Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ УСТАВА.
В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав церковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Плодом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный св. Саввою Освященным. По словам Симеона Солунского, Савва Освященный, началъник Лавры его имени в Палестине, изложил Церковный Устав, приняв его от преп. Ефимия Великого (IV в.) и Феоктиста друга его. Они же приняли Устав от своих предшественников и от исповедника Харитона (III в.), основавшего три обители в Палестине. Преп. Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (532 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии, Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав св. Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имел название " Иерусалимского". Подлинный Устав св. Саввы был утрачен при нашествии сарацин на Палестину, но св. Софроний, патриарх Иерусалимский (УП в.), живший долгое время в Лавре Саввы Освященного, восстановил и, дополнив Устав Иерусалимский, ввел его в под ведомых ему монастырях и приходских церквах, причем правила Устава о пище и вообще о питании монашеском были изменены соответственно условиям мирской жизни. Впоследствии Устав св. Саввы Освященного был обогащен некоторыми необходимыми и важными дополнениями. В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами св. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. В IX веке иером. Марк, настоятель Лавры св. Саввы, впоследствии епископ Идрунтский, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпадении " встрече", двух или трех праздников в один день и как согласовать праздничные богослужения с воскресными и великопостными. Эти изъяснения называются " Марковы главы" и " Храмовые главы". Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав - Студийский. Своим происхождением этот Устав обязан преп. Феодору Студиту.(82б г.), настоятелю Студийского монастыря,, основанного в г. Константинополе. После смерти преп. Феодора его Устав был записан неизвестным лицом вначале кратко, а потом, на основании предания, полно изложил этот устав патриарх Константинопольский Алексий (XI в.) для основанной им обители в г. Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон, в Южную Италию и был принят в монастырях русских со времени преп. Феодосия Печерского (около 1070 г.). Устав Студийский отличается от других уставов монастырских и в том числе Иерусалимского, главным образом, правилами монашеской жизни, а не богослужебным Уставом, потому что богослужебный чин вселенской Церкви уже установился, а Федор Студит, восполнил своими песнопениями Триоди. Особенно, отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем: 1) во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 2) на " Господи, воззвах" число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе; 3) великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи, 4) по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники. Служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский. В Русской Церкви Студийский Устав был введен преп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской Лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. Полагают, что Студийский Устав употреблялся в Русской Церкви ранее преп. Феодосия, но он не отличался полнотою, именно в нем не доставало правил монашеской жизни, а преп. Феодосий получил из Константинополя через Ефрема-скопца полный Устав, который и введен был преп. Феодосием в употребление. Устав Студийский применялся на Руси в богослужебной практике до конца Х1У в., т.е. до того времени, когда Устав Иерусалимский начал оказывать на Студийский Устав все большее влияние. В ХУ веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжественности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси. Замена студийских богослужебных обычаев Иерусалимскими не была актом административным. В случае недоумения по богослужебньш вопросам на Востоке и, в частности, в Константинополе, стали обращаться к Иерусалимскому Уставу, и, таким образом, Иерусалимский Устав получил господство, а богослужебные книги Студийские были приведены в согласие с требованиями Иерусалимского Устава. Первое печатное издание Типикона в России было в 1610 году при патриархе Гермогене. Но это издание было исправлено патриархом Филаретом. Из последующих изданий Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 г. при патриархе Иоакиме. Следующее Издание Типикона было в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени. Последнее издание Типикона было осуществлено в 1954 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия. В нем опущена Пасхалия, вместо которой имеется приложение: тропари и кондаки новопрославленным Русским святым, СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА (его состав). Первый отдел. По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав, причем, первый отдел в свою очередь можно разделить на три части: 1 часть - (1-46 гл.) – ˝ Общая", содержащая общие указания богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.); указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священно-действиях (22-23), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указываются на образ жизни монашествующих (32-46). II-я часть - (47-51) - " Частная" ' содержит в себе указания о " знамениях" (знаках) праздников и последования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и подвижных. Ш-я часть - (52-60) - " Дополнительная" содержит в себе: 1) указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы; 2) самые молитвословия, на которые в ней есть указания. Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые -'Храмовые главы", где указывается, каким образом должно ' совершать службу в храмовой праздник или святому при совпадении с другими праздниками. Часть 1. Указания о воскресной службе: Гл.1 - Чин малой вечерни: в начале 1 части Октоиха; в некоторых Служебниках 2 - Чинопоследование воскресного всенощного бдения. 3 - Воскресная служба присовпадении в неделю праздника святого с бдением. 4 - То же, при совпадении праздника с полиелеем 5 - То же, при совпадении праздника без полиелея, т.е. на 6 или со славословием. 6 - Указания, в какие дни года бывают бдения. 7 - Устав о богослужении в дни воскресные, если (по какому-либо случаю) накануне не бывает всенощного бдения, Тогда малая вечерня оставляется, а вечерня, повечерие и утреня совершаются отдельно в обычное время. 8 - 0 времени совершения литии: в неделю, в праздники великие, средние и малые. 9 - Указания о вседневной вечерне, утрене и литии. 10 - 0 чтениях из Толкового Евангелия на Утрене после кафизм. 11 - 0 пении канонов в седмичные дни. 12 - Указания о субботней службе при пении " Бог Господь" и нет полислея. 13 - То же, при пении " Аллилуиа". Заупокойная служба. 14 - Заупокойная служба (" большая панихида" ). 15 - Указ о субб. службе при пении " Бог Господь" при совпадении полиелея или бдения. 16 - 0 светильных на утрене: см. также в конце Октоиха 17 - 0 стихословии Псалтири: см. гл.5, первое " Зри" 18 - О стихослобии песней Свящ. Писания " Поем Господеви" и " Господеви поем'', которые положено петь на утрене перед тропарпыи канонов. 19 - 0 катавасии (с 25.УШ но 21.1Х, - Крест начертав Моисей). 20 - 0 пении " Честнейшей" после 8-й песни канона 21 - 0 пении изобразительных и антифонов праздничных и вседневных. 22 - 0 порядке и времени каждения. 23 - Об отъятии завесы и открытии царских врат. 24 - 0 времени зажигания свечей в праздничные дни 25 - То же, в будничные дни. Правила, относительно стоящих в храме (гл.26-31) 26 - 0 времени стояния в храме с жезлами 27 - Правила для канонарха 28 - 0 бесчинных воплях 29 - При каких священнодействиях надо стоять с открытыми головами 30 - 0 разговорах в храме, о вхождении и исхождении во время службы 31 - 0 будильнике. Далее в главах, начиная с 32, говорится о трапезе и посте (напр., гл. 32-33 - указания для всех христиан, 35-36 -о трапезе монашеской), а также о жизни монашествующих вообще (гл. 37-46). Гл. 47- о знаках, обозначающих праздники: великие: средние и малые. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1494; Нарушение авторского права страницы