Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Благовестник обязан знать, по мере сил, что в жизни его нет ничего противного Богу, мешающего служению Духа Его душам слушателей.



Самопроверка

1. Молитвой проповедник укрепляет..................., получает.............................. и подтверждение своему............................

2. Кто хочет быть плодотворным благовестником, тот должен ежедневно уделять время для..................... и размышления над............................

3. Господь обещает...................... молитву и..................... на нее.

4. Важнейшее качество проповедника -.....................

5. Ничто так не мешает действию Духа Святого, как неисповеданный........................

Молись о качестве проповеди

Углубляясь в Писание в ходе подготовки к проповеди, надо, конечно, молиться, чтобы Бог дал тебе нужные слова. Слова, которые тронут сердца слушателей. Но начать надо не с этого. Бог прежде всего должен коснуться твоего сердца. Лучшая проповедь - та, которая обращена к самому проповеднику. Тогда она будет криком живой души, а не просто рассуждением на библейскую тему. Задача ведь не в том, чтобы произвести на слушателей впечатление, а в том, чтобы они покаялись. Если Слово Божье запечатлелось в твоём сердце, оно убедит и других. Открой Слово Божье на выбранном месте и помолись, чтобы:

• тебе открылась его глубина;

• понять истины, явленные здесь;

• вспомнились другие отрывки Писания на ту же тему;

• суметь связать эти истины с болью и чаяниями слушателей, и т. д.

Потом, поработав над текстом и поняв его, снова помолись о помощи: чтобы суметь изложить эти истины ясно, правильно и просто. Чтобы примеры и иллюстрации дошли до каждого слушателя, чтобы все тебя правильно поняли, чтобы ни единым словом ты никого не обидел, чтобы никто не заскучал, чтобы интерес к Евангелию не угасить, а возгреть, чтобы каждый понял: " Это для меня! ".

Молитвенно и тщательно подготовленная призывная проповедь, ещё даже не услышанная людьми, - это уже приношение Господу, дар твоей любви к Нему.

Молись о будущих слушателях

В десятом уроке мы увидим, что во время проповеди надо следить за реакцией слушателей. Но задолго до этого, уже при подготовке проповеди, нужно начать за них молиться.

Прежде всего о том, чтобы Святой Дух привёл на проповедь людей, уже подготовленных Им к покаянию. Чтобы им не расхотелось прийти, чтобы все препятствия, которые сатана им злонамеренно расставит, они преодолели. Чтобы жизненные обстоятельства явили им нужду в Божьей помощи.

Молись, чтобы придя на собрание, они не столкнулись ни с чем огорчительным. Чтобы им понравилось пение и всё, что предшествовало проповеди. Чтобы во время проповеди они не отвлекались. Чтобы мысли их стремились к пониманию евангельской истины, а сердце - к такому отклику, какого хочет Бог.

Если ты искренне молился, чтобы Сам Бог подготовил слушателей, можешь проповедовать с полной уверенностью, что Он их подготовит.

Молись о результатах

Особенно важна молитва сразу по окончании проповеди. Слушатели размышляют об услышанной истине и о том, как среагировать. Кто-то уже решил. Кто-то колеблется. Кто-то смотрит на окружающих. В глубине сердец решается их вечное будущее.

Возможно, тебе попадутся видеокассеты собраний с участием Билли Грэма. Обрати внимание, что он делает в конце проповеди. Он уже всё рассказал, объяснил, как сделать первый шаг ко спасению. И - стоит склонив голову: прямо на кафедре или в сторонке. Он может так простоять несколько минут, даже не видя, многие ли встали с мест и выходят вперёд, где их встречают душепопечители. Он сделал всё, что мог. Остаётся лишь принести эти души в молитве Господу и ждать, что Святой Дух завершит в них благодатное действие.

Есть благовестники, которые в эти минуты, пользуясь различными приёмами, изо всех сил " нажимают" на людей, " выбивая" из них решение прийти ко Христу. Приёмы бывают самые разные: как приемлемые, так и дешёвые. Но куда важнее, однако, уповать на Духа Божия, убеждающего людей и приводящего их к покаянию, - иначе " обращение" окажется всего лишь поверхностной (и недолговечной) эмоциональной реакцией на давление проповедника.

Какой бы ни была внешняя форма отклика на призыв - нет средства убеждения мощнее, чем молитва: о том, чтобы люди покаялись искренне, чтобы привёл их ко Христу Дух Святой.

Самопроверка

1. Лучшая проповедь - та, которая обращена к.............................

2. Молиться за слушателей надо уже при..............................

3. Молитва за слушателей особенно важна по................................

Не забыть:

Кто знает, что такое призывная проповедь, сколько сил и времени она требует, тот поймёт, почему апостол Павел умолял верующих в Эфесе:

" Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно" (Эф 6: 18-20).

Благовестник, не уединяющийся с Богом ежедневно, - лицемерит, когда молится на людях.

Практическое задание

Какое, по-твоему, задание будет самым практическим после этого урока? Подытожить основные мысли на бумаге? Написать о молитве краткое сочинение? Провести беседу о необходимости и пользе молитвы? Всё это полезно, но не это самое практическое.

Молись. Если что-то другое показалось тебе самым практическим, значит, суть урока ты не усвоил! Размышление о молитве - это не практика, а теория. Так что приступай к практическому применению изученного материала прямо сейчас. Начни получасовую молитву, по такому плану:

1. Вспомни имена десяти неверующих знакомых и принеси их в молитве Господу. Только не пиши в книге; запиши их на отдельном листке и вложи в Библию, чтобы помнить постоянно. Молись о том, чтобы Бог явился им: если не через тебя, то через других проповедников по Его выбору. Молись о каждом поимённо: чтобы Бог хранил их, пока они не услышат о Христе и не покаются. И чтобы Он указал тебе лучший способ помочь им найти Христа.

2. Открой Библию на тексте, который подобрал для первой проповеди, затем - для второй, затем - для третьей. Молись над каждой открытой страницей, чтобы Святой Дух дал тебе понимание глубин Божьих истин. Чтобы научиться доносить эти истины до ума и сердца слушателей. Чтобы во время проповеди дьявол был обуздан. Чтобы каждый слушал Слово Божие с полным вниманием и готовностью уверовать.

3. Молись, чтобы Бог показал тебе, что в твоей жизни неугодно Ему, что надо изменить. Возможно, это грех, в котором надо покаяться, и получить очищение Христовой кровью. Возможно, это неверное отношение к чему-то или к кому-то. Или нехватка чего-то угодного Богу. А может, в сердце закрались равнодушие, гордость, лень, уныние? Или за слишком многое взялся, переутомился, и надо отдохнуть, пересмотреть нагрузки? Бог всё поймёт, для Него нет мелочей, нет тайн. Время молитвы для того нам и дано, чтобы выразить без утайки самые сокровенные желания.

Сегодня праздник

Закончив молитву, поздравь себя: полкурса пройдено! Господь помог тебе до этого места, поможет и до конца. Да согреет тебя радость сознания того, что ты не уклонился от призыва Его, и получишь Его награду.

" Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие" (1 фес 5: 24).

Урок 7. Структура проповеди: план

О чём этот урок:

Часы, проведённые в углублённом изучении Писания и в молитве, подскажут тебе идеи для проповеди и зажгут сердце желанием проповедовать.

Иначе не справиться с работой, требующей столько сил, нервов и сосредоточенности. Теперь начинается напряжённый труд выбора темы, поиска и отбора нужного материала и выстраивания мыслей, которые составят проповедь.

В четвёртом уроке мы упоминали, что достичь цели помогает карта, план. Дороги бывают разные. Если надо спешить, путь выбирают кратчайший. А если катишь тяжёлую тележку, то выберешь дорогу поровней, даже если идти по ней дольше. А если спешить некуда и вокруг много интересного, то путь может оказаться и извилистым. Самое главное - знать, куда идёшь и как туда дойти.

Ты уже знаешь, что цель у любой призывной проповеди одна: помочь людям покаяться и уверовать во Христа. Кроме того, тебе известно, что о Евангелии можно сказать столько, что всё в одну проповедь не влезет, значит, надо сосредоточиться на одной истине или теме. Наконец, ты знаешь, что огромное значение для подготовки и содержания проповеди имеют конкретные обстоятельства: где, когда и кому ты проповедуешь.

Теперь пора поговорить о том, как выстроить форму проповеди, её план. Как организовать материал, накопленный при изучении избранного библейского текста. Сразу скажем: план хорош любой, если он ведёт к цели. В восьмом уроке мы рассмотрим примеры разных вариантов.

План призывной проповеди - это порядок тех мыслей, цитат и примеров, которые подведут слушателей к решению покаяться. Цели важнее - нет. Значит, надо потрудиться как следует: чем легче слушателю понять, тем труднее проповеднику выразить. (Взять хотя бы текст этого самоучителя: если тебе легко его читать, значит, редактор немало попотел над каждым словом.) Ты ведь ведёшь за собой людей - и не имеешь права потерять их внимание, или сбить с толку, или утомить.

Не забывай, что Сам Господь ждёт конца проповеди, чтобы принять всех уверовавших. Уже это одно вознаградит твои усилия. Какое это зрелище - видеть, что хоть одна душа, отягощённая грехом, нашла облегчение покаяния и радость спасения! А если их несколько? А если их много! Как тут не воспрять духом, как не начать с нетерпением думать о следующей возможности привести людей ко Христу!

В этом уроке мы рассмотрим методы как подготовки, так и произнесения призывной проповеди. Подготовка требует немалой работы. Ведь надо составить такой план, чтобы в нём было ясно и чётко изложено Евангелие. Вот почему нельзя жалеть время на молитву и изучение Библии. Один знаменитый проповедник говорил, что к каждой минуте проповеди он готовится час. Видимо, он понимал всю важность подготовки: и умственной и духовной.

Однако готовить надо не только содержание проповеди, но и форму. Важно, например, разработать манеру, в которой проповедь будет произнесена. Что именно привлечёт внимание слушателей? Одним только голосом, красноречием, жестами, или внешним видом их внимания не удержишь. Разумеется, полезно владеть ораторскими приёмами, но если всё внимание на проповеднике - то это отвлечёт от Евангелия!

Главный интерес должно вызывать само содержание проповеди. Если есть чёткий и ясный план, на который органично ложится материал, излагающий библейские истины, проповедь получится интересной и действенной.

Внимание!

Может показаться, что к концу этого урока твои три проповеди должны быть уже готовы. Это не так; их разработка будет продолжаться до конца курса. На будущих занятиях мы ещё не раз вернёмся к седьмому уроку, чтобы применять, по мере разработки каждой из них, изученные методы. Подготовка проповеди - процесс постепенный. И это только начало.

Цели урока.

1. Проанализировать библейский материал трёх твоих проповедей.

2. Составить пробный план одной из них.

* * *

Итак, цель призывной проповеди - доходчиво изложить Евангелие в силе Святого Духа, чтобы слушатели покаялись и уверовали. Перед тем, как начать работу по её подготовке, надо:

помолиться, чтобы Бог направил мысли и благословил труд;

выбрать стихи из Библии, которые ты хочешь положить в основу проповеди;

• внимательно изучить это место (места) в контексте, поглубже постичь изложенные там истины и убедиться, что этот текст и его идеи слушатели поймут.

Только после этого начинается работа над проповедью.

Самое начало

Хорошая проповедь как бы растёт сама из почвы Слова Божия. Евангелие - это семя, а плодами будут колосья, жатва покаявшихся душ. Твоя проповедь - это путь, предписанный Богом, от почвы и семени к этому урожаю. Это стебель, соединяющий семя с колосом. Корень скрыт в земле, зерно прячется в колосе, а стебель у всех на виду.

Прежде, чем приступить к составлению плана проповеди, полезно сделать вот что. Задайся вопросом: чему учит выбранный тобой отрывок? И запиши краткие ответы на этот вопрос. Можно по отдельности для каждого стиха, прямо по тексту, - или подытожить весь отрывок несколькими предложениями. Можно прямо выписать нужные выражения (если в стихе напрямую излагается учение) - или пересказать их своими словами, или развернуть мысль, которую этот стих даёт в скрытом виде. Всё это задаст библейский тон, даст корень для проповеди.

Затем запиши, какие мысли пришли тебе в голову в процессе обдумывания. Например, возникшие вопросы, припомнившиеся случаи из жизни (твоей, или слушателей, или ещё чьей-то), что-то из прочитанного. Словом, любые мысли, свои и чужие, как-то связанные с темой. Это будет похоже на стройматериалы, которые ты свёз на строительную площадку и выгрузил пока в кучу, неразобранными.

В процессе этой работы начнут вырисовываться какие-то взаимосвязи. Одна идея контрастирует с другой, одна подробность влечёт другие, один случай цепляется за другой, одна истина напоминает сходную истину из другой книги Библии. Ещё не видно порядка расположения этого материала. Но связи эти - уже та почва, из которой вырастет план проповеди.

Отбор материала

Но оставить библейские выводы и твои мысли о них в одной куче - бессмысленно. Их надо как-то сгруппировать, рассортировать. Разложить по полкам, так сказать. Но по каким?

Здесь нет единого рецепта. Что будет удобно и стройно в одном случае, не вполне подойдёт к другому. Приведём два образца, два способа такой системы сортировки. Оба состоят из пяти " полочек", по которым можно разложить накопленный материал. Выбери любой из них - или придумай свою систему, лишь бы она достигала цели.

Образец первый

А. Факты: кто, что, когда, где.

Посмотри, какие факты содержатся в материалах. Люди. Кто говорит и с кем. События и слова. Утверждения и повеления. Время. Место и обстановка. Важно лишь вкратце перечислить имена, события, и т. п. Это простая констатация фактов, обозрение их. Ничего сложного тут нет.

Б. Смысл: зачем и почему.

Теперь идут вопросы посложней: " Почему именно это? ", " Какое это имеет значение? ", " Чем вызваны эти события, слова, поступки? ", " Зачем это попало в Библию? ", и тому подобные. Ты пытаешься понять, что из чего произошло и какая причина привела к какому следствию. Иначе говоря, начинается истолкование, интерпретация текста. Здесь уже возможны ошибки, поэтому надо молиться, чтобы в поисках и вопросов и ответов тебя направлял Святой Дух. И, разумеется, не стесняйся спрашивать совета у опытных христиан, у людей мыслящих.

В. Связи: что к чему.

Цепь состоит из звеньев, соединённых друг с другом. Вместе они делают дело, непосильное каждому в отдельности. Ты уже размышлял о взаимосвязях. Это связи и между стихами данного отрывка, и между стихами разных частей Библии, и между двумя твоими мыслями, и между учением Библии и примером из жизни. Многие, конечно, будут связями между твоими мыслями и библейскими истинами. Тут-то и начинается важное дело: отбор. Что-то из накопленного не вписывается в проповедь: оно плохо связано с остальным, придётся отбросить. Или: одна из связей перегружена, можно отложить часть материала на другой раз.

Г. Мировоззрение: точка зрения.

Слово Божье подобно волшебному стеклу, через которое совершенно иначе видны и мы сами и мир вокруг нас. И это понятно: Автор Библии смотрит на всё не так, как человек. Тут возникает расхождение: слушатели мыслят одним способом, Бог (и Его посланцы) другим. Например, кто-то из сидящих в зале не верит, что есть загробная жизнь. Или что Бог вмешивается в ход истории. Или что Бог вообще существует.

Благовестник обязан знать мировоззрение аудитории и строить проповедь с его учётом. Сюда надо выписать мысли, которые подчёркивают разницу между представлениями человеческими и Божьими. Иногда надо, чтобы люди поняли ошибочность каких-то своих воззрений. Не в этом твоя главная цель, но бывает так, что если не прояснить разницу, то тебя вообще не поймут. Побочная задача проповеди - помочь людям увидеть мир и себя с точки зрения Бога.

Д. Практические выводы: что делать.

Углубляясь в Слово Божье, мы понимаем, как применять его истины на практике. Какие-то из мыслей, записанных тобой, должны попасть в эту категорию. Это - применение Слова к жизни. Тут важно помнить вот что. Прежде чем формулировать, к чему призывать слушателей, обязательно сравни с этим призывом свою собственную жизнь. Одни выводы должны изменить мышление; другие - поведение.

Результаты.

Когда материал разложен, систематизирован, что-то уже начинает вырисовываться. Видно: чего многовато, а чего не хватает. Видно, что не всё уместится в одну проповедь. Что-то придётся оставить на будущее.

Образец второй

A. Актуальные вопросы

Что волнует слушателей? Почему? Кто виноват? Что делать? Зачем мы здесь собрались? Ради чего ты живёшь? Почему всё не так? Легко ли быть молодым? Не лучше ли начать жизнь сначала? Не пора ли подумать о главном? Что такое истина?...

Это, конечно, только некоторые примеры подобных вопросов. Но что-то в этом роде должно появиться у тебя при обдумывании связи библейских истин с жизнью твоих современников.

Б. Наглядные примеры - из жизни, прессы, литературы

Все подобранные тобою случаи из жизни, цитаты, подробности, намёки, и т. п., связанные с мыслями пункта " А".

B. Библейские истины

Основные мысли, которые изложены в выбранном тобой библейском тексте (плюс те мысли, на которые этот отрывок тебя навёл).

Г. Библейские иллюстрации

Места из других глав или книг Библии, сюжеты из Ветхого или Нового заветов, - каким-то образом связанные с мыслями пункта " В".

Д. Практические выводы

В предложениях, попавших на эту " полку", будут мелькать такие слова, как " покаяться", " уверовать", " пора! " и т. п.

Это те мысли, к которым надо привести слушателя. Лучше всего, если они не навязаны ему, а подсказаны, если он пришёл к ним сам. Люди не любят, когда за них думают, каждый хочет делать выводы самостоятельно.

Этот образец раскладки материала удобен для тех проповедей, где основной ход мысли такой:

Если возникают проблемы А1, А2, А3... (а они возникают, это видно на примерах Б1, Б2, Б3...), а Бог утверждает, что В1, В2, В3... (что подтверждается примерами Г1, Г2, Г3...) - то что из этого следует? Вывод ясен: Д1, Д2, Д3...

Число " три" здесь, конечно, взято условно. Идей или примеров в каждом случае может быть больше или меньше, чем три. Главное - ход мысли должен прослеживаться чётко, чтобы слушателям было понятно, к чему ты клонишь. Это может дойти до слушателя не сразу, но дойти должно, иначе ты не справился с задачей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь