Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа как продукт отпадения от абсолюта



Абсолютное тождество мышления и бытия в абсолюте упраздняет опосредованное, конкретное познание посредством понятий. Понятие никогда не достигает абсолютного единства мышления и бытия. Поэтому конструирование чистого тождества основывается исключительно на интеллектуальном созерцании. Абсолютное тождество мышления и бытия в абсолюте может быть выражено лишь посредством абсолютного тождества мышления и бытия в интеллектуальном созерцании. «Только

это положение может быть названо принципом конструирования» [31, стр. 134]. Абсолютное тождество есть основа знания и само первое знание. Всякое знание, согласно Шеллингу, есть участие в том первоначальном знании абсолюта, образом которого является видимая вселенная. Любая наука стремится к согласованию мысли с объектом. Но это стремление никогда не было бы осуществлено без предпосылки абсолютного тождества мышления и бытия. «Благодаря этому первому знанию всякое иное познание находится в абсолюте и само абсолютно» [32, стр. 216].

Философия тождества познаёт только абсолют, никогда не выходя за его пределы. Уже эмпирия имеет смутное представление о природе как едином целом, в котором единство и различие взаимно определяют друг друга. Но лишь философия возвышается до познания того пункта, в котором противоположности абсолютно едины. «Отсюда первое и необходимое намерение постичь происхождение всех вещей из бога или абсолюта, а поскольку природа является всецело реальной стороной в вечном акте субъект-объективирования, то философия природы есть первая и необходимая сторона философии вообще» [32, стр. 324]. Противоположностью натурфилософии является относительный идеализм, который в абсолютно идеальном постигает лишь одну сторону, т. е. чистое самосознание. Философия же в целом есть абсолютный идеализм, который постигает абсолютно неизменную сущность всего существования.

Во всех предметах философия имеет только один предмет, так как в каждой потенции она постигает единую неизменную сущность абсолюта. «Поистине и в себе есть лишь одна сущность, одно абсолютно реальное, и эта сущность в качестве абсолютной неделима, так что она не может перейти в различные сущности посредством деления или обособления; так как она неделима, то различие вещей вообще возможно лишь потому, что она как целое и неделимое полагается под различными определениями. Эти определения я называю потенциями. Они безусловно ничего не изменяют у сущности, она всегда и необходимо остаётся той же самой, поэтому называются они идеальными определениями» [33, стр. 366]. По своей сущности абсолют исключает всякое ограничение. Абсолют есть безусловное отрицание противоположностей, абсолютное тождество бытия и мышления, единая сущность субъекта и объекта. Абсолютно реальное и абсолютно идеальное в себе, т. е. по своей сущности, тождественны.

Сущность абсолюта вечна. Единственно реальное есть абсолют, в отношении к которому конечные вещи не являются реальными. Поэтому возникновение природы из абсолюта возможно лишь благодаря удалению, отпадению. «Одним словом, от абсолюта к действительности нет никакого непрерывного перехода, происхождение чувственного мира мыслимо лишь как совершён-

ное отпадение от абсолюта посредством скачка» [34, стр. 38]. Бытие, в котором абсолют становится объектом для себя самого, не было бы абсолютным, если бы не могло отделиться от абсолюта. Основание возможности обособления объекта заключено в абсолюте, а основание его действительности — в нём самом. Связь абсолюта и объекта простирается лишь до возможности обособления, в котором абсолют становится объектом для себя. Участие абсолюта в отпадении исключено. Отпадение бытия от абсолюта является вечным актом, происходящим вне всякого времени. «Отпадение не может быть объяснено, так как оно абсолютно и происходит из абсолюта, несмотря на то, что его следствие и то необходимое отношение, которое оно порождает, суть не-абсолютное» [34, стр. 42].

Принцип абсолютного тождества мышления и бытия неизбежно приводит к тому, что философия тождества, становясь всё более конкретной, обнаруживает свой мнимый монизм и оказывается не в состоянии рационально обосновать единство мира. «Учение о происхождении материи относится к высочайшим таинствам философии» [34, стр. 47]. В объекте, как и в самом абсолюте, имеет место абсолютное тождество мышления и бытия. Реальность объекта, которым является сам абсолют для себя, имеет возможность своего бытия в себе. Следствием отпадения объекта от абсолюта является реальность, которая имеет возможность своего бытия не в себе самой, а вне себя. Таково существование вещей во времени и пространстве, определяющих друг друга и подчинённых закону внешней причинной связи. Поэтому возникновение конечных вещей из абсолюта непосредственно, как и сведение их к нему, не может быть объяснено. «Ведь сущность или субстанция неделима, следовательно, в каждой особенной вещи она является целой и совершенной; форма же несовершенна. Следовательно, различие формы и сущности в действительных вещах так же необходимо, как и абсолютное тождество обоих в происхождении этих вещей» [35, стр. 85—86]. Предметом философии является не особенное, а абсолютное тождество всей действительности, вечная и неизменная сущность абсолюта.

Определение абсолюта, будучи продуктом созерцания, не основывается на различии субъекта и объекта, мышления и бытия. То, что не различается, в себе едино. Эта абсолютизация непосредственности, при которой упраздняется всякое рефлектирующее познание, приводит к тому, что интеллектуальное созерцание субъекта становится органом откровения абсолюта, бога, который у Шеллинга выражается категорией Всё. «Я ничего не знаю, или моё знание, поскольку оно действительно является моим, не есть истинное знание. Не я знаю, а лишь Всё знает во мне, если только знание, которое я называю моим, есть действительное, истинное знание. Это же единое, которое знает, есть также то, что действительно познаётся, и тут нет ни различия,

ни согласования, так как познающее и то, что познаётся, суть не различное, а одно и то же» [36, стр. 140]. Рациональное познание, низведённое до абсолютной непосредственности, необходимо переходит в иррационализм. Интеллектуальное созерцание становится мистическим.

Единственное значение философии Шеллинг усматривает теперь в том, что она ведёт к созерцанию вечного и неизменного бытия бога. Всякое бытие, которое не есть бытие бога, есть лишь отрицание бытия. Во всём имеется только одно бытие, которое, будучи самополаганием абсолюта, тождественно его самопознанию. Истинным субъектом деятельности и познания провозглашается абсолют, а реальный субъект оказывается лишь средством для обнаружения абсолютной деятельности бога. Абсолютная свобода субъекта, понятием которой Шеллинг начал свою деятельность в гносеологии, в философии тождества превращается в абсолютную зависимость от бога. Если в гносеологии он отвергал спинозовскую субстанцию, которая лишала субъекта свободы, самоутверждения и самосознания, то в философии тождества высшей целью субъекта объявляется единение с богом. «Высшей целью для всякого разумного существа является тождество с богом» [36, стр. 562]. Вся философия, по Шеллингу, стремилась только к тому, чтобы отыскать это высшее выражение бытия, которое могло быть достигнуто лишь посредством одухотворения субстанции Спинозы. Лишь философия тождества достигает взаимного проникновения реализма и идеализма, спинозовской субстанции и фихтевского самосознания.

Шеллинга не удовлетворяет материалистическая тенденция монистической философии Спинозы. Ошибка его системы, утверждал философ, заключается не в том, что он полагает вещи в боге, а в том, что бесконечная субстанция, как и сами реальные вещи, для него была также лишь вещью. «Отсюда безжизненность его системы, бездушность формы, скудость понятий и выражений, неумолимая жесткость определений, что совершенно согласуется с абстрактным способом рассмотрения» [41, стр. 349]. Философия тождества освободила от абстрактности спинозовскую философию и возвысила её до истинного понимания бога. Всё бытие есть откровение бога, так как бог обнаруживается лишь в том, что подобно ему. Бог есть бог живых, а не мёртвых. Происхождение вещей из бога есть самооткровение бога. Так как существует только бог, то основание своего существования он должен иметь в себе самом. Реальное основание существования бога есть природа в боге, неотделимая, но всё же отличная от него сущность. Природа и бог взаимно определяют друг друга. «Бог имеет в себе внутреннее основание своего существования, основание в этом отношении предшествует ему как существующему; но точно также бог есть снова Prius основания, так как основание, даже как таковое, не могло бы существовать, если бы бог не существовал actu» [41, стр.358].

Единственное понятие, соответствующее природе вещей, есть становление. Это становление не может происходить в боге, так как вещи бесконечно отличны от него. Отличие же и обособление вещей от бога предполагает основание, которое не тождественно богу. Это противоречие разрешает Шеллинг так: вещи имеют своё основание в том, что в боге не есть он сам, т. е. в том, что есть основание его существования. Основание вещей есть, таким образом, основание существования бога. Основание в боге есть стремление к откровению, бессознательная воля, порождающая разум. «Соответственно стремлению, которое в качестве тёмного основания есть первое проявление божественного бытия, в самом боге зарождается внутренне рефлективное представление, благодаря которому, так как оно не может иметь никакого иного предмета, кроме бога, бог созерцает себя самого в некотором своём подобии. Это представление есть первое, в чём бог, рассматриваемый абсолютно, становится осуществлённым, хотя только в себе самом; первоначально оно находится при боге и есть сам бог, рождённый в боге» [41, стр. 360—361]. Первое действие разума, который возникает в результате стремления бога созерцать самого себя, состоит в разделении сил, объединённых бессознательной волей. Лишь посредством этого разделения сил разум может раскрыть первоначальное единство в природе бога, т. е. в его основании.

Как в «Наукоучении» Фихте стремление абсолютного Я созерцать самого себя выступало в качестве основания конкретного тождества самосознания, так и в философии тождества Шеллинга стремление бога к самосозерцанию является основанием откровения божественной сущности. Так как бессознательное стремление, в котором всё едино, противодействует разделению сил, которое возникает вместе с разумом на основе этого стремления, то откровение бога совершается постепенно. Каждая ступень природы тем совершеннее выражает разум бога, чем более разделены силы в первоначальном единстве стремления. Откровение бога есть превращение тёмной воли в свет разума. «Каждое существо, возникшее в природе указанным образом, имеет в себе двойственный принцип, который по сути дела, есть одно и то же, только рассматриваемое с двух возможных сторон» [41, стр. 362]. Высшим выражением единства бессознательной воли и разума выступает человек. Однако это единство не может быть абсолютным, как в боге, так как человек нисколько не отличался бы от бога и растворился бы в нём. Откровение же бога нуждается в противоположности. «Так как каждая сущность может обнаруживаться только в своей противоположности, любовь — только в ненависти, единство — в борьбе» [41, стр. 373].

Как у Фихте Не-Я выступало в качестве препятствия, без которого невозможно развитие сознания, так и у Шеллинга природа и история рассматриваются как необходимые препятст-

вия для откровения бога. Принцип и метод фихтевской философии Шеллинг превратил в самооткровение бога. Трансцендентальный идеализм вытесняется трансцендентным. От одной крайности совершается переход к другой. Если Кант ограничил мышление миром явлений, то Шеллинг перенёс мышление на абсолют. «Коренное условие всякой критики, различие между субъективным и объективным — исчезло. Различающее и определяющее мышление было годно лишь для конечной, отрицательной деятельности. Что же удивительного в том, что философия тождества беспомощно и без всякой критики подпала под влияние мистицизма сапожника из Герлица» [62, стр. 85—86]. Всё конкретное бытие представляется Шеллингу результатом самооткровения бога.

Опираясь на философию Бёме, Шеллинг определяет сущность бога как первичное или бесконечное основание, как чистое единство, предшествующее всякой двойственности, различию. «Так как оно предшествует всем противоположностям, то они ещё не могут быть различены в нём каким-либо образом. Поэтому оно может быть обозначено не как тождество, а только как абсолютная индифференция обоих» [41, стр. 406]. Если в основной формуле философии тождества понятие индифференции выражало всё бытие в совокупности, т. е. абсолют, то после установления различия между сущностью и существованием в самом абсолюте Шеллинг обозначает этим понятием одну только сущность, предшествующую существованию. Основное положение философии тождества, согласно которому нет никакого перехода от абсолютного тождества к различию, от сущности к существованию, вследствие абсолютизации тождества необходимо привело к дуализму сущности и существования, к творению реального бытия богом. Индифференция сущности сохраняет дуализм природы и бога. «Следовательно, вместо того, чтобы упразднить это различение, как думали некоторые, она скорее устанавливает и подтверждает его» [41, стр. 407].

Бесконечное основание, предшествующее основанию существования, может быть сущностью этого существования, лишь распадаясь на два вечных начала. Это распадение происходит таким образом, что в каждой из противоположностей бесконечное основание пребывает как вся сущность. Бесконечное основание или сущность бога не имеет в себе противоположностей. Поэтому сущность бога пребывает не в обоих противоположностях одновременно, а в каждой из них, обособленной друг от друга. Разделение сущности бога оказывается, следовательно, не действительным разделением, а лишь притворством божественного разума, уловкой, направленной на то, чтобы противоположности стали едины. Лишь действительное раздвоение единого на противоположности есть диалектический процесс снятия противоположностей в действительном единстве. Метафизическое понимание единства и борьбы противоположностей, некри-

тически усвоенное из фихтевской философии и сохранённое в философии тождества, неизбежно привело к дуализму сущности и существования. Вечное бытие бога Шеллинг соединяет с вечным становлением реального бытия, которое есть результат отпадения от бога. «Наступило время не пробуждать снова ветхие противоположности, а искать то, что находится вне и выше всякой противоположности» [41, стр. 416].

Конкретное тождество мышления и бытия Шеллинг рассматривает как подчинённые формы первоначальной сущности бога. Переход от вечной сущности, т. е. от чистого единства, к существованию может совершаться только посредством различия. Тождество может обнаруживаться лишь в своей противоположности. Поэтому абсолютное тождество мышления и бытия должно не только быть в себе, но и обнаруживаться вне себя, в существовании. Но это существование Шеллинг не определяет как внутренне иное сущности. Существование постоянно остаётся лишь внешней противоположностью, необходимой для откровения сущности бога. «Очень часто этот переход от тождества к различию рассматривали как упразднение тождества; но это... совсем не так» [42, стр. 424]. Становление реального бытия есть процесс творения бога, который из иррационального порождает рациональное, из материи вызывает сознание. Бог отделяет от себя природу, чтобы достигнуть самооткровения в сознании человека. Истинным субъектом реального бытия выступает разум бога, а природа и история оказываются лишь средством для осуществления божественной цели. Природа, по Шеллингу, является троном бога, его основанием. «Истинная реальность бога состоит в деятельности и взаимодействии обоих этих начал» [42, стр. 439].

Созерцая себя, бог делает себя самого основанием. Это основание представляет собой бытие в боге. Так как мышление и бытие противоположны друг другу, то бытие предшествует мышлению. Началом мышления может быть только то, что не является мышлением, т. е. бытие. Вследствие стремления бога к откровению в самом боге возникает противоположность мышления и бытия, свободы и необходимости. «Необходимое в боге мы называем природой бога» [43, стр. 210]. Так как бесконечное основание предшествует всякой противоположности, то действительным основанием откровения бога является возникновение противоположности в самом боге. Ни мышление, ни бытие не могут возникнуть друг из друга или перейти друг в друга. Гносеология, натурфилософия и философия тождества обнаруживают метафизическое понимание закона единства и борьбы противоположностей. Взаимное проникновение противоположностей, согласно Шеллингу, уничтожило бы противоречие, без которого не может быть ни движения, ни жизни, ни развития. Но это игнорирование проникновения противоположностей приводит

к противоположному результату: «Переход от единства к противоречию непостижим» [43, стр. 219].

Противоположность есть отрицание единства, а единство есть отрицание противоположности. Поэтому между богом и природой не может быть ни абсолютного единства, ни абсолютной противоположности. Абсолютное единство уничтожает всякое движение и развитие, а абсолютная противоположность образует непреодолимый дуализм между богом и природой. Это противоречие, согласно Шеллингу, разрешается в конкретном тождестве. Бог есть единство в двойственности и двойственность в единстве. Но так как мыслитель не признаёт проникновения противоположностей, т. е. возникновения противоположностей из единства, а единства из противоположностей, то бог необходимо вступает в отношение дуализма к природе. Тождество природы и бога не возвышает природу до саморазвития посредством внутреннего противоречия, а ставит её в зависимость от бога, от мистической сущности, предшествующей конкретному существованию. Развитие природы объясняется непостижимым актом самооткровения бога. Каждое образование материи обнаруживает деятельность божественного разума. «Но все эти формы и образования сами по себе не имеют никакой действительности» [43, стр. 280].

Противоречие между богом и природой есть основание откровения сущности бога в существовании. Только противоречие может быть источником вечной жизни. Это противоречие возникает вместе с волей бога к откровению. «В первоначальном бытии должен быть противоречивый принцип откровения, так как только такой принцип может стать основанием откровения» [43, стр. 343]. Стремление бога стать объектом для себя самого не есть знание, так как знание основывается на противоположности мышления и бытия. Первоначальное единство бога есть чистое знание, в котором нет никакой противоположности. Поэтому самопознание бога начинается лишь вместе с самооткровением, с возникновением противоположности между природой и богом. Но в процессе откровения бог познаёт себя самого как нечто другое. Из абсолютного единства возникает противоположность субъекта и объекта, посредством которой бог приходит к познанию себя самого. «Следовательно, всё движение есть лишь движение к самопознанию» [44, стр. 226]. Сознание реального субъекта, по Шеллингу, является лишь средством, как и всё конкретное бытие, самопознания бога. Действительное же познание первоначального единства бога достигается только в интеллектуальном созерцании, в котором нет никакого различия между субъектом и объектом.

В интеллектуальном созерцании субъект растворяется в том, что никогда не может быть объектом. Более правильным выражением непосредственного познания сущности бога Шеллинг считает понятие экстаза. Именно в экстазе субъект находится

вне себя и перестаёт быть субъектом. Только в экстазе вечное единство бога постигается как абсолютный субъект. «Этот абсолютный субъект существует лишь постольку, поскольку я не делаю его объектом, т. е. не знаю, отказываюсь от знания; но как только это незнание хочет снова подняться до знания, абсолютный субъект вновь исчезает, так как он не может быть объектом» [44, стр. 229]. В экстазе абсолютный субъект постигается как высшая реальность, внешним проявлением которой выступает всё конкретное бытие, многообразное существование. Незнание объявляется высшим знанием. «Оно — чтобы выразить это положительно — есть то, что мы можем назвать свободным мышлением. Мышление есть отказ от знания» [44, стр. 235]. Абсолютное тождество мышления и бытия в абсолюте привело Шеллинга к отказу от опосредованного мышления. Дуализм сущности и существования привёл к принижению конкретного мышления перед мистическим экстазом, рефлективного познания перед абсолютно непосредственным откровением сущности бога, науки перед верой.


Поделиться:



Популярное:

  1. AT : химич. Природа, строение, свойства, механизм специфического взаимодействия с АГ
  2. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  3. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  4. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  5. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  6. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  7. III. Презрение как заколдованный круг .
  8. III. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА БОГА
  9. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  10. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  11. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  12. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь