Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Абсолют как субстанция-субъект



«То, что я называл натурфилософией и трансцендентальной философией, я всегда представлял как противоположные полюсы философствования; в данном изложении я стою на точке зрения индифференции, вполне твёрдо и уверенно стать на которую может только тот, кто конструировал её прежде из совершенно противоположных направлений» [26, стр. 108]. Субъективный идеализм утверждает, что Я есть всё; объективный идеализм полагает, что всё есть Я. Такова точка зрения параллелизма, которая была основой развития гносеологии и натурфилософии. Природа оказалась видимым духом, а дух — невидимой природой. Но при такой предпосылке необъяснённым оставалось как раз то, почему мышление и бытие обнаруживают единую диалектику развития. Гносеология и натурфилософия, исходя из противоположных принципов, лишь показали, что мышление и бытие соответствуют друг другу, но не объяснили этого согласования. Единство же диалектики требовало единого принципа гносеологии и натурфилософии, на основе которого можно было бы раскрыть тождество мышления и бытия. Таким принципом, согласно Шеллингу, может быть лишь абсолютное тождество.

Шеллинг стремится преодолеть односторонность субъективного и объективного идеализма, объединяя в абсолют спинозовскую субстанцию и фихтевское самосознание. Это единство достигается им лишь тем, что абсолютное самосознание превращается в самосознание абсолюта. Шеллинг упраздняет абсолютное тождество самосознания, восстанавливая самосознание абсолютного тождества. «Я называю разумомабсолютный разум, или разум, поскольку он мыслится как полная иидифференция субъективного и объективного» [26, стр. 114]. Объективное и субъективное образуют единство противополож-

ностей. Поэтому для постижения абсолютного разума необходимо полностью абстрагироваться от мыслящего. Посредством этого отвлечения разум перестаёт быть чем-то субъективным или объективным. Философия тождества возвышается до познания вещей, как они существуют в себе, т. е. в разуме абсолюта. В вещах постигается лишь то, благодаря чему они выражают абсолютный разум. Вне разума нет ничего, а в нём существует всё. Основанием разума является сам разум. Он абсолютно един и равен себе самому.

Как в «Наукоучении» Фихте основой конкретного развития субъекта и объекта самосознания было Я = Я, так и в философии тождества Шеллинга основой развития материи и духа выступает абстрактное тождество абсолюта. «Высший закон бытия разума, а так как вне разума ничего нет, всего бытия (поскольку оно заключается в разуме) есть закон тождества, который в отношении ко всему бытию выражается посредством А=А» [26, стр. 116]. Закон тождества рассматривается Шеллингом как вечная истина. Всеми иными законами определяется лишь то, что существует для рефлексии, а не в абсолютном разуме. Единственное бытие, которое полагается законом тождества, есть бытие абсолюта. Закон тождества не нуждается в доказательстве и выступает как основа всякого доказательства. Абстрактное тождество представляется Шеллингу не только как закон бытия, но и как высший закон познания абсолюта. «Единственно безусловное познание есть познание абсолютного тождества» [26, стр. 117]. Познание абсолюта Шеллинг лишает всякой рефлексии, опосредования. Абсолютное тождество существует потому, что оно мыслится непосредственно как таковое. Бытие абсолютного тождества есть истина. Разум и абсолютное тождество едины.

Абсолютное тождество бесконечно и никогда не может быть уничтожено, так как всё, что существует в абсолютном разуме, т. е. в себе, едино. Абсолютное тождество есть вечное бытие. Всё иное лишь постольку безусловно или в себе, поскольку оно есть само абсолютное тождество. Конечное, рассматриваемое в себе, не является конечным. Стремление понять переход от абсолютного тождества к различию является основной ошибкой всей прежней философии. Такого перехода нет. Из всех прежних философов, согласно Шеллингу, только Спиноза осознал, что всё существующее есть само бесконечное. Абсолют есть сущность и целостность всего существующего. А всё, что существует в абсолюте, по своей сущности необходимо и всегда абсолютно. Абсолют есть абсолютное тождество субъекта и объекта, мышления и бытия, идеального и реального, бесконечного и конечного, всеобщего и особенного, сущности и формы. Шеллинг не доказывает, каким образом каждая из этих противоположностей переходит в своё другое благодаря внутреннему противоречию и образует конкретное тождество. Отсутствие диалек-

тики в рассмотрении принципа философии тождества приводит к растворению конкретных противоположностей в абстрактном единстве.

Вместе с бытием абсолютного тождества полагается также форма тождества. Здесь нет никакого перехода. То, что полагается вместе с формой, полагается также вместе с бытием абсолюта. Абсолютное тождество исключает всякое различие из его сущности. Поэтому то, что полагается в форме различия, присуще не самому абсолютному тождеству, а лишь виду его бытия. О сущности абсолюта невозможно высказать какое-либо конкретное определение. Так как вне абсолюта нет ничего, то познание абсолюта существует в самом абсолюте. Но это познание относится не к сущности, а к конкретной форме бытия абсолюта. «Всё, что существует, поскольку оно рассматривается в себе и абсолютно, по сущности есть само абсолютное тождество, а по форме бытия есть познание абсолютного тождества» [26, стр. 122]. Познание есть бытие абсолюта, рассматриваемое по его форме. Пытаясь объединить спинозовскую субстанцию и фихтевское самосознание в понятии абсолюта, Шеллинг подготавливает принцип гегелевской философии. «В системе Гегеля, — говорит Маркс, — существуют три элемента: спинозовская субстанция, фихтевское самосознание и гегелевское необходимо-противоречивое единство обоих элементов — абсолютный дух. Первый элемент есть метафизически переряженная природа в её оторванности от человека, второй — метафизически переряженный дух в его оторванности от природы, третий — метафизически переряженное единство обоих факторов, действительный человек и действительный человеческий род»[4, стр. 154].

Различие между Шеллингом и Гегелем в понятии субстанции-субъекта касается лишь формы. Если Гегель возвысил форму до сущности, то Шеллинг превратил сущность в нечто формальное. Оба же одинаково признают, что конкретное многообразие реального бытия есть результат самопознания абсолюта. Но для Гегеля существует только конкретная форма абсолюта. Шеллинг же конкретную форму бытия противопоставляет форме самого абсолюта, лишённой всякого различия и абсолютно тождественной сущности. Для Шеллинга виды бытия абсолюта не изменяют сущности абсолюта. Абсолютная сущность выступает как нечто самостоятельное и независимое от конкретного бытия. Но такая сущность становится как раз несущественной. Действительная сущность всегда есть определённая сущность, т. е. сущность чего-то особенного. Сущность особенного необходимо является особенной сущностью. Возвышение же абсолютной сущности над конкретным бытием оставляет за ним лишь количественное различие. Абсолют не может бесконечно познавать себя, не полагая себя бесконечно в качестве субъекта и объекта. Но это различие не касается сущности

абсолютного тождества. «Между субъектом и объектом вообще невозможно никакое иное различие, кроме количественного» [26, стр. 123]. Сущность абсолюта вечна и неизменна.

Количественное различие присуще лишь отдельному бытию, поскольку оно мыслится обособленным от абсолютного целого. Абсолют, согласно Шеллингу, есть абсолютная целостность, не причина вселенной, а сама вселенная. Сущность абсолютного тождества неделима и едина в каждой части вселенной. Вещи или явления, которые кажутся нам различными, на самом деле не различны, а едины. Все вещи в совокупности представляют собой чистое незамутнённое тождество, совершенное равновесие мышления и бытия. Это тождество существует во всём, что есть. Сила, господствующая в природе, и сила, которая обнаруживается в духовном мире, по существу тождественны. Различие состоит лишь в том, что в природе она должна бороться с перевесом реального, а в духе — с перевесом идеального. Всё многообразие конкретного бытия Шеллинг сводит к различному количественному соотношению идеального и реального. Всё конечное есть конкретное тождество. «Каждое отдельное бытие как таковое есть определённая форма бытия абсолютного тождества, а не само его бытие, которое существует лишь в целостности» [26, стр. 131].

В гносеологии абсолютное Я выступало как абсолютный синтез всего конкретного самосознания. В натурфилософии абсолютное Я, перенесённое на природу и превращённое в абсолют, выступало как абсолютный синтез конкретного развития материи. В философии тождества оба абсолютных синтеза объединяются в абсолютную целостность. Но это метафизическое, а не диалектическое, единство мышления и бытия. Абсолютная целостность выступает как абсолютная совокупность всего бытия и мышления. Количество всего реального бытия рассматривается как абсолютно равное количеству всего мышления. Абсолют есть абсолютное тождество мышления и бытия, субъекта и объекта. Всё, что находится вне абсолютной целостности, есть отдельное бытие, основанием которого выступает количественное различие субъекта и объекта. Шеллинг лишь постулирует абсолютное и конкретное тождество мышления и бытия. Понятие абсолюта устанавливается как предпосылка объяснения конкретного тождества мышления и бытия. Сама же предпосылка остаётся при этом необъяснённой, так как абсолют не формирует себя самого как конкретное тождество.

Абсолютное тождество в отдельном существует в той форме, в которой оно существует в целом. Всякое отдельное в отношении к себе самому есть относительная целостность, определённая потенция. Совокупность всех потенций есть абсолютная целостность. Все потенции существуют абсолютно одновременно, так как между мышлением и бытием, по Шеллингу, нет никакого причинного отношения. Бытие и мышление едины

и никогда не могут быть обособлены. Существует лишь абсолютное тождество и различие с перевесом мышления и бытия одновременно, но в противоположных направлениях. «Формула бытия абсолютного тождества в общем может быть представлена в образе линии, где в каждом направлении положено то же


самое тождество, но с перевесом А или В в противоположных направлениях, а к точке равновесия относится само А=А» [26, стр. 137]. В этой основной формуле системы тождества А+=В выражает потенции природы с перевесом реального, А=В+— потенции духа с перевесом идеального. Совокупность же всех потенций природы и духа, образующих абсолютную целостность, выражается посредством А=А.

Абсолют есть абсолютное тождество субъекта и объекта, природа есть объективный субъект-объект, а дух суть субъективный субъект-объект. Абсолют не обосновывает конкретное тождество мышления и бытия, а лишь растворяет это тождество в сфере абстрактного единства. «Когда познаётся абсолют, — говорил Фейербах, — когда он извлекается в сферу ясного понятия из тьмы абсолютной неопределённости, где он лишь объект представления и фантазии, — тогда он познаётся либо как дух, либо как природа. Нет науки об абсолюте как таковом, но, как раньше, так и теперь, существует лишь наука об абсолюте как природе или об абсолюте как духе» [62, стр. 84]. Философия тождества, абстрагируясь от конкретного тождества мышления и бытия, оказывается не в состоянии преодолеть противоположности субъективно-идеалистической гносеологии и объективно-идеалистической натурфилософии. Точка зрения параллелизма развития мышления и бытия остаётся непреодолённой.

Всё философское развитие Шеллинга обнаруживает, что принцип гносеологии, натурфилософии и философии тождества является лишь различной модификацией принципа фихтевского «Наукоучения». В гносеологии абсолютное Я выступало как основа и абсолютный синтез конкретного тождества субъекта и объекта самосознания. Опираясь на положение Спинозы, что порядок идей и вещей тождествен, Шеллинг перенёс этот принцип на природу. В натурфилософии основой и абсолютным синтезом конкретного тождества субъекта и объекта материи выступает абсолют. Философия тождества метафизически объединяет оба тождества в едином абсолюте. Основой и абсолютным синтезом конкретного тождества материи и духа выступает абсолютное тождество. Принцип философии тождества представляет собой последнюю метаморфозу триединого принципа фихтевской философии.

Основной недостаток этого принципа, независимо от сферы, в которую он переносится, заключается в том, что над конкретными моментами взаимодействия возвышается как нечто самостоятельное основание взаимодействия. Вследствие этого абсолютное тождество необходимо попадает в отношение дуализма к конкретному тождеству. Абсолютное тождество самосознания, абстрагированное от реального бытия, лишало гносеологию необходимости объективного содержания. Абсолютное тождество реального бытия, рассматриваемого вне отношения к мышлению субъекта, делало невозможным переход к содержательному самосознанию. Как гносеология, так и натурфилософия не раскрыли конкретного тождества мышления и бытия, посредством которого диалектика материи выражается в диалектике мышления. Философия тождества, объединяя в абсолют абсолютное тождество самосознания и абсолютное тождество реального бытия, сохраняет, а не преодолевает, основной недостаток принципа гносеологии и натурфилософии. Изложить идеальную сторону абсолюта — значило бы повторить то, что уже высказано в гносеологии. Поэтому Шеллинг необходимо ограничивается лишь рассмотрением реальной стороны абсолюта.

Абсолютное тождество полагает себя как динамический процесс природы, а динамический процесс стремится к абсолютному тождеству. Абсолют полагает себя в форме относительного самопознания до тех пор, пока это тождество не достигает формы абсолютного самопознания. Каждая потенция природы есть определённое выражение абсолютного тождества мышления и бытия. Самой низшей формой выражения абсолюта, согласно Шеллингу, является материя. Ни одна потенция природы не выступает как чистая сущность абсолюта. Лишь бытие материи, абстрагированное от всех её потенций, тождественно всеобщему бытию абсолюта. Неорганическая природа есть орган созерцания абсолютного тождества. Органическая же природа представляет собой форму бытия абсолюта. Всё конкретное многообразие природы Шеллинг рассматривает как основание бытия абсолюта. «Мы понимаем под природой абсолютное тождество вообще, поскольку оно рассматривается не как существующее, а как основание своего бытия, отсюда заранее ясно, что мы будем называть природой всё, что находится по ту сторону абсолютного бытия абсолютного тождества» [26, стр. 203—204].

Бытие абсолюта есть мышление, а мышление абсолюта есть бытие. Ни чистое бытие, ни чистое мышление не существуют. Бытие предполагает мышление, а мышление предполагает бытие. Поэтому принципом мышления и бытия может быть лишь абсолют, эта священная бездна, из которой всё возникает и в которую всё возвращается. «Ибо в абсолюте всё абсолютно, если, следовательно, совершенство его сущности обнаружива-

ется в реальном как бесконечное бытие, а в идеальном как бесконечное познание, то в абсолюте бытие, как и познание, абсолютно, и так как каждое абсолютно, ни одно не имеет противоположности вне себя в другом, но абсолютное познание есть абсолютная сущность, абсолютная сущность есть абсолютное познание» [27, стр. 303].

Абсолютное тождество мышления и бытия, возвышаясь над конкретным тождеством, создаёт непреодолимую противоположность между сущностью и существованием. Шеллинг не может показать, каким образом конкретное тождество мышления и бытия становится абсолютным тождеством, а абсолютное тождество превращает себя в конкретное тождество. Это метафизическое противопоставление абстрактного единства и конкретной действительности приводит к тому, что абсолют становится возможностью, лишённой действительности. «Мышление и бытие существуют в нём, следовательно, лишь потенциально, а не действительно. То, из чего нечто выделяется, не обязано содержать это выделяемое, но может быть абсолютно простым. Абсолютное познание, именно потому что оно абсолютно, в отношении к конечному или вообще явлению делает необходимым разделение на мышление и бытие, иначе оно как абсолютное не может быть выражено в конечных вещах; мышление и бытие полагаются лишь вместе с этим разделением, а до него или в абсолютном познании никоим образом не существуют» [27, стр. 324].

Абсолютное единство мышления и бытия есть вечная форма абсолюта, тождественная его сущности. Абсолютное познание есть абсолютный субъект-объект, интеллектуальное созерцание, в котором нет никакого отношения. Сущность абсолюта может быть представлена лишь как чистое, абсолютно незамутнённое тождество. Постичь это тождество посредством понятий невозможно, так как понятие всегда опосредовано. Понятие никогда не достигает абсолютного тождества с предметом познания. «Это имеет место только в созерцании, которое полагает мышление и бытие абсолютно равными и, выражая абсолют формально, становится одновременно выражением его сущности» [28, стр. 369]. Познание абсолюта необходимо является абсолютным, ибо в абсолюте особенное есть также всеобщее, а всеобщее есть особенное. Благодаря этому единству сущность и форма в абсолюте едины. Абсолютное познание есть необходимая и вечная, тождественная самому абсолюту, форма. Абсолютная форма, как и сам абсолют, есть абсолютное тождество, безусловно простое, чистое и без раздвоения. Форма абсолюта есть единство, исключающее всякое дальнейшее определение. «То, что в форме реально, есть именно само абсолютное единство, и, наоборот, то, что в ней лишь идеально, есть именно противоположность» [28, стр. 380]. Абсолютное познание содержит лишь идеальную противоположность мышления и бытия.

Для Шеллинга всеобщее есть лишь в себе, абсолютное единство, всякое различие в котором существует лишь для неистинного, рефлектирующего познания. Единый абсолют определяет единство философии и её абсолютного метода. Сущность этого метода заключается в том, что всё определённое растворяется в абстрактном единстве. «В конструировании особенное (определённое единство) изображается как абсолютное, а именно само по себе как абсолютное единство идеального и реального» [28, стр. 407]. Абсолют есть абсолютное тождество сущности и формы. Форма, рассматриваемая сама по себе или обособленно от сущности абсолюта, есть особенное. Это особенное превращается в абсолютную форму лишь потому, что сущность становится с ним едина. Сущность же превращается в абсолютную сущность потому, что с ней становится единой форма. «Но эти оба единства существуют в абсолюте не вне друг друга, а друг в друге, и потому абсолют есть абсолютная индифференция формы и сущности» [28, стр. 416]. Внедрение сущности в форму, а формы в сущность представляет собой относительное единство. Абсолют же есть единство обоих единств, т. е. единство единства, абсолютное единство.

Это единство трёх моментов абсолюта, тождественного абсолютной целостности, обнаруживает как природа, так и дух. Единая тройственность господствует как в целом, так и в отдельном. Это показывает, согласно Шеллингу, что всё конкретное существование тождественно в себе и выражает вечную сущность абсолюта. Абсолютное тождество мышления и бытия есть высшая идея философии. В абсолюте, который выражается посредством этой идеи, все вещи содержатся вечным образом. Только посредством разделения мышления и бытия, которое полагается вместе с сознанием и для сознания, всё конечное выступает из вечности, обособляется от всего и переходит в наличное бытие во времени. В этом разделении мышление и бытие взаимно определяют друг друга, а единое абсолютное тождество оказывается раздвоенным на два относительных тождества. «Истинный идеализм основывается исключительно на доказательстве того, что вне сознания и помимо него это разделение совсем не существует» [29, стр. 26]. Тождество необходимо предполагает разделение мышления и бытия. Поэтому абсолютное тождество обоих может быть выражено в сознании лишь посредством двух противоположных форм тождества, каждая из которых не есть в себе.

Только абсолют, по Шеллингу, есть в себе, так как он не определяется ни бытием, ни мышлением, а представляет собой абсолютное тождество обоих. По форме абсолют есть субъект и объект, а по сущности он не является ни субъектом, ни объектом. «То, что абсолют в себе или по сущности есть ни то, ни другое и только поэтому абсолютное тождество обоих, является общеизвестным положением идеализма» [29, стр. 39]. Существу-

ет лишь единая философия, которая выражает это абсолютное тождество. То, что называют различными философскими науками, является лишь изложением единой и неделимой философии в различных потенциях. Совершенная философия выступает лишь как целостность всех потенций, т. е. идеальных определений. Принцип же философии не содержит в себе никакой потенции. Как и гносеология, философия тождества Шеллинга сохраняет непреодолённым дуализм абстрактного принципа и конкретной формы его развития, абстрактной сущности и конкретного существования. Всякое различие формы, согласно Шеллингу, несущественно. «Конструирование философии направлено не на конструирование потенций, как таковых, и следовательно как различных, а в каждой потенции только на изображение абсолюта, так что каждая сама по себе есть целое» [30, стр. 107]. Каждую отдельную потенцию философия рассматривает как определённое выражение абсолютного тождества.

Для философии важно не только то, что осознаётся, но и основание этого познания. Каждому основанию может быть противопоставлено другое равное основание. Так как философия есть не только знание, но одновременно также знание этого знания, то она необходимо подвергает рефлексии принцип и метод познания. Метод философии определяется тем принципом, из которого она исходит. Принцип философии является одновременно принципом метода данной философии. Спиноза исходит из абсолюта, существующего вне и независимо от Я. Этот принцип догматизма, согласно Шеллингу, приводит к тому, что Я остаётся вне абсолюта. Фихтевская философия, будучи перевёрнутым догматизмом, приходит к тому же самому результату, так как абсолютное Я постоянно обременено своей противоположностью. Потребность философии состояла теперь в том, чтобы обосновать объективное тождество мышления и бытия. «Требуется не спинозовокое формальное соединение и также не субъективная целостность, как у Фихте, а целостность с бесконечной формой. Это, как мы видим, и совершается в шеллинговской философии» [57, стр. 489].


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  4. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  5. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  6. III. Презрение как заколдованный круг .
  7. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  8. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  9. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  10. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.
  11. VI.3.3. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости
  12. А как же незаменимые аминокислоты?


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь