идеи». Гегель выделяет логику, которая совпадает с диалектикой и теорией познания и включает в себя три раздела: учение о бытии, о сущности, о понятии; философию природы, где Гегель подчеркивал переход от механических явлений к химическим, далее к органической жизни и практике; философию духа, подразделяемую на учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (социально-историческая жизнь человека), абсолютном духе (философия как наука наук). Серьезной вехой в становлении классификации наук было учение Сен-Симона, утверждающее необходимость основывать научные суждения на наблюдаемых фактах. Частные науки есть элементы общей науки — философии, которая станет позитивной, когда все частные науки (и, прежде всего, физиология и психология) станут позитивными, т.е. когда будут основаны на наблюдаемых фактах. Сен-Симон пытался перенести приемы естественнонаучных дисциплин в область познания общества и считал, что следует искать универсальные законы, управляющие всеми явлениями природы и общества. О. Конт, основатель позитивизма в философии, взял за основу классификации наук закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. По его мнению, классификация должна отвечать двум условиям — догматическому и историческому. Первое состоит в расположении наук, согласно их содержательной зависимости, второе — в расположении наук, сообразно ходу их действительного развития, от древних к новым. Иерархия наук по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности такова: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология, рассматриваемая Контом, как социальная физика. Удобно, считал он, группировать науки по две, представляя их в виде трех пар: (а) начальной (математика — астрономия), (б) конечной (биология — социология), (в) промежуточной (физика — химия). В контовской классификации логика рассматривается как часть математики, а психология — как часть биологии и социологии. В основу классификации наук Ф. Энгельса положена классификация форм движения материи. Но так как классификация форм движения материи шла по восходящей линии от низшего к высшему, то классификация наук приняла вид субординационной цепочки: механика — физика — химия — биология — социальные науки. Энгельс предугадал универсальность перехода одной формы движения в другую, хотя в это время были изучены лишь переходы между механической и тепловыми формами. Оказалось верным и его предположение, что выдающиеся открытия будут возникать на стыке наук, в пограничных областях. В XX в. именно на стыках наук появились многие перспективные области исследования: биохимия, геохимия, психолингвистика, информатика и пр. Принципиальное отличие предложенной Энгельсом классификации состояло в том, что в ее основу был положен принцип объективности: различия между науками обусловливались различиями изучаемых объектов. Предложенный Энгельсом принцип классификации может быть продолжен с учетом современных открытий новых форм движения материи. В связи с новыми данными естествознания различают шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную. Такая классификация форм движения материи может выступать основой классификации наук. Существует подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основным, частным, комплексным. К основным формам относятся: физическая, химическая, биологическая, социальная. Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, макротела, звезды, галактики, Метагалактику. К комплексным формам движения материи относят астрономическую (Метагалактика — галактика — звезды — планеты); геологическую (физическая и химическая формы материи в условиях планетарного тела); географическую (физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения материи в пределах лито, гидро- и атмосферы). Одна из существенных особенностей комплексных форм движения материи в том, что господствующую роль в них, в конечном счете, играет низшая форма материи — физическая. К примеру, геологические процессы определяются физическими силами: гравитацией, давлением, теплотой; географические законы обусловлены физическими и химическими условиями и соотношениями верхних оболочек Земли. Дальнейшие шаги в развитии классификации наук предпринял В. Дилыпей, различая науки о духе и науки о природе по предмету. Предмет первых — человеческие отношения, предмет вторых — внешний по отношению к человеку мир. В науках о духе устанавливается связь понятий «жизнь», «экспрессия», «понимание», которых нет в науках о природе. Понимание — источник и метод наук о духе. В. Виндельбанд предлагает различать науки не по предмету, а по методу, выделяет науки номотетические (от греч. nomothetike — законодательное искусство), направленные на установление общих законов, и идиографические (от греч. idios — особенный + grapho — пишу), изучающие индивидуальные явления и события. Противоположность природы и духа не дает исчерпывающего объяснения многообразию наук, поэтому Г. Риккерт, развивая выдвинутую Виндельбандом идею о существовании номотетических и идиографических наук, приходит к выводу, что различие наук вытекает из ценностной ориентации ученых. Естествознание свободно от ценностей, культура и индивидуализирующее понимание истории есть царство ценностей. Поэтому он делит науки на науки о природе и науки о культуре, которые охватывают такие сферы, как религия, церковь, право, государство и даже хозяйство. Риккерт различает сферы действительности, ценности и смысла, которым соответствуют три метода: объяснение, понимание, истолкование. Главной функцией науки всегда являлось производство научно-теоретического знания, но в процессе своего развития наука приобретала новые функции. Развитие функций науки можно проследить в процессе ее исторического становления. Изменение картины мира под воздействием развития наук выявило мировоззренческую функцию науки. В современном мире именно научное знание составляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения. В ходе развития науки формируются культурная и технологическая функции науки. Культурная функция указывает на роль науки в общем потенциале культуры. Технологическая функция науки подчеркивает качество развития цивилизации и отражает необходимость освоения последующим поколением имеющейся технологической мощи как стартовой площадки для последующего развития. В современном мире обнаружилась новая функция науки как фактора социальной регуляции, связанной с воздействием на потребности общества, созданием условий рационального управления и жизнедеятельности. Это влечет за собой этическую и ценностную направленность современной науки. Регулятивная функция науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки, и, конечно, же посредством института экспертов. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, направленной на умножение производительных ресурсов общества. Именно крупное машинное производство, которое возникло не без помощи науки в результате индустриального переворота XVIII—XIX веков, составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Она выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития социума. Каждое новое открытие становится основой для технического изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки. В качестве приоритетной выделяют социальную функцию науки, в рамках которой особое место занимает экологическая ориентация. Современная наука вынуждена все больше заботиться о коэволюционном (согласованном) вписывании в природу достижений научно-технического прогресса. Наука в функции социальной силы предполагает, что её методы и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития, при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности), для оптимизации социального управления. Выделяют также проективно-конструктивную функцию науки, являющуюся неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Проективно-конструктивная функция связана с созданием качественно новых технологий и их предварительной экспертизой, что в наше время чрезвычайно актуально, так как существуют такие технологии, применение которых может принести человечеству вред, равносильный самоистреблению. Таким образом, к основным функциям науки можно отнести: (а) производство научно-теоретического знания; (б) мировоззренческую и культурную функции; (в) технологическую функцию и функцию науки как непосредственной производительной силы; (г) функцию социальной регуляции общественных процессов и социальной силы; (д) проективно-конструктивную функцию. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы