Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Слово, выпущенное на свободу
До изобретения печатного станка лишь немногочисленная образованная элита имела доступ к книгам, знаниям и возможности учиться — эти избранные принадлежали в большинстве своем церковным кругам. Власть церкви вомногом основывалась на исключительном доступе к книгам и через ни к слову Божьему. Это давало духовенству беспрецедентный контроль над человеческими умами. Ренессанс и порожденные им культурные движения постепенно ослабили железную хватку богословов и священников. С распространением грамотности идеи хлынули в массы, и главенство Церкви пошатнулось. Печать и распространение книг пробудили сильнейшую жажду знаний и образования, которая свою очередь бросила вызов касте образованных, имевших полную власть над безграмотным народом. Книгопечатание способствовало распространению идей поверх национальных и культурных границ в масштабе, который ранее невозможно было представить. Работавший в Венеции издатель и типограф Альд Мануций (1449-1515) начал печатать книги небольшого формата. Это нововвеение привело к появлению личных библиотек, и по мнению доктора Хуана Рады «навсегда революционизировало власть знания; впервые пошатнулось влияние средневековых библиотек и стоящих за ними институтов, особенно Церкви, — они уступили место независимо публикуемому, коммерческому продукту». Доктор Рада развивает свою мысль дальше: «Начался новый технологический и интеллектуальный переход, создавший условия для научной революции и сопровождавший период великих открытий. Книга небольшого формата, которую можно взять в руки и перенести в любое место, оказала разрушительное воздействие, создав условия для Реформации, для использования национального языка, распространения книгопечатания, и открыла возможность самовыражения как для авторов, так и для читателей». Библиотека, состоящая из таких книг, в свою очередь создала инструменты, необходимые для развития управленческого аппарата и крупных организованных государств: «Книгоиздание стало средством дискуссий и передачи идей, поиска единомышленников и научного признания. Были посеяны семена Просвещения, а с ними и веры в образование и, уже в нашем столетии, веры во всеобщее образование и грамотность»9. Надо сориентироваться Поистине Возрождение стало периодом великих открытий. Коммерческие флоты европейских государств бороздили океаны, отправляясь в авантюрные путешествия ради открытий и завоеваний новых земель. Эти невероятные вторжения в неизведанное стали возможными благодаря новым навигационным приборам, в том числе магнитному компасу — изначально придуманному китайцами за двести лет до того и лишь недавно превзойденному системой GPS. Компас революционным образом изменил возможность ориентации, особенно на море, и позволил определять направление с высокой точностью. В то время как одни исследователи составляли карту Земли, другие переняли эстафету Галилея и наблюдали за небом с помощью новых более мощных приборов. Телескоп позволил точнее определять движение планет и уточнить местоположение Земли. Все эти нововведения шли рука об руку с развитием новых теорий в науке и математике. То же происходило и с еще более невероятным изобретением, которое тоже, вероятно, восходит к древнекитайским технологиям. Речь идет о механических часах. Механические часы постепенно вытеснили водяные и позволили совершенно по-новому переосмыслить время. Странно, что у столь революционного изобретения не сохранилось документальной истории создания — мы не знаем, кто их изобрел, хотя они появились еще в 1200-х годах*. Надежные часы помогли людям отказаться от
* В Западной Европе первые маятниковые часы изобретены немецким аббатом Гербертом, будущим папой Сильвестром II, около 1000 г., но они не получили широкого распространения; первые башенные часы были построены английскими мастерами в Вестминстере в 1288 г.; примерно в это же время Данте в «Божественной комедии» описывает колесные часы с боем. Прим. перев.* Ньютон назвал свой основополагающий труд на латыни: Philosophiae Naturalis Principia Mathematica (1684-1686); издана на русском языке: Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989. Прим. перев.
организации своей деятельности в соответствии с природным циклом дня и ночи — перемена, имевшая фундаментальное значение для принципов труда и производства. Связанные с механическими часами условности глубоко повлияли на наше представление о времени. Идея о том, что день разделен на двадцать четыре одинаковых сегмента по шестьдесят минут, стала неотъемлемой частью обыденного сознания. Часы также заставили по-новому взглянуть на Вселенную. Исаак Ньютон изложил в 1687 году монументальную теорию природы и места человека в мироздании, опубликовав труд «Начала» (Principia)*, где описал Вселенную в виде огромного механизма, напоминающего часы — эта философская идея оказала глубокое влияние на последующие события в науке и философии. Этот образ заставил задуматься о причинах и следствиях и роли внешнего и внутреннего воздействия, то есть породил концепции, формирующие наше сегодняшнее мышление и поведение. Как замечает Элвин Тоффлер, изобретение часов, случившееся до появления Ньютоновых теорий, оказало существенное влияние на их оформление. Хотя сам Ньютон предостерегал против использования своих законов для описания Вселенной как некоего огромного механизма, подобного часам: «Всемирное тяготение объясняет движение планет, но не может объяснить, кто привел планеты в движение. Бог управляет всеми вещами и знает все, что есть и может быть сделано»10. Индивидуальность и личная ответственность В результате сложных и взаимосвязанных перемен, которые принесло Возрождение, возникло не виданное доселе внимание к опыту отдельного человека. На протяжении всего периода Средневековья государство пребывало в тесных объятиях церкви, но в XV столетии она постепенно начала терять свою всеобъемлющую власть, чему способствовали два довольно мощных фактора: распространение грамотности и растущее недовольство интеллектуальным и политическим разложением римско-католического духовенства. В начале XV века немецкий богослов Мартин Лютер восстал против Рима, и его борьба с папским засильем дала толчок массовому движению, названному Реформацией, которое распространилось по всей Европе и раскололо западное христианство. В своем учении Лютер проповедовал, что в отношениях между человеком и Создателем не должно быть никаких посредников, тем более таких, как прогнившая и пекущаяся лишь о собственных интересах Римско-католическая церковь. Деятели Реформации настаивали на свободе человека брать на себя ответственность самому постигать смысл Писания и самому выбирать форму общения с Богом. Процесс развития критического мышления и накопления знаний заложил в XVI-XVII веках основу научного метода и привел Европу к следующему периоду, ныне известному как эпоха Просвещения. Существо разумное Рушились казавшие прежде неоспоримыми церковные догмы, и им на смену приходили фундаментальные вопросы о природе вещей. Все чаще философы и мыслители эпохи Просвещения задумывались над тем, что есть знание и как человек им овладевает. Стараясь ничего не принимать на веру, они ставили перед собой цель увидеть мир таким, каков он есть, — без покрова церковных предрассудков, без мифологических вымыслов и фантазий. Знания должны были соответствовать одному из двух критериев или обоим: строгим условиям дедуктивной логики или эмпирическим наблюдениям. Французский философ Рене Декарт (1596-1650) утверждал, что следует все подвергать сомнению и для всего находить бесспорные доказательства. Если необходимо выстроить новую доктрину знания, то должно возводить кирпичик за кирпичиком, с тщательной проверкой каждого элемента, и Декарт разработал метод логического анализа, с помощью которого все брал под сомнение, даже собственное существование. Свое философское утверждение «мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito ergo sum) он выдвинул как единственный критерий достоверности: я неизбежно живой в силу того, что я мыслю. На западное мировоззрение этот принцип линейности оказал глубокое влияние. Рационалист проходит логическую последовательность, строя одну идею на другой, подобно кирпичной кладке. Эмпирический метод подобным образом ищет закономерности в событиях, предполагающих движение от известных причин к известным следствиям11. Движущие силы Просвещения — рационализм и эмпиризм, — сметая традиционные способы мышления и открывая новые необъятные просторы в науке, технике, философии и политике, оставили неизгладимый след в истории Европы. В свое время они привели к Промышленной революции XVIII-XIX веков и господству науки во всех ее проявлениях в наше время. Попутно рационализм и эмпиризм внесли раскол между художественным восприятием и научным познанием — двумя образами мышления, которые до того были почти едины.
Сущность человека Постепенно союз искусства и науки пришел к распаду, и в конце XVIII — начале XIX веков на Просвещение наступила выраженная реакция — явление европейской культуры, названное романтизмом. Просвещение было представлено великими рационалистами: философами и учеными, такими как Юм, Локк, Декарт и многие другие, а романтизм проявил себя в великих произведениях художников, поэтов и музыкантов, среди которых имена Бетховена, Шиллера, Вордсворта, Кольриджа, Байрона и Гёте. В отличие от рационалистов, представители романтизма утверждали самоценность: - природы, - чувств - и сущности человека.
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы