Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
IV. Ярославский церковный округ
Митр. Агафангел (Преображенский) Родился 27 сент. 1854 г. в Тульской губ. в семье священника. Окончил Тульскую Дух. семинарию. 1881 — окончил Московскую Дух. Академию (кандидат богословия), с 15.УП — учитель Ранненбургского Дух. училища, с 7.ХП — пом. смотрителя Скопинского Дух. училища. Потеряв после 11-месячной супружеской жизни разом жену и сына, 7.Ш.1895 принял постриг и 10.111. — рукоположен в иеромонаха. 4.ХП.1886 — инспектор Томской Дух. семинарии в сане игумена. Молодой монах оправдывает свое новое имя (Агафангел — «вестник любви»), отличаясь своим исключительным миролюбием, кротостью и любовью к детям. «Вы, дети, — говорил он впоследствии, будучи еп. Ярославским, при посещении одной из школ, — наша радость, наше счастье и наша печаль. Вы — наше будущее. Мы сходим со сцены и передаем нажитое нами вам. Оглядываясь назад, мы видим свои ошибки. Дай вам Бог избежать их». («Яросл. Еп. Вед.», 1914, № 7). 23.11.1888 — архимандрит, ректор Иркутской семинарии. 10.1Х.1889 — хиротонисан во еп. Киренского, 2-й вик. Иркутской епархии. Хиротония — в Вознесенском соборе еп. Вениамином Иркутским и Макарием Селенгинским. 17.УП.1893 — еп. Тобольский и Сибирский. 4.Х.1897 — еп. Рижский и Митавский. 6.У.1904 — архиепископ. Здесь в 1906 г. зарекомендовал себя как либеральный и гуманный архипастырь: благодаря его стараниям была спасена большая группа молодых людей, приговоренных Военно-полевым судом к смертной казни. 13.УШ.1910 — архГ Литовский и Виленский и свящ. архим. Виленского Свято-Духова монастыря. 6.У.1912 — бриллиантовый крест на клобук. 22.ХИ.1913 — арх. Ярославский — на место арх. Тихона (Белавина). «Вы любили его. Прошу вас и меня принять в любовь свою, » — такими словами начал свою деятельность в Ярославле новый владыка.» («Яросл. Еп. Вед.», 1914, № 3, стр. 139). Владыка Агафангел действительно пользовался любовью духовенства и мирян ярославской епархии, которой он правил в течение долгих лет. 9 апр. 1917 г. — митр. Ярославский и Ростовский. 23 дек. 1917 г. — указом Патриарха возведен в сан митрополита. В распоряжении Патриарха, составленном в соответствии с постановлением Собора от 25 янв. 1917 г., назван Местоблюстителем Патриаршего Престола при невозможности для митр. Кирилла вступить в это звание. Избран на Соборе постоянным членом Св. Синода. Арестован и сослан, видимо, в 1919г. 1922 г. — Указом Патриарха Тихона облечен полномочиями Местоблюстителя. Не имея возможности приехать в Москву, призывал епископов к самостоятельному хранению православия и управлению епархиями. Вторично отправлен в ссылку. 1926 г. — ввиду ареста митр. Петра (и вскоре получив его согласие) объявляет о своем вступлении в обязанности Местоблюстителя. Отказался от своих прав, т. к. митр. Сергий сумел настроить против него епископат. 1927 г. — отказывается от подчинения административным распоряжениям митр. Сергия (гл. образом о запрещениях и переводах епископов), как вызванным ошибочной церковной политикой митр. Сергия и не служащим благу Церкви. Умер 3/16 октября 1928 г. Труды: Речь при наречении во еп. «Церк. Вед.», 1889, № 49. стр. 1496. О нем: «Церковные Ведомости» 1889 № 31, стр. 291 1893 № 20, стр. 152 1893 № 31, стр. 253 «Прибавл. к Церк. Вед.» 1894 № 49, стр. 1746 1900 № 11, стр. 439 «Церковные Ведомости» 1897 № 42 стр. 387 1904 18-19 стр. 181 1910 34 стр. 344 1912 18 стр. 104 1914 2 стр. 5 1918 7-8 стр. 322 1918 19-20 стр. 114 Арх. Серафим (Самойлович) Родился в 1885 г. в Полтавской губ. Окончил Полтавскую Дух. семинарию. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. При архиеп. (впоследствии Патриархе) Тихоне был миссионером в Сев. Америке (1905-1907 г.г.), а затем наместником Томского монастыря, занимаясь просвещением инородцев. В 1915 г. назначен настоятелем Угличского Александровского монастыря и возведен в сан архимандрита. 2 февраля 1920 г. Патриархом Тихоном хиротонисан во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии, в возрасте 35 лет. В 1924 г. возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. С 30 ноября 1926 по 27 марта 1927 г. был заместителем Патр. Местоблюстителя в период отсутствия митр. Сергия. Применяя права заместителя, запретил в священнослужении еп. Томского Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию. Рассказывают, что при беседе (или допросе) в НКВД заявил, что не может рассматривать условия «легализации» в отсутствие старших иерархов. От него усиленно добивались, кого он оставил заместителем, если его не выпустят. Арх. Серафим ответил: «Господа Бога». Допрашивающий сказал: «Все у нас оставляли себе заместителей: и Тихон Патриарх, и Петр Митрополит». «Ну, а я на Господа Бога оставил Церковь...» (прот. Польский). С конца 1927 г., после Декларации, а официально с 6 февр. (24 янв.) 1926 г., вместе с митр. Агафангелом, находился в оппозиции против митр. Сергия. Митр. Мануил описывает эти события так: «Одновременно с подписанием всей группой ярославских иерархов «акта отхода», арх. Серафим послал Заместителю от себя лично горячее письмо. Из письма видно, как доброжелательно и сочувственно относился он к самому митр. Сергию и как желал убедить его в том, что он считал правильным. Понятно, что никакое письмо не могло уже в это время заставить митр. Сергия изменить свои взгляды и образ действий. На официальный «акт отхода» он ответил официально же, запретив в священнослужении архиеп. Серафима и группу других архиереев. В противоположность иосифлянам и григорианам, архиеп. Серафим подчинился этому запрещению, т. к. не хотел нового раскола. (Примеч. сост. — Митр. Мануил неправ, ставя рядом иосифлян и григориан: первые лишь отказывали в подчинении митр. Сергию и обвиняли его в тяжких ошибках, тогда как вторые претендовали на создание нового центра церковной власти). В мае 1928 г. он, вслед за митр. Агафангелом, примирился с митр. Сергием». Митр. Мануил не уточняет условия примирения, заключающиеся в том, что ярославские архиереи «не порывают молитвенного общения с митр. Сергием», не отрицают принципиально его власть, как заместителя Местоблюстителя, раскола не учиняют, но распоряжения, смущающие религиозную совесть и, по убеждению пишущих, нарушающие канон, выполнять не могли и не могут. В частности, арх. Варлаам и еп. Евгений остались на кафедрах, несмотря на увольнение их митр. Сергием. Летом 1928 г. арх. Серафим посылает послание из Буиничского монастыря, куда был сослан, с обвинением митр. Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братии наших в новообновленчество»). 14/27 февраля 1929 г. арестован (прот. Польский) и отправлен в Соловки (Дейбнер). После 1932 г. был отправлен в ссылку в Коми. «Он слабел телесно, но духом был тверд. Он считал, что в эпоху гонения не должно быть централизованного Церковного Управления. Епископ должен управлять сам своей епархией; в ссылке он возглавляет тайную Церковь, где проживает, ставит тайных священников, совершает тайные постриги... От верующих я слышал, что архиепископ из ссылки не выходил. Говорили глухо, что он где-то погиб без медицинской помощи в лишениях, чему поверить легко, кто знает состояние его больного сердца еще в 1932 г.» (Прот. Польский). Арх. Варлаам (Ряшенцев) Родился 8 июня 1878 г. в купеческой семье в Тамбовской губернии. В 1896 году окончил Тамбовскую классическую гимназию. В 1900 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия. В 1901 г., 29 сент., назначен преподавателем Уфимского дух. училища. В этом же году, 8 окт., епископом Уфимским Антонием (Храповицким) пострижен в монашество, 9 окт. рукоположен во иеродиакона, а 10 окт. — сан иеромонаха. 1902 г. — преподаватель Уфимской Дух. семинарии. Одновременно: благочинный по единоверческим церквам Уфимской епархии. В 1903 г. — назначен инспектором той же семинарии. 1906 г. — ректор Полтавской Дух. семинарии в сане архимандрита. Отличался вдумчивостью, осторожностью в действиях и обходительностью в обращении, чем снискал к себе уважение как от своих сослуживцев, так и от воспитанников и других лиц. 13 янв. 1913 г. хиротонисан во епископа Гомельского, вик. Могилевской епархии. Хиротония состоялась в Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. С 3 сент. 1923 г. — еп. Псковский и Порховский. С января по декабрь 1924 г. управлял Могилевской епархией. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. С 13 июля 1927 г. — арх. Пермский. СИ ноября 1927 г. уволен на покой. С декабря 1927 г. назначен временноуправл. Любимским викариатством Ярославской епархии. Скончался в 1942 г. в Вологде. В 1922 г. в обновленческом журнале «Сибирская Церковь», № 2, стр. 16, было сообщено о попытке вовлечь архиепископа Варлаама в обновленческое течение — данные не подтвердились, так как он категорически отказался примкнуть к обновленчеству. Принадлежал к Ярославской оппозиции и с 6 февраля по 3/16 окт. 1928 г. находился в отдалении от митр. Сергия (митр. Мануил неверно истолковывает акт «примирения» Ярославской группы с митр. Сергием — в этом акте подразумевалось право не выполнять распоряжения Зам. Местоблюстителя. Ни о каком другом «примирении» арх. Варлаама с митр. Сергием нам неизвестно — Л. Р.). В конце 20-х годов упоминается пребывающим в Ярославской тюрьме (Дейбнер). Смиренный монах. Добрый и сердечный. Любил церковные уставные службы. Старчествовал. Это был в полном смысле архиерей-подвижник. Труды: «Ренан и его книга «Жизнь Иисуса», Полтава, 1908. «О христианском воспитании детей», Полтава, 1910. «В труде — жизнь», Полтава, 1912. «Вера и причины неверия», Полтава, 1912. Речь при наречении во еп. Гомельского. «Прибавл. к Церк. вед.», 1913, № 2, стр. 65. «Теософия перед судом христианства», Полтава, 1912. «Письма из ссылки», Вестник РСХД, № 107, 1973, стр. 72-91. Еп. Евгений (Кобранов) Родился в 1891 г. в Смоленской епархии. В 1912 г. окончил Смоленскую Дух. семинарию, а в 1916 — Московскую Дух. Академию со степенью канд. богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1916-1917 г. г. слушал лекции на Восточном факультете Петроградского университета. В конце 1917 г. Патриархом Тихоном рукоположен во священника в церкви Девяти мучеников, что в Девятинском переулке в г. Москве. 1921 г. — пострижен в монашество в Новоспасском монастыре епископом Палладием и назначен наместником, а вскоре, за смертью епископа Палладия, и настоятелем Новоспасского монастыря. 14/27 марта 1926 г. в Нижнем Новгороде хиротонисан митр. Сергием и др. епископами во епископа Муромского, вик. Владимирской епархии. С 15 сент. по 14 дек. 1927 г. был епископом Балашевским, вик. Саратовской епархии. 14 дек. 1927 г. был назначен епископом Ростовским, вик. Ярославской епархии. Здесь он примкнул к митр. Агафангелу и другим архиереям Ярославского церк. округа, отделившимся от митр. Сергия. В этой группе пробыл недолго, всего один год и несколько месяцев. 22 ноября 1933 г. уволен на покой. В 1935 г. получил степень магистра богословия. Год смерти неизвестен. Митр. Иосиф (Петровых) Родился 15 дек. 1872 г. в г. Устюжны Новгородской губ. В 1899 г. окончил Московскую Дух. Академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 1900 г., 9 сент. — утвержден исп. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 1901 г., 26 авг. — епископом Арсением (Стадницким), ректором академии, пострижен в монашество. В жизни митр. Иосифа имели громадное значение слова, сказанные еп. Арсением при пострижении: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай Господеви духом горяще». 1903 г., февр. — удостоен звания магистра богословия и утвержден доцентом. Тема диссертации: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия». 1903 г., 9 дек. — назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской Академии. 1904 г., 18 янв. — возведен в сан архимандрита. 1906 г., июнь — назначен настоятелем Яблочинского монастыря Холмской епархии. 1907 г. — назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии. 1909 г., 15 марта — хиротонисан во еп. Угличского, вик. Ярославского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры митр. Петербургским Антонием, митр. Московским Владимиром, митр. Киевским Флавианом и др. На этой кафедре пребывал много лет, будучи викарием арх. Тихона (Белавина), а с 1913 г. — арх. Агафангела (Преображенского). Возведен в сан архиепископа. 1905-1910 г.г. — издает: «В объятиях Отчих. Дневник инока», в 12 томах. «Он очень любил литургию и служил каждый день, но это служение фактически было для него вспомогательным средством его иноческой жизни. Он не пастырствовал, он только служил. Инок поглощал в нем пастыря» (митр. Мануил). 1911 г. — посещение Афона. 1920-1921 г.г. — арх. Иосиф назначен арх. Ростовским, вик. Ярославским. 1920-1925 г.г. — врем, управлял епархиями Новгородской и Старорусской. Во время обновленчества архиеп. Иосиф затворился в Угличском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему. 1926 г. авг. — назначен митр. Ленинградским. 1926 г., авг. — выезд в Ростов для устройства дел, где задержан властями на год. 1927 г., 17 сент. — переведен митр. Сергием в Одессу. Перевод не принял, продолжал управлять Ленинградской епархией из Ростова. 1928 г., 24 янв. — подписывает акт отхода от митр. Сергия, вместе с ярославскими архиереями. 1928 г., 14/27 марта — запрещен в священнослужении митр. Сергием и Синодом. «Глава наиболее массового движения «непоминающих», получившего название «иосифлянство». 1928 г., февр. — проживал в Николо-Моденском монастыре Новгородской губ., в 35-ти верстах от родного города Устюжны. Затем арестован и сослан в Казахстан. Прожил в ссылке несколько лет недалеко от Аральского моря, работал бухгалтером на Медном комбинате. Год смерти неизвестен. Имел большое количество печатных трудов. Прот. Польский. Рассказ свидетельницы о встрече с митр. Иосифом в тайной церкви в Алме-Ате 26 августа 1937 г.: «Какой это был чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенник! Это отражалось в его облике и в глазах как в зеркале. Очень высокого роста. С большой белой бородой и необыкновенно добрым лицом, он не мог не притягивать к себе, и хотелось бы с ним никогда не расставаться. Монашеское одеяние его было подобрано, так же как и волосы, иначе его сразу арестовали бы еще на улице, т. к. за ним следили и он не имел права выезда. Он лично говорил, что Патриарх Тихон предложил, немедленно по своем избрании, назначить его своим первым заместителем (еще одно свидетельство об исполнении Патриархом Тихоном постановления Собора от 25 янв. 1918 г. о чрезвычайном Местоблюстительстве! — Л. Р.). Почему-то в истории церковного местоблюстительства об этом еще нигде не упоминается. Он признавал как законного главу Церкви митрополита Петра Крутицкого и вплоть до последнего ареста в сентябре 1937 г. имел с ним тайные сношения (? — Л. Р.), когда везде ходили слухи, что митр. Петр умер... Относительно десятилетней почти ссылки, до этого времени, он рассказывал, что она была чрезвычайно тяжелой. Он жил в хлеву со свиньями в плетеном сарае, спал на досках, отделенный от свиней несколькими жердями... ...На другой день... митрополит уехал к себе. Теперь он жил в других условиях. После многих лет было разрешено в Чемкенте найти для него квартиру. Архим. Арсений устроил ему комнату для спокойной жизни, заботился о его еде, не только в сытости, но и соблюдением диеты (у митр. Иосифа был больной желудок — Л. Р.). Достал ему сперва цитру, затем и фисгармонию, что для митрополита, большого музыканта, было радостью. Он перекладывал псалмы на музыку и пел. 23 сентября 1937 г. было арестовано везде, в окрестностях Алма-Аты, по Казахстану, всё духовенство потаенных Иосиф-лянских церквей, отбывавших вольную ссылку за непризнание советских церквей. Все были сосланы на 10 лет без права переписки, и, как я узнала после, в числе их был и митрополит Иосиф...» Еп. Григорий (Лебедев) Родился в семье священника. Уроженец г. Коломны. Двоюродный брат архиепископа Товии. Первоначальное образование получил в Московской Дух. семинарии. Окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия. До поступления в монашество много лет трудился на педагогическом поприще и в годы Февральской и Октябрьской революций занимал должность директора одной из Московских женских гимназий. По пострижении в монашество несколько лет прожил в числе братии Данилова монастыря г. Москвы. 19 ноября 1923 года хиротонисан во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, вик. Петроградской епархии. В эти годы вместе с другими епископами — викариями Ленинградской епархии стойко боролся с обновленчеством. В 1927 году, после опубликования Декларации митр. Сергия и начала иосифлянского движения, держался двойственной политики: разделяя многие взгляды иосифлян, не присоединялся к ним открыто (? — Л. Р.), но «в угоду им» (митр. Мануил) не поминал митр. Сергия. В январе 1928 г. ему было предписано Синодом возносить за богослужением имя митр. Сергия. При этом его предупредили, что, в случае невыполнения предписания, Синод будет иметь о нем особое суждение. Епископ Григорий не выполнил распоряжения и ушел на покой. Митр. Иосиф продолжал считать его своим. Уже после официального отделения от митрополита Сергия он благословил епископа Григория продолжать служение в Александро-Невской лавре в качестве его (митр. Иосифа) наместника. В мае 1928 года он был назначен епископом Феодосиевским, вик. Таврической епархии, но к месту назначения не поехал, остался на покое. В 1929 году он незаметно покиул Ленинград и устроился сторожем на птицеферме в Тверской области. В период с 1925 по 1932 г. писал толкование на Евангелиста Ап. Марка. Был оригинальным проповедником. Собирал свои проповеди в сборник. Имеются отпечатанные на машинке несколько проповедей. Названия некоторых проповедей митр. Григория удалось уточнить. Например: «Пир веры», «О диаволе» и т.д. Имел много почитателей. День Ангела 17 ноября. Дальнейшие сведения о нем отсутствуют. Арх. Димитрий (Любимов) Родился в 1857 г. Окончил СПб Дух. Академию со степенью канд. богословия. Много лет настоятельствовал в Покровской церкви в г. Ленинграде на Садовой улице. 30 дек. 1925 г. хиротонисан во еп. Гдовского, вик. Ленинградской епархии. В декабре 1927 г. вместе с еп. Сергием (Дружининым) отделился от митр. Сергия. Один из главных деятелей иосифлянского движения. Допускал хулу в отношении таинств, совершавшихся в сергианских храмах. Митр. Иосиф оставил его в Ленинграде своим заместителем, возведя его к Рождеству 1928 г. в сан архиепископа. В 1929 г. еп. Димитрий арестован. Скончался он в 1934 г., а по другим источникам — в Москве, в 1936 г. Прот. Польский сообщает, что еп. Димитрий (Любимов) «богатырь здоровьем, расстрелян в 1938 г. в возрасте 83-х лет» (81-го, если митр. Мануил правильно сообщил дату рождения) «за поощрение тайных странствующих церквей». Еп. Сергий (Дружинин) Еп. Сергий — выходец из простецов. Образование получил домашнее. Воспитывался в Сергиевской пустыни Петербургской епархии. Там он, вероятно, был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. До революции был настоятелем той же пустыни в сане архимандрита, а затем исполнял пастырские обязанности при станции в двух верстах от монастыря. О его возведении в епископский сан хлопотали его почитатели. Несмотря на возражения преосв. Венедикта, еп. Кронштадтского, упр. Ленинградской епархией, они добились того, что архим. Сергий был вызван в Москву и там в конце сент.— октябре 1924 г. был хиротонисан Патриархом Тихоном во еп. Нарвского, вик. Лениградской епархии. В конце 1927 г. вместе с еп. Димитрием (Любимовым) отошел от канонического подчинения митр. Сергию. 17/30 декабря 1927 г. митр. Сергий наложил на него запрещение в священнослужении, а 25 янв. 1928 г. предал каноническому суду православных епископов за то, что он нарушил данное им обещание отмежеваться от «раскольников» и продолжал служить « в состоянии запрещения». В 1930 г. арестован. Год смерти неизвестен. Еп. Стефан (Бех) В 1891 г. окончил Петербургский университет. С 1 июня 1899 г. — земский начальник Яренского уезда Вологодской губ. С 15 января 1900 г. уволен от службы. С 16 янв. 1901 г. — законоучитель церковных приходских школ. В 1903 г. поступил в Московскую Дух. Академию, где 20 декабря 1903 г. был пострижен в монашество, а 5 ноября 1906 г. рукоположен во иеромонаха. В 1907 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. В 1908-1914 г.г. смотритель ряда духовных училищ. С 8 окт. 1914 г. по 28 окт. 1915 г. был протопресвитером Военного и Морского духовенства. Был архимандритом Александро-Невской лавры. В 1921 г. хиротонисан во еп. Ижевского, вик. Сарапульской епархии., Епархией управлял до 1923 г. Ушел на покой. В начале 1927 и в 1933 году упоминается как пребывающий на покое. Это был епископ, пользовавшийся большим авторитетом среди верующих. Его считали старцем-прозорливцем за его необыкновенную проницательность. Сам он показывал себя не как епископа, а как старца-странника. У него были духовные дети, которых он духовно окормлял. Имел необычайное мужество говорить людям то, что думал о них. Служил в разных храмах г. Ленинграда. Скончался 13 апреля 1933 г. (И. Снычев указывает на его принадлежность к иосиф-лянству — Л. Р.). Еп. Иерофей (Афоник) Окончил гимназию. В 1923 г. хиротонисан во еп. Шадринского Св. Патриархом Тихоном в Донском монастыре. В Шадринском викариатстве значится до 1924 г. Далее упоминается еп. Никольским Вологодской епархии с августа 1924 по июнь 1928г. В 1927 г. уклонился в иосифлянство. Возглавлял отделившихся в г. Никольске. Скончался в июне 1928 года. Еп. Алексий (Буй) Из простых келейников выдвинулся в архиереи. Хиротонисан 19.ХП.1923 г. во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии. В 1924-25 г.г. — еп. Петропавловский, вик. Омской епархии. В 1925 г. — еп. Семипалатинский, вик. той же епархии. С декабря 1926 — еп. Уразовский, вик. Воронежской епархии. В начале 1928 г. отошел от митр. Сергия. 14/27 марта 1928 г. запрещен митр. Сергием в священно-служении. Упоминается в числе епископов, сосланных в Соловки до 1931 г. (Дейбнер). Дальнейшие сведения отсутствуют. Еп. Василий (Дохторов или Дохтуров) Биографические данные отсутствуют. 16 авг. 1924 г. хиротонисан во еп. Горно-Алтайского, Новосибирской епархии. В период 1925-27 г.г. последовательно был епископом Пинежским, вик. Архангельской епархии (1925), еп. Яранским, вик. Вятской епархии (1925-26 г.г.); еп. Вытегорским, вик. Олонецкой епархии (1926 г.) и епископом Каргопольским, вик. той же епархии (1927 г.). Принадлежал к иосифлянскому движению. У Дейбнера упоминается как сосланный (до 1931 г.) за оппозицию митр. Сергию, место ссылки неизвестно. Еп. Алексий (Готовцев) Родился в 1891 г., отец — протоиерей Дмитрий Готовцев, Донской епархии. 1916 г. — окончил Киевскую Дух. Академию (кандидат богословия). Оставлен профессорским стипендиатом. 1916 г. — постриг в Киево-Печерской лавре, рукоположен во иеромонаха. Благочинный, член Дух. Собора лавры. Помощник инспектора Киевской Дух. Академии. Его духовным отцом был иеромонах Алексий (Шепель), знаменитый подвижник Киево-Печерской лавры. 1920 г. — наместник Киево-Братского монастыря, архимандрит. 8.У.1921 — хиротонисан во еп. Звенигородского, вик. Киевской епархии (с настоятельством в Михайловском Златоверхов-ском монастыре). 1923-1927 — еп. Серпуховской, вик. Московской епархии. П.1926-1У.1927 — врем, управл. Московской епархией. С IV. 1927 — еп. Рыльский, вик. Курской епархии. В 1926 г. — временно управлял Курской епархией, будучи еп. Рыльским. Принадлежал к иосифлянству (Снычев). С 1932 г. проживал в Москве и состоял на гражданской службе. Скончался в 1936 г. в Москве. Погребен на Пятницком кладбище. Еп. Павел (Кратиров) Сын бывшего Саратовского епископа Иоанна (Кратирова). В академию поступил после окончания Вологодской Дух. семинарии. В 1896 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия и назначен препод. Харьковской Дух. семинарии. После закрытия семинарии рукоположен во священника. В 1921 г. хиротонисан во епископа Старобельского, вик. Харьковской епархии. В 1922 г. уволен на покой. С 1923 г. именуется еп. Ялтинским, вик. Таврической епархии, но пребывающим на покое. В 1925 г. подписывает акт о восприятии власти митр. Петром как еп. Старобельский. В 1928 г. в Харькове отделился от митр. Сергия и присоединился к иосифлянам вместе с архим. Киево-Печерской лавры Климентом и архим. Макарием. Дейбнер указывает, что еп. Павел находился в Харькове на положении ссыльного. Дальнейшие сведения отсутствуют. Еп. Максим (Жижиленко) Родился 2 марта 1885 г. в Калише (Польша). Младший брат проф. уголовного права А. А. Жижиленко, выступившего одним из защитников в процессе митр. Вениамина. Приблизительно в 1908 г. — поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1911 г. женился и через полгода потерял жену, умершую во время беременности. Очень почитал Св. Пантелеймона Целителя. Окончив университет, работал в Сокольниках психиатром. Прекрасный музыкант, занимался композицией. В 1914 г. был фронтовым врачом, едва не умер от тифа. Работал терапевтом-практиком, потом главврачом Таганской тюрьмы. В начале 20-х г.г. тайно принял священство, разоблачен и сослан на три года на Север. «Врача тюремной больницы знали все... узники этой ужасной тюрьмы, переполненной сверх всякой меры преимущественно уголовными, но также в значительной степени и политическими. Хорошо знали и помнят того, за кем давно утвердилось прозвище ангела-хранителя этой тюрьмы. ...Перед ним, врачом, не раз исповедовались самые закоренелые и неисправимые рецидивисты-преступники... Многие знали в Москве, что он спал на голых досках, что питался он тюремной пищей, что все свое жалованье он неизменно раздавал заключенным. Он поступал так не только при большевиках, но и ранее, при царском правительстве... Владыка, еще будучи мирским, познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном, которого глубоко чтил. Патриарх очень любил доктора Жижиленко и часто пользовался его советами. Их отношения со временем приняли характер самой интимной дружбы. По словам владыки Максима, Св. Патриарх доверял ему самые затаенные мысли и чувства. Так например, в одной из бесед Святейший Патриарх Тихон высказал владыке Максиму (тогда еще просто доктору) свои мучительные сомнения в пользе дальнейших уступок советской власти. Делая эти уступки, он все более и более с ужасом убеждался, что предел «политическим» требованиям советской власти лежит за пределами верности Христу и Церкви. Незадолго же до своей кончины Святейший Патриарх высказал мысль о том, что, по-видимому, единственным выходом для Русской Православной Церкви сохранить свою верность Христу — будет в ближайшем будущем уход в катакомбы. Поэтому Патриарх Тихон благословил профессора доктора Жижиленко принять тайное монашество, а затем, в случае, если в ближайшем будущем высшая церковная иерархия изменит Христу и уступит советской власти духовную свободу Церкви, — стать епископом. Михаил Александрович выполнил волю покойного Патриарха Тихона и в 1927 г., когда митрополит Сергий издал свою известную декларацию, — принял тайное монашество с именем Максима». Тайно хиротонисан в феврале 1926 г. митр. Иосифом и еп. Димитрием в Ленинграде во еп. Серпуховского (митр. Мануил). Пользовался огромным авторитетом в Серпухове и соседних городах. Известен как «Таганский старец». Ему приписывается авторство послания духовенства и мирян г. Серпухова, в котором митр. Сергий оценивается как продолжатель обновленчества, а также «Молитвы о Св. Церкви», получившие среди верующих название «Молитвы относительно большевиков». Польский сообщает, что сохранилась часть переписки духовной дочери еп. Максима с о. Романом Медведем (Москва), которая когда-нибудь «послужит образцом величия и духовной красоты той исторической трагедии, которая выпала на долю Церкви в самые тяжелые дни ее испытаний.» (Прот. Польский не сообщает, почему переписка не опубликована — Л. Р.). Арестован в середине 1929 г. Три года Соловков. Рассказ врача проф. И. П. Андреева (у Польского): «Новоприбывший коллега был высокого роста, богатырского телосложения, с густой серой бородой, седыми усами и бровями, сурово нависшими над добрыми голубыми глазами... Каждого вновь поступающего врач-епископ исследовал очень подробно, и первая запись в истории болезни всегда бывала огромной. Кроме основного диагноза главного заболевания, доктор Жижиленко всегда писал диагноз всех сопутствующих заболеваний и давал подробное заключение о состоянии всех органов. Его диагнозы всегда были точны и безошибочны... При последующих обходах, казалось, мало обращал на него (больного) внимания и задерживался у койки не более минуты, щупая пульс и пристально глядя в глаза... ...Умирали больные всегда на его руках. Казалось, что момент наступления смерти был ему всегда точно известен. Даже ночью он приходил внезапно в свое отделение к умирающему за несколько минут до смерти. Каждому умершему он закрывал глаза, складывал на груди руки крестом и несколько минут стоял молча, не шевелясь. Очевидно, он молился. Меньше чем через год мы, все его коллеги, поняли, что он был не только замечательный врач, но и великий молитвенник... Ко времени прибытия владыки Максима на Соловках были следующие епископы: «иосифляне»: еп. Виктор Глазовский, еп. Иларион, викарий Смоленский, и еп. Нектарий (Трез-винский). К «сергианам» же принадлежали: арх. Антоний Мариупольский и еп. Иоасаф (кн. Жевахов). Менее яростным, но все же «сергианцем», был арх. Иларион Троицкий, осуждавший декларацию митр. Сергия, но не порвавший общения с ним, как «канонически правильным» Первосвятителем Русской Церкви. ...Епископы Виктор, Иларион (Смоленский) и Нектарий довольно быстро нашли возможность не только встретиться, но и сослужить с владыкой Максимом на тайных катакомбных богослужениях в глуши Соловецких лесов... ...Всех арестованных по церковным делам (а таковых, по официальной секретной статистике, в 1928-29 г.г. в Соловках было до 20%) при допросах обязательно спрашивали, как они относятся к «нашему» митрополиту Сергию, возглавляющему «Советскую Церковь». При этом ликующие следователи-чекисты со злорадством и сарказмом доказывали строгую «каноничность» митрополита Сергия и его Декларации, которая «не нарушала ни догматов, ни канонов». ...Несмотря на чрезвычайные строгости режима, рискуя быть запытанным и расстрелянным, владыки Виктор, Иларион, Нектарий и Максим не только часто служили...в лесах острова, но и совершали тайные хиротонии нескольких новых епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких. Тайных катакомбных «храмов» у нас в Соловках было несколько, но самыми «любимыми» были два: «Кафедральный Собор» во имя Пресв. Троицы и храм во имя св. Николая Чудотворца. Первый представлял собою небольшую поляну среди густого леса в направлении на командировку «Саватьево». Куполом этого храма было небо. Стены представляли собою березовый лес... Храм же св. Николая находился в глухом лесу в направлении на командировку «Муксольма». Он представлял собою кущу, естественно созданную семью большими елями... (О будущем): «Владыка Максим... оставался пессимистом, или, как он сам себя определял словами К. Леонтьева, «оптимистическим пессимистом». Приближается трагический конец мировой истории, а потому, по слову Господню, надо «воскло-нить головы» в ожидании непременного торжества Христовой правды...» (Пасха): «Белая соловецкая ночь была на исходе. Нежное розовое соловецкое пасхальное утро играющим от радости солнцем встречало монастырь-концлагерь, превращая его в невидимый град Китеж и наполняя наши свободные души тихой нездешней радостью. Много лет прошло с тех пор, а благоухание об этом нежном пасхальном утре незабываемо живо, словно это было только вчера. И сердце верит, что между нами тогда был святой...» Расстрелян в декабре 1930 г. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы